Международные новости (апрель 2012)
Проект ежегодных улучшений МСФО
Совет по МСФО завершил разработку и опубликовал сборник поправок к МСФО в рамках проекта ежегодных улучшений МСФО цикла 2009—2011 гг. Сборник является последним набором ежегодных улучшений указанного цикла и содержит ответы на шесть вопросов, рассмотренных в ходе цикла 2009—2011 гг. ранее.
Совет по МСФО использует практику ежегодных улучшений, чтобы делать необходимые поправки к МСФО, которые не являются срочными и не будут включены в состав никакого другого проекта СМСФО. Представляя поправки в едином документе, а не как ряд разрозненных изменений, Совет по МСФО стремится облегчить бремя перемен в стандартах МСФО для всех заинтересованных сторон.
Изменения отражают вопросы, обсуждавшиеся Советом по МСФО в течение проектного цикла, начатого в 2009 г., и которые впоследствии были включены в предварительный проект предложенных поправок к МСФО, опубликованных в июне 2011 г. Данные поправки вступают в силу для годовых периодов, начинающихся после 1 января 2013 г., однако при этом компаниям разрешается применять их раньше.
Указанные шесть поправок касаются следующих стандартов МСФО:
Стандарт |
Предмет поправки |
МСФО (IFRS) 1 «Первое применение Международных стандартов финансовой отчетности» |
Повторное применение МСФО (IFRS) 1 |
МСФО (IFRS) 1 «Первое применение Международных стандартов финансовой отчетности» |
Затраты по займам |
МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности» |
Разъяснение требований к сравнительной информации |
МСФО (IAS) 16 «Основные средства» |
Классификация обслуживающего оборудования |
МСФО (IAS) 32 «Финансовые инструменты: представление» |
Налоговые последствия распределения владельцам долевых инструментов |
МСФО (IAS) 34 «Промежуточная финансовая отчетность» |
Промежуточная финансовая отчетность и сегментная информация по совокупным активам и обязательствам |
Также Совет по МСФО опубликовал для общественного обсуждения свои предложения о внесении поправок в рамках ежегодного проекта улучшений МСФО к 11 другим стандартам. Предлагаемые поправки отражают вопросы, обсуждавшиеся Советом по МСФО в проектном цикле, который начался в 2010 г. Эти изменения соответствуют критериям для ежегодного процесса улучшения МСФО, которые были одобрены Фондом МСФО в феврале 2011 г., после частичного пересмотра «Руководства по нормотворческому процессу Совета по МСФО» (Due Process Handbook for the IASB).
Предполагаемая дата вступления в силу новых поправок — обязательное применение для годовых периодов, начинающихся после 1 января 2014 г. При этом предлагаемые поправки к МСФО (IFRS) 3 «Объединения бизнеса» и поправки к МСФО 9 «Финансовые инструменты» предназначены для годовых периодов, начинающихся после 1 января 2015 г. Досрочное применение разрешается для всех предлагаемых поправок цикла 2010—2012 гг.
Предварительный проект поправок находится в доступе на веб-сайте Совета по МСФО на странице Comment on a proposal. Совет по МСФО обратился к общественности с просьбой представить свои комментарии по проекту не позднее 5 сентября 2012 г.
Собрание попечителей Фонда МСФО в апреле 2012 г.
Попечители Фонда МСФО — органа, ответственного за управление и контроль за Советом по МСФО, — объявили о результатах своей встречи в Лондоне в апреле 2012 г. В частности, был заслушан и обсужден доклад председателя Совета по МСФО Ханса Хогерворста (Hans Hoogervorst), который проинформировал попечителей о последних мероприятиях и деятельности Совета.
Г-н Хогерворст подтвердил, что были допущены некоторые задержки по крупным проектам конвергенции со стандартами ГААП США, и изложил свою точку зрения по двум основным причинам этих задержек:
• во-первых, поступали запросы от заинтересованных сторон, чтобы замедлить этот процесс во имя достижения требуемого высокого качества;
• во-вторых, сроки, которые были определены в начале организации проекта конвергенции, оказались слишком оптимистичными.
Далее председатель СМСФО сообщил, что наибольший прогресс был достигнут в ходе проекта по признанию выручки, который имеет потенциал стать полностью синхронизированным проектом СМСФО и Совета по СФУ США.
В отношении стандарта по учету финансовых инструментов члены обоих Советов имели серьезные различия во мнениях по ряду вопросов в прошлом, но в последнее время в этой области был достигнут определенный прогресс. Между Советами было достигнуто согласие по основным принципам новой части стандарта относительно учета обесценения, но не исключено, что в учете обесценения финансовых инструментов всетаки не будет достигнуто полной конвергенции.
Продолжается совместная работа по проекту по классификации и оценке финансовых инструментов, в отношении которого г-н Хогерворст сообщил, что есть хороший шанс, что позиции обоих Советов будут сближаться. Совет по МСФО уже практически завершил рассмотрение проекта по учету хеджирования. Проект документа должен быть опубликован для сбора комментариев общественности в течение 90 дней, и планируется, что стандарт затем будет опубликован позднее в 2012 г.
По поводу договоров страхования председатель Совета по МСФО сообщил, что СМСФО и ССФУ находятся на разных стадиях этого проекта. Общие решения были достигнуты только по некоторым вопросам проекта, но далеко не по всем. С настоящего времени Советы будут трудиться над доработкой своих собственных отдельных стандартов. По мнению попечителей, заинтересованные стороны среди составителей отчетности в страховой отрасли и их инвесторы крайне заинтересованы в завершении этого стандарта, даже за счет недостижения полной конвергенции, так как в первую очередь необходимо ликвидировать значительный разрыв сопоставимости учета договоров страхования в разных юрисдикциях.
Далее председатель СМСФО объявил попечителям, что проект по учету договоров аренды действительно может являться поводом для беспокойства попечителей. Г-н Хогерворст сказал, что различия между двумя Советами в отношении этого нового стандарта так и не разрешены. По мнению г-на Хогерворста, окончательный вариант стандарта вряд ли будет принят до второй половины 2013 г., и пока в качестве следующего шага запланирована публикация предварительного проекта стандарта для комментариев общественности позднее в 2012 г.
Председатель проинформировал попечителей по поводу будущей повестки дня Совета по МСФО и рассказал о первоначальных откликах, полученных от общественности в связи с широким обсуждением рабочей повестки Совета по МСФО. Он отметил, что, учитывая большую степень открытости вопроса, который ставился перед общественностью по поводу путей продвижения вперед Совета по МСФО, было удивительно, что из разных стран мира в адрес Совета по МСФО были получены очень похожие советы и пожелания. Основным направлением консенсуса был запрос от общественности на так называемый период тишины и спокойствия, с тем чтобы не привносить новых значительных изменений в правила учета и отчетности в ближайшее время. Председатель СМСФО также добавил, что многие респонденты просили ускорить завершение новой версии Концептуальных основ, а также более детально проработать вопросы прочего совокупного дохода и раскрытий в пояснительной записке. Кроме того, представители общественности обратились к председателю СМСФО с просьбой добавить в будущую рабочую повестку дня новые проекты МСФО по улучшению учета в сельском хозяйстве и по учету операций в иностранной валюте.
Возможно дальнейшее усиление роли МСФО в РФ
Премьер-министр РФ Дмитрий Анатольевич Медведев утвердил перечень поручений по итогам заседания рабочей группы по подготовке предложений по формированию в Российской Федерации системы «Открытое правительство». В частности, в отношении решения вопросов по развитию конкуренции и предпринимательства правительству Российской Федерации поручено в срок до 1 июля 2012 г. подготовить предложения:
• об отмене требований представления бухгалтерской отчетности, подготовленной по российским стандартам бухгалтерского учета, для непубличных компаний;
• предоставлении права выбора между составлением отчетности по российским стандартам бухгалтерского учета и Международным стандартам финансовой отчетности для публичных компаний.
Если подобные предложения будут разработаны и приняты, то это может означать постепенный уход от составления отчетности по российским ПБУ как для непубличных, так и для публичных российских компаний (для последних включая и их индивидуальную, а не только консолидированную отчетность, которая должна соответствовать МСФО на основании Федерального закона «О консолидированной финансовой отчетности»)[1].