"Фокус на будущем". Ежегодный отчет Фонда МСФО
Фонд МСФО (IFRS Foundation) опубликовал свой ежегодный отчет, в котором рассказал о достигнутых результатах и дальнейших планах.Отчет (Отчет, опубликованный на английском языке, находится в открытом доступе по ссылке www.ifrs.org/About-us/IFRS-Foundation/Oversight/Annual-reports/Documents/IFRS-Foundation-Annual-Report-2015.pdf) содержит три блока:
- отчет ключевых лиц Фонда, Наблюдательного совета, попечителей;
- отчет о деятельности по разработке и продвижению стандартов;
- финансовые показатели Фонда.
Отчет ключевых лиц Фонда
Данную часть отчета можно свести к следующим тезисам.
- Мировая экономика требует устойчивого роста. Глобальные рынки капитала — важнейший элемент в системе обеспечения бизнеса необходимыми финансами для роста и развития. Использование согласованных и сопоставимых между юрисдикциями финансовых отчетов — ключевой элемент инфраструктуры рынков капитала, который способствует рыночной активности и потокам капитала, необходимым для устойчивого финансового роста и развития экономики. [Из доклада Масамичи Коно (Masamichi Kono), председателя Наблюдательного совета Фонда.]
- 2015-й был годом продолжающегося прогресса на пути к достижению наших целей. Своим успехом Фонд МСФО обязан широкой поддержке стейкхолдеров (Стейкхолдер (англ. stakeholder) — заинтересованная сторона.) по всему миру. Мы посвятили много времени дальнейшему укреплению взаимоотношений с разными группами стейкхолдеров. Одно из лучших тому подтверждений — программа «Инвесторы в финансовой отчетности» (Investors in Financial Reporting). Стандарты высокого качества служат общественным интересам, способствуя доверию, росту и долгосрочной финансовой стабильности в глобальной экономике. [Из доклада Мишеля Прада (Michel Prada), председателя Попечительского совета Фонда МСФО.]
- В 2016 году мы продолжим работать в тесном взаимодействии с Советом по МСФО, чтобы проекты, которые планируется завершить в 2016 году, соответствовали всем необходимым требованиям процедуры выпуска стандартов. [Из доклада Джеймса Квигли (James Quigley), председателя Комитета по надзору за процедурой выпуска стандартов.]
- Мы должны обеспечить соответствие стандартов отчетности постоянно меняющемуся миру, сделать раскрытия более эффективными; рассмотреть, как финансовая отчетность пересекается с другими видами отчетности (например, корпоративной и интегрированной отчетностью), как влияют технологии на финансовую отчетность. Мы продолжим поддерживать процессы внедрения и адаптации стандартов в национальных юрисдикциях, развивать образовательные инициативы, исследовательские программы. Одна из наших задач — выявление возможных проблем, связанных с отчетностью. В 2016-м мы привлечем большое число стейкхолдеров к нашей деятельности в сфере исследовательских проектов. [Из доклада Ханса Хугерворста (Hans Hoogervorst), председателя Совета по МСФО.]
Определены стратегические приоритеты Фонда МСФО на 2016-й и последующие годы.
Разработка стандартов
- Развивать стандарты МСФО, завершить работу по основным проектам: Страховым договорам, Концептуальным основам (Conceptual Framework), Инициативе по раскрытию (Disclosure Initiative).
- Убедиться, что стандарты служат общественным интересам (продолжить развивать работу с инвесторами, сотрудничество с национальными и региональными разработчиками стандартов).
- Следить за тем, чтобы лучшие профессионалы — как отдельные специалисты, так и команды — были задействованы в разработке стандартов (использовать ресурсы исследовательских команд).
- Убедиться в уместности применяемых стандартов (следить за развитием корпоративной отчетности, пересматривать Таксономию МСФО, изучить влияние технологий на финансовую отчетность).
Обеспечение глобального признания стандартов
- Обеспечить поддержкой юрисдикции, которые применяют IFRS, посредством программы вовлечения стейкхолдеров, помочь юрисдикциям с внедрением новых стандартов IFRS 9, 15, 16.
- Поддерживать адаптацию и конвергенцию стандартов (способствовать применению стандартов в оригинальном варианте, без модификаций).
- Поддерживать идею (миссию) единого набора глобальных стандартов, работая в тесной связке с региональными и международными организациями; убедиться, что ключевые стейкхолдеры проинформированы о темах, над которыми работают Фонд МСФО и Совет по МСФО.
- Защитить бренд IFRS. Обеспечить и поддержать надлежащее использование торговых марок и прочей интеллектуальной собственности Фонда IFRS.
Способствование устойчивому применению и внедрению стандартов
- Обеспечивать процесс подготовки интерпретаций.
- Проводить образовательные мероприятия — конференции и воркшопы, разрабатывать новые образовательные продукты для улучшения понимания IFRS.
Обеспечение дальнейшей независимости, стабильности и подотчетности Фонда IFRS
- Развивать структуру Фонда, чтобы обеспечить его независимость и подотчетность.
- Обеспечить достаточное финансирование в виде добровольных взносов и выручки.
- Обновить веб-сайт и медиа-программу Фонда, инструменты коммуникации.
- Искать пути повышения операционной эффективности Фонда.
Отчет о деятельности по разработке и продвижению стандартов
Итоги деятельности по разработке и усовершенствованию стандартов представлены в таблице.
Проект | Статус |
Проекты стандартов IFRS | |
Страховые договоры |
Цель этого проекта — улучшить финансовую отчетность путем создания единой основы для учета договоров страхования и облегчить пользователям финансовой отчетности понимание того, как договоры страхования оказывают влияние на финансовое состояние и результаты финансовой деятельности организации. Совет по МСФО планирует завершить подготовку нового стандарта к концу 2016 года |
Деятельность с регулируемыми тарифами |
Цель этого проекта — рассмотреть, какие изменения следует внести в стандарты, чтобы предприятия могли отчитаться по деятельности, регулируемой тарифами. Следующий шаг — выпуск дискуссионного документа |
Концептуальные основы | |
Концептуальные основы | Цель этого проекта — обеспечить Совет единым, понятным и обновленным набором концепций для использования при разработке или пересмотре стандартов МСФО. Совет выпустил проект документа с предлагаемыми изменениями Концептуальных основ в мае 2015 года, и в настоящее время происходит обсуждение полученной обратной связи. Совет планирует выпустить пересмотренные Концептуальные основы в 2017 году |
Инициатива по раскрытию | |
Принципы раскрытия | Цель этого проекта — сформировать и усовершенствовать набор принципов для раскрытия информации, которые будут в дальнейшем использоваться при разработке раздела «Раскрытия» в новых стандартах. Фокус на пере-смотре общих требований IAS 1 «Представление финансовой отчетности» и рассмотрении того, как они могут быть исправлены. Совет планирует выпустить дискуссионный документ по этому проекту в 2016 году |
Существенность | Цель этого проекта — проверить, как существенность применяется на практике при подготовке финансовой отчетности по МСФО. Совет опубликовал проект отчета о практике применения (Practice Statement) по этой тематике в октябре 2015 года и в настоящее время анализирует полученную обратную связь |
Обзор раскрытий (на уровне стандартов) |
Цель проекта — создать руководство для Совета по МСФО, которое он будет использовать при подготовке требований к раскрытию информации в новых и улучшенных/измененных стандартах. Проект также нацелен на формирование перечня улучшений в требованиях о раскрытии в существующих стандартах. Сфера проекта будет определена после рассмотрения обратной связи на документ «Принципы раскрытия. Дискуссионный документ» |
Поправки к МСФО 7 | Цель данного проекта заключалась в том, чтобы подготовить раскрытия, которые позволяют пользователям финансовой отчетности оценить изменения в обязательствах, возникшие в результате финансовой деятельности. Совет завершил данный проект, выпустив поправки к МСФО 7 «Отчет о движении денежных средств» в январе 2016 года |
Исследовательские проекты
Совет рассмотрел результаты деятельности рабочих групп по следующим восьми исследовательским проектам и намерен провести дальнейший анализ, прежде чем решит, какие шаги предпринять далее, если таковые потребуются.
Проект | Статус |
Ставка дисконтирования | Обзор требований стандартов в отношении ставки дисконтирования с целью выявить противоречия в требованиях, которые Совет должен рассмотреть |
Динамическое управление риском (dynamic risk management) |
Должен ли Совет по МСФО разработать подход к учету деятельности, связанной с динамическим управлением риском? О дискуссионном документе «Учет динамического управления риском: подход переоценки портфеля к макрохеджированию», опубликованном в 2014 году, было высказано немало разнообразных мнений. Следующим шагом, вероятно, будет выпуск второго дискуссионного документа |
Финансовые инструменты характеристиками капитала |
Некоторые финансовые инструменты имеют характеристики и обязательств, и капитала. Этот проект исследует, можно ли усовершенствовать классификацию таких инструментов и требования по их представлению и раскрытию |
Гудвилл и обесценение |
Проект появился в результате обзора по итогам внедрения IFRS 3 «Объединение бизнеса». Проект оценивает, стоит ли включать в повестку Совета по МСФО вопросы, связанные с идентификацией и оценкой нематериальных активов, приобретенных в сделках по объединению бизнеса, с последующим учетом гудвилла и тестированием на обесценение гудвилла и прочих необоротных нефинансовых активов |
Плата за загрязнение окружающей среды |
Проект оценивает, следует ли Совету по МСФО изучить многообразие существующих методов, с помощью которых определяется плата за загрязнение окружающей среды |
Выплаты по окончании трудовой деятельности |
Существуют гибридные пенсионные планы, которым свойственны черты и планов с установленными выплатами, и планов с установленными взносами. Такие планы не были учтены в МСФО 19 «Вознаграждения работникам», когда он создавался. Поэтому применение стандарта к таким планам проблематично. Этот проект изучает возможность приемлемого решения |
Резервы, условные обязательства и активы |
Проект оценивает, следует ли Совету по МСФО улучшить какие-либо аспекты МСФО 37 в свете возможных изменений в Концептуальных основах |
Выплаты, основанные на акциях |
Проект идентифицирует области, наиболее сложные для применения в учете выплат, основанных на акциях, чтобы решить, следует ли Совету обратить на них внимание |
Следующие проекты находятся на ранних стадиях. Рабочие группы анализируют вопросы, и результаты анализа еще не были направлены в Совет.
Проект | Статус |
Объединение бизнеса под общим контролем |
Совет на текущий момент не имеет сформулированных требований по объединению бизнеса под общим контролем, например при подготовке к IPO. Проект должен выявить, какие методы учета таких операций позволяют подготовить наиболее полезную информацию |
Долевой метод учета | Долевой метод учета используется для учета инвестиций в ассоциированные компании и совместные предприятия. Проект рассматривает, стоит ли Совету обратить внимание на проблемы, возникающие на практике при применении долевого метода учета. Дальнейшее исследование будет посвящено необходимости фундаментального пересмотра долевого метода |
Налоги на прибыль | Изучается, стоит ли Совету обратить внимание на проблемы, возникающие на практике при применении МСФО 12 «Налоги на прибыль» |
Основные финансовые отчеты |
Этот проект исследует, нужно ли Совету рассмотреть разработку дальнейших требований к цели, структуре и содержанию отчетов о прибыли или убытке и прочем совокупном доходе, отчете о финансовом положении (балансе), отчете о движении денежных средств и изменениях в капитале |
Интерпретации и частные поправки
Проект | Статус |
Применение IFRS 9 c IFRS 4 | Совет опубликовал проект стандарта в декабре 2015-го в связи с появившимися учетными последствиями из-за различных дат перехода на IFRS 9 «Финансовые инструменты» и готовящегося к публикации нового стандарта по учету договоров страхования |
Пояснения к IFRS 15 | Совет опубликовал проект стандарта в июле 2015-го, чтобы прояснить некоторые положения в IFRS 15 и предоставить дополнительные упрощения (освобождения) для компаний, применяющих новый стандарт. В результате предложенных упрощений Совет отложил эффективную дату (дату начала применения стандарта) на один год — до января 2018 года |
Поправки к МСФО 19 и IFRIC 14 | Совет опубликовал проект документа в июне 2015-го относительно переоценки пенсионных планов c установленными выплатами, сокращения или урегулирования и доступности возмещения излишка из пенсионного плана c установленными выплатами |
Неопределенность в трактовке налогов на прибыль |
Комитет по интерпретациям опубликовал проект интерпретации в октябре 2015-го, чтобы прояснить, как неопределенность отражается при учете текущих и отложенных налогов |
Операции в иностранной валюте и отложенное вознаграждение |
Комитет по интерпретациям опубликовал проект интерпретации в октябре 2015-го, чтобы уточнить, какой обменный курс использовать, отчитываясь по сделкам, номинированным в иностранной валюте, когда компания платит за товары или услуги, осуществляя невозвратный авансовый платеж |
В 2015 году Совет также предложил поправки к МСФО 1 «Представление финансовой отчетности», затрагивающие вопросы классификации обязательств, и к МСФО 40 «Инвестиционная недвижимость» в части трансфера инвестиционной недвижимости, а также опубликовал Ежегодные улучшения. Также Совет завершил технические обсуждения поправок к МСФО 12 «Налоги на прибыль», касающиеся признания отложенных налогов по нереализованным убыткам, и к IFRS 2 «Выплаты, основанные на акциях» относительно классификации и оценки сделок с выплатами, основанными на акциях.
Финансовые показатели Фонда
Фонд МСФО (IFRS Foundation) — это некоммерческая организация, работающая в общественных интересах, контроль за деятельностью которой осуществляется географически и профессионально диверсифицированным Попечительским советом, который подотчетен Наблюдательному совету Фонда.
Финансовые результаты Фонда, подготовленные по МСФО:
- 2,7 млн фунтов совокупного дохода (3,7 млн фунтов за 2014 год);
- доход от всех операций сократился на 1 млн — до 27,4 млн фунтов (с 28 млн фунтов в 2014 году);
- операционные расходы по сравнению с 2014 годом остались без изменений, на уровне 24,5 млн фунтов;
- чистые активы увеличились до 19,6 млн фунтов (с 16,9 в 2014 году).
Основной источник финансирования Фонда — это добровольные взносы от национальных юрисдикций. Интересно отметить, что Россия в лице Министерства финансов РФ внесла в 2015 году 505 781 фунт (для сравнения: Китай — 1 810 688 фунтов, Европейский союз — 3 287 648 фунтов, Соединенное Королевство — 872 703 фунта, США — 796 539 фунтов, компании «Большой четверки» — по 2,5 млн долл. каждая).
Таким образом, Фонд МСФО в 2016 году и в последующих периодах продолжит свою активную деятельность по дальнейшему развитию и популяризации МСФО в мире.