КФО №5 2010
МСФО для МСП (IFRS for SME)
Корпоративная финансовая отчётность. Международные стандарты.
Журнал и практические разработки по МСФО и управленческому учету.
Принятие Советом по МСФО в 2009 г. единого МСФО для малых и средних предприятий (МСП) позволило ускорить процесс принятия – практического и на концептуальном уровне – самой идеи глобальных международных стандартов для малых компаний разных стран. Дискуссии об особых потребностях МСП на международном уровне велись десятилетиями. С внедрением МСФО для малых предприятий, которые составляют костяк частного бизнеса в любой, даже самой развитой экономике, можно ожидать триумфального «захвата» стандартами МСФО всех основных юрисдикций, нацеленных на поддержку инвесторов и кредиторов.
Рассмотрим последние события в сфере развития и международного продвижения МСФО для МСП.
Попечители Фонда Комитета по МСФО (IASCF) получили заявления от 87 кандидатов – претендентов на членство в Группе по имплементации МСФО для МСП (SMEIG). Фонд планирует включить в состав SMEIG от 12 до 20 членов, назначаемых попечителями. В целях минимизации затрат решено, что члены группы будут выполнять свои обязанности на добровольной, некомпенсируемой основе; кроме того, вместо личных встреч члены SMEIG в основном будут вести свою работу по переписке по электронной почте.
Группа SMEIG будет выполнять две основные функции:
1. В отношении разработки трактовки, руководства и объяснений по внедрению уже существующего стандарта МСФО для МСП:
– рассматривать и обсуждать вопросы по использованию МСФО для МСП, заданные пользователями;
– решать, какие из вопросов заслуживают опубликования в виде отдельного руководства по применению;
– достигать консенсуса относительно того, в чем конкретно должен состоять технический ответ на вопросы;
– разрабатывать предлагаемые рекомендации в форме вопросов и ответов (Q&As), которые будут регулярно и своевременно публиковаться для информирования заинтересованных сторон;
– получать одобрение Совета по МСФО для предварительного согласования Q&As (которые будут публиковаться в виде необязательных для применения рекомендаций в помощь тем, кто использует МСФО для МСП).
2. В отношении вынесения рекомендаций Совету по МСФО о необходимости внедрения нововведений и внесения изменений, поправок и дополнений в стандарт МСФО для МСП:
– для реализации вопросов, которые не могут быть решены путем Q&As;
– с учетом новых и пересмотренных стандартов МСФО, которые были приняты после выпуска МСФО для МСП.
Попечители планируют назначить действительных членов SMEIG до конца июня 2010 г.
Когда компании начинают впервые применять МСФО для МСП в своей юрисдикции, у них неизбежно возникают вопросы по применению этого стандарта на практике – как общие технические, так и вопросы применения с учетом страновой специфики.
Представители нескольких стран уже обратились в Совет по МСФО с просьбой разрешить им разработать национальные руководства по применению МСФО для МСП. В ответ директор Совета по МСФО по стандарту МСФО для МСП гн Пол Пактер дал следующие комментарии:
– Попечители Фонда по МСФО создали Группу по внедрению МСФО для МСП (SMEIG), которая будет рассматривать вопросы пользователей, решать, какие из них требуют опубликования детального руководства по применению, а также разрабатывать объяснения по применению стандарта в формате Q&As, критериями для разработки которых являются:
– Национальные органы по разработке стандартов финансовой отчетности должны играть ключевую роль в «фильтрации» вопросов, которые возникают в их юрисдикции и направляются в Совет по МСФО для получения ответа. Для действительно важных вопросов сфера их влияния может оказать значительное воздействие на большое количество стран, и в этих ситуациях глобальная последовательность, скорее всего, будет достигнута, если именно SMEIG, а не национальные органы будут рассматривать и разрешать такие вопросы. Национальные органы окажут большую помощь, если будут систематизировать такие вопросы и перенаправлять их в SMEIG.
– Не исключены ситуации, когда вопрос по применению МСФО для МСП возникает только в одной юрисдикции – возможно, из-за национальных законов или регулятивных правил, налогового кодекса или бизнес-практики. В этом случае ответ национальных органов по финансовой отчетности (например, министерства финансов определенной страны) может быть целесообразным. Как и в случае если вопрос возникает только на региональном уровне (например, в ЕС вследствие законодательства Евросоюза).
– Ответ на вопрос по применению МСФО для МСП на уровне национального руководства может быть также уместным в ситуациях, когда МСФО для МСП предоставляет возможность выбора учетной политики из двух или более альтернатив. Это позволит добиться последовательного и единообразного применения стандарта в рамках одной юрисдикции.
– Национальное руководство может быть целесообразным для разработки конкретных форматов отчетов и форм представления примечаний к финансовой отчетности. Например, могут быть разработаны детальные отраслевые форматы для представления в отраслях, а также рекомендации по раскрытию специфической отраслевой информации.
– Два принципа имеют важное значение при принятии решения о публикации руководства:
Отдел по образованию Фонда Комитета по МСФО разместил на сайте Совета по МСФО два дополнительных обучающих модуля по стандарту МСФО для МСП с целью использования учебных материалов для поддержки принятия странами и последовательного применения МСФО для МСП.
По окончании разработки учебные материалы будут включать 35 автономных модулей – по одному для каждого раздела стандарта МСФО для МСП. Любой желающий может распечатать учебные материалы, распространять их в учебных целях и даже размещать на своем собственном сайте (включая корпоративный) в некоммерческих целях в соответствии с Условиями Фонда КМСФО по авторскому праву и использованию.
Вновь размещены два следующих учебных модуля:
Семнадцать других учебных модулей были размещены ранее.
Каждый модуль включает в себя:
– обзор модуля, в том числе целей обучения, а также обзор требований, которые являются предметом этого модуля;
– полный текст раздела МСФО для МСП с добавлением примечания и рабочих примеров. Замечания и примеры предназначены для уточнения и иллюстрации требований;
– обсуждение оценок и суждений, принимаемых в процессе учета операций
и событий в соответствии с рассматриваемым разделом МСФО для МСП;
– краткое изложение основных различий между этим разделом МСФО для МСП и соответствующим «полномасштабным» МСФО;
– набор вопросов с несколькими вариантами ответов, предназначенный для проверки знаний обучаемого относительно требований данного раздела МСФО для МСП;
– набор case study (тематических исследований с решениями), направленный на развитие способности обучаемого по учету операций и событий в соответствии с данным рассматриваемым разделом по МСФО для МСП.
Вся информация по обучению, включая сами учебные модули, доступна по ссылке: http://go.iasb.org/smetraining.
В мае 2010 г. Фонд КМСФО и Совет по МСФО провели третий трехдневный международный семинар по подготовке консультантов по применению стандарта МСФО для МСП. Данный семинар был спонсирован Федерацией бухгалтеров Восточной, Центральной и Южной Африки и был проведен в Дар-эс-Саламе, Танзания, на базе Национального совета бухгалтеров и аудиторов Танзании. Частично проведение семинара финансировалось Всемирным банком. Тренерами, обучавшими будущих консультантов, были Пол Пактер, директор Совета по МСФО по стандартам для МСП, и Майкл Уэллс, директор Комитета по образованию Фонда КМСФО.
В работе семинара приняли участие 100 представителей из 10 стран: Конго, Эфиопии, Кении, Малави, Руанды, Южно-Африканской Республики, Свазиленда, Танзании, Уганды и Зимбабве. Все участники взяли на себя обязательство организовать аналогичные обучающие семинары по МСФО для МСП в своей собственной стране, для чего Совет по МСФО предоставит им учебные материалы и презентации. Советом по МСФО запланировано проведение международных семинаров по МСФО для МСП в июне 2010 г. в Каире, Египет, и в октябре 2010 г. в Панаме.
В настоящее время существует 60 стран, которые объявили, что они приняли или планируют принять МСФО для МСП. Последними добавлениями к списку желающих применять этот стандарт в своей юрисдикции стали:
– Египет. Египетское Общество бухгалтеров и аудиторов в настоящее время разрабатывает предварительный проект предлагаемого египетского национального стандарта по финансовой отчетности для МСП. Этот проект основан на МСФО для МСП, но ожидается, что могут быть предложены некоторые различия, в том числе в области аренды и распределения прибыли сотрудникам. Совет египетского Общества бухгалтеров и аудиторов ожидает выпустить предлагаемый стандарт для МСП в 2010 г.; тем не менее точная дата вступления в силу нового стандарта пока неизвестна.
– Гонконг. 30 апреля 2010 г. Институт дипломированных общественных бухгалтеров Гонконга (HKICPA) издал свой национальный стандарт финансовой отчетности, который идентичен МСФО для МСП, за исключением изменений, связанных с требованиями к налогу на прибыль. Институт заменил принципы признания
и оценки, содержащиеся в разделе 29 МСФО для МСП (о подоходном налоге), требованиями, содержащимися в МСФО 12 «Налоги на прибыль» (при сохранении соответствующих пояснений, содержащихся в МСФО для МСП).
– Малайзия. Малазийский совет по стандартам бухгалтерского учета выпустил предварительный проект стандарта финансовой отчетности для МСП, который полностью совпадает с МСФО для МСП. Срок представления комментариев заканчивается 30 сентября 2010 г.
– Танзания. С 2004 г. все хозяйствующие субъекты в Танзании обязаны использовать МСФО, за исключением государственных субъектов хозяйствования. Национальный совет по вопросам бухгалтеров и аудиторов Танзании уточнил, какие из этих предприятий в настоящее время могут перейти на использование МСФО для МСП вместо полномасштабных МСФО. Новые правила звучат следующим образом.
Публичные компании должны использовать полный набор МСФО. К таким компаниям относятся:
Все не входящие в этот список компании имеют право на использование МСФО для МСП. К ним относятся, например, компании частного бизнеса и правительственные структуры с численностью сотрудников менее 100. Однако по собственному выбору такие организации могут в качестве альтернативы использовать полный набор МСФО.
Судя по высокому уровню активности, достигнутому Советом по МСФО в области продвижения МСФО для МСП в глобальном масштабе, можно ожидать, что в ближайшее время многие страны Восточной Европы всерьез обратят внимание на этот стандарт финансовой отчетности, который, несомненно, будет должным образом оценен инвесторами и кредиторами малого бизнеса.