Корпоративная финансовая отчётность. Международные стандарты.

Журнал и практические разработки по МСФО и управленческому учету.

"Фокус на будущем". Ежегодный отчет Фонда МСФО

Авторы публикации

Редакция КФО. МС

Редакция КФО. МС

Фонд МСФО (IFRS Foundation) опубликовал свой ежегодный отчет, в котором рассказал о достигнутых результатах и дальнейших планах.

Отчет (Отчет, опубликованный на английском языке, находится в открытом доступе по ссылке www.ifrs.org/About-us/IFRS-Foundation/Oversight/Annual-reports/Documents/IFRS-Foundation-Annual-Report-2015.pdf) содержит три блока:
  • отчет ключевых лиц Фонда, Наблюдательного совета, попечителей;
  • отчет о деятельности по разработке и продвижению стандартов;
  • финансовые показатели Фонда.
Рассмотрим основные выводы отчета.

Отчет ключевых лиц Фонда


Данную часть отчета можно свести к следующим тезисам.
  • Мировая экономика требует устойчивого роста. Глобальные рынки капитала — важнейший элемент в системе обеспечения бизнеса необходимыми финансами для роста и развития. Использование согласованных и сопоставимых между юрисдикциями финансовых отчетов — ключевой элемент инфраструктуры рынков капитала, который способствует рыночной активности и потокам капитала, необходимым для устойчивого финансового роста и развития экономики. [Из доклада Масамичи Коно (Masamichi Kono), председателя Наблюдательного совета Фонда.]
  • 2015-й был годом продолжающегося прогресса на пути к достижению наших целей. Своим успехом Фонд МСФО обязан широкой поддержке стейкхолдеров (Стейкхолдер (англ. stakeholder) — заинтересованная сторона.) по всему миру. Мы посвятили много времени дальнейшему укреплению взаимоотношений с разными группами стейкхолдеров. Одно из лучших тому подтверждений — программа «Инвесторы в финансовой отчетности» (Investors in Financial Reporting). Стандарты высокого качества служат общественным интересам, способствуя доверию, росту и долгосрочной финансовой стабильности в глобальной экономике. [Из доклада Мишеля Прада (Michel Prada), председателя Попечительского совета Фонда МСФО.]
  • В 2016 году мы продолжим работать в тесном взаимодействии с Советом по МСФО, чтобы проекты, которые планируется завершить в 2016 году, соответствовали всем необходимым требованиям процедуры выпуска стандартов. [Из доклада Джеймса Квигли (James Quigley), председателя Комитета по надзору за процедурой выпуска стандартов.]
  • Мы должны обеспечить соответствие стандартов отчетности постоянно меняющемуся миру, сделать раскрытия более эффективными; рассмотреть, как финансовая отчетность пересекается с другими видами отчетности (например, корпоративной и интегрированной отчетностью), как влияют технологии на финансовую отчетность. Мы продолжим поддерживать процессы внедрения и адаптации стандартов в национальных юрисдикциях, развивать образовательные инициативы, исследовательские программы. Одна из наших задач — выявление возможных проблем, связанных с отчетностью. В 2016-м мы привлечем большое число стейкхолдеров к нашей деятельности в сфере исследовательских проектов. [Из доклада Ханса Хугерворста (Hans Hoogervorst), председателя Совета по МСФО.]

Определены стратегические приоритеты Фонда МСФО на 2016-й и последующие годы.


Разработка стандартов

  • Развивать стандарты МСФО, завершить работу по основным проектам: Страховым договорам, Концептуальным основам (Conceptual Framework), Инициативе по раскрытию (Disclosure Initiative).
  • Убедиться, что стандарты служат общественным интересам (продолжить развивать работу с инвесторами, сотрудничество с национальными и региональными разработчиками стандартов).
  • Следить за тем, чтобы лучшие профессионалы — как отдельные специалисты, так и команды — были задействованы в разработке стандартов (использовать ресурсы исследовательских команд).
  • Убедиться в уместности применяемых стандартов (следить за развитием корпоративной отчетности, пересматривать Таксономию МСФО, изучить влияние технологий на финансовую отчетность).


Обеспечение глобального признания стандартов

  • Обеспечить поддержкой юрисдикции, которые применяют IFRS, посредством программы вовлечения стейкхолдеров, помочь юрисдикциям с внедрением новых стандартов IFRS 9, 15, 16.
  • Поддерживать адаптацию и конвергенцию стандартов (способствовать применению стандартов в оригинальном варианте, без модификаций).
  • Поддерживать идею (миссию) единого набора глобальных стандартов, работая в тесной связке с региональными и международными организациями; убедиться, что ключевые стейкхолдеры проинформированы о темах, над которыми работают Фонд МСФО и Совет по МСФО.
  • Защитить бренд IFRS. Обеспечить и поддержать надлежащее использование торговых марок и прочей интеллектуальной собственности Фонда IFRS.


Способствование устойчивому применению и внедрению стандартов

  • Обеспечивать процесс подготовки интерпретаций.
  • Проводить образовательные мероприятия — конференции и воркшопы, разрабатывать новые образовательные продукты для улучшения понимания IFRS.


Обеспечение дальнейшей независимости, стабильности и подотчетности Фонда IFRS

  • Развивать структуру Фонда, чтобы обеспечить его независимость и подотчетность.
  • Обеспечить достаточное финансирование в виде добровольных взносов и выручки.
  • Обновить веб-сайт и медиа-программу Фонда, инструменты коммуникации.
  • Искать пути повышения операционной эффективности Фонда.


Отчет о деятельности по разработке и продвижению стандартов


Итоги деятельности по разработке и усовершенствованию стандартов представлены в таблице.

Проект Статус
Проекты стандартов IFRS
Страховые
договоры
Цель этого проекта — улучшить финансовую отчетность путем создания единой основы для учета договоров страхования
и облегчить пользователям финансовой отчетности понимание того, как договоры страхования оказывают влияние на финансовое состояние и результаты финансовой деятельности организации.

Совет по МСФО планирует завершить подготовку нового стандарта к концу 2016 года
Деятельность
с регулируемыми
тарифами
Цель этого проекта — рассмотреть, какие изменения следует внести в стандарты, чтобы предприятия могли отчитаться по деятельности, регулируемой тарифами.

Следующий шаг — выпуск дискуссионного документа
Концептуальные основы
Концептуальные основы Цель этого проекта — обеспечить Совет единым, понятным и обновленным набором концепций для использования при разработке или пересмотре стандартов МСФО. Совет выпустил проект документа с предлагаемыми изменениями
Концептуальных основ в мае 2015 года, и в настоящее время происходит обсуждение полученной обратной связи.

Совет планирует выпустить пересмотренные Концептуальные основы в 2017 году
Инициатива по раскрытию
Принципы раскрытия Цель этого проекта — сформировать и усовершенствовать набор принципов для раскрытия информации, которые будут
в дальнейшем использоваться при разработке раздела «Раскрытия» в новых стандартах. 
Фокус на пере-смотре общих требований IAS 1 «Представление финансовой отчетности» и рассмотрении того, как они могут быть исправлены.

Совет планирует выпустить дискуссионный документ по этому проекту в 2016 году
Существенность Цель этого проекта — проверить, как существенность применяется на практике при подготовке финансовой отчетности по МСФО. Совет опубликовал проект отчета о практике применения (Practice Statement) по этой тематике
в октябре 2015 года и в настоящее время анализирует полученную обратную связь
Обзор раскрытий
(на уровне стандартов)
Цель проекта — создать руководство для Совета по МСФО, которое он будет использовать при подготовке требований
к раскрытию информации в новых и улучшенных/измененных стандартах. Проект также нацелен на формирование
перечня улучшений в требованиях о раскрытии в существующих стандартах. Сфера проекта будет определена после рассмотрения обратной связи на документ «Принципы раскрытия. Дискуссионный документ»
Поправки к МСФО 7 Цель данного проекта заключалась в том, чтобы подготовить раскрытия, которые позволяют пользователям финансовой отчетности оценить изменения в обязательствах, возникшие
в результате финансовой деятельности. Совет завершил данный проект, выпустив поправки к МСФО 7 «Отчет о движении денежных средств» в январе 2016 года

Исследовательские проекты


Совет рассмотрел результаты деятельности рабочих групп по следующим восьми исследовательским проектам и намерен провести дальнейший анализ, прежде чем решит, какие шаги предпринять далее, если таковые потребуются.

Проект Статус
Ставка дисконтирования Обзор требований стандартов в отношении ставки
дискон­тирования с целью выявить противоречия
в требованиях, которые Совет должен рассмотреть
Динамическое
управление
риском (dynamic
risk management)
Должен ли Совет по МСФО разработать подход к учету
дея­­тельности, связанной с динамическим управлением
риском? О дискуссионном документе «Учет динамического
управления риском: подход переоценки портфеля
к макрохеджированию», опубликованном в 2014 году,
было высказано немало разнообразных мнений.
Следующим шагом, вероятно, будет выпуск второго
дискуссионного документа
Финансовые
инструменты
характеристиками
капитала
Некоторые финансовые инструменты имеют характеристи­ки
и обязательств, и капитала. Этот проект исследует, можно ли
усовершенствовать классификацию таких инструментов
и требования по их представлению и раскрытию
Гудвилл
и обесценение
Проект появился в результате обзора по итогам внедрения
IFRS 3 «Объединение бизнеса». Проект оценивает, стоит ли
включать в повестку Совета по МСФО вопросы, связанные
с идентификацией и оценкой нематериальных активов,
приобретенных в сделках по объединению бизнеса,
с последующим учетом гудвилла и тестированием
на обесценение гудвилла и прочих необоротных
нефинансовых активов
Плата за загрязнение
окружающей среды
Проект оценивает, следует ли Совету по МСФО изучить
многообразие существующих методов, с помощью которых
определяется плата за загрязнение окружающей среды
Выплаты по окончании
трудовой деятельности
Существуют гибридные пенсионные планы, которым
свойственны черты и планов с установленными выплатами,
и планов с установленными взносами. Такие планы не были
учтены в МСФО 19 «Вознаграждения работникам», когда он
создавался. Поэтому применение стандарта к таким планам
проблематично. Этот проект изучает возможность
приемлемого решения
Резервы, условные
обязательства и активы
Проект оценивает, следует ли Совету по МСФО улучшить
какие-либо аспекты МСФО 37 в свете возможных изменений
в Концептуальных основах
Выплаты, основанные
на акциях
Проект идентифицирует области, наиболее сложные
для применения в учете выплат, основанных на акциях,
чтобы решить, следует ли Совету обратить на них внимание

Следующие проекты находятся на ранних стадиях. Рабочие группы анализируют вопросы, и результаты анализа еще не были направлены в Совет.

Проект Статус
Объединение бизнеса
под общим контролем
Совет на текущий момент не имеет сформулированных
требований по объединению бизнеса под общим контролем,
например при подготовке к IPO. Проект должен выявить,
какие методы учета таких операций позволяют подготовить
наиболее полезную информацию
Долевой метод учета Долевой метод учета используется для учета инвестиций
в ассоциированные компании и совместные предприятия.
Проект рассматривает, стоит ли Совету обратить внимание
на проблемы, возникающие на практике при применении
долевого метода учета. Дальнейшее исследование будет
посвящено необходимости фундаментального пересмотра
долевого метода
Налоги на прибыль Изучается, стоит ли Совету обратить внимание на проблемы,
возникающие на практике при применении МСФО 12
«Налоги на прибыль»
Основные финансовые
отчеты
Этот проект исследует, нужно ли Совету рассмотреть
разработку дальнейших требований к цели, структуре
и содержанию отчетов о прибыли или убытке и прочем
совокупном доходе, отчете о финансовом положении
(балансе), отчете о движении денежных средств
и изменениях в капитале

Интерпретации и частные поправки


Проект Статус
Применение IFRS 9 c IFRS 4 Совет опубликовал проект стандарта в декабре 2015-го
в связи с появившимися учетными последствиями
из-за различных дат перехода на IFRS 9 «Финансовые
инструменты» и готовящегося к публикации нового
стандарта по учету договоров страхования
Пояснения к IFRS 15 Совет опубликовал проект стандарта в июле 2015-го,
чтобы прояснить некоторые положения в IFRS 15
и предоставить дополнительные упрощения
(освобождения) для компаний, применяющих новый
стандарт. В результате предложенных упрощений
Совет отложил эффективную дату (дату начала
применения стандарта) на один год — до января
2018 года
Поправки к МСФО 19 и IFRIC 14 Совет опубликовал проект документа в июне
2015-го относительно переоценки пенсионных планов
c установленными выплатами, сокращения
или урегулирования и доступности возмещения
излишка из пенсионного плана c установленными
выплатами
Неопределенность в трактовке
налогов на прибыль
Комитет по интерпретациям опубликовал проект
интерпретации в октябре 2015-го, чтобы прояснить,
как неопределенность отражается при учете текущих
и отложенных налогов
Операции в иностранной
валюте и отложенное
вознаграждение
Комитет по интерпретациям опубликовал проект
интерпретации в октябре 2015-го, чтобы уточнить,
какой обменный курс использовать, отчитываясь
по сделкам, номинированным в иностранной валюте,
когда компания платит за товары или услуги,
осуществляя невозвратный авансовый платеж

В 2015 году Совет также предложил поправки к МСФО 1 «Представление финансовой отчетности», затрагивающие вопросы классификации обязательств, и к МСФО 40 «Инвестиционная недвижимость» в части трансфера инвестиционной недвижимости, а также опубликовал Ежегодные улучшения. Также Совет завершил технические обсуждения поправок к МСФО 12 «Налоги на прибыль», касающиеся признания отложенных налогов по нереализованным убыткам, и к IFRS 2 «Выплаты, основанные на акциях» относительно классификации и оценки сделок с выплатами, основанными на акциях.

Финансовые показатели Фонда


Фонд МСФО (IFRS Foundation) — это некоммерческая организация, работающая в общественных интересах, контроль за деятельностью которой осуществляется географически и профессионально диверсифицированным Попечительским советом, который подотчетен Наблюдательному совету Фонда.

Финансовые результаты Фонда, подготовленные по МСФО:
  • 2,7 млн фунтов совокупного дохода (3,7 млн фунтов за 2014 год);
  • доход от всех операций сократился на 1 млн — до 27,4 млн фунтов (с 28 млн фунтов в 2014 году);
  • операционные расходы по сравнению с 2014 годом остались без изменений, на уровне 24,5 млн фунтов;
  • чистые активы увеличились до 19,6 млн фунтов (с 16,9 в 2014 году).

Основной источник финансирования Фонда — это добровольные взносы от национальных юрисдикций. Интересно отметить, что Россия в лице Министерства финансов РФ внесла в 2015 году 505 781 фунт (для сравнения: Китай — 1 810 688 фунтов, Европейский союз — 3 287 648 фунтов, Соединенное Королевство — 872 703 фунта, США — 796 539 фунтов, компании «Большой четверки» — по 2,5 млн долл. каждая).

Таким образом, Фонд МСФО в 2016 году и в последующих периодах продолжит свою активную деятельность по дальнейшему развитию и популяризации МСФО в мире.