О существенном изменении правил консолидации и учета совместных предприятий
Новые стандарты, опубликованные Советом по Международным стандартам финансовой отчетности (СМСФО), могут привести к существенным изменениям правил консолидации и учета совместных предприятий для многих компаний.
В соответствии с требованиями МСФО (IFRS) 10 «Консолидированная финансовая отчетность» инвестор должен консолидировать другое предприятие при наличии у него де-факто (фактического) контроля над этим предприятием, даже если он не контролирует большинство акций. Например, 45 % прав голосования могут представлять собой достаточно существенную долю участия, чтобы вызвать необходимость консолидации, если другие права голосования рассредоточены среди большого количества инвесторов. Кроме того, согласно новому стандарту будет приниматься во внимание больше потенциальных прав голосования, например связанных с опционами и конвертацией, которые в сочетании с другими долями участия могут привести к консолидации объекта инвестиций еще до исполнения этих прав.
Ведущий специалист КПМГ по вопросам объединения бизнеса и консолидации в соответствии с требованиями МСФО Пол Мунтер отметил следующее: «Консолидирует инвестор объект инвестиций или нет — в любом случае это имеет серьезные последствия для активов, обязательств, выручки и расходов, включаемых в финансовую отчетность компании. Если инвестор обладает контролем, он будет включать все результаты дочернего предприятия в консолидированные отчеты, хотя в тех случаях, когда контроль достигается при владении меньшинством прав голосования, величина неконтролирующей доли участия может оказаться значительной».
МСФО (IFRS) 10 также будет описан ряд факторов, которые могут привести к необходимости консолидации компаний, использующих предприятия специального назначения, таких как финансовые учреждения и другие организации, созданные в целях секьюритизации.
«В этом новом стандарте СМСФО пересмотрел требования к консолидации для всех видов предприятий, используя единую модель контроля. В результате мирового финансового кризиса возникли вопросы относительно применения существующих стандартов консолидации к структурированным механизмам, а также появились беспокойства по поводу отсутствия в консолидированных отчетах информации о неконсолидированных предприятиях инвестора. Безусловно, в ходе практического применения стандарта возникнут новые вопросы, в том числе о постоянной оценке наличия фактического контроля. Тем не менее новая модель направлена на устранение выявленных в 2005 г. расхождений в толковании контроля (контроль в силу закона против фактического контроля), поэтому новый стандарт может обеспечить большую сопоставимость выводов о необходимости консолидации, независимо от формы и структуры объекта инвестиций. Это должно способствовать увеличению прозрачности финансовой отчетности», — продолжил Пол Мунтер.
Требования МСФО (IFRS) 11 «Соглашения о совместном предпринимательстве» распространяются на те случаи, когда предприятие обладает совместным, а не единоличным контролем над объектом инвестиций или операцией. Согласно МСФО (IFRS) 11 компания больше не сможет свободно решать, как ей отражать ее чистую долю в совместном предприятии — одной строкой («метод долевого участия») или указывая долю в каждом активе, обязательстве, выручке и расходах («метод пропорциональной консолидации»). МСФО (IFRS) 11 предусматривает, что определенные виды соглашений о совместном предпринимательстве должны учитываться с использованием метода долевого участия, в то время как по другим соглашениям будет отражаться доля инвестора в отдельных активах, обязательствах, выручке и расходах. Г-н Мунтер так прокомментировал требования МСФО (IFRS) 11: «Переход от метода пропорциональной консолидации к методу долевого участия повлияет на каждую строку в финансовой отчетности компании, в частности приведет к уменьшению и выручки, и общей стоимости активов, хотя чистая сумма в итоговой строке должна остаться неизменной».
«Хотя МСФО (IFRS) 10 и 11 вступят в силу только через какое-то время, компаниям уже сейчас следует задуматься о том, придется ли им менять свой подход к консолидации или метод учета соглашений о совместном предпринимательстве. Принятие МСФО (IFRS) 10 и 11 может изменить форму бухгалтерского баланса организаций, работающих в горнодобывающей отрасли, на рынке недвижимости и в финансовом секторе, в результате чего инвесторы и лица, готовящие финансовую отчетность, должны будут изучить новые требования к ее подготовке», — сделал вывод г-н Мунтер.
Клаус Нильсен, партнер отдела развития профессиональной практики КПМГ в России и СНГ, прокомментировал: «Как ожидается, во многих случаях новый МСФО (IFRS) 10 не повлияет на необходимость существования контроля. Однако внедрение новых (измененных) определений и концепций, таких как контроль де-факто, делегирование прав или существенные потенциальные права голосования, может потребовать переоценки определенных отношений. Это особенно касается участия в сделках, предполагающих опционные или трастовые соглашения, которые достаточно распространены в России и СНГ. Еще одна сфера, на которую, возможно, будет распространяться влияние нового МСФО, касается предприятий специального назначения».
«Переход к модели, в большей степени ориентированной на фактический контроль, чем на юридический контроль/контроль по договору, требует значительного участия профессионалов. Необходимо определенное время, чтобы составители, аудиторы и пользователи финансовой отчетности полностью поняли влияние новой терминологии и изменений в концепции. Внедрение нового МСФО будет сложным процессом для многих компаний, в том числе и для тех, которые расположены в нашем регионе, где структуры собственности и корпоративного управления иногда бывают менее прозрачными», — отметил Клаус Нильсен.