Международные новости (август-сентябрь 2014)
Опубликован обзор новостей по проекту
«МСФО для предприятий малого и среднего бизнеса»
Обзор новостей по применению МСФО для предприятий малого и среднего бизнеса (IFRS for SMEs Update) — это проект рабочей группы Совета по МСФО, включающий информирование о новостях, связанных с применением МСФО для малых и средних предприятий. Обзор публикуется на регулярной основе, включает новости о применении стандарта в различных юрисдикциях, обзор практики применения отдельных положений стандарта, вопросы перевода стандарта на иностранные языки, информирование об изменениях, указания на образовательные ресурсы по применению стандарта и руководства по применению и другую информацию.
Обзоры за 2012–2014 годы доступны в форматах HTML и PDF на английском языке на сайте Совета по МСФО http://www.ifrs.org/IFRS-for-SMEs/Pages/Update.aspx.
На ресурсе для преподавателей и студентов
стартовал образовательный марафон
Фонд МСФО объявил о старте образовательного онлайн-марафона на бесплатном ресурсе для студентов, преподавателей и других заинтересованных сторон, позволяющего оценить знание стандартов МСФО, а также навыки их использования. Марафон реализован Полом Пактером (Mr. Paul Pacter), бывшим членом СМСФО, на основе информации из недавно опубликованной книги «МСФО — глобальные стандарты: карманный справочник».
Участникам образовательного марафона предстоит ответить да или нет на 10 вопросов, выбранных случайным образом из 220 возможных вариантов. Ответы на вопросы проверяются мгновенно, при этом к каждому ответу даются разъяснения. Фонд МСФО также предоставит полный набор из 220 вопросов преподавателям бухгалтерского учета, которые используют книгу «МСФО — глобальные стандарты: карманный справочник» как учебник. Участниками образовательного марафона могут стать все заинтересованные лица. Участие в марафоне не является какой-либо формой сертификации.
Принять участие в марафоне можно по ссылке http://go.ifrs.org/
IFRS-Quiz.
Совет по МСФО завершил ежегодный цикл
обновлений МСФО (цикл 2012–2014 годов)
Совет по МСФО опубликовал ежегодный цикл обновлений МСФО за 2012–2014 годы. Проект «Цикл ежегодных обновлений» существует для того, чтобы внести в МСФО необходимые, но не срочные изменения, не выделяя их в отдельные проекты изменений. Представляя обновления в виде единого документа, а не в виде частичных поправок, Совет по МСФО ставит своей целью облегчить бремя изменений для всех заинтересованных сторон.
Цикл ежегодных обновлений МСФО за 2012–2014 годы — это серия поправок к стандартам МСФО в ответ на ряд вопросов, возникших при применении стандартов в 2012–2014 годах. Эти поправки — результат серии предложений, которые были включены в проект стандарта «Предлагаемые поправки к стандартам МСФО. Ежегодный цикл обновлений МСФО за 2012–2014 гг.», опубликованный ранее, в декабре 2013 года.
Поправки вступают в силу 1 января 2016 года.
Справочно
Даже незначительные изменения стандартов отнимают много времени у Совета по МСФО и обременительны для других. Совет по МСФО утвердил ежегодный цикл обновлений для эффективной работы над незначительными поправками к стандартам МСФО, несмотря на то что эти поправки не связаны между собой. Комитет по интерпретациям МСФО осуществляет обзор предлагаемых поправок в рамках проведения ежегодных обновлений и вносит рекомендации Совету по МСФО перед их публикацией.
Вместо публикации серии частичных изменений печатается единый проект стандарта с целью упрощения (процесса) установления стандартов, отчего выигрывают как заинтересованные стороны, так и Совет по МСФО.
Состояние ежегодных обновлений за предыдущие годы
Цикл 2013–2015 годов
Выбор вопросов/проблем, которые включены либо будут включены в этот цикл, продолжается до сих пор. Совет по МСФО планирует публикацию проекта стандарта «Ежегодный цикл обновлений (цикл 2013–2015 гг.)» в третьем квартале 2014 года.
Цикл 2012–2014 годов
11 декабря 2013 года Совет по МСФО опубликовал проект стандарта «Ежегодный цикл обновлений (2012–2014 гг.)». Проект стандарта был открыт для комментариев до 13 марта 2014 года. Согласованные поправки к Стандартам МСФО вступят в силу с 2016 года.
Цикл 2011–2013 годов
В декабре 2013 года Совет по МСФО опубликовал сборник поправок к стандартам МСФО «Ежегодный цикл обновлений МСФО (2011–2013 гг.)» для решения вопросов в ходе цикла 2011–2013 годов.
Поправки отражают вопросы, которые обсуждались Советом по МСФО во время проектного цикла, начавшегося в 2011 году, и впоследствии вошли в проект стандарта предложенных поправок к стандартам МСФО.
Поправки вступили в силу для годовых (отчетных) периодов, начинающихся с 1 июля 2014 года.
Цикл 2010–2012 годов
В декабре 2013 года Совет по МСФО опубликовал сборник поправок к стандартам МСФО «Ежегодный цикл обновлений МСФО (2010–2012 гг.)» для решения вопросов в ходе цикла 2010–2012 годов. Поправки отражают вопросы, которые обсуждались Советом по МСФО во время проектного цикла, начавшегося в 2010 году, и впоследствии вошли в проект стандарта предложенных поправок к стандартам МСФО и в Ежегодный цикл обновлений МСФО (цикл 2010–2012 гг.) (опубликованный в мае 2012 года.)
Поправки вступили в силу для годовых (отчетных) периодов, начинающихся с 1 июля 2014 года.
Обновлен план работы Совета по МСФО
(по состоянию на сентябрь 2014 года)
Результаты заседаний Совета по МСФО
Совет по МСФО провел публичные встречи в сентябре 2014 года в офисе Совета по МСФО в Лондоне (Великобритания).
Обсуждались следующие темы:
проект по раскрытию информации (Disclosure Initiative, Инициатива раскрытия);
исследовательский проект (Research Project);
договоры страхования;
концептуальная основа (Conceptual Framework);
МСФО 21 «Влияние изменений обменных курсов валют — ограничения обмена валют и гиперинфляция»;
МСФО «Представление финансовой отчетности — классификация обязательств»;
различие между изменением учетной политики и изменением в учетной оценке;
классификация гибридного финансового инструмента держателем;
обзор после внедрения МСФО (IFRS) 3 «Объединение бизнеса».
Проект по раскрытию информации (инициатива по раскрытию)
Проект «Инициатива раскрытия информации» — это несколько подпроектов Совета по МСФО по исследованию вопросов раскрытия информации в отчетности и внесению соответствующих изменений в МСФО. В ходе заседания обсуждались следующие вопросы:
существенность, включая основные принципы учетной политики;
поправки к МСФО 7 «Отчет о движении денежных средств»;
поправки к МСФО 1 «Представление финансовой отчетности».
Существенность, включая основные принципы учетной политики
Совет по МСФО провел образовательную сессию, посвященную вопросу существенности, на которой обобщили:
полученные комментарии от национальных разработчиков стандартов по применению существенности в их юрисдикциях;
результаты исследования существенности, проведенного Советом по МСФО, которое затронуло общие принципы существенности, проблемы практического применения принципа существенности, возможные комментарии Совета по МСФО по данному вопросу.
Совет МСФО обсудил проблему раскрытия информации об учетной политике, а также какую именно информацию об учетной политике следует раскрывать.
По данным вопросам не было принято каких-либо решений.
Совет по МСФО обсудит проблему существенности в ноябре 2014 года и включит вопрос о раскрытии информации об учетной политике в дискуссионный документ «Принципы раскрытия информации».
Поправки к МСФО 7 «Отчет о движении денежных средств»
Обсуждался вопрос о раскрытии информации об ограничениях использования денежных средств и их эквивалентов.
Совет по МСФО предварительно решил предложить поправки к МСФО 7 относительно раскрытия информации о денежных средствах и их эквивалентах, чтобы рассеять сомнения о возможности использования денежных средств и их эквивалентов в случаях, когда это необходимо. Также было принято решение о проведении дальнейшего исследования вопросов денежных средств и их эквивалентов как части проекта «Принципы раскрытия информации».
Также Совет по МСФО рассмотрел предпринятые на сегодняшний момент шаги, связанные с прохождением процедуры в ходе разработки проекта стандарта «Раскрытие информации: предлагаемые поправки к МСФО 7».
Все члены Совета по МСФО выразили свое удовлетворение тем, что Совет по МСФО в настоящее время сделал все необходимое по данному проекту, и было принято решение начать процедуру голосования по предлагаемым поправкам. Также Совет по МСФО вынес предварительное решение о предоставлении срока для комментариев по проекту стандарта, который должен составлять по крайней мере 120 дней.
Следующие шаги: голосование за предлагаемые поправки.
Поправки к МСФО 1 «Представление финансовой отчетности»
Рабочая группа представила обзор замечаний и предложений, полученных по проекту стандарта «Раскрытие информации: предлагаемые поправки к МСФО 1».
Никаких решений принято не было.
На следующих встречах Совет по МСФО обсудит важные вопросы, поднятые респондентами в ответ на проект стандарта.
Исследовательский проект
Рабочая группа Совета по МСФО предоставила обновления по исследовательскому проекту. Более конкретные обновления были представлены по вопросам объединения бизнеса под общим контролем и по пенсионным выплатам.
Объединение бизнеса под общим контролем
Рабочая группа представила Совету по МСФО информацию о привлечении к сотрудничеству национальных разработчиков стандартов с целью анализа информации о местных требованиях, предъявляемых к компаниям при первоначальном публичном размещении ценных бумаг.
Пенсионные выплаты
Совет по МСФО рассмотрел план по пересмотру правил учета вознаграждений по окончании трудовой деятельности. Это будет значительный пересмотр, в ходе которого все внимание сосредоточится на разработке модели, обеспечивающей надежную финансовую отчетность отчитывающейся компании по данному вопросу.
В последнее время получили развитие гибридные схемы, которые соединяют в себе черты пенсионного плана как с установленными взносами, так и с установленными выплатами. Такие планы не рассматривались во время разработки МСФО 19 «Вознаграждения работникам» и вызывают сложности при применении текущей версии стандарта.
Члены Совета по МСФО заявили о своем намерении поддержать оба проекта.
Договоры страхования
Совет по МСФО провел собрание, для того чтобы продолжить обсуждение вопросов учета договоров страхования, а конкретнее, чтобы рас-смотреть использование статей прочего совокупного дохода для презентации эффекта от изменения в ставках дисконтирования и принять решение по подходу к распределению страховых премий.
Процентные расходы
Совет по МСФО обсудил подход на основе бухгалтерского дохода и реального дохода для определения процентных расходов, представленных в составе прибыли или убытка, а также представление результатов изменений в ставке дисконта, в составе прочего совокупного дохода.
По данному вопросу не было принято никаких предварительных решений.
Подход к распределению страховой премии при признании выручки
Совет по МСФО разъяснил, что, когда предприятие использует подход распределения страховой премии для учета договора страхования, оно должно отражать выручку по договору страхования в составе прибыли или убытка на временной основе (по мере течения времени), но если ожидаемая схема освобождения от риска по договору существенно отличается от равномерного распределения по времени, тогда признание должно осуществляться на основе ожидаемых временных рамок / сроков освобождения от принятых обязательств по договору.
По вопросу определения процентных расходов Совет по МСФО предварительно решил, что, когда предприятие применяет подход, основанный на распределении премий, к контрактам по которым оно дисконтирует обязательства по заявленным убыткам и выбирает раскрывать эффект от изменения в ставках дисконтирования в прочем совокупном доходе, процентный расход в прибыли или убытке по обязательствам по заявленным убыткам должен определяться с помощью ставки дисконтирования, определенной на дату признания обязательств по заявленным убыткам.
Предварительное решение также распространяется на процентные расходы в обременительных договорах, которые признаются в тех случаях, когда предприятие применяет подход, основанный на распределении
премий.
Все четырнадцать членов Совета по МСФО согласились с этими
решениями.
Совет по МСФО продолжит обсуждение проекта о договорах страхования на следующих заседаниях в 2014 году.
Концептуальная основа
Совет по МСФО продолжил обсуждение концептуальных основ. В рамках заседания были обсуждены следующие вопросы:
оценка;
последствия долгосрочных инвестиций для концептуальной основы;
различие между кредиторской задолженностью и собственным капиталом.
Оценка
Совет по МСФО обсудил доработанный рабочий проект, содержащий описание и обсуждения методов оценки для проекта стандарта, и поручил персоналу рабочей группы подготовить к следующему заседанию документ, который:
Классифицирует методы оценки либо по исторической, либо по текущей стоимости. Совет по МСФО поручил персоналу рабочей группы проанализировать, зависит ли выбор метода оценки (по исторической либо по текущей стоимости) от изначальной цены сделки.
Описывает амортизированную стоимость как историческую оценку. Совет МСФО предварительно подтвердил свое решение не разрабатывать единый метод оценки, используемый по умолчанию.
Большинство членов Совета по МСФО согласились с этим решением.
Совет по МСФО вынес предварительное решение о том, что проект стандарта должен содержать положение о том, что:
рассмотрение цели/задачи финансовой отчетности, качественных характеристик полезной информации и соотношения выгод и затрат, вероятно, приведет к тому, что Совет по МСФО выберет разные методы оценки для разных активов и обязательств;
факторы, которые нужно рассматривать при выборе метода оценки, должны включать:
i) анализ того, как актив или обязательство будет способствовать движению денежных средств в будущем (это будет отчасти зависеть от вида деятельности, тем не менее концептуальная основа не обязана (и не должна) прямо соотноситься с определенным видом деятельности;
ii) характеристики актива или обязательства (например, характер или степень изменчивости потоков денежных средств у обязательства, а также чувствительности стоимости актива/обязательства к изменению рыночных факторов или в зависимости от других присущих им рисков);
важность каждого из факторов, которую нужно учитывать при выборе метода оценки, будет зависеть от конкретных фактов и обстоятельств;
допустимо использовать один метод оценки для составления отчета о финансовом состоянии и другой метод оценки для отчета о прибылях и убытках, когда разные подходы лучше отражают сущность совершаемых операций.
Все члены Совета по МСФО согласились с этими решениями.
Совет по МСФО предварительно решил внести изменения в описание первоначальной оценки, которая была включена в дискуссионный документ:
заменив ссылку на три метода оценки, описанных в дискуссионном документе, на ссылки на историческую стоимость и текущую стоимость;
удалив некоторые детали на уровне стандартов, с тем чтобы они согласовывались с согласованной стратегией в вопросах оценки;
удалив пункт о том, что для обмена равной стоимости вопрос первоначальной оценки редко бывает значимым;
уточнив, что себестоимость (сost) и справедливая стоимость (fair value) одно и то же только в том случае, если затраты по сделке исключаются из стоимости или являются незначительными.
Кроме того, Совет по МСФО отметил, что в целом метод оценки, который используется первоначально, должен согласовываться с методом оценки, который используется в дальнейшем, и принял решение предварительно уточнить, что это не должно мешать:
использованию текущей стоимости в некоторых обстоятельствах в качестве условной стоимости при первоначальной оценке;
изменению базы оценки, если такое изменение улучшает раскрываемую информацию.
Все члены Совета по МСФО согласились с этими решениями.
Значение долгосрочных инвестиций для концептуальной основы
Совет по МСФО обсудил значение долгосрочных инвестиций для концептуальных основ и предварительно решил, что:
предварительные решения Совета по МСФО по оценке обеспечат необходимые инструменты для того, чтобы в дальнейшем Совет по МСФО смог принять соответствующие решения по разработке стандартов, если проекты будут касаться того:
i) как оценить долгосрочные инвестиции (или обязательства) предприятий, которые совершают операции с долгосрочными инвестициями;
ii) должны ли эти предприятия представить изменения в балансовой стоимости таких инвестиций (или обязательств) в составе прибыли или убытков или в составе прочего совокупного дохода (сейчас у Совета по МСФО нет действующих или запланированных проектов, касающихся долгосрочных инвестиций);
никакие другие части концептуальной основы не должны включать специальные ссылки для предприятий, чья деятельность включает операции с долгосрочными инвестициями;
концептуальная основа содержит достаточные и уместные положения об основных пользователях и их информационных потребностях, о цели финансовой отчетности общего назначения, для того чтобы надлежащим образом удовлетворить потребности долгосрочных инвесторов отчитывающего предприятия;
с учетом обновлений в ходе принятых предварительных решений Совета по МСФО в мае 2014 года концептуальная основа будет содержать достаточное и соответствующее рассмотрение вопроса долгосрочных инвестиций, чтобы надлежащим образом удовлетворить потребности долгосрочных инвесторов отчитывающегося предприятия.
Все члены Совета по МСФО согласились с этими решениями.
Собственный капитал и обязательства
Совет по МСФО обсудил роль и определения обязательства и собственного капитала, разделил понятия обязательств и права на долю в капитале (equity claims), рассмотрел возможные поправки в определении обязательства и подход к оценке.
Совет по МСФО вынес предварительное решение внести поправки в эти определения на данном этапе и поручил рабочей группе зафиксировать в документе «Основа для выводов» для проекта стандарта «Концептуальная основа», что Совет и дальше будет изучать вопрос о разграничении обязательств и права на долю в капитале, включая рассмотрение вопроса о необходимости внесения изменений в определения обязательства и (или) капитала, в исследовательском проекте на тему «Финансовые инструменты с характеристиками капитала». Совет по МСФО планирует обсудить сферу применения результатов исследовательского проекта до конца 2014 года.
Совет по МСФО вынес предварительное решение о том, что концептуальная основа не должна требовать, а также исключать какие-либо требования к учету классов (видов) требований о составе собственного капитала.
Все члены Совета по МСФО согласились с этими решениями.
На следующих заседаниях Совет по МСФО планирует обсудить:
оставшиеся аспекты оценки, включая затраты по сделке;
потенциальные противоречия между существующими стандартами и проектом стандарта «Концептуальные основы»;
соответствующие поправки;
обновления по инициативе о раскрытии информации.
Кроме того, Совет по МСФО рассмотрит все надлежащие этапы, предпринятые по этому проекту, и решит, следует ли персоналу начать процедуру голосования по проекту стандарта «Концептуальные основы».
МСФО 21 «Влияние изменений обменных курсов валют — ограничения обмена валют и гиперинфляция»
Совет по МСФО проинформировали о проблеме применения МСФО 21 к отчетности по зарубежным операциям в Венесуэле. Вопрос состоит в том, какой обменный курс следует использовать для перевода чистых инвестиций в зарубежную деятельность при долгосрочном отсутствии конвертируемости валют.
В июле 2014 года Комитет по интерпретациям МСФО предварительно решил не включать этот вопрос в повестку дня, в основном из-за того, что, по мнению Комитета, для его решения потребуется более широкомасштабный проект, чем они могли рассмотреть. Однако Комитет по интерпретациям попросил о том, чтобы этот вопрос был представлен на рас-смотрение Совета по МСФО.
Никаких решений по вопросу принято не было.
МСФО 1 «Представление финансовой отчетности»:
классификация обязательств
Совет по МСФО проанализировал действия, предпринятые к настоящему времени в рамках подготовки к публикации своих предложений по внесению незначительных поправок в МСФО 1. Эти предложения прояснят, когда обязательства следует классифицировать как текущие и когда как внеоборотные.
Все члены Совета по МСФО подтвердили, что они:
согласны с рекомендациями рабочей группы о том, что предложения следует применять ретроспективно;
согласны с тем, что следует разрешить досрочное применение;
согласны с тем, что при первом применении не требуется каких-либо упрощений;
согласны с тем, что все необходимые на сегодняшний день шаги в рамках процедуры согласования были выполнены;
не собираются отказываться от публикации проекта стандарта.
Кроме того, все члены Совета по МСФО согласились оставить 120-дневный период для комментариев по проекту стандарта. Поэтому они поручили персоналу рабочей группы начать процесс голосования за проект стандарта «Классификация обязательств (предложенные поправки к МСФО 1)».
Персонал начнет процесс голосования за предлагаемые поправки. Совет по МСФО планирует публикацию проекта стандарта в четвертом квартале 2014 года.
Различие между изменениями в учетной политике
и изменениями в бухгалтерской оценке
Совет по МСФО был проинформирован ранее о проблеме, касающейся различия между изменениями в учетной политике и изменениями в бухгалтерской оценке, существующей в МСФО 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки». Необходимы более строгие критерии оценки ситуации и понимание того, когда происходят изменения в учетной политике по сравнению с изменениями в бухгалтерской оценке.
В марте 2014 года Комитет по интерпретациям обсудил этот вопрос и пришел к выводу о целесообразности наличия четкого руководства, описывающего обстоятельства, при которых возможны изменения методов оценки. Комитет по интерпретациям посчитал, что менять метод оценки стоит только в тех случаях, если это изменение даст возможность произвести надежную, такую же адекватную или более адекватную оценку.
Совет по МСФО принял предварительное решение о том, что вопрос о различии между изменениями в учетной политике и изменениями в бухгалтерской оценке, о любых применимых пороговых значениях и раскрытии информации следует рассматривать как часть проекта по раскрытию информации.
Все члены Совета по МСФО выразили свое согласие.
Классификация гибридных
финансовых инструментов держателем
Совет по МСФО был ранее проинформирован о проблеме, касающейся классификации основного договора гибридного финансового инструмента в соответствии с МСФО 39 «Финансовые инструменты: признание и оценка». Вопрос связан с классификацией основного финансового инструмента как долевого или долгового инструмента держателем.
В июле 2014 года Комитет по интерпретациям решил не включать это вопрос в повестку дня, в основном из-за того, что данная проблема не является распространенной, а также из-за специфичности финансового инструмента, представленного на рассмотрение. Поэтому Комитет по интерпретациям решил, что было бы неуместно представлять руководство по данному конкретному вопросу. Однако Комитет по интерпретациям попросил, чтобы этот вопрос, а также комментарии, полученные в ходе предварительных решений по повестке дня, были доведены до внимания Совета по МСФО.
Никаких решений принято не было.
Анализ представленных нововведений:
МСФО (IFRS) 3 «Объединение бизнеса»
Совет по МСФО изучил замечания и предложения, которые он получил в ответ на запрос информации по анализу нововведений «МСФО (IFRS) 3 “Объединение бизнеса“», и обзор научной литературы, относящейся к анализу изменений, введенных в МСФО (IFRS) 3.
Совет по МСФО поручил персоналу подготовить отчет о замечаниях и предложениях.
На будущих заседаниях Совет по МСФО рассмотрит результаты анализа внедренных ранее изменений и определит сферы, над которыми предстоит работать.