Учет и аудит запасов в условиях пандемии COVID-19
Пандемия COVID-19 в первую очередь затронула систему здравоохранения, однако меры, предпринятые в рамках противодействия заболеванию, существенно повлияли на мировую экономику, экономическую активность компаний и, соответственно, на финансовую отчетность. От большинства компаний пандемия потребовала пересмотреть способы ведения бизнеса, например изменить систему поставок или перейти на продажи через интернет.Как пандемия повлияла на учет запасов
Хотя интернет-магазины менее пострадали от пандемии, так как жесткие ограничения на их работу не вводились, в каждом конкретном случае ситуация зависела от вида продаваемых товаров, категории покупателей и других факторов. Обзор продаж по окончании финансового года является ключевым показателем анализа финансовой отчетности в сочетании со знанием сегмента потребителей и клиентов.Некоторые изменения способов ведения бизнеса могут привести к увеличению расходов и повлиять на стоимость запасов.
МСФО (IAS) 2 «Запасы» требует, чтобы компании учитывали запасы по наименьшей из двух величин: себестоимости или чистой возможной цене продажи. Для производственных предприятий, которые обрабатывают запасы, стоимость товарно-материальных ценностей включает распределение постоянных производственных накладных расходов на основе нормальной производственной мощности.
Нормальная производственная мощность — это объем производства, который ожидается получить исходя из средних показателей за ряд периодов или сезонов работы в нормальных условиях с учетом потерь в производительности в связи с плановым обслуживанием. Фактический объем производства может использоваться в расчетах в том случае, если он соответствует нормальной производительности.
В условиях пандемии COVID-19 компании могли продолжать производство, однако введение периодов ограничения деятельности могло привести к тому, что бизнес работал не на нормальной производственной мощности. Некоторые производства снижали объемы продукции или простаивали из-за падения спроса и принудительного закрытия во время карантина. В учете при падении объемов производства ниже среднего уровня предприятия не должны увеличивать сумму постоянных накладных расходов на единицу продукции. Нераспределенные накладные расходы признаются как расходы в периоде, в котором они понесены.
В период действия карантина компании могут нести дополнительные затраты, например на хранение запасов из-за снизившегося спроса. Такие затраты придется списать на расходы периода, так как затраты, понесенные на хранение, могут быть капитализированы только тогда, когда запасы необходимы в процессе дальнейшей обработки.
Предприятия также могут столкнуться со сверхнормативным расходованием материалов, например из-за того, что товары, которые изначально предназначались для продажи через торговые сети, теперь необходимо переупаковывать для продаж через интернет с доставкой. Бизнесу необходимо будет оценить, являются ли израсходованные материалы, оплата труда упаковщика и другие производственные затраты сверхнормативными. В этом случае они должны быть списаны на расходы по мере возникновения.
Чистая возможная цена продажи определяется как расчетная цена продажи в ходе обычной деятельности за вычетом предполагаемых затрат на завершение работ и расчетных затрат, которые необходимо понести для продажи. В условиях пандемии COVID-19 чистая возможная цена продажи может измениться, так как изменится расчетная цена продажи и предполагаемые затраты на завершение работ. Кроме того, меняется и поведение потребителей, особенно в периоды самоизоляции. В это время спрос на некоторые товары из-за паники покупателей резко возрастал, а затем — так же резко снижался. Эти изменения могут привести к нестабильности продаж и повлияют на чистую возможную цену товара.
Ввиду сохраняющейся неопределенности могут потребоваться значительные суждения в отношении оценки чистой возможной цены продажи.
При отражении запасов в финансовой отчетности в одних случаях компаниям придется списывать свои запасы, например скоропортящиеся товары, которые не удалось продать, а в других — потребуется отражать обесценение запасов, то есть учитывать их по чистой возможной цене продажи, если запасы полностью или частично устарели или если их отпускные цены снизились.
Раскрытие информации о запасах, включая используемые базы оценки, помогает пользователям финансовой отчетности понимать, как в ней отражаются операции, события и условия деятельности компании. Как минимум, необходимо будет раскрыть сумму списания запасов за период, любое последующее восстановление такого списания в годовой финансовой отчетности, а если суммы значительные, то и в промежуточной финансовой отчетности.
Таким образом, решения руководства компании, принятые в период пандемии, могут побудить организации переоценить стоимость запасов. Снижение спроса на товары может привести к тому, что предприятия будут учитывать запасы по чистой возможной цене реализации, и для этого потребуется использовать как суждения, так и прогнозные данные.
Аудит запасов в новых условиях
Меры, принятые для предотвращения распространения заболевания, изменили бизнес-операции и процессы, включая и аудиторскую деятельность. Традиционные методы сбора аудиторских доказательств основаны на личном участии аудитора, а в условиях пандемии оно невозможно или существенно ограничено.Как правило, аудиторские доказательства более надежны, если они получены из источников, внешних по отношению к аудируемой организации, если они представлены в документальной форме или получены непосредственно от аудитора, и именно такие доказательства составляют основу для выводов проверяющего. Надежность и достаточность аудиторских доказательств необходимо учитывать при оценке рисков и разработке аудиторских процедур.
Несмотря на то, что благодаря широкому распространению вспомогательных технологий многие процессы непрерывного сбора доказательств по-прежнему возможны, для наблюдения, оценки, сбора документов все так же необходимо физическое присутствие аудитора. И даже если сбор доказательств обеспечен технологиями, такое же физическое присутствие требуется для проверки утверждений о существовании, возникновении и оценке активов. Именно в этих областях сбор доказательств особенно сложен в сегодняшних условиях социального дистанцирования и карантинных ограничений.
Для любой отрасли, организации и бизнеса, где стоимость запасов является существенной статьей финансовой отчетности, наличие таких запасов будет важным для целей аудита. Аудитор должен получить достаточные доказательства существования запасов в надлежащем состоянии.
Как правило, ранее аудит запасов осуществлялся с помощью инвентаризации, то есть физического осмотра материальных активов для проверки их существования и получения информации о состоянии активов.
МСА 501 «Особенности получения аудиторских доказательств в конкретных случаях» требует, если стоимость запасов является существенной статьей финансовой отчетности, проводить сбор достаточных надлежащих аудиторских доказательств в отношении наличия запасов и их состояния путем:
- присутствия при проведении инвентаризации, за исключением случаев, когда это практически неосуществимо;
- проведения аудиторских процедур в отношении итоговых данных о запасах в организации, чтобы определить, насколько точно отражены результаты инвентаризации.
Если присутствие аудитора при проведении инвентаризации запасов практически неосуществимо, он должен прибегнуть к альтернативным аудиторским процедурам, чтобы собрать достаточные надлежащие аудиторские доказательства либо, если это невозможно, модифицировать аудиторский отчет.
Вероятно, пандемия COVID-19 сделает присутствие аудитора во время инвентаризации невозможным. В этой ситуации в ходе аудита должны использоваться альтернативные аудиторские процедуры.
Если аудируемая организация намеревается провести полную инвентаризацию, аудиторы могут присутствовать на ней виртуально, например используя средства видеосвязи. Однако к этому методу сбора аудиторских доказательств следует подходить с осторожностью, так как ему присущи недостатки: компания может скрыть устаревшие или поврежденные запасы, а альтернативные процедуры такого дистанционного аудита не позволят это обнаружить.
Таким образом, если аудитор решит использовать технологии «виртуальной» инвентаризации, он должен дать ответ на следующие вопросы:
- кто будет управлять устройством видеосвязи?
- куда направлены камеры?
- существует ли риск манипулирования видеозаписью?
- позволяют ли камеры при видеосвязи видеть все запасы в любой момент времени?
- можно ли оценить состояние запасов по видеосвязи?
- позволяет ли камера увидеть признаки повреждения запасов?
- насколько опытны сотрудники, которые занимаются подсчетом и инвентаризацией?
Иногда после изучения ситуации аудитор может прийти к выводу, что дистанционная инвентаризация неуместна или ненадежна, а возможностей физического присутствия у него нет. В этом случае на помощь придут следующие альтернативные процедуры:
- проверка документации о последующей продаже определенных единиц инвентарного учета, приобретенных до запланированной даты инвентаризации;
- наблюдение за подсчетом запасов на альтернативную дату, если присутствие при физическом подсчете (инвентаризации) на дату окончания года невозможно.
МСА 540 «Аудит оценочных значений, включая оценку справедливой стоимости, и соответствующего раскрытия информации» направлен на определение факторов риска существенного искажения оценочных значений. Влияние стандарта на аудит может варьироваться в зависимости от ряда факторов, включая сложность, субъективность и степень неопределенности расчетных оценок.
В условиях пандемии COVID-19 от аудитора требуется уделить больше внимания:
- факторам, которые могут повлиять на бухгалтерские оценки;
- влиянию изменений неотъемлемых факторов риска, в частности неопределенности оценки;
- уместности допущения в данных обстоятельствах;
- данным, которые организация использует при проведении оценки.
В условиях пандемии COVID-19 некоторые элементы процесса оценки рисков могут потребовать от аудиторов повышенного внимания и понимания характера бухгалтерских оценок. Для предприятий, на деятельность которых повлияла пандемия, оценки, связанные с прогнозной информацией, могут содержать значительную неопределенность, в том числе связанную с обесценением запасов.
Аудитор должен понимать, как руководство аудируемой компании устраняет эту неопределенность и какую информацию оно включает в финансовую отчетность. При проверке необходимо учитывать конкретные раскрытия к финансовой отчетности в отношении оценочных значений, включая раскрытия информации, касающиеся неопределенности оценок.
Некоторые организации могут раскрывать дополнительные данные. При этом для пользователей финансовой отчетности важна надежность представленной в ней количественной и качественной информации, и аудиторы могут столкнуться с необходимостью уделять больше внимания предположениям, сделанным в отношении будущего, и другим источникам неопределенности оценок.
В рамках оценки рисков аудитор проверяет предыдущие бухгалтерские оценки и на основе этого может сделать вывод об эффективности и адекватности предыдущей оценки. Однако разница между результатом бухгалтерской оценки и суммой, признанной в финансовом отчете за предыдущий период, не обязательно означает, что руководство неэффективно в своих оценках, особенно если эта разница возникла из-за экономических или деловых последствий пандемии COVID-19.