Корпоративная финансовая отчётность. Международные стандарты.

Журнал и практические разработки по МСФО и управленческому учету.

Международные новости

Авторы публикации

Редакция КФО. МС

Редакция КФО. МС

Подкаст Совета по МСФО за июль 2021 года


В этом эпизоде ежемесячного подкаста мы представляем Андреаса Баркова, нового председателя Совета по МСФО. Андреас и его заместитель Сью Ллойд рассказывают о заседании Совета 20–21 июля 2021 года, а также о совместной образовательной сессии с Советом по стандартам финансового учета 23 июля 2021 года.

В ходе подкаста обсуждались следующие темы:
  • обновленная информация об обзорах внедрения МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты», МСФО (IFRS) 10 «Консолидированная финансовая отчетность», МСФО (IFRS) 11 «Соглашение о совместной деятельности» и МСФО (IFRS) 12 «Раскрытие информации об участии в других предприятиях»;
  • решения, принятые в отношении предварительного мнения правления по проекту «Первичная финансовая отчетность»;
  • обсуждения по проекту «Гудвилл и обес­ценение»;
  • комментарии Андреаса в связи с началом работы на посту председателя Совета по МСФО.

Полный отчет об июльском заседании Совета можно найти в обновленном выпуске: ifrs.org/news-and-events/updates/iasb/2021/iasb-update-july-2021.

Подкаст доступен по адресу: ifrs.org/content/dam/ifrs/podcasts/2021/iasb-podcast-july-2021.mp3 и на YouTube-канале Совета: youtube.com/watch?v=TbKYlKGRpFs.

Новости Совета по МСФО и результаты его совместного заседания с Советом по стандартам финансового учета

Представляем предварительные решения Совета по МСФО по вопросам рабочего плана, которые обсуждались на дистанционном заседании 20–21 июля 2021 года, а также результаты его дистанционного совместного заседания с Советом по стандартам финансового учета, которое состоялось 23 июля 2021 года.

Исследования и разработка стандартов
Обзор внедрения МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты»
На заседании 20 июля 2021 года Совет:
  • обсудил отзывы, полученные в ходе первого этапа обзора требований к классификации и оценке в МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты»;
  • принял решение по вопросам, которые будут рассматриваться на втором этапе. Правление проведет публичные консультации по ним посредством запроса информации.
Совет решил продолжить рассмотрение следующих вопросов:
  1. оценка бизнес-модели для финансовых активов:
    • использование суждений при применении оценки;
    • реклассификация финансовых активов в результате изменения бизнес-модели;
  2. оценка договорных характеристик денежных потоков для финансовых активов:
    • применение оценки в свете развития рынка (включая новые характеристики продукта, такие как финансовые активы с характеристиками, связанными с устойчивым развитием);
    • требования к инвестициям в инструменты, связанные с договором;
  3. возможность представления изменений справедливой стоимости долевых инструментов в составе прочего совокупного дохода:
    • насколько широко и для каких типов инструментов используется опция представления информации;
    • как данный вариант влияет на инвестиционные решения организаций и на полезность информации для пользователей финансовой отчетности;
  4. представление в составе прочего совокупного дохода изменений справедливой стоимости, возникающих в результате изменения собственного кредитного риска по финансовым обязательствам, оцениваемым по справедливой стоимости через прибыль или убыток;
  5. изменение договорных денежных потоков:
    • различия в формулировках между требованиями к модификациям для финансовых активов и финансовых обязательств;
    • определение того, когда модификация приводит к прекращению признания;
  6. переход на МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты»:
    • влияние предоставленных льгот при переходе;
    • баланс между снижением затрат для составителей финансовой отчетности и предоставлением полезной информации пользователям отчетности.

Правление планирует одобрить запрос информации и установить период для получения комментариев на одном из следующих заседаний.

Обзор внедрения МСФО (IFRS) 10 «Консолидированная финансовая отчетность», МСФО (IFRS) 11 «Соглашение о совместной деятельности» и МСФО (IFRS) 12 «Раскрытие информации об участии в других предприятиях»
Вопрос был рассмотрен 21 июля 2021 года. Запрос на информацию был опубликован в декабре 2020 года, комментарии принимались до 10 мая 2021 года.

Совет обсудил:
  1. отзывы на комментарии;
  2. отзывы на разъяснения, данные в период с января по май 2021 года;
  3. обновление обзора научной литературы.

На одном из следующих заседаний Совет определится с дальнейшими действиями по результатам обзора внедрения упомянутых стандартов и рассмотрит такие действия в рамках консультаций по Третьей повестке дня.

Инициатива по раскрытию информации: обзор раскрытия информации на уровне стандартов

Принято решение продлить срок представления комментариев по открытому проекту «Требования к раскрытию информации в стандартах МСФО: пилотный подход» до 12 января 2022 года. Совет отметил, что такой необычайно длительный период комментирования связан с поступлением уникальных предложений и существенно новых идей. Увеличенный период комментирования предоставит составителям отчетности больше времени для работы на местах и обсуждения практического применения этих предложений.

Гудвилл и обес­ценение
Совет повторно обсудил свои предварительные решения относительно последующего учета гудвилла, в частности относительно того, следует ли вновь ввести его амортизацию.

При этом он рассмотрел раскрытие информации об объединении бизнесов и повышение эффективности теста на обес­ценение в МСФО (IAS) 36 «Обес­ценение активов».

Обсуждение вопроса продолжится на одном из следующих заседаний.

Первичная финансовая отчетность
Совет повторно обсудил некоторые предложения, содержащиеся в проекте «Общее представление и раскрытие информации» и касающиеся классификации по категориям в отчете о прибылях и убытках.

Предварительно принято решение обязать компании классифицировать в категории финансирования в отчете о прибылях и убытках:
  1. все доходы и расходы по обязательствам, возникающим в результате операций, связанных только с привлечением финансирования;
  2. определенные доходы и расходы по прочим обязательствам (см. «Обязательства, возникающие в результате операций, не связанных исключительно с привлечением финансирования»).

Совет предварительно решил обязать организации описывать операции, связанные исключительно с привлечением финансирования, как операции, включающие:
  1. получение денежных средств, собственных долевых инструментов организации или уменьшение финансового обязательства;
  2. возврат денежных средств или собственных долевых инструментов.

Что касается гибридных договоров с основными обязательствами и встроенными производными инструментами, то в их отношении Совет предварительно решил:
  1. потребовать от организаций классифицировать доходы и расходы, относящиеся к отдельным основным обязательствам, так же, как доходы и расходы, относящиеся к другим обязательствам;
  2. потребовать, чтобы организации классифицировали доходы и расходы, связанные с отдельными встроенными производными инструментами, так же, как доходы и расходы, связанные с отдельными производными инструментами;
  3. требовать от организаций классифицировать доходы и расходы, связанные с договорами, которые не являются раздельными, таким же образом, как доходы и расходы, связанные с прочими обязательствами.

Кроме того, Совет решил разработать требования к раскрытию информации для ситуации, когда компания определяет весь гибридный контракт как оцениваемый по справедливой стоимости через прибыль или убыток и, как следствие, не отделяет от основного финансового обязательства встроенный производный инструмент, который в противном случае в соответствии с МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты» должен быть отделен. Целью данных требований к раскрытию информации будет предоставление пользователям финансовой отчетности данных о том, когда использование справедливой стоимости изменяет классификацию доходов и расходов.

В отношении обязательств, возникающих в результате операций, не связанных исключительно с привлечением финансирования, за исключением некоторых таких обязательств, определенных Советом, предварительно принято решение обязать компанию классифицировать в категории финансирования отчета о прибылях и убытках процентные расходы и эффект от изменения процентных ставок, когда такие суммы определяются с применением требований МСФО-стандартов.

Совет уточнил, что это решение не применяется к обязательствам, возникающим в результате сделок, которые не связаны исключительно с привлечением финансирования и:
  1. являются гибридными договорами в сфере применения МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты», оцениваемыми по амортизированной стоимости;
  2. включают встроенный производный инструмент, экономические характеристики и риски которого тесно связаны с экономическими характеристиками и рисками основного договора.

В отношении указанных обязательств Совет решил изучить подход, при котором все доходы и расходы будут классифицироваться в категории финансирования отчета о прибылях и убытках.

В отношении классификации прибылей или убытков по справедливой стоимости производных инструментов и инструментов хеджирования Совет предварительно решил потребовать от компаний:
  1. классифицировать прибыли или убытки от изменения справедливой стоимости финансовых инструментов, определенных как инструменты хеджирования в соответствии с МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты» или МСФО (IAS) 39 «Финансовые инструменты: признание и оценка», в той категории отчета о прибылях и убытках, на которую влияет риск, которым управляет организация, за исключением случаев, когда это привело бы к суммированию прибылей и убытков по справедливой стоимости. В таком случае организация классифицирует все прибыли или убытки по справедливой стоимости инструмента хеджирования в операционной категории;
  2. классифицировать прибыли или убытки от изменения справедливой стоимости с применением требований предыдущего пункта к производным инструментам, используемым для управления рисками, если эти производные инструменты не определены как инструменты хеджирования в соответствии с МСФО (IFRS) 9 или МСФО (IAS) 39, за исключением случаев, когда это потребует чрезмерных затрат или усилий. В таких ситуациях организация классифицирует все прибыли или убытки по справедливой стоимости производного инструмента в операционной категории;
  3. классифицировать прибыли или убытки по справедливой стоимости производных инструментов, не используемых для управления рисками, в операционной категории отчета о прибылях и убытках, за исключением случаев, когда производный инструмент относится к финансовой деятельности и не используется в ходе основной деятельности организации. Если же производный инструмент относится к финансовой деятельности и не используется в ходе основной деятельности организации, организация классифицирует все прибыли или убытки по справедливой стоимости производного инструмента в категории финансирования.

Также Совет предварительно решил обязать организации классифицировать курсовые разницы, включенные в отчет о прибылях и убытках с применением пп. 28 и 30 МСФО (IAS) 21 «Влияние изменений валютных курсов», в той же категории отчета о прибылях и убытках, что и доходы и расходы по статьям, приведшим к возникновению курсовых разниц. Но если это потребует чрезмерных затрат или усилий, организация может классифицировать курсовые разницы по данной статье в категории операционной деятельности.

Совет продолжит обсуждение предложений по проекту на дальнейших заседаниях.

Последовательное применение стандартов
Совет рассмотрел классификацию задолженности как текущей или долгосрочной, соглашения о финансировании поставщиков и другие вопросы, обсуждавшиеся на заседании Комитета по интерпретациям МСФО в июне 2021 года.

Классификация долга с ковенантами как текущего или нетекущего согласно МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности»
В рамках обсуждения требований к досрочному применению поправок к МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности» Совет также рассмотрел надлежащую процедуру. Предлагаемые поправки к МСФО (IAS) 1:
  1. изменить требования, введенные Классификацией обязательств как текущих или долгосрочных (поправки 2020 года), в отношении того, как компания классифицирует долговые и прочие финансовые обязательства в качестве текущих или долгосрочных в конкретных обстоятельствах;
  2. отложить дату вступления в силу поправок 2020 года до 1 января 2024 года.

Совет предварительно решил:
  1. обязать организации применять предложенные поправки ретроспективно в соответствии с МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки»;
  2. не предусматривать исключений для компаний, впервые применяющих МСФО.

Предварительно решено разрешить раннее применение предложенных поправок.

По мнению Совета, срок представления комментариев к предлагаемым поправкам к МСФО (IAS) 1 должен составлять не менее 120 дней. Проект будет опубликован в четвертом квартале 2021 года.

Механизмы финансирования поставщиков
Совет обсудил требования к досрочному применению поправок к МСФО (IAS) 7 «Отчет о движении денежных средств» и МСФО (IFRS) 7 «Финансовые инструменты: раскрытие информации». Также обсуждалась надлежащая процедура, включая начало процесса голосования.

Совет предварительно решил:
  1. обязать организации применять предложенные поправки ретроспективно в соответствии с МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки»;
  2. не предусматривать исключений для компаний, впервые применяющих МСФО.

Предварительно решено позволить раннее применение предложенных поправок.

Период представления комментариев к поправкам составит не менее 120 дней. Планируется, что проект будет опубликован в четвертом квартале 2021 года.

Таксономия МСФО
На заседании Совет актуализировал информацию:
  1. об отзывах на предлагаемое обновление Таксономии МСФО, которое касается:
    • раскрытия учетной политики согласно изменениям в МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности» и Практическому заявлению МСФО 2 «Формирование суждений о существенности»;
    • определения бухгалтерских оценок согласно изменениям к МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки»;
  2. дальнейших шагах по завершению работы над обновлением Таксономии МСФО для раскрытия учетной политики и определения бухгалтерских оценок.

Ожидается, что процесс голосования и выпуск Таксономии-2021 состоится в четвертом квартале 2021 года.

Проекты, рассмотренные на совместном заседании Совета по МСФО и Совета по стандартам финансового учета
Эта образовательная сессия состоялась 23 июля 2021 года и была посвящена обсуждению:
  1. проекта Совета по идентифицируемым нематериальным активам и последующему учету гудвилла;
  2. Третьей консультации Совета по повестке дня;
  3. проекта по соглашениям о финансировании поставщиков, который касается раскрытия информации о программах финансирования поставщиков, включающих торговую кредиторскую задолженность.

Какие-либо решения по этим вопросам не принимались.

Потребности инвесторов при раскрытии информации в финансовой отчетности

Инвесторы требуют более полного раскрытия информации в финансовой отчетности, однако это оказывается непростой задачей для компаний. Совет по МСФО предложил новый подход к разработке требований к раскрытию информации в МСФО-стандартах. В настоящее время проводятся консультации по этой теме.

В статье Investor Perspectives член Совета Ник Андерсон объясняет особенности предлагаемого подхода и рассказывает о некоторых изменениях, которые он повлечет. Статья доступна по ссылке: ifrs.org/content/dam/ifrs/resources-for/investors/investor-perspectives/investor-perspectives-sept-2021.pdf.

Августовское обновление для инвесторов

Интервью с Филиппом Робинсоном
Инвестиционная группа Совета по МСФО побеседовала с Филиппом Робинсоном, специалистом по бухгалтерскому учету в группе корпоративных финансов Moody's Investors Service и членом Консультативного комитета по рынкам капитала (CMAC). Филипп — специалист по бухгалтерскому учету в лондонской группе корпоративных финансов Moody's. Он пришел в компанию в 2005 году в рамках инициативы агентства по расширению диапазона и глубины анализа. В обязанности Филиппа входит оценка качества отчетности корпораций.

До прихода в Moody's он 10 лет проработал в компании Ernst & Young, дойдя до поста старшего менеджера в группе финансовой отчетности Ernst & Young в Лондоне. На этой должности в обязанности Филиппа входило консультирование руководителей аудиторских компаний по вопросам интерпретации британских и международных стандартов бухгалтерского учета, а также обеспечение соответствующего обучения по вопросам, связанным с финансовой отчетностью.

— Филипп, расскажите о своей профессиональной деятельности и нынешней роли.

— Я специалист по бухгалтерскому учету в группе корпоративных финансов Moody's, базирующейся в Лондоне. Я пришел в Moody's в 2005 году в рамках инициативы агентства по расширению спектра и глубины анализа, а до этого 10 лет работал в Ernst & Young в Лондоне и Ванкувере.

В моей роли в Moody's есть как внутреннее, так и внешнее направление. Внутреннее направление включает поддержку процесса присвоения кредитного рейтинга путем оценки качества отчетности корпораций и углубления понимания аналитиками ключевых вопросов бухгалтерского учета. Например, до внедрения МСФО (IFRS) 16 «Аренда» Moody's капитализировало операционную аренду на балансе арендаторов. После внедрения стандарта нам пришлось рассмотреть причины различий между нашей предыдущей оценкой и цифрами, впервые представленными компаниями.

Еще одна область работы, в которой я принимаю участие, это анализ финансовой отчетности компаний на развивающихся рынках, где раскрытие информации, как правило, оставляет желать лучшего. У нас есть доступ к руководству компаний и командам бухгалтеров, поэтому мы можем добиваться от них ясности в вопросах бухгалтерского учета.

Поскольку наши кредитные рейтинги требуют глубокого анализа финансовой отчетности, многие заинтересованы в том, чтобы узнать наше мнение о компании. И внешнее направление моей работы включает представление мнения Moody's на различных форумах, таких как CMAC Совета по МСФО, а также перед регулирующими и одобряющими органами.

— Каковы, на ваш взгляд, наиболее важные области в учете кредитных рейтинговых агентств и почему?

— Позвольте мне сначала кратко объяснить, что такое кредитный рейтинг и как он присваивается. Если упростить, то кредитный рейтинг — это наше мнение о способности компании полностью и в срок погасить свой долг. Это относительный показатель, поэтому очень важно, чтобы мы могли сравнивать компании по группам и по стандартам бухгалтерского учета. Для каждой отрасли мы используем собственную методологию определения кредитного рейтинга, и все методологии включают целый ряд коэффициентов и качественных факторов. При составлении оценочной карты для каждой компании используется множество элементов анализа, но аналитики могут включать в нее и свои суждения. Последним этапом является обсуждение в рейтинговом комитете, обычно состоящем из пяти-шести человек.

Как именно бухгалтерский учет влияет на процесс присвоения кредитного рейтинга? Как правило, мы начинаем с долговых и долгоподобных обязательств компании. В стандартах МСФО нет определения долга, но в дополнение к обязательствам перед кредиторами мы рассматриваем как схожие с долгом и такие статьи, как арендные и пенсионные обязательства или забалансовые секьюритизации, а до появления МСФО (IFRS) 16 включали в оценку и обязательства по операционной аренде. Во время оценки мы ищем возможные проблемы с ликвидностью при внезапном прекращении финансирования. Для этого мы рассматриваем финансирование цепочки поставок. Такие соглашения могут отражаться на балансе в составе торговой кредиторской задолженности, но их концентрация в одном или нескольких финансовых учреждениях, которые могут неожиданно отозвать кредит, влечет значительные риски. Также мы используем собственную методологию классификации гибридных инструментов на долговые и долевые и вносим определенные корректировки для обеспечения сопоставимости в разных стандартах учета.

Все эти корректировки мы делаем для всех компаний, поэтому они называются стандартными. Но иногда мы корректируем финансовую отчетность исходя из конкретных фактов и обстоятельств, и эти корректировки мы называем нестандартными (например, если считаем, что они необходимы для улучшения сопоставимости).

— Привела ли пандемия к изменениям в оценке долговых обязательств компаний?

— Пандемия, безусловно, стала очень напряженным периодом для рейтинговых агентств. В отличие от предыдущих кризисов, которые затрагивали определенные секторы: финансовые учреждения или технологии, СМИ и телекоммуникации, — этот кризис оказал широкое влияние на всю экономику. Процесс присвоения кредитных рейтингов в результате пандемии не изменился, но нам пришлось иметь дело с возросшей неопределенностью, в основном связанной с формой и сроками восстановления.

В этот период мы уделили больше внимания таким областям раскрытия информации, как ликвидность и непрерывность деятельности. В частности, вопрос о непрерывности деятельности является сложным, и исторически мы наблюдали, что компании неохотно предоставляют достаточно прозрачные сведения в этой области: дело в том, что для компании, которая находится в затруднительном положении, слишком сильная прозрачность может ухудшить ситуацию (например, поставщики могут испугаться и уйти). Оценивая риск ликвидности и платежеспособности, мы в дополнение к сведениям, представленным в финансовой отчетности, опираемся на аудиторское заключение, касающееся неопределенности непрерывности деятельности.

— Как проявили себя МСФО-стандарты, учитывая пандемию? Появились ли новые вопросы бухгалтерского учета, которые, по вашему мнению, требуют решения?

— По моему мнению, МСФО-стандарты хорошо перенесли пандемию. Все рекомендации правления были своевременными и полезными. Недавние события в корпоративном и кредитном секторах вызвали усиленное внимание к механизмам финансирования цепочек поставок, хотя отсутствие прозрачности в этих механизмах — давняя проблема. Комитет по интерпретациям МСФО четко дал понять, что стандарты не нуждаются в изменении и инвесторам требуется раскрытие информации о подверженности таких соглашений риску, о том, расширяет ли компания свой оборотный капитал и в какой степени она это делает, а также о концентрации риска ликвидности. Тем не менее возможности для улучшения фактического раскрытия информации существуют. Я очень рад, что Совет учел отзывы пользователей и сейчас вносит улучшения в требования к раскрытию информации, что должно привести к большей сопоставимости и прозрачности.

— Какие из областей в плане работы Совета на 2022–2026 годы, по вашему мнению, наиболее важны для инвесторов и почему?

— План работы и темы, предложенные в ходе консультаций по повестке дня, выглядят довольно разумно. Одна из тем, которую я поднимал на предыдущем заседании и которую упомяну сейчас, это иностранная валюта. Я считаю, что раскрытие информации согласно МСФО (IAS) 21 «Влияние изменений валютных курсов» можно улучшить, особенно в отношении прибылей и убытков и движения денежных средств. Но иногда труднее оценить подверженность компаний изменениям валютных курсов, например когда выручка выражена в одной валюте, а затраты — в другой или когда долг заимствован в валюте, отличной от валюты, в которой компания генерирует денежные потоки. Поэтому было бы полезно получать дополнительную информацию о таких рисках и степени их хеджирования.

Денежные потоки — очень важный показатель для нас как для рейтингового агентства при оценке способности компании погасить долг, но часто компании уделяют недостаточное внимание влиянию на него различных операций. Они раскрывают сведения о прибылях и убытках или о влиянии на баланс, но часто забывают о влиянии на денежные потоки. Решить проблему помогли недавние усовершенствования МСФО (IAS) 7 «Отчет о движении денежных средств», связанные с анализом изменений в обязательствах, возникающих в результате финансовой деятельности, но все еще много компаний не раскрывает достаточно информации. Возможно, это скорее проблема внедрения, чем проблема стандартов, но говорит такая ситуация о том, что компании иногда не уделяют достаточного внимания информации о движении денежных средств.

Еще одна область, куда можно внести улучшения, это прекращенная деятельность. В отчете о прибылях и убытках эти сведения представляются в виде одной строки, а в отчете о движении денежных средств компании представляют информацию либо только о продолжающейся деятельности, либо о продолжающейся и прекращенной деятельности вместе, а эти сведения необходимо расшифровать.

— Должны ли показатели денежных потоков быть определены в стандартах МСФО?

— Мы используем собственные определения, поэтому для нас наличие таких дефиниций в стандартах не очень важно. Тем не менее было бы полезно, если бы предложение по показателям эффективности управления в проекте «Первичная финансовая отчетность» (ПФО) было распространено и на отчет о движении денежных средств, чтобы любые представленные показатели такого движения были согласованы с финансовой отчетностью. Я только приветствуют предложение устранить необязательность представления в ПФО дивидендов и процентов, выплаченных или полученных. Это улучшит сопоставимость отчета о движении денежных средств между компаниями.

— Каковы ваши взгляды на отчетность, связанную с устойчивым развитием, и как Moody's интегрирует ее в кредитные рейтинги и анализ?

— Мы опубликовали межсекторную рейтинговую методологию, в которой описано, как мы учитываем вопросы устойчивого развития в нашем анализе и включаем влияние этих соображений в каждый из наших кредитных рейтингов. Принцип анализа рисков устойчивого развития не отличается от анализа прочих рисков — мы оцениваем способность компании погасить долг. Таким образом, мы уделяем большое внимание вопросам устойчивого развития, существенным для кредитного рейтинга. Поскольку в настоящее время раскрытие такой информации не сопоставимо по группам компаний и не выражено количественно, я надеюсь, что создаваемый Совет по международным стандартам устойчивого развития сможет улучшить эту ситуацию, сделав в этой области то же, что Совет по МСФО сделал для бухгалтерского учета. Нам остро необходимы глобальные стандарты устойчивого развития, и я надеюсь, что Совет начнет работу в ближайшее время!

Я рассчитываю, что оба совета будут сотрудничать и разрабатывать последовательные, непротиворечивые стандарты в обеих областях корпоративной отчетности.

Нам нужны ваши мнения
В мае 2021 года Совет опубликовал для обсуждения проект «Комментарий руководства» (ifrs.org/content/dam/ifrs/project/management-commentary/ed-2021-6-management-commentary.pdf). В нем предлагается высказать мнение о системе подготовки управленческих комментариев.

Комментарий руководства представляет собой документ, дополняющий финансовую отчетность компании.

Предлагаемые изменения позволят компаниям собрать в одном месте информацию, необходимую инвесторам для оценки долгосрочных перспектив бизнеса, например данные о нематериальных ресурсах и отношениях компании, а также о вопросах устойчивого развития, влияющих на компанию.

Комментарии руководства будут не только пояснять финансовую отчетность компании, но и давать инвесторам представление о факторах, влияющих на способность бизнеса создавать стоимость и генерировать денежные потоки, в том числе в долгосрочной перспективе. Этот документ будет основан на управленческой информации, включая финансовые и нефинансовые показатели, используемые для мониторинга эффективности деятельности.

В коротком видеоролике (ifrs.org/projects/work-plan/management-commentary/video-overview-of-exposure-draft-management-commentary) бывший председатель Совета по МСФО Ханс Хугерворст представляет свои предложения. Также мы опубликовали обзорную статью (ifrs.org/content/dam/ifrs/project/management-commentary/snapshot-management-commentary-may2021.pdf) и записали вебинар (ifrs.org/projects/work-plan/management-commentary/webinar-proposals-in-exposure-draft-management-commentary), где представили подробный обзор проекта. Совет просит инвесторов высказать свое мнение о предлагаемых изменениях. Комментарии будут приниматься на адрес investors@ifrs.org до 23 ноября 2021 года.

Требования к раскрытию информации в стандартах МСФО: пилотный подход
В марте 2021 года Совет по МСФО опубликовал проект для обсуждения «Требования к раскрытию информации в стандартах МСФО: пилотный подход» (ifrs.org/content/dam/ifrs/project/disclosure-initative/disclosure-initiative-principles-of-disclosure/ed2021-3-di-tslr.pdf). Он предложил высказать мнения о новом подходе к разработке требований к раскрытию информации в стандартах МСФО, включая требования в МСФО (IFRS) 13 «Оценка справедливой стоимости» и МСФО (IAS) 19 «Вознаграждения работникам».

Требования к раскрытию, разработанные с использованием предлагаемого подхода, призваны дать компаниям и аудиторам возможность более эффективно оценивать существенность информации и, таким образом, предоставлять инвесторам более полезные данные. Так, отмечено, что компании должны исходить из целей раскрытия информации, а не из предписаний стандартов и применять суждение, сосредоточиваясь на раскрытии только существенных сведений.

Совет применил этот подход к двум указанным выше стандартам и теперь просит заинтересованные стороны высказать мнение о том, насколько точно его предложения отражают потребности инвесторов.

Предложения Совета по МСФО представляет в коротком видеоролике член правления Ник Андерсон: ifrs.org/projects/work-plan/standards-level-review-of-disclosures/debrief-video-on-exposure-draft-disclosure-requirements-in-ifrs. Также более подробное резюме проекта для обсуждения содержится в обзорном материале ifrs.org/content/dam/ifrs/project/disclosure-initative/disclosure-initiative-principles-of-disclosure/snapshot-2021-3-di-tslr.pdf. Консультации с инвесторами продлятся до 12 января 2022 года. Если вы хотите принять в них участие, пишите по адресу investors@ifrs.org.

Инициатива по раскрытию информации: субсидиарные компании без публичной подотчетности
В июле 2021 года Совет опубликовал проект для обсуждения «Дочерние компании без публичной подотчетности: раскрытие информации». Этот новый МСФО-стандарт позволит соответствующим дочерним компаниям применять стандарты МСФО с пониженными требованиями к раскрытию информации.

Документ будет применяться к дочерним компаниям, не представляющим публичную отчетность, включая компании, которые не являются финансовыми учреждениями, не котируются на фондовой бирже, но их материнская компания готовит консолидированную отчетность с применением МСФО-стандартов.

Предложения Совета снижают затраты на составление финансовой отчетности упомянутых дочерних компаний, сохраняя при этом ее актуальность. Предлагаемые правила раскрытия информации разработаны с учетом потребностей пользователей финансовой отчетности компаний, не выпускающих публичную отчетность. Такие компании, например, должны раскрывать информацию о краткосрочных денежных потоках, обязательствах, ликвидности и платежеспособности.

Чтобы узнать больше, предлагаем ознакомиться с проектом для обсуждения «Дочерние компании без публичной подотчетности: раскрытие информации»: ifrs.org/content/dam/ifrs/project/subsidiaries-smes/ed2021-7-swpa-d.pdf. Обзор проекта находится по адресу: ifrs.org/content/dam/ifrs/project/subsidiaries-smes/snapshot-swpad-july-2021.pdf.

Совет приглашает инвесторов высказать свои мнения по проекту. Комментарии принимаются до 31 января 2022 года. Отправить их можно на страничке: ifrs.org/projects/work-plan/subsidiaries-smes/exposure-draft-and-comment-letters.

Оставайтесь в курсе событий
Последние наблюдения «случайного бухгалтера»
Ханс Хугерворст покинул пост председателя Совета по МСФО в конце июня. В своей прощальной речи на конференции Фонда МСФО он рассказал о своем 10-летнем пребывании на этом посту, о том, как в этот период развивались стандарты МСФО, и о важности их независимой разработки. Расшифровка и видео доступны по адресу: ifrs.org/news-and-events/news/2021/06/final-observations-of-an-accidental-accountant.

Обновленная информация о работе попечительского совета Фонда МСФО в области устойчивого развития
В июле члены попечительского совета провели два вебинара, на которых представили информацию о своей работе в области устойчивого развития. Записи расположены по адресу: ifrs.org/projects/work-plan/sustainability-reporting/ifrs-foundation-webinar-on-trustees-sustainability-related-work.

На дистанционном заседании попечительского совета 26 июля 2021 года обсуждались меры по обеспечению стартового капитала для нового совета. Работу по созданию базового глобального стандарта отчетности под надежным управлением и общественным надзором приветствовали министры финансов и управляющие центральными банками стран G20. Выступление председателя попечительского совета Эркки Лииканена на панельной дискуссии по вопросам регулирования, раскрытия информации, финансовых рисков и частного финансирования «зеленой» экономики на недавней Международной конференции по изменению климата доступно по адресу: ifrs.org/news-and-events/news/2021/07/recording-available-of-g20-venice-conference-featuring-ifrs-foundation-trustee-chair.

Также Эркки Лииканен выступил с программной речью на симпозиуме Института CFA по глобальному финансовому регулированию 29 июня 2021 года. Он рассказал о создании нового совета, который разработает глобальные базовые правила раскрытия информации, связанной с устойчивым развитием. Полный текст выступления на английском языке размещен по адресу: ifrs.org/news-and-events/news/2021/06/is-there-a-path-to-global-sustainability-standards.

Совет по МСФО предлагает незначительную поправку к переходным требованиям для страховщиков, впервые применяющих МСФО (IFRS) 17 «Договоры страхования» и МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты»

Предлагаемая узкоспециализированная поправка затрагивает только переходные требования МСФО (IFRS) 17 «Договоры страхования». Ее текст размещен по адресу: ifrs.org/news-and-events/news/2021/07/iasb-proposes-minor-amendment-ifrs-17-and-ifrs-9.

Фонд МСФО назначил Масамичи Коно попечителем
Масамичи Коно был назначен попечителем с 1 июля 2021 года. Его выдающаяся карьера насчитывает более четырех десятилетий. Масамичи Коно обладает богатым опытом в области регулирования и надзора за глобальными финансовыми институтами и рынками в национальных органах власти и международных организациях.

Совет по МСФО выясняет мнение инвесторов о порядке учета слияний и поглощений

Совет по МСФО опубликовал для инвесторов веб-трансляцию с краткими рекомендациями по вопросам отражения в отчетности слияний и поглощений между компаниями под общим контролем (передача бизнеса от одной компании в рамках группы к другой).

Такие сделки распространены во всем мире, но стандарты МСФО не определяют, как их нужно отражать в отчетности. В результате компании используют разные подходы и часто предоставляют недостаточно информации. В веб-трансляции представлены предложения Совета к МСФО-стандартам, которые позволят сделать отчетность более прозрачной, и объясняется, как эти предложения будут применяться к слияниям и поглощениям между компаниями под общим контролем.

Совет ожидает от инвесторов комментариев, которые помогут в дальнейшей работе над этими предложениями. Чтобы заполнить краткий опросник или договориться об интервью для обсуждения отчетности по слияниям и поглощениям, пишите на адрес investors@ifrs.org.

Доступ к веб-трансляции: ifrs.org/projects/work-plan/business-combinations-under-common-control/recording-now-available-the-iasb-seeks-investor-views/ или youtube.com/watch?v=0lg2SiYq1r8.

Страница проекта с дополнительными материалами: ifrs.org/projects/work-plan/business-combinations-under-common-control.


Обзор проекта «Комментарии руководства»

Ханс Хугерворст, бывший председатель Совета по МСФО, представляет обзор проекта «Комментарии руководства», в котором предлагаются новые подходы к подготовке комментариев менеджмента компаний в соответствии с информационными потребностями инвесторов: ifrs.org/projects/work-plan/management-commentary/video-overview-of-exposure-draft-management-commentary/.

Новый проект представляет собой переработку Практического положения 1 МСФО «Управленческий комментарий». Он основывается на инновациях в области описательной отчетности и позволит компаниям собрать в одном месте информацию, необходимую инвесторам для оценки долгосрочных перспектив бизнеса: сведения о нематериальных ресурсах, отношениях с контрагентами и вопросах устойчивого развития, влияющих на компанию.

Подкаст Комитета по интерпретациям МСФО за июль 2021 года

В этом эпизоде ежеквартального подкаста Комитета по интерпретациям МСФО председатель Комитета и заместитель председателя Совета по МСФО Сью Ллойд вместе с сотрудником аппарата Патриной Бьюкенен рассказывают о деятельности по поддержке последовательного применения МСФО-стандартов во втором квартале 2021 года. Темы подкаста:
  • расходы на конфигурацию или настройку в соглашении об облачных вычислениях;
  • расходы, необходимые для продажи товарно-материальных запасов;
  • другие окончательные решения повестки дня;
  • экономические выгоды от использования ветропарка;
  • сделки TLTRO III;
  • соглашения о финансировании поставщиков;
  • классификация долга с ковенантами как текущего или нетекущего.

Подкаст размещен по ссылке: ifrs.org/content/dam/ifrs/podcasts/2021/ifric-podcast-july-2021.mp3.

Существует ли путь к глобальным стандартам устойчивого развития?

Представляем программную речь Эркки Лииканена, председателя попечительского совета Фонда МСФО, на симпозиуме Института CFA по глобальному финансовому регулированию 29 июня 2021 года.

Введение
Мне очень приятно быть с вами сегодня. Мы все служим инвесторам: вы как дипломированные финансовые аналитики и мы, Фонд МСФО, отвечающий за разработку глобальных стандартов, которые помогают инвесторам принимать обоснованные инвестиционные решения.

Сегодня мы собрались здесь, чтобы поговорить о стандартах устойчивого развития, в частности чтобы спросить, существует ли путь к таким глобальным стандартам. Ответ на этот вопрос занимает большую часть нашего времени в качестве попечителей Фонда МСФО.

Отчетность в области устойчивого развития — очень широкая дисциплина, она включает как национальные требования к компаниям отчитываться в соответствии с конкретными целями политики государств, так и потребность инвесторов в глобальной сопоставимости финансовых раскрытий, связанных с устойчивым развитием.

Основной задачей МСФО является удовлетворение информационных потребностей инвесторов. Разрабатывая глобальные стандарты устойчивого развития, мы, с одной стороны, сможем обеспечить базовый уровень раскрытия информации, связанной с устойчивым развитием, чтобы облегчить принятие инвестиционных решений, а с другой стороны — будем работать с разными юрисдикциями, чтобы обеспечить совместимость глобальных документов и национальных инициатив.

Разработка глобального базового подхода получила широкую поддержку со стороны министров финансов G7, глобальных регулирующих органов, инвесторов и корпораций по всему миру, а также других организаций, устанавливающих стандарты. Тем не менее нам предстоит еще много работы.

Скоординированные действия
Изменение климата и вопросы устойчивого развития — это глобальные проблемы. Они создают особые трудности для государств из-за различий в стимулах, которые мы применяем, и для разрешения этой проблемы необходимо глобальное сотрудничество. Одной из известных попыток стал Киотский протокол 1997 года. Последним соглашением стало Парижское соглашение, подписанное в 2015 году. Сейчас мир готовится к ноябрьской встрече COP26 в Глазго.

В вопросах климата эта дилемма осложняется тем, что Марк Карни называет трагедией горизонта — когда действия, необходимые сегодня, окупаются далеко за пределами обычного временного горизонта планирования. В своей недавней книге он определяет три основы для решения проблемы: 1) государственная политика, 2) переходные планы компаний и 3) раскрытие информации о рисках и возможностях, связанных с климатом.

Достижение целей, поставленных на очередных климатических саммитах, потребует скоординированных действий множества участников. От правительств требуется создание четких политических рамок. Инвесторы устанавливают цену на инвестиционный капитал исходя из того, как эта политика повлияет на компании в долгосрочной перспективе. Это, в свою очередь, стимулирует компании внедрять устойчивые бизнес-модели. Эффективность этой цепочки зависит от наличия необходимой информации, которая поможет инвесторам оценивать риски, связанные с устойчивым развитием, и принимать обоснованные решения. Роль международных разработчиков стандартов, таких как Фонд МСФО, заключается в том, чтобы способствовать достижению политических целей, определенных юрисдикциями и международными соглашениями, путем разработки стандартов, которые обеспечивают глобальные рынки капитала непротиворечивой и прозрачной информацией.

Такое разделение ролей и обязанностей четко прослеживается в книге нобелевского лауреата Жана Тироля, который подчеркивает, что экономика — это наука о средствах, а не о целях. Цели общества во многом опираются на ценности. Цели определяются правительствами. Экономика и рынок, в свою очередь, могут предоставить средства для достижения целей с наименьшими затратами. Стандарты раскрытия информации не определяют политические цели, но они могут быть ценным инструментом, способствующим их достижению.

Консультации, обусловленные потребностью
Сегодня существует широкий интерес к вопросам устойчивого развития, наблюдается рост инвестиций, связанных с этой сферой. Однако также исследования показывают, что притоку капитала в такие инвестиции препятствует низкое качество данных. Информации не хватает строгости, данные сложно сравнивать. Улучшить сопоставимость информации пытаются многие инициативы, и это приводит к еще большему разнообразию данных.

Нужны ли инвесторам глобальные стандарты для решения более ограниченной задачи — раскрытия информации, связанной с устойчивым развитием? Этот вопрос часто ставился перед Фондом МСФО в связи с его опытом разработки стандартов финансовой отчетности, которые сегодня обязательны для использования более чем в 140 странах.

Фонд МСФО и Совет по МСФО были созданы 20 лет назад, и в то время вопросы финансовой отчетности и изменения климата не встречались. Но теперь все изменилось, и члены попечительского совета начали разработку стратегии, в которой основное внимание было уделено отчетности в области устойчивого развития. В сентябре 2020 года был опубликован консультационный документ, и его первые два вопроса звучали следующим образом: существует ли потребность в глобальных стандартах? Если да, то какую роль Фонд МСФО должен играть в разработке таких стандартов?

Мы четко дали понять, что дальнейшая работа и наше участие зависят от потребности в этом, и получили множество комментариев — все они размещены на нашем сайте. В подавляющем большинстве случаев ответы на наши вопросы говорили о растущей потребности в едином наборе глобальных стандартов раскрытия информации, связанных с устойчивым развитием. Также многие комментаторы отметили, что Фонд МСФО должен принять участие в разработке этих стандартов.

Согласование национальных и международных требований
Фонд МСФО не может определять требования к отчетности в области устойчивого развития, необходимые для более широких целей государственной политики.

На юрисдикционном уровне эта политика определяет приоритеты, связанные с устойчивым развитием, и от них зависит, какую информацию должны представлять компании в каждой юрисдикции. Например, Директива ЕС по корпоративной отчетности в области устойчивого развития является ключевым элементом политики ЕС в области зеленых сделок. Вполне возможно, что в разных государствах будут применяться разные политические подходы. Следовательно, требования к отчетности в области устойчивого развития также будут отличаться.

На международном уровне уже существуют стандарты, соблюдение которых является добровольным, наиболее известны в этом смысле стандарты GRI, а также различные инициативы в области устойчивого развития, ориентированные на инвесторов и рынки капитала. Организации, стоящие за этими инициативами, подтверждают, что консолидация усилий необходима. Они приветствовали предложения Фонда МСФО о создании нового Международного совета по стандартам устойчивого развития в структуре управления Фонда и сегодня принимают участие в подготовительной работе.

Наша общая цель — внедрить глобальные базовые стандарты раскрытия информации, связанной с устойчивым развитием, ориентированные на удовлетворение информационных потребностей инвесторов во всем мире. Стоимость предприятия — это ключевая концепция, призванная отразить ожидаемые перспективы для инвесторов в краткосрочном, среднесрочном и долгосрочном периоде, и этот показатель связан с созданием стоимости для общества и окружающей среды.

Например, глобальные стандарты могут описывать, как компаниям следует раскрывать информацию о влиянии различных климатических рисков и возможностей на финансовые показатели, включая планы распределения капитала, инновации в цепочке поставок или инвестиции в технологии или новые сферы бизнеса.

Ожидается, что новый совет начнет с климата, а затем быстро перейдет к другим вопросам, связанным с устойчивым развитием и имеющим важное значение для стоимости предприятия.

Хотя образуемый совет будет работать над стандартами, связанными с устойчивым развитием, его работа будет дополнять работу Совета по МСФО, ведь факторы, связанные с устойчивым развитием, уже связаны с финансовой отчетностью, и инвесторы заинтересованы в информации об устойчивом развитии.

Наш подход к глобальным стандартам ориентирован на рынок и потребности инвесторов. Фонд обеспечивает условия, в которых инвесторы, регуляторы, компании, ученые и разработчики стандартов со всего мира могут работать и решать проблемы вместе. Эта работа происходит в рамках прозрачного процесса, который можно считать ориентиром для других организаций. Процесс контролируется попечителями, которые, в свою очередь, подотчетны наблюдательному совету, состоящему из представителей государственных органов. В его состав входят IOSCO, Европейская комиссия, Комиссия по ценным бумагам и биржам США и другие.

В этой работе ключевую роль играет Совет по мониторингу. Он обеспечивает важные связи со многими государственными органами по всему миру. Более того, хотя Фонд отвечает за разработку МСФО-стандартов, отдельные юрисдикции сохраняют за собой право выбирать, включать ли новый стандарт в национальное правовое поле и каким образом это делать.

Наши механизмы управления изменились со временем. Сегодня попечители проводят консультации по дальнейшим изменениям в системе управления и уставных документах, чтобы приспособить их к современности, поэтому мы приветствуем предложения по дальнейшим усовершенствованиям.

Ключевой вопрос заключается в том, как совместить глобальные и национальные нормы. Подход, за который выступают IOSCO и другие организации, состоит в создании глобальных базовых стандартов раскрытия информации, связанной с устойчивым развитием, для удовлетворения потребностей инвесторов, который может быть использован в национальных законодательствах в качестве правовой основы. Мы создали рабочую группу, чтобы определить, как это может быть реализовано на практике.

Заключение
Этот подход обеспечит глобальную сопоставимость для инвесторов и позволит национальным юрисдикциям сочетать глобальные стандарты со своими собственными требованиями. Но для успеха потребуется политическая воля, готовность к компромиссу и гибкость всех сторон, включая Фонд МСФО.

Новый член Совета по МСФО Бертран Перрен

Бертран Перрен из Франции вошел в состав Совета по МСФО в начале июля 2021 года, заняв одно из мест от стран Европы. Представляем короткое интервью с ним.

— Как вы выбрали карьеру?

— Я решил изучать деловое администрирование — этот предмет привлек меня тем, что предлагал выпускникам множество карьерных направлений. Мое обучение было сосредоточено на бухгалтерском учете, аудите и контроллинге, и я начал работать в качестве внешнего аудитора. В 2003 году я перешел в компанию Vivendi, которая сегодня является европейской медиакомпанией, котирующейся на бирже во Франции, и стал руководителем проекта по переходу на МСФО-стандарты. Так я и начал специализироваться на стандартах бухгалтерского учета.

— Ваша работа в Совете только началась, но что было самым интересным за это время?

— Фонд — это международная организация, в которой работает около 150 сотрудников из 35 стран, и я сразу же почувствовал культурное богатство организации. Мне понравилось первое общение с моими новыми коллегами, членами совета директоров, техническим и операционным персоналом, особенно во время подготовки к моему первому заседанию совета директоров в июле.

— Что побудило вас подать заявку на вступление в Совет по МСФО?

— Очень важно, чтобы те из нас, кто работал в частном секторе, участвовали в работе таких организаций, как Совет, служа общественным интересам и внося свой вклад в общее благо.

— Вы занимаетесь подготовкой финансовой отчетности. Как этот опыт поможет вам в вашей новой роли?

— Моя работа в Vivendi помогла мне осознать необходимость точного представления операционных и финансовых результатов деятельности компании, в частности путем использования показателей, не относящихся к GAAP, для передачи необходимых органических изменений, прозрачного объяснения результатов деятельности в примечаниях к финансовой отчетности или в отчете руководства, а также путем балансирования между потребностью в подробной информации и временными ограничениями для предоставления пользователям наиболее актуальных сведений.

— Какую роль, по вашему мнению, финансовая отчетность играет в мировой экономике?

— В дополнение к уже сказанному о точном представлении операционных и финансовых показателей компании я бы подчеркнул, что стандарты важны для последовательного представления финансовых отчетов как внутри отрасли, так и между отраслями. Непротиворечивая и прозрачная финансовая отчетность может укрепить доверие и уверенность на финансовых рынках.

— Что, по вашему мнению, Совету необходимо учитывать в своей деятельности по разработке стандартов в течение следующих нескольких лет?

— Разработка стандартов бухгалтерского учета — это захватывающая, динамичная работа, которая должна постоянно адаптироваться к экономической среде. Я считаю, что Совету необходимо учитывать растущую цифровизацию мировой экономики. Чтобы лучше проиллюстрировать это, позвольте привести пример из моего опыта: во время работы в Vivendi я видел, как изменился порядок учета лицензий на интеллектуальную собственность после оцифровки большинства бизнесов Vivendi, таких как музыка, платное телевидение и видеоигры.

— Чего вы больше всего ждете от работы в качестве члена Совета по МСФО?

— Мне нравится идея укрепить коммуникацию между средой, устанавливающей стандарты, и миром составителей отчетности.

— Какой из проектов Совета вызывает у вас особый энтузиазм?

— Наибольший энтузиазм у меня вызывает то, что я присоединился к Совету с началом консультаций по Третьей повестке дня. Очень интересно уже с самого начала своей деятельности помогать формировать нашу повестку дня, общую цель на следующий пятилетний период.

— Чем вы увлекаетесь, кроме бухгалтерского учета?

— Я люблю проводить время со своей женой и четырьмя детьми. Я бегаю трусцой, а в последние семь лет оттачиваю навыки конного спорта, чтобы вместе с женой и двумя дочерями заниматься верховой ездой. Последние 17 лет я также помогал в местном клубе регби, где два моих сына играли в юношеских командах. Сейчас я счастлив жить в Лондоне. Будучи большим поклонником британской рок-музыки, я надеюсь посетить фестиваль в Гластонбери.