Международные новости (март 2013)
Попечители Фонда МСФО объявили об учреждении Консультативного форума ASAF и назначении его первых членов
Попечители Фонда МСФО, надзорного органа над Советом по МСФО, объявили о назначении первых членов вновь учрежденного Консультативного форума по стандартам бухгалтерского учета (Accounting Standards Advisory Forum — ASAF). Форум ASAF будет служить в качестве технического консультативного органа Совета по МСФО и будет состоять из представителей международного сообщества — учредителей национальных стандартов бухгалтерского учета. Попечители планируют детально рассматривать результаты деятельности Форума ASAF и оценивать индивидуальную работу его членов через каждые два года.
По замыслу Фонда МСФО, работу Форума ASAF будет возглавлять непосредственно Совет по МСФО и первоначально в состав Форума войдут следующие члены:
• от Африки — Южноафриканский совет по стандартам финансовой отчетности (при поддержке Панафриканской федерации бухгалтеров (PAFA));
• от Азии и Океании:
— Совет по стандартам финансовой отчетности Японии;
— Австралийский совет по стандартам бухгалтерского учета;
— Китайский комитет по бухгалтерским стандартам;
— Группа учредителей стандартов учета Азии и Океании (AOSSG), представленная Институтом дипломированных общественных бухгалтеров Гонконга;
• от Европы:
— Комитет по бухгалтерским стандартам Германии;
— Европейская консультативная группа по финансовой отчетности (European Financial Reporting Advisory Group — EFRAG);
— Испанский институт бухгалтерского учета и аудита;
— Совет по стандартам финансовой отчетности Великобритании;
• от Северной и Южной Америки:
— Группа учредителей стандартов учета государств Латинской Америки (GLASS);
— Канадский совет по стандартам бухгалтерского учета;
— Совет по стандартам финансового учета Соединенных Штатов Америки.
Первое заседание Форума ASAF планируется провести в Лондоне в апреле 2013 г. Ожидается, что все заседания ASAF будут носить открытый характер и транслироваться через сеть Интернет, а доклады, ожидаемые к представлению на заседаниях Форума, будут заблаговременно опубликованы для ознакомления общественности на сайте Совета по МСФО.
Замена нескольких меморандумов о взаимопонимании
Совет по МСФО ранее заключил несколько двусторонних меморандумов о сотрудничестве с представителями разработчиков национальных стандартов разных стран, в которых были отмечены различные аспекты взаимных обязательств в сфере развития национальных или одобрения/принятия Международных стандартов финансовой отчетности. В течение последних 10 лет Совет по МСФО заключил такие соглашения с национальными учредителями стандартов бухгалтерского учета и финансовой отчетности Бразилии, Китая, Японии и Соединенных Штатов.
За этот период периметр стран, применяющих стандарты МСФО или заинтересованных в их принятии, значительно расширился, что усложнило для Совета по МСФО задачу синхронного поддержания и развития ряда независимых двусторонних соглашений. В то же время во многих регионах мира были созданы региональные организации и объединения национальных разработчиков стандартов, ставящие цели более эффективной координации деятельности региональных бухгалтерских стандартов или предоставления консультаций по вопросам разработки принципов формирования финансовой отчетности. Такими группами, в частности, являются вышеупомянутые объединения AOSSG, EFRAG, GLASS и PAFA.
В ответ на эти изменения в обстоятельствах попечителями Фонда МСФО в 2011 г. была пересмотрена стратегия развития Фонда, которая теперь предусматривает поощрение и поддержку объединений национальных и региональных органов в установлении стандартов бухгалтерского учета как неотъемлемую часть процесса постепенного установления глобальных стандартов финансовой отчетности.
В свою очередь, в ответ на указанные изменения в стратегии Фонда МСФО Форум ASAF предварительно предлагает заменить все двусторонние меморандумы Совета по МСФО о взаимопонимании путем принятия единого соглашения, которое будет подписано всеми членами Форума ASAF и удовлетворит потребности всех региональных органов по учреждению стандартов финансовой отчетности.
Попечители Фонда МСФО также порекомендовали, чтобы все национальные и региональные разработчики стандартов бухгалтерского учета продолжали проведение исследований и подготовку рекомендаций по вопросам, приоритетным для Совета по МСФО, и поощряли вклад в их разработку со стороны всех заинтересованных сторон в зоне их собственных юрисдикций. Фонд МСФО будет продолжать содействовать такой деятельности с помощью различных механизмов поддержания диалога с широким международным сообществом, вовлеченным в процессы разработки стандартов бухгалтерского учета и финансовой отчетности.
Широкие консультации и соблюдение надлежащих процедур
Учреждение Форума ASAF и назначение его первоначальных членов были предметом продолжительных консультаций и тщательного соблюдения надлежащих правовых процедур. Ранее концепция наличия консультативного органа при Совете по МСФО, состоящего из национальных и региональных разработчиков стандартов бухгалтерского учета, была широко поддержана респондентами в период комментирования пересмотренной стратегии работы попечителей Фонда МСФО.
В ноябре 2012 г. попечители опубликовали для общественного рассмотрения предложение учредить Форум ASAF и получили в ответ более 60 писем с в целом положительными комментариями. В феврале 2013 г. попечители опубликовали окончательные детали формирования Форума ASAF, в том числе документ «Об обратной связи», в котором были обобщены полученные Фондом МСФО замечания и каким образом попечители ответили на них. В то же время попечители попросили мировую общественность номинировать кандидатуры на членство в Форуме ASAF.
В результате анализа поступивших предложений Фонд МСФО рассмотрел 25 кандидатур для членства в ASAF — на основе справедливого географического распределения, удовлетворения критериев членства в Форуме и других факторов, описанных в предложении по номинации кандидатов.
Кандидатуры будущих членов Форума были затем обсуждены с соответствующими региональными и другими организациями, в том числе по вопросу о справедливости регионального представительства. Назначения для Африки, Азии и Океании, Европы и Южной Америки были специфически согласованы соответственно с региональными группами PAFA, AOSSG, Европейской группой EFRAG и GLASS. Там, где региональные организации учредителей стандартов не существуют, Фонд провел консультации с соответствующими национальными органами. Окончательный выбор членов в Форум ASAF был сделан на специальном заседании попечителей Фонда МСФО.
Совет по МСФО опубликовал пересмотренные предложения по определению резервов под обесценение финансовых активов
Совет по МСФО опубликовал для общественного обсуждения набор пересмотренных предложений по формированию резервов под обесценение финансовых активов из-за ухудшения кредитоспособности эмитента (заемщика, контрагента). Новые предложения опираются на предыдущую работу Совета по разработке модели, ориентированной больше на будущие, чем на прошлые периоды и события, в результате чего ожидаемые кредитные убытки от обесценения будут признаваться более своевременно.
Требования к финансовой отчетности в части обесценения финансовых активов как на международном уровне, так и в США в настоящее время используют модель понесенных убытков (incurred loss model), которая предписывает время определения и признания суммы обесценения финансовых инструментов. Модель понесенных убытков требует, чтобы событие, приводящее к убыткам от обесценения, произошло до того, как может быть признан резерв под обесценение. Такая модель была в свое время введена, чтобы избежать манипулирования в виде использования отчитывающимися компаниями общих и неопределенных подходов по формированию «общих будущих резервов», которые искажали бы точность отчетности, особенно в части донесения до инвесторов важной информации о результатах финансовой деятельности.
Тем не менее во время финансового кризиса 2008—2009 гг. модель понесенных убытков была подвергнута критике за задержку признания убытков от обесценения финансовых активов во времени и за то, что она не отражала достаточно точной суммы убытков от снижения кредитоспособности контрагентов, которые реально ожидались к понесению отчитывающимися компаниями.
В соответствии с запросами, поступившими от группы стран «Большой двадцатки», Консультативной группы по вопросам финансового кризиса (Financial Crisis Advisory Group — FCAG) и других организаций, Совет по МСФО и Совет по стандартам финансового учета США (FASB) начали совместную работу по разработке более надежной модели обесценения финансовых активов, которая отражала бы ожидаемые кредитные убытки.
Предложения, опубликованные в марте 2013 г., основаны на модели ожидаемых убытков от обесценения финансовых активов, ранее согласованной между Советами по МСФО и СФУ США, но впоследствии модель была упрощена с учетом откликов и предложений, полученных от заинтересованных сторон в процессе обсуждения общественности. Совет по СФУ США опубликовал отдельно на своем сайте для публичного обсуждения свою альтернативную модель ожидаемых убытков, причем оба набора предложений (и Совета по МСФО, и Совета по СФУ США) совпадают по периоду предоставления комментариев представителями общественности.
Модель Совета по МСФО направлена на признание убытков от обесценения на более своевременной, точнее, более ранней основе. В рамках предложения СМСФО ожидаемые убытки отражаются в отношении всех финансовых инструментов начиная с даты, когда эти инструменты были созданы или приобретены.
Согласно предложенным правилам ожидаемые убытки от обесценения финансовых активов будут признаваться в полной мере (так называемые full lifetime expected credit losses) в тот период, когда происходит значительное ухудшение кредитоспособности эмитента финансового инструмента. Это значительно более низкий и ранний порог признания обесценения по сравнению с действующей в настоящее время моделью понесенных убытков, которая на практике приводит к признанию убытков только тогда, когда финансовые активы уже близки к состоянию дефолта или преддефолта.
Ганс Хугерворст, председатель Совета по МСФО, прокомментировал новые предложения Совета следующим образом:
«Наши предложения являются упрощенной версией модели ожидаемых кредитных потерь, которые мы первоначально рассматривали совместно с коллегами из Совета по СФУ США. Мы считаем, что модель приводит к более своевременному признанию убытков от обесценения финансовых активов. В то же время предложенная модель позволяет избежать изначальной «перегрузки» отчетности потерями от обесценения, что не отражало бы правильно экономическую реальность. Мы с нетерпением ожидаем получения обратной связи от общественности по этим предложениям, с тем чтобы быстро двигаться дальше и завершить этот важный проект в соответствии с неоднократными просьбами членов “Большой двадцатки”».
Предварительный проект «Финансовые инструменты: ожидаемые убытки от обесценения финансовых активов» будет открыт для комментариев общественности в течение 120 дней с конечной датой приема комментариев 5 июля 2013 г.
Совет по МСФО опубликовал предложения по поправкам к МСФО 39 «Финансовые инструменты: признание и оценка» относительно новаций производных финансовых инструментов и продолжения учета хеджирования
Совет по МСФО опубликовал для общественного обсуждения предварительный проект предлагаемых поправок к стандарту МСФО (IAS) 39 «Финансовые инструменты: признание и оценка». Соответствующие требования также предлагается включить в предстоящую к принятию в ближайшее время главу учета хеджирования в стандарте МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты».
Целью предлагаемых поправок является введение исключения с относительно узкой сферой применения к требованию прекращения учета хеджирования в стандарте МСФО 39. В частности, поправки предполагают возможность использования исключения в случаях, когда производный инструмент, который был определен в качестве инструмента хеджирования, подвергся новации в виде его перехода от одного контрагента к так называемому центральному контрагенту (central counterparty — CCP) как следствие принятия новых законов или правил, при соблюдении прочих указанных в поправке конкретных условий (отмечается, что для целей данной поправки под новацией производных контрактов подразумевается только замена оригинального контрагента по контракту на нового контрагента, которым может быть только ССР).
При разработке и принятии данной поправки Совет по МСФО принимал во внимание тот факт, что законодательные изменения, которые потребуют подобных новаций производных инструментов, довольно широко распространены в разных юрисдикциях. Эти законодательные изменения были вызваны деятельностью регуляторов стран «Большой двадцатки» по улучшению прозрачности и регулятивного надзора над внебиржевыми производными финансовыми инструментами создания последовательной и недискриминационной основы их международного оборота.
Совету по МСФО известно, что подобные новые законы или правила оборота внебиржевых деривативов могут вступить в силу в некоторых странах в ближайшее время. Следовательно, Совет по МСФО опубликовал этот предварительный проект с коротким разрешенным периодом для комментариев (всего 30 дней). Доступ к тексту предварительного проекта может быть получен на веб-сайте проекта или на странице «Комментарии к предложениям» на сайте Совета по МСФО (www.ifrs.org). Совет по МСФО объявил последним днем для приема комментариев 2 апреля 2013 г.
Великобритания заменяет национальные стандарты учета для МСП новым стандартом на основе «МСФО для МСП»
Совет по финансовой отчетности Великобритании (Financial Reporting Council — FRC) опубликовал стандарт финансовой отчетности FRS 102, обязательный для применения в Великобритании и Ирландии, который заменит текущий UK GAAP (стандарты финансовой отчетности Великобритании) в части учета для малых и средних предприятий, с вступлением в силу для отчетных периодов, начинающихся с или после 1 января 2015 г.
Стандарт FRS 102 разработан на основе стандарта «МСФО для МСП», который является упрощенной версией полного комплекта стандартов МСФО, однако новый английский стандарт включает в себя изменения, внесенные Советом FRC, важным из которых является значительное расширение сферы применения стандарта по сравнению с оригинальным «МСФО для МСП». Это приводит к тому, что любое предприятие (даже крупное), которое не обязано по закону применять полную версию МСФО, будет в состоянии применять стандарт FRS 102, т. е. сокращенную версию МСФО.
В дополнение к ранее принятым стандартам FRS 100 «Применение требований к финансовой отчетности» и FRS 101 «Сокращенные требования к раскрытию информации», которые были опубликованы в ноябре 2012 г., стандарт FRS 102 фактически завершает формирование основного пакета стандартов, которые практически заменяют UK GAAP в том виде, в каком он сейчас существует. В ближайшее время ожидается принятие новых отдельных стандартов Великобритании для страховых компаний и поправки к учету финансовых инструментов.
Несмотря на то что все английские отчитывающиеся компании смогут добровольно избрать использование полной версии МСФО тогда, когда текущая версия UK GAAP полностью исчезнет (что ожидается в обозримом будущем), относительная краткость и упрощенность стандарта FRS 102 (всего менее 250 страниц), может оказаться гораздо более привлекательной для многих компаний. При этом вне зависимости от сделанного выбора принятие в Великобритании в ближайшее время более детальных требований к учету финансовых инструментов может создать проблемы для некоторых компаний.
Основные изменения, которые привносит стандарт FRS 102 в сегодняшний UK GAAP, включают в себя следующие:
• Производные финансовые инструменты не могут быть учтены на внебалансовых счетах и должны будут оцениваться по справедливой стоимости через прибыль или убыток.
• Гудвилл и нематериальные активы не могут больше иметь неопределенный срок полезного использования и должны будут амортизироваться. В отсутствие надежной оценки срока полезного использования будет использоваться максимальный срок в пять лет, который значительно короче, чем существовавшее ранее допущение о 20-летнем сроке использования нематериальных активов.
• Исключение, разрешающее учитывать пенсионные планы с установленными выплатами в случае участия в них нескольких работодателей как планы с установленными взносами, больше не будет доступно для компаний, находящихся под общим контролем.
Обязательная дата вступления в силу стандарта FRS 102 — для отчетных периодов, начинающихся с или после 1 января 2015 г. При этом досрочное применение разрешается для отчетных периодов, заканчивающихся 31 декабря 2012 г. или после этой даты.
Совет по МСФО опубликовал предложения по поправкам к МСФО 19 «Планы с установленными выплатами: взносы сотрудников»
Совет по МСФО опубликовал для общественного обсуждения предварительный проект предлагаемых поправок к МСФО (IAS) 19 «Вознаграждения работникам».
СМСФО решил отреагировать на вопросы, которые были подняты общественностью в связи со сложностью применения отдельных требований стандарта МСФО 19. В частности, речь идет о проблемах, связанных с учетом взносов работниками и третьими лицами в планы с установленными выплатами. Цель предлагаемых поправок состоит в обеспечении более прямолинейного и понятного метода учета таких взносов, когда платежи, подлежащие уплате в определенный период, связаны исключительно с работой, выполненной работниками в этом периоде. Предлагаемое руководство будет применяться, например, для учета взносов в планы сотрудников, которые рассчитываются в соответствии с фиксированным процентом от их заработной платы.
Необходимость рассмотрения этого вопроса была подтверждена Комитетом по разъяснениям МСФО, который рекомендовал Совету по МСФО внести указанные изменения в стандарт.
Доступ к тексту предварительного проекта может быть получен через веб-сайт проекта или на странице «Комментарии к предложениям» на странице www.ifrs.org. Совет по МСФО будет рассматривать вопросы и комментарии к этим предложениям до 25 июля 2013 г.