МСФО для МСП - последние события
Принятие Советом по МСФО в 2009 г. единого МСФО для малых и средних предприятий (МСП) позволило ускорить процесс принятия – практического и на концептуальном уровне – самой идеи глобальных международных стандартов для малых компаний разных стран. Дискуссии об особых потребностях МСП на международном уровне велись десятилетиями. С внедрением МСФО для малых предприятий, которые составляют костяк частного бизнеса в любой, даже самой развитой экономике, можно ожидать триумфального «захвата» стандартами МСФО всех основных юрисдикций, нацеленных на поддержку инвесторов и кредиторов.
Рассмотрим последние события в сфере развития и международного продвижения МСФО для МСП.
Период выдвижения кандидатур в члены SMEIG закончен
Попечители Фонда Комитета по МСФО (IASCF) получили заявления от 87 кандидатов – претендентов на членство в Группе по имплементации МСФО для МСП (SMEIG). Фонд планирует включить в состав SMEIG от 12 до 20 членов, назначаемых попечителями. В целях минимизации затрат решено, что члены группы будут выполнять свои обязанности на добровольной, некомпенсируемой основе; кроме того, вместо личных встреч члены SMEIG в основном будут вести свою работу по переписке по электронной почте.
Группа SMEIG будет выполнять две основные функции:
1. В отношении разработки трактовки, руководства и объяснений по внедрению уже существующего стандарта МСФО для МСП:
– рассматривать и обсуждать вопросы по использованию МСФО для МСП, заданные пользователями;
– решать, какие из вопросов заслуживают опубликования в виде отдельного руководства по применению;
– достигать консенсуса относительно того, в чем конкретно должен состоять технический ответ на вопросы;
– разрабатывать предлагаемые рекомендации в форме вопросов и ответов (Q&As), которые будут регулярно и своевременно публиковаться для информирования заинтересованных сторон;
– получать одобрение Совета по МСФО для предварительного согласования Q&As (которые будут публиковаться в виде необязательных для применения рекомендаций в помощь тем, кто использует МСФО для МСП).
2. В отношении вынесения рекомендаций Совету по МСФО о необходимости внедрения нововведений и внесения изменений, поправок и дополнений в стандарт МСФО для МСП:
– для реализации вопросов, которые не могут быть решены путем Q&As;
– с учетом новых и пересмотренных стандартов МСФО, которые были приняты после выпуска МСФО для МСП.
Попечители планируют назначить действительных членов SMEIG до конца июня 2010 г.
Нужно ли разрабатывать национальные руководства по применению МСФО для МСП?
Когда компании начинают впервые применять МСФО для МСП в своей юрисдикции, у них неизбежно возникают вопросы по применению этого стандарта на практике – как общие технические, так и вопросы применения с учетом страновой специфики.
Представители нескольких стран уже обратились в Совет по МСФО с просьбой разрешить им разработать национальные руководства по применению МСФО для МСП. В ответ директор Совета по МСФО по стандарту МСФО для МСП гн Пол Пактер дал следующие комментарии:
– Попечители Фонда по МСФО создали Группу по внедрению МСФО для МСП (SMEIG), которая будет рассматривать вопросы пользователей, решать, какие из них требуют опубликования детального руководства по применению, а также разрабатывать объяснения по применению стандарта в формате Q&As, критериями для разработки которых являются:
- «широта охвата» поставленного вопроса, т. е. наличие высокой вероятности, что поставленный вопрос возникнет в финансовой отчетности у широкой группы МСП в различных странах;
- отсутствие полной ясности в МСФО для МСП по данному поставленному вопросу, в результате чего могут произойти непреднамеренные искажения в отчетности в отсутствие соответствующих Q&As;
- уверенность в том, что SMEIG сможет достичь консенсуса по соответствующему вопросу своевременно для быстрой публикации ответа.
– Национальные органы по разработке стандартов финансовой отчетности должны играть ключевую роль в «фильтрации» вопросов, которые возникают в их юрисдикции и направляются в Совет по МСФО для получения ответа. Для действительно важных вопросов сфера их влияния может оказать значительное воздействие на большое количество стран, и в этих ситуациях глобальная последовательность, скорее всего, будет достигнута, если именно SMEIG, а не национальные органы будут рассматривать и разрешать такие вопросы. Национальные органы окажут большую помощь, если будут систематизировать такие вопросы и перенаправлять их в SMEIG.
– Не исключены ситуации, когда вопрос по применению МСФО для МСП возникает только в одной юрисдикции – возможно, из-за национальных законов или регулятивных правил, налогового кодекса или бизнес-практики. В этом случае ответ национальных органов по финансовой отчетности (например, министерства финансов определенной страны) может быть целесообразным. Как и в случае если вопрос возникает только на региональном уровне (например, в ЕС вследствие законодательства Евросоюза).
– Ответ на вопрос по применению МСФО для МСП на уровне национального руководства может быть также уместным в ситуациях, когда МСФО для МСП предоставляет возможность выбора учетной политики из двух или более альтернатив. Это позволит добиться последовательного и единообразного применения стандарта в рамках одной юрисдикции.
– Национальное руководство может быть целесообразным для разработки конкретных форматов отчетов и форм представления примечаний к финансовой отчетности. Например, могут быть разработаны детальные отраслевые форматы для представления в отраслях, а также рекомендации по раскрытию специфической отраслевой информации.
– Два принципа имеют важное значение при принятии решения о публикации руководства:
- Необходима осторожность, чтобы не создать обширные и детальные правила, что не будет согласовываться с самим духом МСФО для МСП.
- Необходимо избегать конфликтов между руководствами по применению МСФО для МСП, разработанными национальными органами в разных странах.
Размещены дополнительные учебные модули
Отдел по образованию Фонда Комитета по МСФО разместил на сайте Совета по МСФО два дополнительных обучающих модуля по стандарту МСФО для МСП с целью использования учебных материалов для поддержки принятия странами и последовательного применения МСФО для МСП.
По окончании разработки учебные материалы будут включать 35 автономных модулей – по одному для каждого раздела стандарта МСФО для МСП. Любой желающий может распечатать учебные материалы, распространять их в учебных целях и даже размещать на своем собственном сайте (включая корпоративный) в некоммерческих целях в соответствии с Условиями Фонда КМСФО по авторскому праву и использованию.
Вновь размещены два следующих учебных модуля:
- Модуль 11 «Базовые финансовые инструменты».
- Модуль 28 «Вознаграждения работникам».
Семнадцать других учебных модулей были размещены ранее.
Каждый модуль включает в себя:
– обзор модуля, в том числе целей обучения, а также обзор требований, которые являются предметом этого модуля;
– полный текст раздела МСФО для МСП с добавлением примечания и рабочих примеров. Замечания и примеры предназначены для уточнения и иллюстрации требований;
– обсуждение оценок и суждений, принимаемых в процессе учета операций
и событий в соответствии с рассматриваемым разделом МСФО для МСП;
– краткое изложение основных различий между этим разделом МСФО для МСП и соответствующим «полномасштабным» МСФО;
– набор вопросов с несколькими вариантами ответов, предназначенный для проверки знаний обучаемого относительно требований данного раздела МСФО для МСП;
– набор case study (тематических исследований с решениями), направленный на развитие способности обучаемого по учету операций и событий в соответствии с данным рассматриваемым разделом по МСФО для МСП.
Вся информация по обучению, включая сами учебные модули, доступна по ссылке: http://go.iasb.org/smetraining.
Подготовка международных инструкторов по МСФО для МСП
В мае 2010 г. Фонд КМСФО и Совет по МСФО провели третий трехдневный международный семинар по подготовке консультантов по применению стандарта МСФО для МСП. Данный семинар был спонсирован Федерацией бухгалтеров Восточной, Центральной и Южной Африки и был проведен в Дар-эс-Саламе, Танзания, на базе Национального совета бухгалтеров и аудиторов Танзании. Частично проведение семинара финансировалось Всемирным банком. Тренерами, обучавшими будущих консультантов, были Пол Пактер, директор Совета по МСФО по стандартам для МСП, и Майкл Уэллс, директор Комитета по образованию Фонда КМСФО.
В работе семинара приняли участие 100 представителей из 10 стран: Конго, Эфиопии, Кении, Малави, Руанды, Южно-Африканской Республики, Свазиленда, Танзании, Уганды и Зимбабве. Все участники взяли на себя обязательство организовать аналогичные обучающие семинары по МСФО для МСП в своей собственной стране, для чего Совет по МСФО предоставит им учебные материалы и презентации. Советом по МСФО запланировано проведение международных семинаров по МСФО для МСП в июне 2010 г. в Каире, Египет, и в октябре 2010 г. в Панаме.
Принятие МСФО для МСП в разных странах
В настоящее время существует 60 стран, которые объявили, что они приняли или планируют принять МСФО для МСП. Последними добавлениями к списку желающих применять этот стандарт в своей юрисдикции стали:
– Египет. Египетское Общество бухгалтеров и аудиторов в настоящее время разрабатывает предварительный проект предлагаемого египетского национального стандарта по финансовой отчетности для МСП. Этот проект основан на МСФО для МСП, но ожидается, что могут быть предложены некоторые различия, в том числе в области аренды и распределения прибыли сотрудникам. Совет египетского Общества бухгалтеров и аудиторов ожидает выпустить предлагаемый стандарт для МСП в 2010 г.; тем не менее точная дата вступления в силу нового стандарта пока неизвестна.
– Гонконг. 30 апреля 2010 г. Институт дипломированных общественных бухгалтеров Гонконга (HKICPA) издал свой национальный стандарт финансовой отчетности, который идентичен МСФО для МСП, за исключением изменений, связанных с требованиями к налогу на прибыль. Институт заменил принципы признания
и оценки, содержащиеся в разделе 29 МСФО для МСП (о подоходном налоге), требованиями, содержащимися в МСФО 12 «Налоги на прибыль» (при сохранении соответствующих пояснений, содержащихся в МСФО для МСП).
– Малайзия. Малазийский совет по стандартам бухгалтерского учета выпустил предварительный проект стандарта финансовой отчетности для МСП, который полностью совпадает с МСФО для МСП. Срок представления комментариев заканчивается 30 сентября 2010 г.
– Танзания. С 2004 г. все хозяйствующие субъекты в Танзании обязаны использовать МСФО, за исключением государственных субъектов хозяйствования. Национальный совет по вопросам бухгалтеров и аудиторов Танзании уточнил, какие из этих предприятий в настоящее время могут перейти на использование МСФО для МСП вместо полномасштабных МСФО. Новые правила звучат следующим образом.
Публичные компании должны использовать полный набор МСФО. К таким компаниям относятся:
- предприятия, акции которых котируются на фондовых рынках;
- финансовые институты, такие как банки, страховые компании, пенсионные фонды, паевые фонды;
- организации, которые имеют существенную социальную значимость или предоставляют основные государственные услуги, такие как коммунальные;
- все предприятия, в том числе государственные хозяйствующие субъекты с количеством сотрудников 100 или более или капитальными вложениями во внеоборотные активы выше $600 тыс.
Все не входящие в этот список компании имеют право на использование МСФО для МСП. К ним относятся, например, компании частного бизнеса и правительственные структуры с численностью сотрудников менее 100. Однако по собственному выбору такие организации могут в качестве альтернативы использовать полный набор МСФО.
Судя по высокому уровню активности, достигнутому Советом по МСФО в области продвижения МСФО для МСП в глобальном масштабе, можно ожидать, что в ближайшее время многие страны Восточной Европы всерьез обратят внимание на этот стандарт финансовой отчетности, который, несомненно, будет должным образом оценен инвесторами и кредиторами малого бизнеса.