КФО №9 2010
Международные новости
Корпоративная финансовая отчётность. Международные стандарты.
Журнал и практические разработки по МСФО и управленческому учету.
Попечители Фонда МСФО ждут комментариев
Попечители Фонда МСФО – органа, направляющего и контролирующего работу Совета по МСФО, – опубликовали документ, запрашивающий комментарии и консультацию общественности по вопросу выработки предложений, направленных на формирование стратегии Фонда МСФО в период, когда Фонд начинает второе десятилетие своей деятельности.
Попечители инициировали этот процесс в результате второго пересмотра Конституции Фонда МСФО, который был завершен ранее в 2010 г.
Попечители Фонда рассчитывают получить комментарии и предложения различных слоев общественности, отражающие их взгляды на следующие четыре стратегических «фронта»:
1. Миссия Фонда МСФО.
2. Вопросы управления Фондом МСФО.
3. Процесс разработки и принятия новых стандартов МСФО.
4. Концепция финансирования Фонда МСФО.
Попечители ожидают получение комментариев и замечаний от общественности о своем консультационном документе до 31 декабря 2010 г. и намерены завершить пересмотр стратегии Фонда МСФО в течение своего заседания в марте 2011 г.
Начата проверка работы Комитета по интерпретациям
2 ноября 2010 г. Комитет по надзору за соблюдением процессов, образованный из состава попечителей Фонда МСФО, начал проверку работы Комитета по интерпретациям МСФО (ранее имевшего название IFRIC) в целях оценки эффективности его деятельности.
Данная проверка, осуществляемая в виде аудиторских процедур обзора, проводится главным образом с помощью специальной анкеты (вопросника).
Эксперты Фонда МСФО также объявили на своем веб-сайте, что они приветствуют как мнения всех заинтересованных сторон по вопросам улучшения самой методики проведения проверки, так и замечания и выводы по работе Комитета по интерпретациям МСФО. Фонд МСФО рассмотрит все мнения представителей общественности по совершенствованию вопросника и по сути работы Комитета по интерпретациям. При этом установлен крайний срок получения отзывов – не позднее 31 января 2011 г. Предложения по улучшению, а также комментарии по работе Комитета по интерпретациям могут быть направлены в адрес Фонда МСФО по адресу: interpretations-comm@ifrs.org.
После того как попечители завершат проверку работы Комитета по интерпретациям МСФО, они опубликуют доклад о своих выводах для ознакомления общественности, причем попечители Фонда МСФО ожидают сделать это в первой половине 2011 г. Результаты проверки будут доступны на веб-сайте Совета по МСФО, а также будут отправлены персонально всем, кто участвовал в выработке рекомендаций по вопросу совершенствования методики проверки Комитета по интерпретациям и выслал свои замечания и ответы по сути вопросника.
Опубликованы дополнения к МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты» – учет финансовых обязательств
28 октября 2010 г. Совет по МСФО опубликовал свои требования к учету финансовых обязательств. Эти положения будут добавлены в стандарт МСФО 9 «Финансовые инструменты» и таким образом завершат фазу разработки данного стандарта, посвященную вопросам классификации и измерения финансовых инструментов. Как известно, целью Совета по МСФО является полная замена ныне действующего стандарта МСФО 39 «Финансовые инструменты: признание и оценка». Указанные дополнения, опубликованные в конце октября 2010 г., следуют с годовой задержкой за первоначальной публикацией стандарта МСФО 9 в ноябре 2009 г., которая в то время рассматривала только вопросы классификации и оценки финансовых активов.
Новые требования отражают в себе подход Совета по МСФО к решению проблемы волатильности прибыли или убытка, вытекающей из возможности выбора эмитентом опции по измерению собственных долговых обязательств по справедливой стоимости. Этот давно дискутируемый вопрос часто называют «проблемой собственного кредита» (own credit problem).
В ответ на различные (иногда противоположные) комментарии, предложения и отзывы, полученные во время публичных консультаций с разными заинтересованными слоями общественности, Совет по МСФО решил сохранить существующий порядок учета для большинства финансовых обязательств – т. е. по амортизированной исторической стоимости измерения. При этом было принято решение разрешить ограниченное применение опции учета финансовых обязательств по справедливой стоимости – именно для решения «проблемы собственного кредита».
С учетом указанных новых правил предприятия, желающие измерять свои финансовые обязательства по справедливой стоимости, должны будут отражать часть изменения в справедливой стоимости, связанную с изменением собственного кредитного риска данного предприятия, в разделе «Прочий совокупный доход» комбинированного отчета о прибылях и убытках, а не в разделе, где раскрываются выручка, расходы, прочие прибыли и убытки за период.
Комментируя данные дополнения, сэр Дэвид Твиди, председатель Совета по МСФО, отметил: «Новые дополнения к стандарту МСФО 9 адресуют сложный вопрос, решение которого, возможно, вступает в противоречие с интуицией, – когда компания, находящаяся в трудной финансовой ситуации, могла бы зафиксировать в своих учетных записях большую прибыль только на основе наличия у нее теоретических возможностей выкупить на рынке свой собственный долг по заниженной цене».
Стандарт МСФО 9 должен применяться при составлении финансовой отчетности за отчетные периоды, начинающиеся после 1 января 2013 г. Организации имеют право применять новые требования к учету финансовых обязательств и в более ранние периоды. Однако если они выберут данное раннее применение, то они также должны будут применять требования МСФО 9, относящиеся и к финансовым активам.
Второй и третий этапы формирования стандарта МСФО 9 касаются правил учета обесценения финансовых активов и вопросов отражения в отчетности операций хеджирования. Совет по МСФО стремится завершить эти этапы к 30 июня 2011 г., добавив методику обесценения и учет операций хеджирования к МСФО 9, и, таким образом, заменит стандарт МСФО 39 в полном объеме.
Работа Совета по МСФО над текущими вопросами
На недавнем совместном заседании Совета по МСФО и Совета по стандартам финансовой отчетности США (ССФУ) были обсуждены следующие текущие рабочие вопросы по разработке и улучшению существующих стандартов:
1. Проект новых ежегодных улучшений к стандартам МСФО.
2. Концептуальные основы формирования финансовой отчетности.
3. Эффективные даты применения новых стандартов МСФО и дополнений/изменений к существующим стандартам.
4. Учет схем по торговле правами на выбросы в атмосферу.
5. Деятельность по добыче полезных ископаемых.
6. Учет и измерение элементов отчетности по справедливой стоимости.
7. Финансовые инструменты: амортизированная историческая стоимость и обесценение.
8. Финансовые инструменты: учет хеджирования.
9. Презентация финансовой отчетности.
10. Финансовые инструменты с характеристиками капитала.
11. Взаимозачет активов и обязательств.
12. Прочий совокупный доход.
13. Аренда.
14. Выплаты по окончании трудовой деятельности.
Ниже представлен выборочный обзор общих решений Совета по МСФО (или обоих Советов, где в обсуждении участвовали члены Совета по СФУ США) по данным вопросам.
Проект новых ежегодных улучшений
При обсуждении ежегодных улучшений к стандартам МСФО были рассмотрены следующие вопросы учета:
– Как применять МСФО (IFRS) 1 «Первоначальное применение МСФО» при повторном переходе на МСФО одной и той же компанией? Речь идет о ситуациях, когда компания в прошлом уже переходила на МСФО, затем (через несколько лет) прекратила учет по МСФО (например, в связи с делистингом с какой-либо фондовой биржи) и потом, по прошествии нескольких лет «без МСФО», вновь решила перейти на МСФО. Советом по МСФО было принято предварительное решение обязать компании применять МСФО (IFRS) 1 в полном объеме при повторном переходе на МСФО, даже несмотря на то, что когда-то в прошлом такая компания уже применяла стандарт МСФО (IFRS) 1 (из-за нарушения принципа непрерывности учета и сопоставимости сравнительной информации).
– Изменены требования к агрегированию и классификации информации и раскрытию количественных данных, относящихся к условному возмещению (contingent consideration), возникающему в процессе приобретения компаний.
– Пересмотрено определение «связанных сторон», с целью включения в него ситуаций, когда управляющая компания полностью или частично выполняет функции «ключевого управляющего персонала» отчитывающегося предприятия. В этом случае управляющая компания будет признаваться связанной стороной и расходы на оплату ее услуг со стороны отчитывающегося предприятия должны быть раскрыты в примечаниях к отчетности в разделе «Операции со связанными сторонами». При этом физические лица – руководители управляющей компании не будут считаться связанными сторонами для отчитывающегося предприятия.
Другие вопросы, которые были одобрены Советом по МСФО для включения в «Ежегодные улучшения МСФО 2011 г.»:
– МСФО (IFRS) 1: разъяснение по освобождению от обязательного первоначального учета затрат по займам.
– МСФО (IAS) 1: разъяснение требований к сравнительной информации.
– МСФО (IAS) 16: правила классификации вспомогательного и сервисного оборудования.
– МСФО (IAS) 32: учет налоговых последствий распределения финансовых инструментов собственникам.
– МСФО (IAS) 34: отчетная информация по активам операционных сегментов в промежуточной отчетности.
Концептуальные основы формирования финансовой отчетности
Персонал Совета по МСФО представил членам Советов по МСФО и СФУ США свод комментариев и замечаний, полученных от общественности в ходе обсуждения проекта «Концептуальные основы формирования финансовой отчетности» в части вопросов, касающихся идентификации отчитывающегося предприятия». Период для комментариев данного проекта закончился 16 июля 2010 г. Члены обоих Советов приняли активное участие в обсуждении полученных комментариев.
Эффективные даты применения новых стандартов МСФО и дополнений/изменений к существующим стандартам
Совет по МСФО обсудил проект документа, а также предложил выступить с просьбой к общественности представить свои мнения относительно того, как лучше организовать последовательность дат вступления в силу нескольких новых стандартов МСФО, ожидаемых к выпуску в 2011 г.
Совет по МСФО будет использовать эту информацию для разработки плана по обязательному переходу на новые стандарты МСФО, с тем чтобы помочь заинтересованным сторонам и отчитывающимся предприятиям управлять темпами и стоимостью, сопряженными с применением на практике новых стандартов и изменений. Члены Совета представили свои замечания по проекту и попросили технических сотрудников Совета приступить к публикации проекта с учетом уже полученных от общественности замечаний.
Деятельность по добыче полезных ископаемых
Члены Совета по МСФО рассмотрели резюме замечаний, полученных в ответ на свой дискуссионный документ по учету в добывающих отраслях. Этот документ для обсуждения был результатом исследовательского проекта, который был осуществлен по заказу Совета по МСФО командой из представителей национальных разработчиков стандартов из Австралии, Канады, Норвегии и Южной Африки.
Совет по МСФО также получил анализ возможных альтернатив для определения сферы применения потенциального будущего стандарта по учету добывающей деятельности. Несмотря на интенсивный анализ имеющейся накопленной информации, Совет решил пока не принимать никаких решений по поводу будущего стандарта, который, как планируется, заменит собой имеющийся компромиссный стандарт МСФО (IFRS) 6.
Использование справедливой стоимости
В части раскрытия информации о справедливой стоимости Советы по МСФО и СФУ приняли следующие решения:
– В ситуациях, когда нефинансовые активы при последующей оценке оцениваются по справедливой стоимости и при этом оценка актива от его наилучшего и наиболее эффективного использования отличается от его текущего фактического использования, компания должна раскрыть этот факт и причины, почему актив используется таким образом, который отличается от его наилучшего и наиболее эффективного использования. Это требование вызвано тем, что существует презумпция, что компания будет пытаться максимизировать стоимость, получаемую от использования актива, и если на практике ситуация не соответствует этому допущению, то компания должна объяснить в своей отчетности, почему она сознательно идет на менее выгодное использование актива. Оба Совета также предварительно решили добавить положение, что либо такие активы могут признаваться по справедливой стоимости в отчете о финансовом положении, либо справедливая стоимость может быть только раскрыта в примечаниях. Кроме того, было решено не ограничивать сферу данного положения путем ее сведения только к какому-либо конкретному типу нефинансовых активов.
– Добавлено требование, обязывающее компании раскрывать любые переводы между уровнями 1 и 2 в иерархии справедливой стоимости.
– В отношении активов и обязательств, для которых раскрытие в примечаниях информации об их справедливой стоимости является необходимым, теперь будет требоваться, чтобы предприятие раскрывало уровни, по которым справедливая стоимость была определена в рамках иерархии справедливой стоимости (уровень 1, 2 или 3), – даже если эти активы и обязательства не отражаются по справедливой стоимости непосредственно в отчете о финансовом положении.
Русскоязычный перевод стандартов МСФО
Совет по МСФО поручил осуществление перевода стандартов на русский язык организации Eurasian Council of Certified Accountants and Auditors (Евразийский совет сертифицированных бухгалтеров и аудиторов). Штаб-квартира этой организации расположена в Казахстане (г. Алма-Ата). Процесс перевода заключается в первоначальном «черновом» переводе стандартов специалистами ЕССБА на русский язык, а затем в проведении проверки качества экспертами этой организации. Координатором проекта по переводу стандартов МСФО на русский язык и контроля за качеством процесса является г-н Дмитрий Шютц, исполнительный директор ЕССБА.
К настоящему моменту переведены на русский язык требования стандартов, опубликованных в «Красной книге» за 2009 г., стандарт «МСФО для малых и средних предприятий (МСП)», а также обучающие модули по МСФО для МСП. В данный момент продолжается процесс вычитки первичного перевода экспертами по качеству русского перевода ЕССБА. Планируется, что в течение 2011 г. будет продолжаться перевод на русский язык дополнений и изменений к МСФО с целью стимулирования принятия МСФО странами, где для финансовой отчетности используется русский язык.
Выбор эффективной даты конвергенции стандартов финансовой отчетности
В конце октября 2010 г. Советы по МСФО и СФУ США одновременно опубликовали документы с призывом к членам общественности представить свои мнения о том, когда новые стандарты финансовой отчетности, разработанные в результате (прежде всего) работы по достижению конвергенции МСФО и GAAP США, должны вступить в силу.
Обычно в процессе завершения формирования нового стандарта МСФО Совет по МСФО определяет дату, с которой предприятия должны будут начать применять новые требования (известная как effective date, т. е. дата вступления стандарта в силу). Часто это дата находится через 12–18 месяцев после момента опубликования соответствующего нового стандарта МСФО, что оставляет значительный промежуток времени для компаний – для целей подготовки к изменениям – и для национальных юрисдикций – для целей инкорпорирования нового стандарта МСФО в свои правовые или регулятивные документы.
С связи с тем что существует целый ряд крупных проектов, которые планируется завершить в 2011 г., оба Совета решили обратиться к общественности с просьбой представить свои мнения о том, когда и в какой последовательности дат лучше вводить в силу новые стандарты, с тем чтобы уменьшить бремя перехода на новые учетные правила для всех заинтересованных сторон.
При принятии решения в отношении даты эффективной конвергенции Совет по МСФО собирается учесть потребности как стран, которые уже используют МСФО, так и тех юрисдикций, которые еще только собираются это сделать. Обратная связь от общественности в виде консультаций и замечаний будет помогать обоим Советам в процессе их совместной разработки плана реализации новых стандартов, чтобы помочь заинтересованным сторонам управлять как темпами, так и стоимостью процесса применения на практике новых стандартов и изменений.
Проекты стандартов, упомянутые в запросе к общественности, включают, в частности, второй и третий этапы нового стандарта по учету финансовых инструментов, вопросы учета доходов от контрактов с клиентами, а также договоров страхования и аренды. Советы будут принимать комментарии до 31 января 2011 г.
Комментируя запрос к общественности, сэр Дэвид Твиди, председатель Совета по МСФО, сказал: «В течение следующих шести – восьми месяцев мы увидим опубликованными ряд новых стандартов МСФО. Хотя каждый из этих новых стандартов будет обеспечивать более качественную и полезную информацию для инвесторов в процессе принятия ими решений, мы хотим знать о наличии предпочтений со стороны пользователей и составителей отчетности по поводу того, какими должны быть даты вступления в силу этих стандартов – должны ли они быть увязаны вместе, одним пакетом, либо быть последовательными относительно друг друга в течение определенного периода».