Корпоративная финансовая отчётность. Международные стандарты.

Журнал и практические разработки по МСФО и управленческому учету.

Международные новости (июнь 2013)

Авторы публикации

Редакция КФО. МС

Редакция КФО. МС

Прогресс в «МСФО для малых и средних предприятий»

Советом по МСФО был обновлен информационный бюллетень, содержащий материал относительно внедрения стандарта «МСФО для МСП», который обобщает всю деятельность Cовета по МСФО в отношении данного стандарта с момента его выпуска  в 2009 г.

Бюллетень содержит информацию о принятии стандарта в различных юрисдикциях, переводе на разные языки, обучении, типовых вопросах и ответах, публикациях на тему применения МСФО для МСП, а также о вопросах, подлежащих всеобъемлющему пересмотру в настоящее время. В бюллетене также приведен обновленный список методических материалов относительно правил международного учета для применения в компаниях малого и среднего бизнеса, которые доступны для бесплатной загрузки с веб-сайта Совета по МСФО.

В документе отмечено, что к июлю 2012 г. уже более 80 стран мира официально приняли или разрешили для применения на территории своих юрисдикций стандарт «МСФО для МСП». На территории Евразии этими странами являются Азербайджан, Киргизия, Молдова, Турция.

Стандарт «МСФО для МСП» переведен уже на 26 языков мира, в том числе и на русский, и его русскоязычная версия находится в свободном доступе на сайте Совета по МСФО.

Членами Совета по МСФО были проведены многочисленные учебные семинары относительно нюансов применения «МСФО для МСП» во многих странах мира, в том числе на Украине, в Казахстане, Монголии, Турции. Следующий бесплатный семинар планируется провести в августе 2013 г. на территории Шри-Ланки.

В июне 2013 г. Совет по МСФО выпустил руководство для «микропредприятий», применяющих «МСФО для МСП». Микропредприятиями считаются маленькие компании с простыми операциями и всего несколькими сотрудниками. Данное руководство содержит рекомендации для оказания помощи в формировании отчетности микропредприятий, для того чтобы сделать «МСФО для МСП» более доступным для тех, кто рассматривает его применение в будущем. Это руководство составлено путем извлечения из «МСФО для МСП» выдержек, которые содержат только минимальные требования, необходимые для типичного микропредприятия. При разработке этого руководства не было сделано никаких изменений в принципах признания и оценки активов, обязательств, доходов и расходов отчитывающегося предприятия.

В нескольких областях руководство для микропредприятий также содержит дополнительные указания и наглядные примеры, чтобы помочь составителям применять принципы «МСФО для МСП». Данное руководство  полностью соответствует «МСФО для МСП» и не является отдельным стандартом. Несмотря на то что руководство задумывалось и было предназначено для полностью автономного использования большинством микропредприятий, тем не менее оно определяет те темы в «МСФО для МСП», которые были намеренно пропущены, и отсылает пользователей из числа микропредприятий к «полномасштабному» «МСФО для МСП». При этом все-таки ожидается, что подавляющее большинство микропредприятий будет иметь возможность применять данное руководство без необходимости ссылаться на «МСФО для МСП».

Представители Совета по МСФО объяснили, что  реализовали этот проект потому, что некоторые предприятия, в основном в небольших юрисдикциях, обратились к разработчикам «МСФО для МСП» с комментариями о том, что микропредприятия считают, что «МСФО для МСП» не учитывает их потребности и возможности в области составления финансовой отчетности.

Бесплатные ресурсы с информацией относительно всех аспектов применения стандарта «МСФО для МСП» указаны ниже:

•  «МСФО для малых и средних предприятий» (полный стандарт, переводы): http://go.ifrs.org/IFRSforSMEs;
•  учебные материалы (35 модулей на нескольких языках): http://go.ifrs.org/smetraining;
•  учебные модули в презентационном формате PowerPoint (20 слайдов на нескольких языках): http://go.ifrs.org/trainingppts;
•  презентации Совета по МСФО и сотрудников СМСФО (на нескольких языках): http://go.ifrs.org/presentations;
•  обновляемый бюллетень о текущем статусе «МСФО для МСП»: http://go.ifrs.org/smeupdate;
•  ресурс группы по внедрению «МСФО для МСП» (SMEIG) с перечнем ее членов и круга их обязанностей: http://go.ifrs.org/smeig;
•  вопросы и ответы относительно применения «МСФО для МСП» (Q & As): http://www.ifrs.org/IFRS+for+SMEs/QAsSMEs.htm;
•  обзор документов «МСФО для МСП»: http://go.ifrs.org/smereview;
•  буклет по основам руководства «МСФО для МСП»: http://go.ifrs.org/SMEguide;
•  руководство для микропредприятий: http://www.ifrs.org/IFRS­for­SMEs/Pages/Guidancemicrosizedentities.aspx;
•  ресурсы на языках, кроме английского: http://www.ifrs.org/IFRS­for­SMEs/Pages/Non­English.aspx.

 

Председатель СМСФО выступил на конференции  Фонда МСФО в Амстердаме

Ханс Хугерворст, председатель СМСФО, на конференции Фонда МСФО в Амстердаме сосредоточил свое выступление на трех темах. Во-первых, он говорил о прогрессе к цели, утвержденной лидерами стран «Большой двадцатки» по установлению единого набора глобальных стандартов финансового учета и отчетности. Во-вторых, осветил тему трех частей текущей программы работы Совета по МСФО, а именно возможные потери по ссудам, учет договоров страхования и концептуальные основы формирования отчетности. Наконец, главной темой его выступления стали вопросы раскрытия информации в отчетности. Ханс Хугерворст поделился своим планом из десяти пунктов, которые нацелены на то, чтобы сделать раскрытие информации более эффективным. Вот что он сказал[1]:

 

«Глобальные стандарты

Какого прогресса мы добились по пути к цели установления и признания всеми единого набора глобальных стандартов финансового учета и отчетности? Чтобы ответить на этот вопрос, мы провели большой объем исследований. Как вы знаете, мы уже опубликовали первые результаты опросов на сайте МСФО, и они представляют весьма обнадеживающее понимание ситуации по принятию МСФО во всем мире. Прежде всего, существует почти универсальная поддержка МСФО как единого набора глобальных стандартов учета. Кроме того, 95 % юрисдикций мира уже выступили с декларацией публичного обещания принятия концепции единой системы высококачественных глобальных стандартов финансового учета. Более того, почти все юрисдикции подтвердили, что таким единым набором стандартов должны стать именно МСФО. Это включает в себя даже те юрисдикции, которым еще только предстоит принять решение о переходе на МСФО, такие как Соединенные Штаты Америки.

Во-вторых, более 80 % юрисдикций приняли стандарты МСФО как основу для формирования отчетности публичных листинговых компаний (а в пяти юрисдикциях — почти для всех компаний).

В-третьих, те юрисдикции, которые приняли МСФО, внесли очень мало изменений в сам текст стандартов МСФО перед разрешением для их применения на территории своей страны. Фактически более чем 40 % стран, принявших МСФО, одобряют их автоматически, даже без формального процесса одобрения. Кроме того, если изменения все-таки были внесены, они рассматриваются в качестве временной меры по оказанию помощи составителям при переходе от национальных стандартов учета и отчетности к МСФО. Мы ожидаем, что большинство этих переходных корректировок в конечном счете исчезнут.

В США более 450 иностранных предприятий, зарегистрированных при Комиссии по ценным бумагам и биржам (Foreign Private Issuers), выпускают свою отчетность на основе стандартов МСФО.

Основной темой моего доклада является необходимость улучшения раскрытия информации в финансовой отчетности. Для многих компаний объем их годового отчета растет год от года. Однако при этом количество полезной информации, содержащейся в этих раскрытиях, необязательно увеличивается с той же скоростью. Значительно вырос риск того, что годовые отчеты станут просто документами «соответствия правилам», а не инструментами коммуникации с инвесторами.

Многие составители отчетности добровольно предпочитают «ошибаться» в сторону осторожности и включать все, что только можно, в раскрытия информации. В конце концов, ни один финансовый директор никогда не был уволен из-за слишком больших объемов раскрытия, в то время как «рестейтмент» отчетности действительно может ограничить чью-то карьеру. Кроме того, чрезмерное раскрытие может быть очень удобной формой для «захоронения» неприятной, но необходимой информации в большом объеме ненужных раскрытий.

Необходимо прекратить «шаблонный» подход к раскрытиям. В первую очередь, мы решили начать с самих себя. Фонду МСФО удалось уменьшить размер своего Годового отчета за 2012 г. и сопровождающих раскрытий на 25 % по сравнению с предыдущим годом. В то же время мы увеличили количество полезной информации и сделали отчет более удобным для чтения. Потребовались интенсивные дискуссии как внутри Фонда МСФО, так и с аудиторами, но это было сделано.

Я хотел бы изложить план из десяти пунктов, который принесет ощутимую пользу в деле улучшения раскрытия информации в финансовой отчетности.

Первые восемь возможных мер могут привести к положительным результатам уже в краткосрочной перспективе.

Ни один из этих восьми пунктов не является особенно революционным. Большинство из них являются очень простыми; тем не менее мой опыт работы в правительстве показал, что самые простые решения, как правило, являются наиболее эффективными при решении кажущихся неразрешимыми проблем.

1. Мы должны уточнить в МСФО (IAS) 1, что принцип существенности (материальности) не только означает, что все материальные детали должны быть включены в отчетность и примечания, но и что нужно исключать нематериальные детали из раскрытия информации. Слишком много деталей может сделать важную существенную информацию более трудной для понимания, поэтому компании должны активно бороться с беспорядком в примечаниях.

2. Мы должны уточнить, что оценка существенности применяется в отношении всей финансовой отчетности, включая примечания. Многие думают, что элементы, которые не включены на «лице» основных форм финансовой отчетности отдельной строкой, должны быть раскрыты в примечаниях. Мы должны дать понять, что это не так. Если элемент отчетности или какая-либо его деталь несущественны, они вообще не должны раскрываться в финансовой отчетности.

3. Мы должны разъяснить, что, если какой-либо стандарт МСФО имеет отношение к финансовой отчетности предприятия, это не означает автоматически, что каждое требование о раскрытии в этом стандарте должно быть применено в примечаниях. Вместо этого каждое требование по раскрытию должно быть проанализировано с точки зрения индивидуальной материальности раскрываемой статьи.

4. Мы должны удалить текстовку из МСФО (IAS) 1, которая может быть интерпретирована как предписывающая порядок примечаний в финансовой отчетности. Это должно сделать проще для предприятий передавать свою информацию в более логичной и целостной форме.

5. Мы должны добиться, чтобы МСФО (IAS) 1 давал предприятиям гибкость в плане того, где они раскрывают свою учетную политику в финансовой отчетности. Важным принципам учетной политики должно быть уделено больше внимания в финансовой отчетности, а менее важные аспекты учетной политики могут быть отнесены к самой последней части финансовой отчетности.

6. По просьбе многих пользователей по всему миру мы рассмотрим возможность добавления требования по раскрытию чистого долга предприятия. Это внесет ясность для пользователей отчетности о том, что компания называет своим «чистым долгом», а также позволит объединить все элементы обязательств, разбросанные по разным раскрытиям в финансовой отчетности.

7. Мы разработаем общие указания по применению и образовательные материалы относительно практического применения концепции материальности. Это поможет аудиторам, составителям и регуляторам иметь общий, более четкий и единообразный подход к тому, что является существенной информацией для данной компании. Мы будем работать вместе с IAASB и IOSCO по этому важному вопросу.

8. При разработке новых стандартов мы также будем стремиться использовать менее жесткие формулировки в отношении требований по раскрытию информации. Вместо этого мы сосредоточимся на целях раскрытия и примерах раскрытия информации, которые отвечают этим целям. В последних стандартах, которые мы разрабатываем, мы уделяем больше места для суждения о существенности.

Кроме того, мы начнем работу над двумя элементами, которые позволят добиться улучшений в предоставлении информации в среднесрочной перспективе.

9. Во второй половине 2013 г. мы начнем исследовательский проект по проведению фундаментального анализа стандартов МСФО (IAS) 1, МСФО (IAS) 7 и МСФО (IAS) 8. В ходе этого проекта будут пересмотрены некоторые аспекты формирования финансовой отчетности. Целью будет, по сути, создание новых основ раскрытия.

10. Наконец, когда рассмотрение этих стандартов будет завершено, мы планируем провести общий обзор требований к раскрытию информации во всех остальных существующих стандартах.

 

Я убежден, что все эти меры имеют большой потенциал. Даже первые восемь быстрых побед могут иметь большое влияние на повышение полезности отчетности. Взятые вместе, они снимают все оправдания использованию шаблонов при формировании раскрытий информации в отчетности».

 

СМСФО опубликовал предложения по учету несущих растений

Совет по МСФО опубликовал для общественного обсуждения предварительный проект предложений по включению несущих растений (bearer plants) в сферу применения стандарта МСФО 16 «Основные средства», а не МСФО 41.

Несущие растения представляют собой класс биологических активов, которые после созревания используются исключительно ради продуктов, произрастающих на них в течение их продуктивной жизни. Примерами несущих растений являются виноградные лозы, каучуковые деревья и масличные пальмы.

Стандарт МСФО 41 требует, чтобы все сельскохозяйственные биологические активы, связанные с сельскохозяйственной деятельностью, в том числе и несущие растения, оценивались по справедливой стоимости за вычетом затрат на продажу. Это требование основано на принципе, что биологическое превращение наилучшим образом может быть отражено через изменение его справедливой стоимости.

Однако несущие растения после созревания больше не претерпевают существенных биологических преобразований. Кроме того, их «работа» аналогична работе основных средств. Исходя из этого, предварительный проект предлагает, что несущие растения должны учитываться по правилам стандарта МСФО 16, а не МСФО 41. В результате несущие растения будут оценены либо по модели исторической стоимости, либо по модели переоценки. Продукты, растущие на несущих растениях, будут оставаться в сфере применения стандарта МСФО 41 и, соответственно, учитываться по справедливой стоимости.

Данное предложение МСФО открыто для комментариев общественности до 28 октября 2013 г.

Комментируя публикацию предварительного проекта, председатель Совета по МСФО Ганс Хугерворст сказал следующее:

 

«Это важная поправка для юрисдикций с крупными промышленными предприятиями сельского хозяйства. Таким образом мы реагируем на их запросы, которые были проработаны на консультационных совещаниях Совета по МСФО, а также консультативной группы по учету в странах с развивающейся экономикой».

 

Совет по МСФО опубликовал пересмотренные предложения по учету договоров страхования

СМСФО опубликовал для общественного обсуждения пересмотренный проект своих предложений по учету договоров страхования. Предварительный проект опирается на предложения, опубликованные в 2010 г., и отражает обратную связь, полученную в ходе широкого общественного обсуждения, последовавшего за публикацией этих предложений.

Пересмотренные предложения стремятся обеспечить последовательную основу для учета договоров страхования и сделать более удобным для понимания пользователей финансовой отчетности, как договоры страхования влияют на финансовое положение, финансовые результаты и денежные потоки компаний.

В то время как основные подходы к учету договоров страхования, представленные в Предварительном проекте 2010 г., были в целом поддержаны общественностью, некоторые конкретные вопросы были выделены респондентами, и Совет по МСФО стремился разрешить их. Пересмотренные предложения 2013 г. отвечают на эти вопросы путем внедрения усовершенствований, которые нацелены на сведение к минимуму искусственной волатильности учета.

Когда Совет по МСФО начал свою работу в 2001 г., в МСФО не было никакого стандарта по учету договоров страхования. Стандарт МСФО 4 был введен как временный стандарт, на период до более всеобъемлющего обзора учета договоров страхования. Первый этап всеобъемлющего обзора начался в 2007 г. и завершился публикацией материалов для общественного обсуждения в 2010 г. Пересмотренный проект 2013 г. излагает в полном объеме все предложения по учету договоров страхования.

Комментируя публикацию предложений, Ганс Хугерворст, председатель Совета по МСФО, сказал:

 

«Мы приближаемся к завершению этого важного проекта, чтобы внести согласованность и прозрачность в отношении учета договоров страхования. Опубликованный документ несет в себе ответы на обеспокоенность общественности, связанную с учетом неэкономической волатильности в страховых договорах, в результате наших предыдущих предложений. Сейчас мы ждем дополнительные отзывы от общественности, прежде чем завершить этот столь необходимый стандарт».

 

Пересмотренный проект стандарта по учету договоров страхования будет доступен для комментариев общественности до 25 октября 2013 г. В дополнение к информации, полученной в ходе комментариев, Совет по МСФО планирует предпринять дальнейшие шаги по информационно-просветительской деятельности и провести «полевые испытания» пересмотренных предложений.

 

______________________

[1] Речь Ханса Хугерворста, председателя СМСФО, на конференции Фонда МСФО в Амстердаме.