Корпоративная финансовая отчётность. Международные стандарты.

Журнал и практические разработки по МСФО и управленческому учету.

Международные новости (март 2010)

Авторы публикации

Редакция КФО. МС

Редакция КФО. МС

Замена МСФО 37: вышел рабочий проект стандарта

Совет по МСФО опубликовал на своем веб-сайте рабочий проект нового МСФО «Обязательства», который заменит ныне действующий МСФО 37 «Резервы, условные обязательства и условные активы». Данный проект основан на предложениях, опубликованных для комментариев еще в 2005 г., с учетом поправок, принятых в свете замечаний, полученных в ходе обсуждений.

Рабочий проект включает в себя пересмотренные предложения по измерению обязательств, которые Совет по МСФО дополнительно опубликовал для новых комментариев 5 января 2010 г. Новая формулировка измерения (оценки) обязательства сводится к оценке суммы, которую предприятие должно было бы «рационально» заплатить для того, чтобы быть «освобожденным» от данного обязательства.

Совет подтвердил свое намерение завершить все необходимые процедуры для выпуска нового стандарта по учету обязательств до конца 2010 г.

 

Переход на МСФО в США потребует еще четырех-пяти лет подготовки

Комиссия США по ценным бумагам и биржам (SEC) обсудила вопросы по применению МСФО листинговыми компаниями США. Результатом стало утверждение 71-страничного заявления, в котором дается обзор прошлых позиций и деятельности Комиссии относительно принятия стандартов МСФО, кратко перечисляются основные отклики общественности на предлагаемую «Дорожную карту» принятия МСФО в США и излагаются подходы по дальнейшему достижению полной конвергенции МСФО и ГААП США.

Комиссия подтвердила свою поддержку единого глобального набора высококачественных международных стандартов финансовой отчетности и отметила, что именно МСФО находятся в наилучшем положении, чтобы стать таким единым мировым стандартом. Отмечается, что окончательное решение о плане перехода США на МСФО будет принято в 2011 г. Хотя в заявлении и не названы никакие конкретные даты перехода на МСФО, тем не менее в нем отмечается, что 2015–2016 гг. представляются вполне разумным периодом для перехода, с учетом замечаний, полученных по предложенной ранее «Дорожной карте». Другими словами, Комиссия считает, что переход на МСФО потребует от США еще четырех-пяти лет подготовки.

В частности, в заявлении отмечены следующие проблемные области, которые будут рассматриваться SEC особенно тщательно:

– Наличие достаточной технической проработки стандартов МСФО и их качество.

– Вопросы глобального применения МСФО: комплексность МСФО, контролируемость их применения, вопросы аудита отчетности по МСФО в разных странах, а также сопоставимости применения в разных юрисдикциях.

– Независимость нормотворческой деятельности: надзор за Советом по МСФО, вопросы состава попечителей и Совета по МСФО, финансирования и качества нормативного процесса.

– Вопросы «переходного периода»:

• Понимание МСФО инвесторами и влияние на принимаемые ими решения.

• Воздействие на окружающую нормативно-регулирующую среду: вопросы, связанные с отраслевым регулированием, взаимодействием с федеральными и региональными налоговыми правилами и отчетами, регулированием рынков капитала и процедур аудита.

• Воздействие на эмитентов – составителей отчетности: вопросы организации системы учета и отчетности, контроля и обеспечения процедур, контрактов и корпоративного управления.

• Готовность «человеческого капитала»: вопросы образования и обучения различных групп, связанных с переходом на МСФО (составителей, аудиторов, различных пользователей и т. п.).

 

Страны с гиперинфляционной экономикой в 2010 г.

Обе основные мировые системы стандартов финансовой отчетности (МСФО и ГААП США) требуют, чтобы финансовая отчетность предприятия, действующего в стране с гиперинфляционной экономикой, была «переизмерена» в зависимости от степени падения покупательной способности собственной валюты и выражена в текущих единицах измерения, действующих на дату составления отчетности.

Другими словами, требуется, чтобы все активы, обязательства и статьи капитала были пересчитаны с учетом изменения покупательной способности валюты. В течение уже целого ряда лет Американский институт сертифицированных общественных бухгалтеров (AICPA) взял на себя неофициальное обязательство по исследованиям различных мировых экономик с точки зрения наличия гиперинфляции в разных странах. Несмотря на неофициальный характер таких указаний, рекомендации AICPA активно используются на практике международными компаниями при составлении отчетности по ГААП США или МСФО с целью выявления степени инфляции в странах, которые могут оказаться на уровне или рядом с уровнем гиперинфляции.

В феврале 2010 г. AICPA опубликовал очередной список стран, экономика которых подпадает под понятие гиперинфляционной. Выдержка из него приведена ниже:

 

Следующие страны должны по-прежнему считаться гиперинфляционными по состоянию на конец 2009 г.:

– Мьянма;

– Зимбабве.

 

Следующая страна должна рассматриваться гиперинфляционной за отчетные периоды, начинающиеся после 1 июля 2009 г. (на основании кумулятивной инфляции за предшествующие 3 года):

– Венесуэла.

 

Следующие страны находятся «на грани гиперинфляции» (так называемый watch list):

– Конго;

– Эфиопия;

– Гвинея;

– Иран;

– Ирак;

– Сан-Томе и Принсипи;

– Сейшельские острова.

 

Ежегодные улучшения МСФО

Совет по МСФО одобрил план проекта и график опубликования Ежегодных улучшений МСФО в 2010 г. Планируется, что они будут выпущены в апреле 2010 г. и основаны на проекте, опубликованном в августе 2009 г.

Совет обсудил девять из предлагаемых улучшений МСФО. Исходя из комментариев, которые Совет получил от респондентов, и рекомендаций членов IFRIC, было решено завершить шесть улучшений:

1. МСФО (IFRS) 1 «Первое применение МСФО»: продление срока действия исключения, содержащегося в пункте D8. Переоценка на основе вмененной (условной) стоимости теперь будет применяться также к переоценке, которая имела место и после даты перехода на МСФО, но в течение периода, охваченного первой финансовой отчетностью по МСФО (в результате корректировки признаются на дату измерения непосредственно на счете нераспределенной прибыли).

2. МСФО 3 «Объединение компаний». В поправке относительно измерения неконтрольного интереса уточняется, что выбор для его измерения в приобретаемой компании относится только к компонентам, которые дают право их владельцам на пропорциональную долю чистых активов предприятия в случае ликвидации.

3. МСФО 3 «Объединение компаний»: переходные требования относительно «условного возмещения» (contingent consideration), относящегося к приобретениям компаний, которые имели место до даты вступления в силу пересмотренного МСФО 3. Организация должна применять переходные требования пересмотренного МСФО 3.

4. МСФО 7 «Финансовые инструменты: раскрытие информации». Дано разъяснение относительно раскрытия информации: в поправке уточняются и вносятся изменения касательно качественного и количественного раскрытия, а также дополнительной информации о кредитных рисках.

5. МСФО 28 «Инвестиции в ассоциированные компании»: частичное использование справедливой стоимости для измерения ассоциированных компаний. Поправка позволяет материнской компании измерять часть инвестиций в ассоциированные компании по справедливой стоимости в своей консолидированной финансовой отчетности, когда эта часть изначально указана как «оцениваемая по справедливой стоимости через прибыль или убытки» в соответствии со сферой применения, указанной в п. 1 стандарта МСФО 28. Совет по МСФО решил не включать в предстоящем МСФО по совместным предприятиям эквивалентное указание по частичному использованию справедливой стоимости для оценки инвестиций в совместные предприятия.

6. МСФО 34 «Промежуточная финансовая отчетность». Внесена поправка относительно значительных событий и сделок: дополнительный упор сделан на более детальное раскрытие таких событий и руководящие указания относительно того, как практически составлять такие раскрытия.

 

Заседание Совета по МСФО в марте 2010 г.

3 марта Совет по МСФО провел очередное заседание, на котором был обсужден вопрос реформирования учета финансовых инструментов, применяемых для целей хеджирования. Кроме того, в этот же день была проведена дискуссия с членами Совета СФУ США, посвященная вопросам презентации финансовой отчетности и применения оценок по справедливой стоимости.

 

Хеджирование

Совет по МСФО продолжил рассмотрение вопроса уместности учета деривативных финансовых инструментов в качестве объекта хеджирования. Было принято предварительное решение, что такие инструменты могут быть определены как объекты хеджирования в определенных ситуациях, включая такие, когда риски вызываются комбинацией первичных и производных инструментов. Также члены Совета предварительно согласились, что только части (определенные пропорции) номинальных сумм и односторонние риски могут рассматриваться в качестве объектов хеджирования.

 

Презентация финансовой отчетности

Члены обоих Советов согласились относительно переходных условий и даты начала применения новых требований, которые должны быть включены в проект стандарта по презентации финансовой отчетности.

Предварительное решение Советов отражает их мнение о том, что предпочтительным является полное ретроспективное применение всех новых положений относительно презентации финансовой отчетности в момент, когда предприятие принимает новый стандарт. Это означает, что предприятие должно будет применять новые требования по презентации к своей уже ранее выпущенной отчетности по МСФО. Это будет включать для каждого из представленных предыдущих периодов реклассификацию отдельных элементов, их новые группировки и перегруппировки, а также деагрегацию (разукрупнение) данных для целей последовательного хронологического сравнения однородной информации и всех раскрытий в примечаниях таким образом, как если бы новые требования к презентации отчетности применялись с самого начала.

Советы отметили, что окончательная дата перехода на новый стандарт должна обеспечить достаточно времени для того, чтобы компании могли подготовиться к предложенным требованиям и произвести все необходимые изменения. В связи с этим один из вопросов к общественности, включенный в состав Документа для обсуждения, будет как раз касаться величины периода, необходимого компаниям для адекватной подготовки к принятию всех требований нового стандарта.

При этом члены Советов отметили, что, по их мнению, такой датой может стать 30 июня 2011 г. и эта дата позволит компаниям иметь достаточно длительный период для подготовки к переходу на новые требования относительно презентации отчетности. Дополнительно был обсужден вопрос, стоит ли разрешать компаниям применять новые требования по презентации отчетности досрочно.

Кроме того, Совет по МСФО рассмотрел влияние данного вопроса на применение стандарта МСФО (IFRS) 1 «Применение МСФО впервые» и предварительно решил, что стандарт МСФО 1 не должен давать никаких дополнительных исключений или разрешений компаниям относительно презентации финансовой отчетности в случае их первоначального перехода на МСФО. Кроме того, компании, впервые применяющие МСФО, смогут начать применять требования нового стандарта досрочно, т. е. ранее даты, предписанной переходными требованиями, заключенными в самом стандарте для компаний, которые уже отчитываются по МСФО.

 

Справедливая стоимость

Члены обоих Советов рассмотрели вопрос о необходимости разработки специального обучающего материала в помощь компаниям – составителям отчетности относительно правил применения справедливой стоимости. Такой образовательный материал будет описывать алгоритм, которого необходимо будет придерживаться для того, чтобы соответствовать новым требованиям МСФО к применению концепции справедливой стоимости. Было решено, что такой обучающий материал будет разработан Фондом Комитета по МСФО и что члены обоих Советов будут вносить соответствующий вклад в разработку этих материалов.

 

Изменения в экзаменационных правилах и процедурах ДипИФР-Рус

«Эй Ти Си Интернэшнл» и «АССА Россия» объявили об изменениях, касающихся сдачи экзамена ДипИФР в России.

 

Регистрация для сдачи экзамена

Отменено двухлетнее ограничение на пересдачу экзамена ДипИФР-Рус. Действующие правила не предусматривают ограничений на пересдачу экзамена ДипИФР-Рус, ни временных, ни количественных.

Экзаменационный взнос для июньского экзамена ДипИФР-Рус в 2010 г. составляет 8000 руб. как для первой, так и для последующих попыток. Экзаменационный взнос для декабрьского экзамена 2010 г. будет установлен в мае 2010 г.

«Эй Ти Си Интернэшнл» продолжает осуществлять регистрацию кандидатов и административную поддержку экзамена ДипИФР-Рус.

 

Экзаменационная комиссия ДипИФР-Рус

Начиная с мартовского экзамена 2010 г. проверка работ кандидатов и проведение экзаменационной комиссии переходят в исключительную компетенцию АССА и будут проводиться в «АССА Россия».

 

Обстоятельства, которые могут отразиться на результатах экзамена

Рассмотрение заявлений кандидатов об обстоятельствах, которые существенным образом могли повлиять на результат экзамена, будет осуществляться экзаменационной комиссией по ДипИФР-Рус.

По получении запроса АССА направит кандидату уведомление о том, что указанные обстоятельства будут рассмотрены экзаменационной комиссией до опубликования результатов экзамена. Если кандидат не получит такого уведомления за 10 дней до даты опубликования результатов, ему следует незамедлительно связаться с российским представительством АССА, поскольку после опубликования результатов подобные обстоятельства уже не могут быть учтены.

 

Экзаменационные результаты

Начиная с мартовского экзамена 2010 г. рассылку результатов экзамена ДипИФР-Рус будет осуществлять АССА. Дата рассылки результатов будет публиковаться на сайтах «АССА Россия» и «Эй Ти Си Интернэшнл».

Начиная с мартовского экзамена 2010 г. административную проверку результата по запросу кандидата будет осуществлять АССА. Стоимость административной проверки составляет 50 фунтов стерлингов, оплата производится банковской картой на счет АССА в Великобритании.

 

Экзамен ДипИФР-Рус в 2011 г.

В 2011 г. экзамен ДипИФР-Рус будет проводиться в июне и декабре в те же даты, что и экзамен ДипИФР на английском языке. Экзамен ДипИФР-Рус в марте 2011 г. проводиться не будет.

Точные даты проведения экзамена в 2011 г. будут опубликованы на сайтах «Эй Ти Си Интернэшнл» и «АССА Россия».

Новое Руководство для кандидатов ДипИФР-Рус доступно по ссылке: www.atc-international.com/images/stories/Documents/DipIFR/DipIFR.