Корпоративная финансовая отчётность. Международные стандарты.

Журнал и практические разработки по МСФО и управленческому учету.

Международные новости (сентябрь 2009)

Авторы публикации

Редакция КФО. МС

Редакция КФО. МС

Совет по МСФО опубликовал стандарт для средних и малых компаний
СМСФО издал стандарт, созданный специально для применения средними
и малыми компаниями, которые, по экспертным оценкам, представляют 95 %
всех компаний, применяющих МСФО. Стандарт является результатом интен-
сивной пятилетней работы в тесном сотрудничестве с представителями малого
и среднего бизнеса во всем мире.
МСФО для средних и малых компаний – это самостоятельный доку-
мент объемом 230 страниц, созданный для нужд и учитывающий возможности
компаний именно данного сектора бизнеса.
Многие принципы учета, которые содержатся в существующих стандартах для
признания и оценки активов, обязательств, доходов и расходов, были упрощены;
разделы, не относящиеся к средним и малым компаниям, были исключены, коли-
чество требуемых пояснений к отчетности значительно уменьшено.
С целью сделать менее обременительным процесс подготовки отчетности
компаниями малого и среднего бизнеса дальнейший пересмотр стандарта будет
осуществляться раз в три года.

Положительные стороны

Стандарт является ответом на запрос со стороны международной обществен-
ности о едином, подробном и точном руководстве по ведению учета в компаниях
малого и среднего бизнеса, так как большинство сложных концепций МСФО
неприменимы для малых и средних компаний.
В частности, новый стандарт будет:
– обеспечивать сопоставимость данных финансовой отчетности;
– способствовать повышению общего уровня уверенности пользователей
в качестве отчетности средних и малых компаний;
– снижению затрат на развитие стандартов в качестве национальной основы
учета и отчетности.
МСФО для средних и малых компаний также подготовит базу для растущего
бизнеса, который собирается выйти на публичные рынки капитала, правила
которых требуют применения МСФО в полном объеме.
МСФО для средних и малых компаний обособлен от полного комплекта
стандартов МСФО и может применяться даже в тех странах, в которых МСФО
в полной версии не применяются. Кроме того, каждая страна самостоятельно
определяет, какие компании должны применять стандарт. Стандарт вступает
в силу с момента его опубликования.

Процесс разработки стандарта
В процессе разработки стандарта СМСФО учел мировую практику малого
и среднего бизнеса. Рабочая группа экспертов оказывала консультационные
услуги СМСФО относительно структуры и содержания стандарта. Проект стан-
дарта для средних и малых компаний, опубликованный в 2007 г., был переведен
на 5 языков, чтобы представители компаний могли ознакомиться с ним и
представить комментарии. Было проведено более 50 круглых столов и семинаров,
чтобы получить обратную связь. Проект стандарта протестирован на 100 малых
и средних компаниях в 20 странах мира. В результате данной работы было достиг-
нуто упрощение ряда положений проекта стандарта.

Разъяснение положений нового стандарта
Чтобы облегчить внедрение стандарта, Фондом Комитета по МСФО
(IASC Foundation) были разработаны учебные материалы. Также Фонд осуществ-
ляет работу с международными агентствами по развитию, для того чтобы в даль-
нейшем они могли обучить заинтересованные стороны, как правильно следует
применять МСФО для средних и малых компаний.

Новый проект ССФУ США – «Пояснения к отчетности»
Цель проекта – создание основы для того, чтобы сделать пояснения к финан-
совой отчетности более эффективными и связанными между собой. Данный
проект является ответом на запросы таких профессиональных организаций,
как Совет по техническим вопросам для инвесторов (Investors Technical Advisory
Committee (ITAC)) и Консультативный комитет американской Комиссии по
ценным бумагам по вопросам улучшения финансовой отчетности (SEC Advisory
Committee on Improvements to Financial Reporting (CIFR)).
В рамках проекта работа будет вестись по формулированию улучшенных
требований к пояснениям в финансовой отчетности. Предполагается, что разра-
батываемая система в конечном итоге позволит компаниям подготовить взаимо-
связанные пояснения к годовой отчетности.
Основные вопросы, которые будут рассмотрены в рамках данного проекта:
– Применение новых требований по раскрытию информации для всех
компаний, за исключением, может быть, непубличных и некоммерческих орга-
низаций.
– Целесообразность использования для промежуточной отчетности.
– Работа только с пояснениями к финансовой отчетности или рассмотрение
вопросов более тесной интеграции информации, включенной в финансовую
отчетность, информации о слияниях и поглощениях и другой аналогичной инфор-
мации, которую раскрывают публичные компании.
ССФУ планирует начать работу в третьем квартале 2009 г. и выпустить предва-
рительный вариант проекта в первом полугодии 2010 г.

Нововведения по учету финансовых инструментов
СМСФО представил для общественных комментариев Проект предложений
по совершенствованию учета финансовых инструментов.
Данный проект представляет собой часть работы СМСФО по пересмотру
и совершенствованию учета финансовых инструментов. Предложение, которое,
как считает СМСФО, во многом упростит сложность учета финансовых инстру-
ментов и сделает его более понятным инвестору, содержит руководство о том, как
финансовые инструменты должны быть классифицированы и оценены.
Проект также отвечает на запросы заинтересованных лиц, которые возникли
в связи с финансовым кризисом (например, устранение различных подходов
к обесценению финансовых активов, имеющихся в наличии для продажи).
СМСФО планирует закончить разработку предложений по классификации
и оценке в установленные сроки, чтобы они могли применяться компаниями уже
для отчетности за 2009 г. (добровольное применение).
Представленные предложения соответствуют рекомендациям и временным
рамкам, которые были разработаны ранее представителями стран – участниц
«Большой двадцатки» и других профессиональных организаций. Чтобы удовлет-
ворить требования о совершенствовании системы учета финансовых инстру-
ментов, СМСФО принял решение разделить данный проект на 3 стадии:
– Классификация и оценка финансовых инструментов.
– Методология расчета обесценения финансовых инструментов.
– Учет хеджирования.
В конечном итоге СМСФО планирует заменить МСФО 39 новым стандартом
в течение 2010 г., однако его применение станет обязательным не ранее 2012 г.

Изменен порядок ретроспективного применения для компаний,
применяющих МСФО впервые

СМСФО выпустил дополнения к МСФО 1 «Первое применение МСФО»,
которые относятся к ретроспективному применению МСФО в особых случаях.
Цель нововведений – сделать так, чтобы компании, которые начинают применять
МСФО, не сталкивались с дополнительными затратами по переходу на междуна-
родные стандарты.
Суть дополнений (поправок):
– освободить компании, использующие метод полной себестоимости, от
ретроспективного применения МСФО для учета нефтегазовых активов;
– освободить компании, которые имеют действующие договоры финансовой
аренды, от переоценки при переклассификации данных договоров в соответствии
с интерпретацией IFRIC 4 «Determining Whether an Arrangement Contains a Lease»
в тех случаях, если применение национальных стандартов учета обеспечивает
аналогичный результат.
СМСФО сформулировал данные дополнения после рассмотрения коммента-
риев к дискуссионному документу, выпущенному в cентябре 2008. Большинство
респондентов поддержали предложения.

Предложения Совета по МСФО по отражению в отчетности
результатов деятельности, регулируемой процентными ставками

СМСФО опубликовал для публичных комментариев предложения по учету
деятельности, регулируемой процентными ставками (rate-regulated activities).
Цель предложения – определить, как активы и обязательства, возникающие
от деятельности, регулируемой процентными ставками, будут признаваться
в учете в соответствии с МСФО.
В случае принятия предложений в cтандарте будут содержаться:
– определения регулируемых активов (regulatory assets) и регулируемых обяза-
тельств (regulatory liabilities);
– критерии признания таких активов и обязательств;
– руководство по оценке их стоимости;
– требования к раскрытию информации в финансовой отчетности.
По данному вопросу в Совет по МСФО приходили запросы из разных стран.
Разъяснения по учету деятельности, регулируемой процентными ставками,
особенно актуальны для тех стран, которые только принимают МСФО. В насто-
ящее время учет основывается на требованиях соответствующих стандартов
ГААП США.
Первоначальный вариант стандарта будет опубликован для комментариев
в ноябре 2009 г. СМСФО предполагает выпустить соответствующий стандарт
после рассмотрения поступивших комментариев в 2010 г.

Опубликован отчет о разработке стандартов
под влиянием финансового кризиса

Консультативная группа по вопросам финансового кризиса (Financial Crisis
Advisory Group) – организация, состоящая из признанных лидеров с большим
опытом работы на международных рынках, – опубликовала свои рекомендации
по вопросам разработки международных стандартов и обзор изменений в регули-
ровании международной учетной практики, которые явились следствием финан-
сового кризиса.
Отчет Консультативной группы включает 4 основных принципа и содержит
рекомендации по улучшению эффективности процесса разработки междуна-
родных стандартов.
Основные сферы, затронутые в отчете, следующие:
– эффективность финансовой отчетности;
– ограничения финансовой отчетности;
– конвергенция (сближение) бухгалтерских стандартов;
– независимость и ответственность разработчиков стандартов.

Глобальный финансовый кризис вынудил экономических субъектов и участ-
ников финансовых рынков пересмотреть свои принципы управления, учетную
практику и внутрифирменные стандарты. Отчет консультативной группы главным
образом основан на проблемах финансовых институтов, однако его результаты
также могут быть распространены и на другие сферы бизнес-сообщества.

Вопросы классификации выпуска прав –
новые предложения Совета по МСФО

Совет по МСФО опубликовал для комментариев свои предложения по клас-
сификации выпуска прав (rights issues).
Предложения нацелены на упрощение порядка учета в случае, когда выпуск
прав деноминирован в валюте, отличной от функциональной валюты эмитента.
Текущая практика предполагает, что в данном случае выпуск прав необходимо
учитывать как производное обязательство (derivative liabiliy). Совет предлагает,
чтобы, если выпуск прав осуществлен пропорционально фиксированной сумме
валюты, операция класссифицировалась как выпуск капитала, несмотря на
валюту, в которой деноминирована цена реализации.
Часто выпуск прав осуществляется в валюте, отличной от функциональной,
и финансовый кризис привел к увеличению количества таких эмиссий, так как
компании стремятся привлечь дополнительный капитал. В свете этого Совет по
МСФО ускорил свою работу по данному проекту. Сформулированные предло-
жения являются поправками к МСФО 32 «Финансовые инструменты: представ-
ление».
Предложения по проекту «Классификация выпуска прав» (Classification of
Rights Issues) открыты для комментариев до 7 сентября 2009 г. Окончательную
версию своих предложений Совет планирует опубликовать до конца этого года.

СМСФО предлагает пересмотреть ставку дисконтирования для оценки
вознаграждений работникам

Совет по МСФО опубликовал для публичных комментариев предложения по
пересмотру ставки дисконтирования, используемой при оценке вознаграждений
работникам.
МСФО 19 «Вознаграждения работникам» требует, чтобы компании опреде-
ляли ставку, применяемую при дисконтировании вознаграждений работникам, на
основе рыночной доходности высококлассных корпоративных облигаций. Однако
когда отсутствует надлежащий рынок корпоративных облигаций, компания
должна использовать ставки рыночной доходности по государственным облига-
циям. Мировой финансовый кризис увеличил разрыв между доходностью корпо-
ративных и государственных облигаций. В результате компании с одинаковыми
суммами обязательств по вознаграждениям сотрудникам покажут их в отчетности
разными суммами.
В этих условиях Совет по МСФО предлагает исключить требование об исполь-
зовании ставок доходности государственных облигаций. В результате все компании
должны будут использовать доходность высококлассных корпоративных обли-
гаций. Принятие этой поправки обеспечит сопоставимость в финансовой отчет-
ности между компаниями разных стран независимо от состояния рынков.
По причине срочности поправок Совет сократил срок представления коммен-
тариев до конца сентября 2009 г. Планируется, что в случае принятия поправок
компании смогут применять обновленный МСФО 19 уже с декабря этого года.

Совет по МСФО предложил дополнения к 11 стандартам
В августе в рамках своего очередного ежегодного Проекта по улучшению
МСФО Совет по МСФО (СМСФО) опубликовал для комментариев проект допол-
нений к 10 МСФО и одной интерпретации.
Датой ввода в действие этих изменений и дополнений планируется 1 января
2011 г., с разрешением раннего (досрочного) применения, кроме дополнений
к МСФО 3 и МСФО 27, которые должны будут вступить в силу с 1 июля 2010 г.
Предлагаются изменения к следующим МСФО:



Комментарии к проекту ежегодных дополнений будут приниматься Советом
по МСФО до 24 ноября 2009 г.

Отказ от ГААП в Великобритании

Совет по стандартам бухгалтерского учета Великобритании (Accounting Standards
Board) выпустил заявление (position paper), которое практически прекращает
существование ГААП Великобритании (UK GAAP) как такового.
В документе в качестве ключевой проводится идея, что UK GAAP в его
текущем виде будет постепенно устранен и заменен трехуровневой системой, при
которой все публичные (листинговые) компании обязаны будут использовать
комплект МСФО в полном объеме, нелистинговые компании – новые междуна-
родные стандарты для малого и среднего бизнеса (SME) и так называемая кате-
гория «мелкого бизнеса» – специальные упрощенные стандарты для «мелкого
бизнеса» (Financial Reporting Standards for Smaller Entities (FRSSE)).
Cогласно предлагаемой концепции, компании Великобритании будут иметь
право добровольно принять для себя стандарты более высокого уровня.
Цель документа – «установление и развитие рамочных основ для состав-
ления финансовой отчетности, которая должна подходить к уровню предпри-
ятия, отличаться высоким качеством и быть источником правил для абсолютно
всех компаний, составляющих финансовую отчетность».
Ранее Совет по ASB уже выражал свою полную поддержку и одобрение
принятия новых стандартов для SME, которые были выпущены СМСФО 9 июля
2009 г. Также Совет по ASB заявлял, что не считает целесообразным использо-
вание двух систем стандартов финансового учета в Великобритании.
Датой полного перехода с UK GAAP на МСФО всех компаний Великобри-
тании Совет по ASB назначил 1 января 2012 г. Данное изменение коснется десятков
тысяч компаний, которые должны будут внести изменения в подготовку отчет-
ности и, возможно, в определенные процессы и контроль внутри своих компаний,
а также провести переобучение сотрудников.

Новая конституция Комитета по МСФО
В сентябре 2009 г. Наблюдательный совет Комитета по МСФО (IASCF)
опубликовал для комментариев документ по изменению конституции Коми-
тета по МСФО. Среди предлагаемых изменений будут как «косметические», так
и фундаментальные. Изменятся названия Комитета и Совета: IASC Foundation
станет теперь IFRS Foundation, а IASB будет называться IFRS Board.
Все ссылки на accounting standards (стандарты бухгалтерского учета) будут заме-
нены на financial reporting standards (стандарты финансовой отчетности). Также
будут уточнены цели организации; в частности, будут упомянуты потребности
развивающихся экономик и малых и средних предприятий. Будет расширено
представительство Африки и Южной Америки путем закрепления двух посто-
янных мест за представителями этих регионов в Наблюдательном совете Коми-
тета по МСФО.
Также предлагается учредить формальный процесс ускоренного принятия
новых стандартов в исключительных обстоятельствах, что, видимо, было вызвано
проблемами, с которыми Совет по МСФО столкнулся в октябре 2008 г., когда
под давлением Европейской комиссии был вынужден принять дополнения
к МСФО 39 и МСФО 7 буквально за 3 дня.
В конституции теперь будет записано, что впредь Совет по МСФО обязан
консультироваться с Наблюдательным советом при выработке своей технической
повестки работы по созданию и изменению МСФО.

Предложения Базельского комитета по изменениям МСФО 39
28 августа 2009 г. Базельский комитет банковских регуляторов (The Basel
Committee on Banking Supervision) выпустил документ, адресованный Совету по
МСФО с целью пересмотра МСФО 39 в сторону гармонизации с целями регуля-
торов. Документ описывает принципы, которые, по мнению Базельского коми-
тета, должны быть приняты за основу при пересмотре положений МСФО 39,
касающихся вопросов определения обесценения кредитов, измерения справед-
ливой стоимости, раскрытия информации.
В частности, Базельский комитет предлагает внести следующие изменения
в стандарт МСФО 39:
– более раннее признание обесценения кредитов для обеспечения адекват-
ности резерва;
– признание, что справедливая стоимость может быть неэффективной
в случае, когда рынок становится неликвидным или «подавленным»;
– разрешить реклассификацию долговых инструментов и кредитов из категории
«справедливая стоимость через прибыль или убыток» в категорию «удерживаемых
для погашения» в случае изменения бизнес-модели отчитывающегося предприятия;
– запретить восстановление обесценения для финансовых инструментов,
классифицированных как «имеющиеся в наличии для продажи»;
– отменить held to maturity tainting rule (правило, запрещающее классифи-
кацию инструментов как «удерживаемых до погашения» в течение двух лет после
«несанкционированной» продажи инструментов из данного портфеля).