КФО №10 2011
Международные новости
Корпоративная финансовая отчётность. Международные стандарты.
Журнал и практические разработки по МСФО и управленческому учету.
Планируется изменить дату обязательного вступления в силу МСФО (IFRS) 9
На своем заседании 7 ноября 2011 г. Совет по МСФО принял предварительное решение о том, что в стандарт МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты» в редакции 2009 и 2010 гг. должна быть внесена поправка, которая требовала бы применения стандарта в отношении годовых периодов, начинающихся с (или после) 1 января 2015 г., а не с 1 января 2013 г.
Совет по МСФО также принял предварительное решение не требовать пересчета данных сравнительных периодов в финансовой отчетности при первоначальном применении требований к классификации и оценке финансовых инструментов по МСФО (IFRS) 9. Вместо этого предлагается ввести модифицированные требования к раскрытию информации при переходе от классификации и оценки в соответствии с требованиями стандарта МСФО (IAS) 39 к требованиям МСФО (IFRS) 9.
Члены СМСФО также предварительно решили, что это раскрытие должно требоваться, даже если отчитывающееся предприятие решило «перевыпустить» свою сравнительную информацию с учетом эффекта ретроспективного применения МСФО (IFRS) 9. Раннее применение МСФО (IFRS) 9 будет по-прежнему допускаться.
Состоялась встреча с представителями профессиональных органов и разработчиками стандартов отчетности и аудита стран СНГ и Балтики
28 и 29 ноября 2011 г. члены и сотрудники Фонда МСФО и Совета по МСФО встретились с более чем 60 представителями профессиональных бухгалтерских и аудиторских организаций, а также министерств финансов из 12 стран СНГ и Балтии. Цель совещания состояла в обновлении позиций в сфере международного сотрудничества, информировании представителей бухгалтерской профессии этих стран о важных событиях в мире международного учета и аудита, а также в обсуждении вопросов, представляющих особый интерес с точки зрения использования МСФО в этих юрисдикциях.
Встречи состоялись в Лондоне в рамках двухдневного мероприятия по вопросам международной финансовой отчетности и международного аудита, организованного Фондом МСФО при помощи Международной федерации бухгалтеров и при поддержке Института дипломированных бухгалтеров Англии и Уэльса (ICAEW). Членами СМСФО была представлена обновленная информация о текущих проектах и направлениях будущей повестки дня Совета. Участники совещания обсудили, в частности, вопросы в областях, представляющих взаимный интерес, в том числе принятие МСФО и МСФО для МСП, а также процесс перевода стандартов на языки стран — членов СНГ. В ходе встречи также обсуждались вопросы развития Международных стандартов аудита, практика применения их в разных странах, проблемы внедрения в странах СНГ и Балтики. Особое внимание было обращено на активизацию участия профессиональных институтов в работе над проектами международных стандартов отчетности и аудита и их членство в Международной федерации бухгалтеров.
Участники встречи обменялись мнениями о развитии аудиторской профессии в мире и отдельных странах. В мероприятии приняли участие представители бухгалтерских и аудиторских саморегулируемых организаций и министерств финансов следующих стран: Азербайджан, Беларусь, Грузия, Казахстан, Киргизия, Латвия, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Украина и Узбекистан. Некоторые из этих стран уже приняли или разрешили использование МСФО и (или) стандарта МСФО для МСП на территории своих юрисдикций.
Открыты для обсуждения новые проекты в отношении МСФО для МСП
Группа по имплементации стандарта МСФО для малых и средних предприятий (группа SMEIG) в ноябре опубликовала два проекта в формате «Вопросы и ответы» (Q & As) по МСФО для малых и средних предприятий. Одновременно было опубликовано предложение в адрес общественности предоставлять свои комментарии по данным проектам. Срок получения комментариев — 31 января 2012 г. Проекты включают в себя следующие темы:
• может ли отчитывающееся предприятие по своему усмотрению применять положения стандарта МСФО (IFRS) 9 в области признания и оценки финансовых инструментов;
• является ли запрещенной реклассификация кумулятивных курсовых валютных разниц в процессе продажи зарубежной дочерней компании.
Когда СМСФО выпустил МСФО для МСП в 2009 г., он объявил о своем намерении провести обзор стандарта по результатам внедрения и применения МСФО для МСП широким кругом предприятий в разных странах в течение двух лет. Первые два полных года, в течение которых компании применяли МСФО для МСП, были 2010 и 2011 гг.; соответственно, Совет по МСФО планирует инициировать всеобъемлющий обзор данного стандарта в 2012 г. Обзор будет включать в себя предложение в адрес общественности предоставить комментарии по всем вопросам, по которым респонденты желают предложить поправки к МСФО для МСП. В рамках планируемого всеобъемлющего обзора Совет также рассмотрит все уже опубликованные рекомендации в формате «Вопросы и ответы». После обзора Совет по МСФО планирует рассматривать поправки к МСФО для МСП примерно раз в три года.
Для получения доступа к проектам Q & As и/или предоставления своих комментариев по МСФО для МСП необходимо использовать следующую ссылку на вебсайт Совета по МСФО: http://www.ifrs.org/IFRS+for+SMEs/Draft.htm.
СМСФО и МФБ расширяют сотрудничество
В ноябре СМСФО и Международная федерация бухгалтеров (МФБ) объявили о достигнутом соглашении в области укрепления их сотрудничества в вопросах развития стандартов финансового учета и отчетности для предприятий частного и государственного секторов экономики.
Известно, что Совет по МСФО несет ответственность за разработку и принятие МСФО, в то время как МФБ отвечает за стандарты независимого международного учета в государственном секторе (International Public Sector Accounting Standards, IPSAS). Последние стандарты используются все большим числом органов государственной власти, в том числе национальных и местных органов власти, ведомств и регулирующих органов в большинстве стран мира, а также многими международными организациями.
Обе организации тесно работали вместе и в прошлом: многие стандарты IPSAS разработаны на основе МСФО. Вновь подписанное соглашение между организациями в форме Меморандума о взаимопонимании (MoU) отражает общую убежденность СМСФО и МФБ в том, что прозрачность — при условии высокого качества стандартов финансовой отчетности — в значительной мере способствует эффективному функционированию рынков капитала и устойчивому экономическому росту. Соглашение MoU представляет собой дальнейшее обязательство укреплять сотрудничество между двумя профессиональными организациями с целью обеспечения большей согласованности в их деятельности по разработке и внедрению международных стандартов отчетности.
Меморандум также фиксирует высокий уровень сотрудничества и текущих рабочих отношений между СМСФО и Советом по Международным стандартам аудита и подтверждения достоверности информации (International Auditing and Assurance Standards Board, IAASB), который также является частью МФБ. В рамках этих отношений Совет IAASB стремится помогать и консультировать Совет по МСФО по вопросам, связанным с проверяемостью и контролируемостью применения предлагаемых стандартов МСФО.
В целом подписанное соглашение вполне согласуется с выводами Фонда МСФО по вопросам пересмотра стратегии, которые призывают Совет по МСФО к более тесному взаимодействию и сотрудничеству с другими профессиональными международными органами, занимающимися стандартизацией в области учета и отчетности.
Комментируя соглашение, председатель Совета по МСФО Ханс Хогерворст сказал: «Текущий финансовый кризис показал важность обеспечения прозрачности в финансовой отчетности как в частном, так и в государственном секторах. Это соглашение укрепляет и без того тесные связи между СМСФО и МФБ и будет служить платформой для дальнейшего сотрудничества».
Опубликован пересмотренный проект в отношении признания выручки
СМСФО и ССФУ США (FASB) выпустили для публичного обсуждения пересмотренный совместный проект стандарта по признанию выручки в целях его дальнейшего улучшения и достижения конвергенции требований МСФО и ГААП США в вопросах выручки (и связанных с ней расходов) от контрактов с клиентами.
Советы решили повторно выставить для общественных комментариев предложения данного проекта вследствие важности вопросов учета выручки в финансовой отчетности для всех предприятий. Также фактором реэкспозиции проекта стандарта является желание членов обоих Советов избежать нежелательных последствий, вытекающих из окончательной версии стандарта в случае его недостаточной проработки.
По мнению членов Советов, предлагаемый ими проект стандарта позволит улучшить МСФО и ГААП США в результате:
• обеспечения более надежной и широкой рамочной основы для решения принципиальных вопросов признания выручки;
• устранения несоответствий с существующими требованиями других стандартов;
• улучшения сопоставимости для различных компаний, отраслей и рынков капитала;
• обеспечения более полезной информации для пользователей финансовой отчетности за счет повышения требований к раскрытию информации;
• упрощения подготовки финансовой отчетности за счет оптимизации объема самих стандартов отчетности.
Основные принципы этого пересмотренного стандарта остались теми же, что и были в редакции предварительного проекта 2010 г.:
• предприятие должно будет признавать выручку от контрактов с клиентами, когда оно передало обещанные товары или услуги заказчику;
• сумма признанной выручки должна равняться размеру возмещения, обещанного клиентом в обмен на переданный ему предприятием товар или услугу.
Однако в связи с тем что Совет по МСФО получил более 1000 писем-комментариев от общественности в ответ на свой проект от 2010 г., а также в связи с большим объемом замечаний и информации, полученных в ходе обширных мероприятий по продвижению проекта, члены Советов по МСФО и СФУ решили дополнительно уточнить свои первоначальные предложения.
В частности, новая редакция проекта стандарта содержит:
• дополнение в части руководства по определению того, когда товар или услуга передаются «в течение времени»;
• упрощенный вариант предложений по учету гарантийных обязательств на проданный товар или услугу;
• упрощение в части того, каким образом предприятие будет определять цену сделки (в том числе собираемости и временной стоимости денежных средств, а также определения переменного компонента вознаграждения);
• изменения в сфере применения тестирования на обременительность, которое теперь предлагается применять только к долгосрочным услугам;
• дополнение в части практической целесообразности учета, которое позволяет предприятию признавать в качестве расходов периода затраты на получение контракта (если контракт действует не более одного года);
• частичные освобождения от некоторых раскрытий информации для нелистинговых предприятий, которые применяют ГААП США.
В случае принятия предлагаемый стандарт заменит собой МСФО 18 «Выручка», МСФО 11 «Договоры на строительство» и связанные с ними интерпретации МСФО. В ГААП США будет заменено руководство по признанию выручки в Теме 605 кодификации стандартов ГААП США.
Предварительный проект открыт для комментариев до 13 марта 2012 г. и доступен в разделе «Комментарии к предложенным изменениям» на вебсайтах www ifrs.org и www.fasb.org.