Международные новости (июль 2013)
В Канаде опубликовано исследование среднестатистических расходов компаний по переходу с канадского GAAP на МСФО
Канадская исследовательская организация Financial Executives International Canada (FEIС) опубликовала результаты своего исследования относительно размера расходов, понесенных канадскими компаниями в процессе их перехода с национальных стандартов учета (канадский GAAP) на стандарты МСФО. Исследование финансировалось совместно Советом по надзору над стандартами бухгалтерского учета Канады (Canadian Accounting Standards Oversight Council) и Фондом МСФО (IFRS Foundation).
Большинство респондентов в ходе опроса показали, что расходы по переходу на МСФО являлись существенными, но управляемыми и в целом соответствовали тем суммам, которые были запланированы. Основными статьями расходов оказались расходы на обучение, затраты по изменению деловых контрактов и аудит финансовых результатов по МСФО. Проведение данного опроса было частью более широкого исследования, называющегося «Стоимость перехода на МСФО в Канаде».
Майкл Конвей, президент и главный исполнительный директор FEI-Канада, сказал:
«Я думаю, что одним из ключевых моментов, проявившихся в ходе исследования, был разнообразный опыт канадских компаний в плане разных подходов к переходу на МСФО, который сильно зависел от размера компаний и характера их деятельности. Для небольших компаний переход на МСФО, как оказалось, не вызвал существенных затруднений, однако для больших организаций переход на МСФО потребовал серьезного предварительного планирования и выделения значительных ресурсов на выполнение этой задачи».
Некоторые из участников исследования отметили, что основной «дьявол» находился в деталях работы. От компаний потребовалось проведение значительного анализа детальных различий между МСФО и GAAP Канады. Анализ проводился буквально «линия за линией» путем сравнения правил и методик учета по каждой хозяйственной операции и идентификации соответствующих различий. Затем было необходимо определить приоритеты в работе, которую компании должны были выполнить для успешного и своевременного завершения перехода на МСФО.
Около половины респондентов исследования ответили, что они считают, что затраты на подготовку и аудит финансовой отчетности по МСФО являются примерно такими же, как в соответствии с GAAP Канады. Однако многие посчитали такие расходы на основе МСФО более дорогостоящими.
Исследование также показало, что 62 % канадских компаний уложились в сумму равную или меньше $500 000 для полного завершения всех работ по переходу на МСФО. Многие компании понесли значительные расходы, нанимая сотрудников, которые хорошо разбираются в МСФО или же имели опыт применения МСФО за пределами Канады.
Три четверти респондентов сказали, что не было необходимости вносить существенные изменения в свои ИТ-системы и инфраструктуры для извлечения информации для целей МСФО, так как системы оказались более гибкими, чем считалось до момента фактического перехода на МСФО.
Статистика издержек по переходу на МСФО
Фактические расходы по подготовке первого комплекта финансовой отчетности по МСФО варьировались в зависимости от размера доходов компании.
• Для небольших и средних компаний, определенных для целей настоящего исследования как организации с годовым объемом доходов менее 99 млн канадских долл., средняя общая стоимость перехода на МСФО составила 154 800 долл. Издержки по переходу находились в диапазоне от 10 тыс. долл. (понесенные одним из городских муниципалитетов с годовым объемом оборота около 6 млн долл.) до 506 тыс. долл., потраченных одной частной компанией с доходом приблизительно 49 млн долл. В целом расходы по переходу на МСФО в виде процента от общих доходов компании составили от 0,17 до 1 % от доходов компаний в этой категории.
• Для средних компаний (с оборотом от 100 до 999 млн канадских долл.) средняя общая стоимость перехода на МСФО составила 512 800 долл. Самая низкая стоимость составила 75 тыс. долл. у некоммерческой организации с выручкой около 148 млн долл. Самая высокая стоимость перехода в данной категории составила 2,6 млн долл. — у компании с доходом около 990 млн долл. Расходы как процент от доходов компании в данной категории колебались от 0,05 до 0,26 %.
• Для больших по размеру компаний (организации с выручкой более 1 млрд канадских долл.) средняя общая стоимость составила 4 млн канадских долл. Самые низкие расходы оказались у крупной финансовой компании в сумме всего 80 тыс. долл. (при годовой выручке около 1,3 млрд долл.). Самая высокая стоимость перехода в данной категории составила 25,5 млн долл. (у компании по оказанию услуг с годовым доходом более 30 млрд долл.). Расходы как процент от доходов для компаний в данной категории колебались от 0,006 до 0,08 %.
• Расходы по компенсации времени персонала оказались крупнейшей статьей расходов по переходу на МСФО для всех категорий компаний.
Совет по МСФО создал группу экспертов по оценке
В рамках образовательной инициативы Совета по МСФО была создана группа экспертов по вопросам определения справедливой стоимости различных элементов финансовой отчетности, в чьи задачи будет входить разработка образовательных материалов для поддержки процесса по внедрению и применению стандарта МСФО 13 «Оценка справедливой стоимости». В работе группы будут принимать участие признанные эксперты в предметной области.
Группа экспертов будет разрабатывать общие концепции применения стандарта и оказывать помощь в разработке практических примеров, иллюстрирующих, как организации могут на практике применять принципы, изложенные в МСФО 13. Задача заключается в обеспечении полного учета разнообразных фактов и обстоятельств, которые существуют в различных юрисдикциях. Кроме того, эксперты группы будут принимать участие в процессе рассмотрения материалов по данной тематике, находящихся в стадии разработки.
Члены группы — это эксперты по оценке, которые имеют большой опыт в оценке справедливой стоимости для целей финансовой отчетности и хорошо осведомлены о проблемах применения МСФО 13, а также раздела 820 «Справедливая стоимость» в структуре кодификации стандартов ГААП США. Члены группы являются резидентами стран с развитой, переходной и развивающейся экономикой. Поэтому разработанный ими учебный материал будет отвечать потребностям компаний и организаций, применяющих МСФО по всему миру.
От Российской Федерации в составе экспертной группы принимает участие партнер отдела финансовой отчетности аудиторской компании «Эрнст энд Янг» Дмитрий Вайнштейн.
Дэвид Твиди введен в «Зал славы» финансовой отчетности
Университет штата Огайо объявил о введении сэра Дэвида Твиди в свой престижный «Зал славы финансовой отчетности». Сэр Дэвид Твиди был первым председателем Совета по МСФО и служил в этой должности с 2001 по 2011 г.
Комментируя это событие, Ханс Хугерворст, председатель Совета по МСФО, отметил следующее:
«Эта награда признает огромный вклад Дэвида, который он внес в улучшение качества финансовой отчетности во всем мире, в том числе и в Соединенных Штатах. Я поздравляю Дэвида с этой престижной и полностью заслуженной им наградой».
Совет по МСФО завершил обзор результатов внедрения МСФО 8 «Операционные сегменты»
Совет по МСФО объявил о завершении своей работы по исследованию результатов внедрения стандарта МСФО 8 «Операционные сегменты» (так называемое постимплементационное ревью). Это был первый стандарт, по которому Советом по МСФО проводилось подобное исследование, поскольку требование проводить постимплементационные ревью по вновь принятым стандартам было добавлено в перечень необходимых процедур работы Совета по МСФО попечителями Фонда МСФО лишь в 2007 г.
Исследования результатов применения стандартов МСФО проводятся Советом по МСФО обычно по истечении двух лет после начала глобального применения нового стандарта (или принятия существенных поправок к уже существующему стандарту). Целью обзора является рассмотрение того, применяется ли новый стандарт на практике, как ожидалось в момент его принятия, и была ли достигнута главная цель — улучшение финансовой отчетности. Если в процессе ревью выявляются какие-либо проблемы или необходимые действия, то после детального анализа они подлежат обработке в ходе обычных процессов по добавлению элемента в повестку дня Совета по МСФО.
Результатом обзора практического применения стандарта МСФО 8 стал вывод, что в целом стандарт функционирует как ожидалось. Те некоторые области применения стандарта, где дальнейшее исследование является оправданным, будут также подлежать совместному анализу с Советом по СФУ США (FASB) и будут рассмотрены в контексте продолжающейся конвергенции с ГААП США, в котором применяется подобный стандарт по сегментной отчетности.
Комментируя это событие, Ганс Хугерворст, председатель Совета по МСФО, сказал:
«Постимплементационные обзоры применения новых стандартов МСФО являются важным шагом в нашем механизме надлежащей процедуры разработки и сопровождения таких стандартов, так как они обеспечивают механизм, посредством которого наши стандарты работают точно, как и было задумано. Этот первый обзор показывает нам, что в целом применение стандарта МСФО 8 достигло своих целей, хотя в докладе по результатам исследования обращено внимание на некоторые области МСФО, где дальнейшие целенаправленные работы помогли бы дополнительно улучшить качество отчетности».
Совет по МСФО начал исследование по обзору результатов внедрения стандарта МСФО 3 «Объединение бизнеса»
Совет по МСФО начал постимплементационный обзор стандарта МСФО 3 «Объединение бизнеса». Данный стандарт устанавливает, как компания должна учитывать приобретение другой компании. Он была разработана в два этапа: первый — в 2004 г. и второй — в 2008 г. Совет по МСФО подтвердил, что в ходе обзора исследованию будут подвергаться изменения, внесенные на обоих этапах, в том числе изменения и в вопросах представления консолидированной финансовой отчетности, которые были сделаны в то же время.
Обзор будет состоять из двух этапов. Во время первого этапа Совет по МСФО проведет выявление существующих областей, в которых обнаружены проблемы или непредвиденные вопросы, связанные с практическим применением МСФО 3. Совет также рассмотрит результаты академических и других исследований о применении этого стандарта.
Области, определенные во время этого этапа, будут включены в «Запрос о предоставлении информации» (RFI), который будет опубликован для общественного обсуждения и по результатам которого начнется второй этап обзора.
Во время второго этапа обзора Совет по МСФО будет проводить полномасштабный анализ комментариев общественности, полученных в ответ на RFI, чтобы узнать все нюансы об опыте применения стандарта на практике, вопросах инвесторов и других пользователей отчетности в отношении данной тематики. В конце постимплементационного обзора Совет по МСФО опубликует заявление с основными выводами и шаги, которые он планирует предпринять, если таковые будут иметься в результате обзора.
Совет по МСФО опубликовал дискуссионный документ по Концептуальным основам МСФО
Совет по МСФО опубликовал дискуссионный документ с целью изучения возможных изменений в Концептуальных основах по формированию финансовой отчетности. Данный документ является первым шагом на пути к доработке пересмотренных Концептуальных основ.
В Концептуальных основах МСФО излагаются базовые понятия и постулаты, лежащие в основе подготовки и представления финансовой отчетности. Основы определяют принципы МСФО, которые используются при разработке и пересмотре непосредственно стандартов МСФО.
Существующие Концептуальные основы позволили Совету по МСФО разработать стандарты МСФО высокого качества, которые улучшили финансовую отчетность. Тем не менее существующие Основы не охватывают некоторых важных областей и поэтому нуждаются в обновлении.
В 2011 г. Совет по МСФО провел обширную работу по проведению общественных консультаций для оказания помощи в определении приоритетных направлений своей повестки дня. Большинство респондентов из различных стран мира отметили, что работа по улучшению Концептуальных основ МСФО должна стоять в качестве первоочередной задачи.
Опубликованный дискуссионный документ предназначен для получения начального мнения и замечаний по важным вопросам, рассматриваемым в ходе предварительного проекта по пересмотру Концептуальных основ. Эти вопросы включают в себя:
• Определение активов и обязательств.
• Признание и прекращение признания элементов отчетности.
• Определение различий между капиталом и обязательствами.
• Измерение элементов отчетности.
• Представление и раскрытие информации.
• Вопросы представления и раскрытия прочего совокупного дохода.
Комментируя публикацию дискуссионного документа, Ганс Хугерворст, председатель Совета по МСФО, сказал:
«Концептуальные основы лежат в основе работы Совета по МСФО и оказывают влияние на все, что мы разрабатываем. Опубликованный дискуссионный документ даст общественности возможность помочь нам в формировании будущего финансовой отчетности с учетом результатов обсуждения концепций, которые управляют всей нашей работой».
Документ для обсуждения «Обзор Концептуальных основ для финансовой отчетности» (A Review of the Conceptual Framework for Financial Reporting) будет доступен для комментариев общественности до 14 января 2014 г. В дополнение к ожидаемым письмам с комментариями Совет по МСФО будет также проводить и другую информационную работу с различными заинтересованными лицами, нацеленную на получение обратной связи от общественности по вопросам, поставленным в дискуссионном документе.
Советы FASB и IASB создали совместную Группу ресурсов по переходу на новые правила признания выручки
Советы по МСФО и СФУ США официально объявили о создании совместной Группы ресурсов, которая будет работать в направлении достижения окончательной конвергенции в процессе завершения разработки нового стандарта по признанию выручки.
Новая группа будет нести ответственность за информирование членов Советов по МСФО и СФУ США обо всех спорных вопросах, которые могут возникнуть, когда предприятия и организации начнут внедрять новый стандарт по признанию выручки. Группа будет запрашивать, анализировать и обсуждать вопросы всех заинтересованных сторон, которые относятся к операциям с выручкой и могут привести к разнообразному применению на практике. В дополнение к предоставлению «места форума» для обсуждения новых требований по учету выручки и вопросов практики их применения группа представит информацию, которая поможет Советам определить, какие мероприятия будут необходимы для уменьшения различий в применении стандарта на практике. Сама группа не будет выдавать указания по учету.
Группа ресурсов по учету выручки соберется после принятия стандарта по выручке, которое ожидается позднее в этом году. Планируется, что группа будет иметь ограниченный срок своей работы и ее основная деятельности будет завершена к моменту официального вступления нового стандарта в силу в 2017 г.
Рассел Голден, председатель Совета по СФУ, прокомментировал это событие так:
«Эффективная реализация стандарта по признанию выручки имеет решающее значение для его успеха в обеспечении пользователей финансовой отчетности информацией, необходимой для принятия правильных решений о том, как распределить свой капитал. Оба наших Совета стремятся к обеспечению плавного перехода на новый стандарт, и Группа ресурсов является важным инструментом для определения любых областей, которые будут нуждаться в дополнительных прояснениях правил, перед тем как стандарт вступит в силу в 2017 г.».
Ханс Хугерворст, председатель Совета по МСФО, со своей стороны добавил следующее:
«Выручка является одним из ключевых показателей эффективности и имеет важное значение для любого бизнеса. Наша совместная группа будет способствовать тому, что все заинтересованные стороны прочитают и поймут слова в новом стандарте о выручке именно так, как мы хотели, чтобы они были прочитаны».
Группа будет состоять примерно из 15 специалистов-экспертов, представляющих составителей финансовой отчетности, аудиторов, регулирующие органы, пользователей и другие заинтересованные стороны, а также членов Совета по МСФО и СФУ США.
Более подробная информация о деятельности Группы ресурсов по переходу на новые правила признания и учета выручки доступна на сайтах обоих Советов: www.ifrs.org и www.fasb.org.