Приобретение бизнеса: учет прямых затрат, взаимных платежей и прочих нюансов
В текущей довольно непростой экономической ситуации тем не менее возникают новые неожиданные возможности, в частности, в сфере приобретения бизнеса, например в связи со срочной продажей своих российских подразделений определенными иностранными владельцами или инвесторами. Это касается как совсем небольших частных компаний, так и крупных, чьи акции котируются на публичных рынках и торгуются на различных фондовых биржах, российских и иностранных.Как покупатели, так и продавцы сталкиваются со множеством проблем в процессе купли-продажи бизнеса. Первым, в частности, необходимо урегулировать вопросы операционной и финансовой интеграции существующего и вновь приобретенного бизнеса, продумать налоговую структуру группы, юридические проблемы, а также решить задачи бесперебойной работы персонала и остающихся с бизнесом операционных руководителей.
Зачастую вопросы бухгалтерского учета сделки по приобретению бизнеса уходят на второй план, а зря, так как покупателю необходимо вовремя и качественно провести все расчеты (не только денежные с продавцом, но и требуемые для определения гудвилла) и сделать бухгалтерские проводки в учетных журналах покупателя. Среди прочего необходимо определить справедливую стоимость приобретенных идентифицируемых активов и обязательств и правильно учесть затраты по сделке. Именно на последнем вопросе мы и сконцентрируем наше внимание в данной статье.