КФО №10 2010
Международные новости
Корпоративная финансовая отчётность. Международные стандарты.
Журнал и практические разработки по МСФО и управленческому учету.
Результаты заседания Совета по МСФО в ноябре 2010 г.
В конце ноября 2010 г. Совет по МСФО провел несколько совместных заседаний с Советом по стандартам финансового учета США (ССФУ). В результате обсуждений различных технических вопросов составления отчетности были приняты следующие решения.
Взаимозачет активов и обязательств
Советы обсуждали факторы, которые должны рассматриваться компанией в процессе принятия решения о возможности или необходимости взаимного зачета активов и обязательств.
От компании будет требоваться произвести взаимозачет признанных финансовых активов и финансовых обязательств, если она:
1) имеет безусловное право такого зачета и
2) намеревается произвести окончательный расчет с контрагентом:
а) либо «чистой» (свернутой) суммой,
б) либо путем одновременного урегулирования.
Безусловное право означает наличие у предприятия права взаимозачета, которое подлежит исполнению в любых юридических и экономических обстоятельствах (в том числе даже при дефолте или банкротстве контрагента).
Одновременное урегулирование означает, что реализация активов и погашение обязательств происходят практически в один и тот же момент.
Не разрешается производить взаимозачет признанных финансовых активов и финансовых обязательств, если компания имеет только «условное право» зачета.
Концептуальные основы составления финансовой отчетности
СМСФО и ССФУ совместно решили, что в связи с необходимостью уделить приоритетное внимание другим, более важным проектам, направленным на завершение конвергенции к июню 2011 г., глава Концептуальных основ «Отчитывающееся предприятие» не будет завершена в течение первого квартала 2011 г., как было запланировано ранее.
В ходе обсуждения Советы подтвердили важность этой главы Концептуальных основ и указали, что, несмотря на перенос времени завершения данной главы, они хотели бы в ближайшее время обсудить основные понятия, имеющие непосредственное отношение к этому проекту. К таким понятиям, в частности, относятся:
– определение обстоятельств, при которых требуется составление комбинированной финансовой отчетности, и
– влияние структуры владения предприятием на полезность предоставленной финансовой информации, главным образом на представление капитала и чистой прибыли.
Советы рассчитывают завершить главу Концептуальных основ «Отчитывающееся предприятие» после июня 2011 г.
Оценка по справедливой стоимости
1. Оценка по справедливой стоимости собственных долевых инструментов
Советы предварительно решили, что компания может применять существующее руководство по измерению справедливой стоимости финансовых обязательств для измерения справедливой стоимости собственных долевых инструментов.
Также было решено уточнить, что цель измерения справедливой стоимости финансовых обязательств или собственных долевых инструментов заключается в оценке цены выхода с точки зрения участника рынка, который держит соответствующие активы в виде инвестиций на дату оценки, независимо от того, является ли актив торгуемым (например, на фондовой бирже).
2. Измерение справедливой стоимости группы финансовых активов и финансовых обязательств
Компания может определять на «чистой» основе справедливую стоимость группы финансовых инструментов, управляемых на основе оценки «чистого» влияния какого-либо конкретного рыночного риска либо кредитного риска конкретного контрагента. Для возможности применения «чистого» подхода к оценке должны существовать доказательства того, что компания управляет своими финансовыми инструментами таким образом (т. е. на «чистой», остаточной основе). Такие доказательства включают в себя следующее:
1) наличие задокументированной политики управления рисками или инвестиционной стратегии или
2) предоставление регулярной информации руководству о «чистом» воздействии риска по группе финансовых инструментов на результаты деятельности компании.
Допускается измерять справедливую стоимость финансовых инструментов таким образом только тогда, когда эти инструменты индивидуально оцениваются по справедливой стоимости в отчете о финансовом положении. Нельзя применять «чистый» подход к определению справедливой стоимости группы финансовых инструментов на основе чистого воздействия риска, если справедливая стоимость этих инструментов только раскрывается в примечаниях.
Член Попечительского совета Фонда МСФО выступил с речью «МСФО на критическом перекрестке»
В декабре 2010 г. г-н Харви Голдшмид – один из попечителей Фонда МСФО – выступил с программной речью-обращением к бизнес-сообществу США по вопросам принятия МСФО в США. Часть его доклада публикуется ниже.
«В течение последних десяти лет была написана замечательная история успеха – МСФО были признаны в более чем 100 странах и в настоящий момент активно рассматриваются для принятия в еще нескольких десятках стран (включая Китай, Индию и Японию). Провозглашенная цель по выработке единого набора глобальных стандартов отчетности высокого качества была одобрена «Большой двадцаткой» (G-20) и правительством США.
Но именно последующие 14 месяцев будут критичными в определении того, станет ли цель истинно единого набора стандартов достижима в ближайшие годы. Комиссия по ценным бумагам и фондовым рынкам США (SEC, далее – Комиссия) заявила о своей готовности в 2011 г. признать стандарты МСФО для применения на территории США, и это будет ключом к будущему. Хочется надеяться, что Комиссия будет действовать в русле своих обещаний. C другой стороны, есть ряд факторов, которые могут отодвинуть принятие решения Комиссией о полном признании МСФО в 2011 г:
1. Дата, с которой МСФО будут требоваться Комиссией в качестве основы для составления финансовой отчетности крупнейших публичных компаний США, – 2016 г. самое раннее. Ранее представители Комиссии заявляли о 2015 или 2016 г. как о возможных датах обязательного применения МСФО в США. Недавний опрос компании KPMG обнаружил, что 94 % из 900 респондентов – представителей компаний США указали, что их предприятия могли бы завершить полную подготовку к переходу на МСФО к 2016 г., если бы такое решение было принято Комиссией в 2011 г.
2. Большая работа проделана обоими Советами – СМСФО и ССФУ, и благодаря прогрессу, достигнутому в процессе конвергенции, созданы две самые мощные системы международной финансовой отчетности. Но все-таки только одна из них – МСФО – имеет перспективы широкого принятия в различных юрисдикциях как истинно глобальная система.
3. Возможное негативное решение по судьбе МСФО в США в 2011 г. со стороны Комиссии будет иметь трагические последствия. В случае подобного развития событий будут возможны два сценария.
Первый сценарий: коалиция стран, поддерживающих сегодня МСФО, может распасться на фракции. Вместо того чтобы остались хотя бы только два набора стандартов финансового учета и отчетности (МСФО и ГААП США), мы вернемся к ненужной множественной фрагментации, которая существовала до 2000 г. Увидев, что США не переходят на МСФО, многие национальные учредители своих систем учета будут также продолжать существовать и разрабатывать свои национальные стандарты учета и отчетности. Стоимость такого сценария для всех, в смысле отсутствия прозрачности и сопоставимости, более высокой стоимости ведения учета и других негативных последствий, будет чрезвычайно большой.
Второй основной сценарий еще хуже, но уже для самих США. Коалиция стран, поддерживающих МСФО, сохранится и усилится, и в результате США будут изолированы. США больше не будут играть большую и конструктивную роль, которую они играют сейчас в развитии системы МСФО. С другой стороны, без активного участия США общее качество Международных стандартов финансовой отчетности будет неизбежно ухудшаться. Ведь в ряде других стран существует гораздо меньшая, чем в США, озабоченность по поводу прозрачности и защиты прав инвесторов.
США не могут остаться вне глобальной системы отчетности навсегда. Когда-нибудь, может быть, в 2020 или 2030 г., США все равно будут вынуждены принять МСФО, но это будет принятие стандартов более слабых, чем существующие сейчас, и для США будет (в отличие от нынешней ситуации) отведена лишь очень небольшая роль в процессе разработки и управления стандартами МСФО.
Сейчас самое время для американского делового сообщества призвать свое правительство принять МСФО в критическом для их судьбы 2011 г.»
Предложены улучшения правил учета операций хеджирования
В декабре 2010 г. Совет по МСФО опубликовал для общественного обсуждения предварительный проект стандарта по учету хеджирования. Данный проект устанавливает требования, которые позволят компаниям более качественно отражать свою деятельность по управлению рисками в их финансовой отчетности и, с другой стороны, помогут инвесторам понять влияние этой деятельности на будущие денежные потоки компании.
Предлагаемая модель основана на применении принципов, а не конкретных правил. Она будет более тесно увязывать учет хеджирования с самой деятельностью компании по управлению финансовыми и нефинансовыми рисками. Предложения также включают новые требования к раскрытию и представлению информации.
Комментируя предложения, сэр Дэвид Твиди, председатель Совета по МСФО, сказал: «Эти предложения отменяют существующий порядок учета хеджирования, основанный не на принципах, а на правилах, и заменяют сложные и негибкие требования простым подходом, основанным на принципах. В результате, если предлагаемая модель будет принята, она станет гораздо проще и будет лучше отражать реальные практики управления рисками предприятием при одновременном обеспечении более полезной информации для инвесторов».
Предварительный проект основывается на предложениях, содержащихся в документе для обсуждения Совета по МСФО «Уменьшение сложности при представлении финансовых инструментов», который был опубликован в марте 2008 г. и является частью проекта Совета по МСФО по замене МСФО 39 «Финансовые инструменты: признание и оценка», а после утверждения станет частью стандарта МСФО (IFRS) 9.
Обсуждение проекта «Учет хеджирования» открыто для комментариев общественности до 9 марта 2011 г. и технически возможно через доступ к разделу «Комментарии к предложениям» на веб-сайте Совета по МСФО. Ожидается, что обсуждение и принятие новых требований по учету хеджирования завершатся в первой половине 2011 г.
Опубликовано «Заявление о практике применения» относительно комментариев менеджмента
Совет по МСФО выпустил заявление о практике применения комментариев менеджмента, которое представляет собой широкие, не обязательные для применения рамочные основы для представления в отчетности комментариев руководства отчитывающейся компании. Данные комментарии могут сопровождать финансовую отчетность, подготовленную в соответствии с МСФО.
Комментарии менеджмента выполняют важную роль в обеспечении пользователей финансовой отчетности объяснениями управленцев компании об историческом и перспективном финансовом положении, финансовых результатах и денежных потоках. Комментарии служат основой для понимания пользователями отчетности целей управления и стратегии менеджмента для достижения этих целей.
Выпущенное Советом по МСФО «Заявление» разрешает компаниям видоизменять информацию, представленную в комментариях, в зависимости от конкретных обстоятельств, в том числе и от правовых и экономических условий в отдельных странах. Такой гибкий подход будет позволять генерировать наиболее полезное и значимое раскрытие информации о ресурсах, рисках и хозяйственных отношениях, которые могут повлиять на капитализацию бизнеса.
Сэр Дэвид Твиди, председатель Совета по МСФО, сказал: «Комментарии менеджмента являются одной из самых интересных частей годового доклада. Их написание дает руководству возможность добавить контекстное обрамление к публикуемой финансовой информации и объяснить свою стратегию и цели. Кроме того, комментарии менеджмента становятся все более важными для донесения до пользователей отчетности нефинансовых показателей, таких как устойчивость компании и ее экологическая ответственность. Публикация этого «Заявления» принесет пользу как составителям, так и пользователям отчетности».
Продлен срок для комментариев по пересмотру стратегии Фонда МСФО
Попечители Фонда МСФО продлили срок для представления замечаний общественности относительно консультаций по новой стратегии Фонда. Новый срок – 24 февраля 2011 г.
Увеличение периода для комментариев было произведено в ответ на запросы от заинтересованных сторон о предоставлении дополнительного времени для рассмотрения и ответов на вопросы, поднятые в проектном документе. Попечители по-прежнему планируют завершить обзор замечаний общественности по поводу основных векторов своей будущей стратегии на встрече в Лондоне 30 и 31 марта 2011 г. Эти сроки необходимо выдержать по двум причинам.
1. Наблюдательный Совет Фонда МСФО находится в процессе проведения проверки деятельности Фонда по вопросам управления, и попечители ожидают, что эта проверка будет завершена до собрания попечителей в марте 2011 г.
2. Значительное количество новых юрисдикций будут рассматривать вопрос принятия МСФО в течение 2011 г. на своей территории, и попечители хотят, чтобы их обзор новой стратегии Фонда был завершен до начала этих решений.