«Нужно создать новую интеллектуальную среду — образ мышления, который завтра будет влиять на экономику и финансовые показатели» (Интервью)
О методологии финансовой функции в ОАО «РЖД», повышении эффективности бухгалтерской службы путем создания общего центра обслуживания, о перспективах для составителей финансовой отчетности, дальнейшем развитии МСФО в России, корпоративных университетах и требованиях бизнеса к специалистам в сфере финансов.Борис Анатольевич, в течение десяти лет Вы управляли методологией одной из крупнейших монополий в стране — ОАО «РЖД». А начинали свою карьеру в компании с должности специалиста департамента инвестиционной деятельности. Расскажите, как из области инвестиций Вы перешли в учетную сферу?
В бухгалтерскую службу РЖД я пришел в декабре 2005 года из департамента инвестиционной деятельности, где перед этим работал четыре года. Пригласили — согласился. Переход был логичен, так как мое базовое образование — бухгалтерское, я с отличием окончил Санкт-Петербургский государственный университет путей сообщения. Карьера только начиналась. Вопросов и задач на новой должности было много — и в области организации работы, и в области постановки учета, автоматизации и т. д. Мне было интересно применить свои знания и навыки для их решения.
В структуру бухгалтерской службы ОАО «РЖД» входят департаменты бухгалтерского учета и налоговой политики и управление консолидированной отчетности по МСФО. Как организовано взаимодействие между департаментами?
Текущая структура бухгалтерской службы, в формировании которой мне посчастливилось принять непосредственное участие, появилась не сразу, это был эволюционный процесс. Изначально в компании был единый департамент бухгалтерского и налогового учета, который унаследовал функции, сложившиеся во времена ФГУП, и продолжал выполнять их. Первым этапом стало реформирование этого департамента: была создана бухгалтерская служба, в состав которой вошли департамент бухгалтерского учета и департамент налоговой политики и методологии налогового учета. Организационно были разделены две отчетности — бухгалтерская и налоговая. Это было необходимо, так как методология и принципы формирования налоговой отчетности, особенно с учетом огромной разветвленной иерархической структуры предприятия, существенно отличались от методологии и принципов формирования бухгалтерской отчетности.
Позднее появились МСФО и управление консолидированной отчетности?
Консолидированная отчетность формировалась в компании много лет с 2000-х годов, но в ее подготовке доминирующим было участие внешних консультантов. По мере того как акционерное общество развивалось как коммерческий субъект, начинало привлекать внешние заимствования и иметь отношения с внешним рынком, менялся и подход к подготовке отчетности по МСФО. Это уже не могла быть отчетность, составляемая на консультационной основе. Образовалось управление МСФО, которое сегодня существует как третье направление деятельности в рамках бухгалтерской службы.
С точки зрения функций бухгалтерское направление, налоговое и МСФО равнозначны и равноправны. Основная их интеграция происходит и постоянно развивается на уровне методологии. Кроме того, проект ОЦО также оказал существенное влияние на этот процесс.
Расскажите о проекте создания ОЦО (общего центра обслуживания), руководителем которого Вы являлись.
Проект создания ОЦО стал основообразующим. Это была своевременная стратегическая мысль главного бухгалтера компании — Крафт Г. В. Проект ОЦО коснулся всего, что происходило в компании. Во-первых, была выстроена система методологии, мы разделили все хозяйственные операции между двумя участниками — бухгалтерией и заказчиком; описали все учетные бизнес-процессы, поделили все на виды учета и разделы учета по каждому бизнес-процессу, распределили роли сотрудников по процессам (сбор первичных документов, ввод данных, учет, отчетность) и по разделам учета, видам отчетности (бухгалтерская, управленческая, МСФО, налоговая), выстроили систему единой нормативно-справочной информации.
Было понятно, что менять такую огромную структуру без системы управления знаниями нельзя. В рамках проекта мы описали требования к квалификации сотрудников бухгалтерии, разработали положение о повышении квалификации, создали систему обучения персонала, разработали программу обучения персонала, которая учитывала как развитие IT-системы и методологии, так и функции работников. Ежегодно мы обучаем порядка семи тысяч сотрудников, что является технологическим минимумом.
Переход на ОЦО был революцией. Ранее несколько тысяч самостоятельных подразделений, каждое со своей бухгалтерией, самостоятельно принимали решения по тем или иным учетным вопросам, составляли отчетность, которая потом консолидировалась в полуручном режиме, — это была сложно управляемая система. Другое дело, когда идет конвейер, который удалось организовать путем создания ОЦО: отлажен сбор унифицированных документов, вводятся данные в единую автоматизированную систему, принятие решений и формирование отчетности происходят на более высоком уровне, сопровождаются значительным количеством автоматизированных контролей. Скорость обработки информации существенно увеличивается, таким процессом гораздо легче управлять. Тем более что потребность в детализации данных по причине развития как законодательства, так и управленческой отчетности компании выросла в разы.
Как часто компания составляет отчетность по МСФО? Сколько времени требуется, чтобы подготовить годовую отчетность? Ведется ли работа по сокращению сроков?
Когда отчетность составлялась при помощи внешних консультантов, процесс ее подготовки начинался после того, как ставилась подпись на российской бухгалтерской отчетности, жестких требований по срокам не было. Поэтому составление годовой отчетности по МСФО завершали в сентябре.
Сейчас сроки установлены законодательно (208-ФЗ): проаудированная отчетность за год по МСФО должна быть готова до 30 апреля. Также мы составляем отчетность за полугодие, срок сдачи — в августе-сентябре (с ревью). Теперь, чтобы успеть до 30 апреля подготовить годовую отчетность, начинать сбор данных нужно гораздо раньше. Это повлияло и на бухгалтерскую отчетность по российским стандартам. Принятие закона о консолидированной отчетности привело к тому, что период для целей РСБУ стали закрывать гораздо раньше. Основные данные готовы уже в январе.
За счет чего удалось сократить сроки закрытия?
Быстрее сводится первичная документация, так как усовершенствованы процессы по работе с документами, контрагентами. Но основная работа была проведена в области автоматизации. Проект ОЦО напрямую способствовал сокращению сроков за счет изменения системы управления и стандартизации процессов. При этом работа по минимизации сроков продолжается, этому способствует дальнейшая унификация и автоматизация методологии РСБУ и МСФО.
Отчетность по МСФО в ОАО «РЖД» предназначена для внешних пользователей или же данные этой отчетности используются для внутренних целей — управления компанией?
В РЖД достаточно развита именно управленческая отчетность, которая привязана к российской финансовой отчетности (отчетности по РСБУ) в силу специфики требований по раскрытию информации со стороны государства. Поэтому отчетность по МСФО больше ориентирована на внешнего пользователя. Но процессы в компании меняются динамично. Как только, например, KPI менеджмента будет измеряться на основе отчетных данных по МСФО, внимание к отчетности существенно повысится.
Почему в Вашем случае управленческая отчетность ближе к отчетности по РСБУ, чем к МСФО?
Компания хоть и акционерная, но принадлежит государству. Исторически все оценки и показатели определялись исходя из российской финансовой отчетности, поэтому управленческая отчетность привязана к данным бухгалтерского учета. По мере приближения бухгалтерской отчетности к МСФО управленческая тоже будет вынуждена приближаться к МСФО.
При этом я бы не говорил, что российская отчетность чем-то хуже, а МСФО-отчетность лучше. Она просто по определенным направлениям другая. Но если ты владеешь методологическим аппаратом, то ты примешь правильное решение, потому что понимаешь, что в этих цифрах. В любом случае финансовая отчетность составляется для квалифицированного пользователя, а не просто любителя, который взял ее и пытается принять какие-то решения. Любая отчетность нацелена на квалифицированного пользователя. Чтобы быть таковым, следует владеть определенным набором профессиональных знаний. Профессия бухгалтера в этом плане весьма требовательна к желающим ею обладать.
Совсем недавно из учетной сферы Вы перешли в область планирования и нормирования материально-технических ресурсов ОАО «РЖД». Те задачи, которые стояли перед Вами в учетной сфере, успешно выполнены? Какие задачи Вы решаете на новом посту?
Осмелюсь сказать, что работа, которая была мне поручена главным бухгалтером компании, успешно выполнена: выстроена структура бухгалтерской службы, создан общий центр обслуживания (ОЦО), создана система методологии и повышения квалификации. И все это работает. Мы выпустили две книги: бухгалтерский учет с особенностями на железнодорожном транспорте по РСБУ и по МСФО — учебники, которые мы писали как для своих сотрудников, так и для вузов. За десятилетний период бухгалтерская служба получила ряд призов и наград как за результаты работы в целом, так и отдельно за систему методологии. Это, безусловно, заслуга всей команды, которой сильно повезло с руководителем — главным бухгалтером. От руководителя зависит многое, если не все.
Совсем недавно наш ОЦО получил общественное признание и был удостоен звания «Лучший ОЦО в номинации „Электронный документооборот“». Лично для меня это весьма приятная галочка под окончание деятельности, которой я посвятил десять лет.
Теперь новая область — это блок бюджетов. Я вижу свою задачу в том, чтобы помочь выстроить работу подразделения, учитывая опыт, накопленный на прежнем месте.
Расскажите о корпоративном университете ОАО «РЖД».
В компании есть структурное подразделение «Корпоративный университет». Оно занимается формированием лидерской среды и кадрового резерва, программы ориентированы в основном на проектный менеджмент, формирование и повышение эффективности руководителей, но когда я говорил о корпоративном университете для бухгалтерии, то речь шла не об этой структуре.
Есть система повышения квалификации, которую мы также называем корпоративным университетом, но это не структурное подразделение; это функция, в рамках которой есть положение о повышении квалификации, программа повышения квалификации, специализированная ИТ-платформа, есть учебный профайл каждого сотрудника, в котором видна динамика и результаты его обучения.
Кроме того, система обучения работников бухгалтерии — это также одна из ветвей мотивационной среды. В логике корпоративной культуры закладывается, что если хочешь продвигаться по службе, то должен иметь определенные баллы по таким-то направлениям, сертификаты и др. При выборе человека для назначения на должность мы смотрим на его результаты в соответствующих программах обучения.
Как по инициативе ОАО «РЖД» появилась кафедра «Международный финансовый и управленческий учет», в работе которой Вы принимаете активное участие?
Квалификация сотрудников, которые приходят к нам работать, — это большая проблема. Сегодняшние выпускники вузов (хоть топовых финансовых, хоть средних) не соответствуют тем требованиям, которые предъявляет работодатель. Понимаю, что за это высказывание многие вузы на меня обидятся, но проблема есть, причем не только в России.
Один из основных недостатков — слабая система оценки качества выпускников. Она только начинает развиваться. Поэтому одна из целей создания кафедры — показать, какого уровня требования должны предъявляться к образовательному процессу и выпускникам как продукту образовательного процесса.
Второе — это экономия средств. В последние годы сложилась такая практика: когда выпускник приходит на работу, работодатель оплачивает ему специализированные курсы и программы, чтобы подготовить к выполнению необходимых функций. Это создало среду формирования различных сертификатов, которым работодатели доверяют: ACCA, CPA, CFA и другие, в основном международные, которые находятся посередине между научными знаниями и практикой.
Получается, что работодателю выгодно договориться с учебным заведением, чтобы необходимые знания и навыки студент получал во время учебы, а не после защиты диплома, уже за счет работодателя. Так появляются кафедры и программы в вузах, которые курируют компании. Это позволяет работодателю снизить затраты и получить специалистов с уже определенным уровнем квалификации (Также см.: Аксенов Б. А. Создать комплексную систему многоуровневой непрерывной подготовки специалистов можно на основе взаимовыгодного партнерства // Ваш партнер-консультант : прил. к газ. «Экономика и жизнь». 2016. № 14.).
При создании кафедры «Международный финансовый и управленческий учет» мы взяли за основу квалификацию АССА, так как это жесткая система оценки знаний — соответственно, жесткая система оценки качества, которая вызывает доверие во всем мире. Мы провели переговоры с АССА, согласовали с ними тот допуск, который они дают (зачет первых девяти бумаг). Мы не можем зачитывать экзамен по остальным бумагам, но можем их преподавать по стандартам АССА, поэтому в программу магистратуры мы включили все четырнадцать бумаг (дисциплин), причем на русском языке. Английский язык на практике для каждого сотрудника не требуется, а знание предмета — да.
Программа кафедры — это полностью подход АССА? И программа, и задачи, и экзамены?
Да, только на русском языке. Бумаги уровня Professional — это зачеты, так как мы не экзаменуем; а Fundamental — это полноценный трехчасовой экзамен с записью на камеру, проходит как в АССА. Диплом нашей кафедры на русском языке идентичен диплому Fundamental ACCA на английском. Уровень Professional слушатели могут досдать самостоятельно, если захотят, на английском языке, уже непосредственно в АССА. Для этих целей в учебную программу включена программа финансового английского.
Какой процент выпускников кафедры приходит работать в Вашу компанию?
Часть наших действующих сотрудников проходят обучение на кафедре. Сотрудник, который работает у нас в компании в международном блоке, должен пройти обучение по программе ДипИФР, если это отдел, связанный с отчетностью по РСБУ, или иметь полную квалификацию АССА, если это отдел, связанный с формированием международной отчетности. В количественном соотношении — не много, процентов двадцать. В следующем году процент будет еще меньше, увеличивается количество внешних студентов. Надеемся, лучших из них компания возьмет в свои ряды.
Борис Анатольевич, Вы также являетесь членом Совета по стандартам бухгалтерского учета при Минфине РФ. Каковы Ваши функции на этом посту?
Совет был образован совсем недавно. Это связано с реформой системы российского бухгалтерского учета: с МСФО сближаются не только тексты стандартов, но и принцип принятия стандартов. Как известно, в процессе разработки МСФО активно участвуют профессиональные организации и эксперты, ведутся дискуссии и обсуждения — цепочка до принятия стандартов выстроена так, чтобы быть максимально публичной.
Функция Совета — обсуждение экспертами, у которых накоплен определенный багаж опыта и знаний в различных отраслях экономики, новых ПБУ и изменений к ним, формирование экспертного мнения, с учетом которого будет происходить дальнейшее развитие бухгалтерского учета в нашей стране.
Как Вы оцениваете результаты реформирования бухгалтерского учета в России за последние 10–15 лет?
Основные изменения в законодательстве в этот период продиктованы сближением с МСФО. Позитивный момент в этом есть, так как развитие международной отчетности более прогрессивное, нужно честно в этом признаться. Наш российский учет долгое время был статистическим, его задача была — уберечь компанию от потери имущества. А международная отчетность основана на экономических суждениях, здесь главное — сохранить и приумножить капитал. Подход к цифрам с точки зрения управления капиталом — это ключевая особенность, как мне кажется.
Второй момент — это постепенный уход от одного пользователя финансовой отчетности в лице налоговой инспекции или контролирующих ведомств к пользователю отчетности в первую очередь внутреннему, то есть руководителю и менеджменту компании, и внешнему — инвесторам. Это постепенно происходит, и спустя десять лет результаты стали ощутимыми, но еще есть над чем работать.
Как Вы полагаете, что ждет составителей финансовой отчетности в обозримом будущем и среднесрочной перспективе?
Первое — разделение бухгалтерского учета и налогового учета для разных целей; второе — дальнейшее сближение РСБУ и МСФО; третье — автоматизация, электронный документооборот, электронная отчетность. Как только появился электронный первичный документооборот, сформировался тренд, который, на мой взгляд, будет двигаться быстрее всех в силу того, что он определяется потребностью рынка в более качественной, своевременной и более дешевой информации.
И четвертое — формирование нового менталитета составителя и пользователя отчетности. Почему, например, мы уделяем много времени образованию и создали кафедру?
Это инвестиции на будущее. Нужно создать определенную интеллектуальную среду — образ мышления, который будет завтра влиять на экономику и финансовые показатели. Методический аппарат, который формируется, нужно развивать в сторону рыночных механизмов и адаптировать к лучшим стандартам, но еще раз подчеркну: это не значит, что международные стандарты значительно лучше.
Беседовала
Снежана Манько,
главный редактор журнала
«КФО. МС»