КФО №3 2011
КФО №3 2011
Корпоративная финансовая отчётность. Международные стандарты.
Журнал и практические разработки по МСФО и управленческому учету.
При оценке инвестиционной привлекательности компании и эффективности ее финансово-хозяйственной деятельности инвесторы и аналитики традиционно опираются на информацию, отраженную в финансовой (бухгалтерской) отчетности. Основой для подготовки и проведения рейтинговых расчетов также являются данные финансовой (бухгалтерской) отчетности. Согласно данным исследования[1] рейтингового агентства Fitch, проведенного десятилетие назад, около 80 % мировых трансграничных потоков заемных капиталов контролируются рейтингами.
При этом анализ отчетности любого хозяйствующего субъекта начинается с изучения принципов, лежащих в основе формирования ее показателей.
МСФО как база для подготовки достоверной отчетности
Во многих странах мирах, включая Россию, принято считать, что отчетность, составленная по Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО), является более прозрачной, чем, например, соответствующая Российской системе бухгалтерского учета (РСБУ), так как международные стандарты отражают видение собственников и менеджмента компании происходящих внутри нее бизнес-процессов (принцип приоритета экономического содержания над юридической формой при отражении той или иной операции).
С одной стороны, МСФО основаны на применении определенных общих принципов и использовании оценочных величин, а не на узких правилах и формальных критериях. Но с другой стороны, для обеспечения высокого качества финансовой отчетности по МСФО необходима однозначность понимания и применения стандартов составителями и пользователями.
Квалифицированному пользователю публикуемая отчетность по МСФО может предоставить ценную аналитическую информацию, пригодную для оценки текущего состояния хозяйствующего субъекта и построения прогнозов на будущее. Конечно, даже самая информативная финансовая отчетность не может дать ответы на все интересующие профессионального пользователя вопросы. Финансовый аналитик должен понимать суть бизнес-модели деятельности компании и учитывать связанные с ней риски.
Итак, МСФО всегда позиционировались в виде основы для обеспечения пользователей финансовой отчетности экономической информацией. Широко распространенное мнение заключается в том, что эти стандарты строятся так, чтобы наилучшим образом адаптировать отчетную информацию для принятия экономических решений неограниченным кругом пользователей. При оценке уровня корпоративного управления все чаще и чаще рейтинговыми агентствами и аналитиками используются такие критерии, как наличие, периодичность составления, публичность МСФО-отчетности.
В докризисный период многие инвесторы и аналитики уповали на достигнутую прозрачность финансовой (бухгалтерской) отчетности, подготавливаемой в соответствии с МСФО.
Согласно опубликованному в феврале 2006 г. результату исследований[2] PricewaterhouseCoopers, более 52 % опрошенных респондентов[3] отмечали, что в обязательном порядке принимали во внимание данные финансовой (бухгалтерской) отчетности, подготовленной в соответствии с МСФО, что оказывало непосредственное влияние на принимаемые ими инвестиционные решения.
При этом:
– 21 % из них под влиянием отчетных данных приняли решение о покупке;
– 17 %, наоборот, отказались от намерения инвестировать;
– 22 % стали продавать ценные бумаги анализируемых компаний;
– 11 % сохранили свои портфельные инвестиции без изменений.
Из всех опрошенных управляющих фондами 64 % заявили, что с достаточной степенью уверенности понимают отчетность, подготавливаемую в соответствии с МСФО; кроме того, 12 % абсолютно уверены в своем понимании такой отчетности. И только 5 % респондентов отметили свое непонимание МСФО.
Подавляющее большинство опрошенных заявили о возможности использования отчетных данных по МСФО и для оценки финансовых и иных хозяйственных рисков компаний, при этом только 8 % из респондентов высказались отрицательно по данному вопросу.
Переосмысление МСФО в посткризисный период
С наступлением кризиса международное бухгалтерское сообщество охватило беспокойство, а уверенность инвесторов в адекватности МСФО-отчетности реальному положению дел в компании оказалась подорвана. Например, спешным корректировкам стали подвергаться подходы к определению справедливой стоимости финансовых инструментов. Так, уже в 2008 г. три советника Европейской комиссии, члены Европейской консультативной группы по финансовой отчетности (EFRAG) Карстен Зилке (Carsten Zielke), Майкл Старки (Michael Starkie) и Томас Сиберг (Thomas Seeberg) в своем интервью Financial Times[4] высказались о негативном влиянии на прозрачность и достоверность МСФО-отчетности действующей учетной практики. По их мнению, использование справедливой стоимости может привести к негативным последствиям, а именно к «нервному» поведению рыночных цен. К тому же большинство активов не имеют рыночных цен, их справедливая стоимость, рассчитанная экспертами, условна. При этом она может признаваться справедливой лишь на дату оценки, так как способна измениться уже на следующий день.
Принятые на волне кризиса и в целях исправления этой ситуации некоторые официальные изменения к стандартам и их интерпретации тоже, в свою очередь, стали подвергаться критике как еще более ухудшающие ситуацию. Так, очень неоднозначное влияние на финансовую отчетность кредитных организаций оказала поправка к IAS 39 и IFRS 7, разрешающая переклассифицировать финансовые активы из категории активов, имеющихся в наличии для продажи, в категорию кредитов и дебиторской задолженности (поправка была выпущена в октябре 2008 г.).
Возрос объем критических замечаний в адрес МСФО в целом. Например, в качестве недостатка стали отмечать ориентацию МСФО скорее на представление состояния активов и пассивов компании, чем на раскрытие ее прибылей и убытков.
Также недовольство инвесторов вызывает продолжительный срок подготовки отчетности по МСФО, который во многом объективен в силу большой трудоемкости процесса ее формирования, необходимости проведения расчетов, включая анализ рынков и определение справедливой стоимости различных активов. Таким образом, в момент официальной публикации информация, отраженная в отчетах, уже является устаревшей и не соответствует текущему положению дел.
Многие аналитики и инвесторы указывали и продолжают указывать на недостаточность правил, предписанных стандартами МСФО, с точки зрения раскрытия следующих элементов информации:
– анализ топ-менеджментом компании результатов своей деятельности;
– видение рисков и возможностей (например, SWOT-анализ), стоящих перед компанией;
– стратегии, которые руководство намерено воплотить в жизнь для реализации новых экономических возможностей и минимизации воздействия рисков.
Заключение
Тем не менее, несмотря на вполне оправданную критику, представление аудированной отчетности, подготовленной в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности, по-прежнему является необходимым элементом повышения инвестиционной привлекательности компании.
Известные рейтинговые агентства основывают свой анализ в том числе и на отчетных данных. Например, методология анализа GAMMA на уровне отдельных компаний, применяемая рейтинговым агентством Standard & Poor’s, определяет, что в странах, где действуют ограниченные стандарты отчетности, обеспечение прозрачности может основываться на переходе компании в дополнение к местным стандартам отчетности на принципы бухгалтерского учета, получившие международное признание.
KMV (дочерняя компания Moody’s) продает инвесторам результаты проведенных оценок компаний, акции которых котируются на бирже, по потенциальным рискам дефолта. Эти результаты основаны на собственной модели, которая использует анализ курсов акций и данных бухгалтерского учета.
Присвоение рейтинга обычно является платной услугой рейтингового агентства. При этом заказчиком выступает руководство компании, желающей получить рейтинг. Если компания планирует осуществить заимствования на внешнем рынке, ей следует обратиться в глобальное рейтинговое агентство. Если же компанию интересуют отечественные инвесторы, то ей стоит заключить договор с российским агентством, выставляющим рейтинги по национальной шкале.
Основная сфера, где необходимы рейтинги, – международный рынок облигаций. Фактически компания не может выпустить долговые обязательства на мировом рынке, не имея международных рейтингов. В частности, еврооблигации практически невозможно выпустить, не имея оценок двух или трех глобальных агентств. А это является главным ориентиром для установления уровня процентной ставки. Кроме того, новые международные стандарты банковской деятельности («Базель-2»), а также новые версии стандартов финансовой отчетности (МСФО-7) фактически требуют, чтобы заемщики банков также обладали кредитными рейтингами.
Далеко не все компании, желающие получить рейтинг, могут это сделать: главным условием получения обычно является наличие аудированной отчетности, подготовленной в соответствии с международными стандартами, за период не менее трех лет.
Национальные агентства уделяют больше внимания специфике национального делового оборота, чем международные, и принимают данные отчетности, подготовленной в соответствии с российскими правилами бухгалтерского учета. Тем не менее при присвоении рейтинга они также принимают во внимание, подготавливается ли компанией МСФО-отчетность. Так, рейтинговое агентство «Эксперт РА» первым представило[5] результаты первого рэнкинга российских страховщиков по МСФО за 2007 г., куда вошли девять компаний, что составляет лишь 1 % от общего числа российских страховщиков. Интересно, что, по оценкам «Эксперта РА», отчетность по МСФО готовят около 20 российских страховщиков, однако многие из них еще не готовы публично раскрывать подобную информацию.
Этим российским рейтинговым агентством также подготавливаются рэнкинги российских банков по МСФО, рэнкинги лизингодателей по МСФО.
В свете изложенного становится понятным, почему правительством нашей страны все больше и больше внимания уделяется проблеме внедрения МСФО в российскую практику бухгалтерской деятельности. Интересно Постановление № 107 от 25 февраля «Об утверждении Положения о признании Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности для применения на территории Российской Федерации», которое предусматривает возможность поэтапного применения документов, входящих в состав МСФО, на территории России.
«Введение требований к публичным компаниям о публикации консолидированной отчетности в соответствии с МСФО повысит уровень и качество информационного взаимодействия с инвесторами в России, — отметил глава аналитической группы Fitch по корпоративным эмитентам с развивающихся рынков в регионе Европа, Ближний Восток и Африка Реймонд Хилл. — Исторически потенциальные международные инвесторы с осторожностью рассматривают финансовую отчетность по российским стандартам бухгалтерского учета».
Тем не менее не следует забывать, что сам по себе факт составления отчетности по МСФО недостаточен для обеспечения инвестиционной привлекательности. Инвесторов все же больше интересуют потенциал компании, динамика роста, возможная отдача от вложенного капитала.
[1] Kashkin V., Grishankov D. Russischer Markt der Kredit Ratings. Rating Advisory. — Frankfurt a. M.: Gabler Verlag, 2004.
[2] IFRS: The European investors’ view, http://www.pwc.com/en_GX/gx/ifrs-reporting/pdf/IFRSInvestor-
Survey.pdf.
[3] В ходе исследования было опрошено 187 инвестиционных менеджеров из семи европейских стран.
[4] http://www.ft.com/cms/d5b0cba8-0116-11dd-a0c5-000077b07658.html.
[5] http://www.raexpert.ru/ratings/insurance_rank/msfo_first/.