Корпоративная финансовая отчётность. Международные стандарты.

Журнал и практические разработки по МСФО и управленческому учету.

Тенденции упрощения правил составления финансовой отчетности

Авторы публикации

Рожнова Ольга Владимировна

Рожнова Ольга Владимировна

д. э. н., CAP, CIPA, профессор департамента бизнес-анализа и аудита Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, научный редактор журнала "Корпоративная финансовая отчетность. Международные стандарты".

Процессы упрощения требований к бухгалтерскому учету представляют значительный интерес с позиции решения задачи повышения достоверности финансовой отчетности. Эта задача вышла на первый план в последние годы. Ей много внимания уделялось до 2008 г., т. е. в докризисный период, но еще большее значение она приобрела в период мирового финансового кризиса. Мнение о том, что бухгалтерская отчетность (следовательно, правила ее составления) явилась одним из катализаторов кризиса, разделяет не только огромное число специалистов разных стран, но и имеющие общепризнанный авторитет в среде бухгалтерского сообщества ученые. Среди замечаний, высказываемых в отношении правил формирования финансовой отчетности (в том числе и установленных в Международных стандартах финансовой отчетности), часто встречается критика их излишней сложности. С другой стороны, хотя и реже, бухгалтерский учет критикуют за упрощение экономических явлений. В результате возникает вопрос: следует ли упрощать правила составления отчетности или, наоборот, они нуждаются в дальнейшем усложнении? Для исследования данной проблемы целесообразно выделить два основных направления, связанных с различными типами предприятий:

– упрощение правил составления отчетности для малых и средних предприятий;

– упрощение правил для публичных компаний.

В МСФО в настоящее время можно наблюдать оба эти процесса. Еще в 2000 г. Совет по МСФО (СМСФО) начал деятельность по разработке упрощенных стандартов, так называемых МСФО для МСП (IFRS for SMEs). В итоге «МСФО для МСП» был опубликован в 2009 г. Данный стандарт действует как самостоятельный документ наряду с полной версией МСФО. В качестве основного критерия возможности использования предприятием упрощенного стандарта выступает «непубличность» компании, т. е. отсутствие торговли ее ценными бумагами на фондовом рынке. Тем не менее любое государство для использования упрощенного стандарта самостоятельно может установить количественные или/и качественные критерии отнесения компании к области малого и среднего бизнеса. Понятие публичной компании также может по-разному трактоваться в национальных законодательствах различных стран. В любом случае процесс упрощения МСФО для малых и средних предприятий, на наш взгляд, имеет гораздо больше преимуществ, чем недостатков. Он будет способствовать более широкому применению МСФО, развитию малого бизнеса за счет увеличения инвестиций, его прозрачности, а также созданию информационного пространства финансовой отчетности более высокой степени однородности.

Упрощение правил составления отчетности для публичных компаний происходит не так явно. В течение длительных периодов наблюдается противоположный процесс, хотя некоторые упрощения периодически появляются. К явному усложнению правил привело введение оценки по справедливой стоимости и модели учета по справедливой стоимости, а также требование раскрытий информации согласно IFRS 7 «Финансовые инструменты: раскрытие информации». Введение отраслевых стандартов (МСФО 41, IFRS 6), скорее, способствует упрощению учета за счет установления конкретных правил в конкретной ситуации, хотя общий объем нормативных положений, безусловно, увеличивается.

Также примером выступает упрощение классификации финансовых активов в новом IFRS 9 «Финансовые инструменты», выпущенном в ноябре 2009 г. (планируется к вступлению в действие с 2013 г.). Вместо четырех категорий финансовых активов, установленных в МСФО 39:

– финансовые активы, учтенные по справедливой стоимости через прибыль или убыток;

– финансовые активы, удерживаемые до погашения;

– ссуды и дебиторская задолженность;

– финансовые активы, имеющиеся в наличии для продажи, – в IFRS 9 выделяются две категории:

– финансовые активы, оцениваемые по справедливой стоимости;

– финансовые активы, оцениваемые по амортизированной стоимости. 

Еще одним примером следует считать отказ от альтернативных методов учета по МСФО, приводящий к уменьшению возможности выбора для предприятия. Так, в МСФО 23 «Затраты по займам» был отменен разрешенный ранее подход, согласно которому все затраты по займам никогда не капитализировались.

Доводы за и против упрощения учетных правил (под которыми в данном случае понимаются прежде всего правила составления финансовой (бухгалтерской) отчетности) приведены в таблице. 

Аргументы по возможным направлениям развития правил формирования отчетности  

За 

Против 

Уменьшится количество внутренних ошибок при составлении отчетности

Достаточно сложно при помощи формализации учета описать финансовое положение и выявить результаты деятельности предприятия. Упрощение правил увеличит расхождение между реальностью и ее информационным отображением

Упростится процесс аудита отчетности 

Есть вероятность либо превращения процесса аудита в простую формальность, либо увеличения расхождения мнений бухгалтеров и аудиторов в связи с отсутствием «полутонов»

В глазах пользователей, лучше понимающих правила составления отчетности в силу их меньшей сложности, отчетность будет выглядеть более понятной, а предприятие – прозрачным

Информационные запросы многих пользователей не будут удовлетворены сведениями отчетности, предприятие будет выглядеть более закрытым, а его деятельность и ее результаты – непонятными

Упростится процесс вынесения профессионального суждения, обладающий определенной субъективностью

Процесс вынесения профессионального суждения станет более субъективным, так как выбор будет ограничен и, соответственно, увеличится степень субъективности информации отчетности

Работа бухгалтера, аудитора станет более легкой

Работа бухгалтера, аудитора потеряет престиж в силу ее простоты

Увеличится количество предприятий, подготавливающих отчетность по одним и тем же стандартам (например, по МСФО), так как этот процесс не будет слишком сложным

Увеличится количество предприятий, «приблизительно» отразивших свое финансовое положение и результаты деятельности

Экономический кризис и задача предотвращения подобных ситуаций в будущем требуют упрощения учетных правил, так как действующие сложные правила не позволили отразить начинающуюся катастрофу

Экономический кризис и задача предотвращения подобных ситуаций в будущем требуют усложнения учетных правил, так как действующие правила не позволили отразить кризисные явления в силу их упрощенности

Необходимо снижать затраты компаний на ведение учета и составление отчетности

Затраты на ведение учета и составление отчетности даже при их увеличении могут давать более высокую отдачу

Анализ информации в таблице приводит к выводу о неоднозначности и сложности процесса упрощения правил составления отчетности.

Следует также иметь в виду, что усложнение правил приводит к мотивации упростить их практическое применение. Так, требования наиболее сложных МСФО, например МСФО 36, 39, IFRS 7, 8, бухгалтеры часто стараются упростить при составлении отчетности, причем иногда с ними в этих вопросах соглашаются аудиторы. В практике применения правил Российской системы бухгалтерского учета (РСБУ) можно встретить: использование иных методов амортизации объектов основных средств кроме линейного; самостоятельное установление предприятием сроков их полезного использования; проверку запасов на обесценение и др. Многими бухгалтерами более сложные правила ПБУ часто игнорируются, если они не корреспондируют с налоговым учетом. Аналогичные явления наблюдаются и при подготовке отчетности по МСФО.

Сложность процесса упрощения учетных правил имеет еще одну особенность. Парадокс состоит в том, что и усложнение правил составления отчетности, и их упрощение в конечном итоге преследуют одну и ту же цель: упрощение восприятия отчетной информации пользователями. Однако упрощение правил учета может привести и к отрицательному эффекту: данные отчетности в меньшей мере будут отражать всю многогранность экономической деятельности предприятия, его индивидуальные особенности. Усложнение правил, как уже было отмечено, также может обусловить недостоверность данных отчетности. Тем не менее процесс упрощения правил ведения учета и составления отчетности представляется оправданным при условии постоянного мониторинга его практических результатов, анализа мнения составителей отчетности и ее пользователей.