КФО №8 2010
Международные новости
Корпоративная финансовая отчётность. Международные стандарты.
Журнал и практические разработки по МСФО и управленческому учету.
В настоящей статье мы предлагаем новую информацию о проектах Совета по МСФО, посвященных договорам страхования и добывающей промышленности.
Предложения по учету договоров страхования
Совет по МСФО разрабатывает новый Международный стандарт финансовой отчетности по учету договоров страхования. Проект Совета по МСФО, посвященный договорам страхования, состоит из двух этапов. Этап I завершился в 2004 г. опубликованием МСФО (IFRS) 4 «Договоры страхования». В соответствии с этим стандартом компаниям было разрешено продолжить использование многих существовавших практик учета договоров страхования. 30 июля 2010 г. Совет выпустил по итогам этапа II проект для обсуждения «Договоры страхования» (далее — Проект), который должен привести к созданию единого стандарта по признанию и оценке договоров страхования в международном масштабе. В случае принятия данный Проект заменит ныне действующий МСФО (IFRS) 4.
Выпуск данного документа является результатом совместного проекта Совета по МСФО и ССФУ. ССФУ планирует выпустить Документ для обсуждения (ДО) к концу третьего квартала 2010 г. В ДО будут сравниваться модель, предложенная Советом по МСФО, предварительные решения ССФУ, принятые к настоящему моменту, и действующие положения ОПБУ США. Он также будет содержать предварительную точку зрения на возможные усовершенствования действующих указаний.
В рамках Проекта Совет по МСФО стремится решить выявленные им проблемные вопросы, связанные с непоследовательностью применения метода учета в отношении различных типов договоров страхования и в различных юрисдикциях. Кроме того, он является ответом на заявление о том, что финансовая отчетность страховщиков излишне сложна и трудна для понимания. Предложение Совета по МСФО заключается в том, что страховщик должен оценивать страховые обязательства, используя модель, которая основывается на «приведенной стоимости денежных потоков исполнения», увеличенной на остаточную маржу, если это требуется. Предложения Совета значительны по характеру и могут оказать существенное влияние на такие процедуры, выполняемые страховщиками, как оценка всех будущих денежных потоков от исполнения страхового договора на основе средневзвешенной вероятности и учет понесенных ими при обеспечении заключения договоров со страхователями аквизиционных затрат.
Сфера применения
Сфера применения данного Проекта включает следующее:
– Заключенные страховщиком с клиентами договоры, которые отвечают определению страховых договоров.
– Удерживаемые страховщиком договоры перестрахования.
– Выпущенные страховщиком финансовые инструменты, содержащие условия дискреционного участия (инвестиционные договоры, предусматривающие участие в прибыли), выплаты по которым основываются на результативности того же портфеля активов, на результативности которого основываются выплаты по договорам страхования, предусматривающим участие в прибыли.
Исключения из сферы применения МСФО (IFRS) 4 переносятся в Проект с некоторыми изменениями. В Проекте предлагается ввести требование о включении договоров финансовой гарантии в сферу применения стандарта по договорам страхования. Также в рамках Проекта предлагается исключить договоры оказания услуг с фиксированной комиссией из сферы применения стандарта по договорам страхования. Несмотря на то что Совет по МСФО признал, что данные договоры отвечают определению договора страхования, он решил исключить их из предложенного стандарта на том основании, что существующая практика их учета в качестве договоров, предусматривающих получение выручки, предоставляет пользователям финансовой отчетности необходимую информацию.
Признание
Проект требует, чтобы компания признавала страховое обязательство в момент, когда она становится одной из сторон договора. Этот момент определяется в Проекте как более раннее из событий, когда страховщик:
– принимает на себя обязательства по договору
и
– впервые подвергается риску.
Страховщик подвергается риску, когда он более не может отказаться от обязательства по предоставлению страхового покрытия в отношении страховых событий и более не вправе изменить условия подлежащего заключению страхового договора. Соответственно, страховщик может являться одной из сторон договора до начала периода страхового покрытия.
Оценка
В Проекте указывается, что договоры страхования оцениваются с использованием приведенной стоимости денежных потоков исполнения. Однако в случае определенных договоров для периода до возникновения страховых требований может использоваться упрощенная модель. Более того, все договоры страхования, деноминированные в иностранной валюте, должны рассматриваться как монетарные статьи при применении МСФО (IAS) 21 «Влияние изменений валютных курсов».
Приведенная стоимость денежных потоков исполнения состоит из следующих компонентов:
– Непредвзятое, средневзвешенное с учетом вероятности значение будущих денежных потоков, которые, как ожидается, возникнут по мере исполнения страховщиком обязательства.
– Включение временной стоимости денег (ставка дисконтирования).
– Корректировка с учетом риска.
Раскрытие информации
В рамках Проекта предлагается концептуальный принцип в отношении требований к раскрытию информации, дополненный рядом конкретных примеров раскрытия информации, соответствующих этому принципу. Некоторые из конкретных требований к раскрытию, предусматриваемых Проектом, представлены ниже:
– Сверка совокупных остатков по договору на начало и конец периода.
– Методы и исходные данные, используемые для получения оценок.
– Информация о чувствительности, представляющая в количественном выражении влияние существенных допущений, использованных руководством при определении объема выручки.
Переходные положения
Проект требует, чтобы страховщик оценивал каждый портфель договоров страхования по приведенной стоимости денежных потоков исполнения с момента начала самого раннего из представленных в отчетности периодов. В случае расхождения суммы, определенной согласно новому методу оценки, с суммой, определенной в соответствии с ранее использовавшейся страховщиком учетной политикой, соответствующая разница должна отражаться в составе нераспределенной прибыли.
Страховщик должен прекратить признание всех имеющихся активов по отложенным аквизиционным затратам и всех нематериальных активов, возникших в связи с договорами страхования, принятыми в ходе ранее признанных сделок объединения бизнеса.
Дата вступления в силу
В Проекте не указана предполагаемая дата вступления в силу. Вместо этого вопрос о дате вступления в силу будет рассмотрен на одном из последующих заседаний, когда Советы будут обсуждать даты вступления в силу для всех крупных совместных проектов, в данный момент находящихся в разработке и намеченных к завершению в 2011 г.
Комментарии к Проекту принимаются до 30 ноября 2010 г.
Проект Совета по МСФО «Добывающая деятельность»
Горнодобывающая и нефтегазовая отрасли являются важными составляющими международных рынков капитала. Однако до настоящего момента комплексное руководство по составлению финансовой отчетности согласно МСФО в данной сфере отсутствовало. Для решения этой проблемы в апреле 2010 г. Совет по МСФО опубликовал документ для обсуждения «Добывающая деятельность». В нем представлены результаты исследования и содержится точка зрения группы разработчиков проекта[1]. Несмотря на то что данный документ был проанализирован Советом по МСФО, никаких предварительных решений принято не было, поэтому данный документ не выражает точку зрения Совета по МСФО. Прежде чем включить данный проект в свою рабочую программу, Совет по МСФО намерен рассмотреть комментарии по документу для обсуждения.
Недавно мы направили в Совет по МСФО наши комментарии относительно предложений в документе для обсуждения. В данной статье представлены наша точка зрения и предложения, включенные в наши комментарии.
Сфера применения и направленность проекта
Мы поддерживаем попытку разработчиков проекта рассмотреть методы учета в добывающих отраслях. Одной из характеристик нефтегазовой и горнодобывающей отраслей являются соглашения и сделки, присущие исключительно этим отраслям. Следовательно, учитывая сложный характер хозяйственной деятельности в этих отраслях и характер соглашений, которые выработались с течением времени, мы полагаем, что имеется ряд значительных проблемных вопросов учета, которые требуют своего разрешения.
Для того чтобы окончательная редакция стандарта была полезной для заинтересованных в деятельности Совета по МСФО сторон, в ней должны рассматриваться не только общие вопросы в рамках данного сектора, но и вопросы, присущие только горнодобывающей или нефтегазовой отрасли. Несмотря на важность положений, рассматриваемых в документе для обсуждения, множество сложных вопросов учета остается за рамками сферы его применения. Примерами таких требующих рассмотрения вопросов являются соглашения о разделе продукции, соглашения о разделе риска (включая, среди всего прочего, соглашения о предоставлении либо получении доли участия, полупассивное долевое участие и соглашения о совместной эксплуатации), а также соглашения о правах на продукцию.
В той мере, в какой данные вопросы не будут рассматриваться в комплексном проекте Совета по МСФО, по прошествии некоторого времени они, вероятнее всего, будут адресованы Совету по МСФО или Комитету по интерпретации МСФО (например, недавно Комитет по интерпретации опубликовал проект интерпретации «Затраты на вскрышные работы на этапе добычи»). Кроме того, мы полагаем, что данным вопросам (а также новым вопросам, возникающим в данной отрасли) будет уделяться больше внимания по мере того, как все большее количество стран с развитой добывающей промышленностью будет переходить на МСФО (например, Бразилия, Канада, Чили и Индонезия). В результате мы считаем, что данный проект должен быть включен в программу Совета по МСФО, а сфера применения документа для обсуждения должна быть расширена, чтобы в нее вошли многочисленные вопросы, возникающие в настоящее время в контексте добывающей промышленности. Подобное расширение сферы применения может потребовать поэтапного осуществления проекта.
Кроме того, мы полагаем, что данный проект также должен быть включен в Меморандум о взаимопонимании между Советом по МСФО и Советом по стандартам финансового учета США. Ряд предложений в документе для обсуждения отличаются от требований ОПБУ США. Учитывая тот факт, что лидеры стран «Большой двадцатки» призвали «органы, разрабатывающие международные стандарты финансовой отчетности, удвоить свои усилия по разработке единой системы высококачественных стандартов бухгалтерского учета», мы считаем, что МСФО и ОПБУ США должны быть последовательны в части такой важной в глобальном масштабе отрасли.
Соответствие Концепции и последствия для других отраслей
В документе для обсуждения разработчики проекта отметили, что их исследование проводилось в контексте Концепции подготовки и представления финансовой отчетности (далее – Концепция) Совета по МСФО. В существующее определение актива включен вероятностный критерий, поскольку актив признается только тогда, когда «получение компанией экономических выгод в будущем является вероятным». Однако мы полагаем, что предложение разработчиков считать всю информацию усовершенствованием (приростом) актива, без учета вероятности возмещения, не соответствует Концепции.
Более того, разработчики проекта по добывающей деятельности также признали, что подготовленный ими документ можно рассматривать как не соответствующий требованиям МСФО (IAS) 38 «Нематериальные активы». Мы полагаем, что Совет по МСФО должен проанализировать причины, по которым критерии признания в добывающих отраслях должны отличаться от критериев, применяемых в контексте других отраслей. Это будет особенно важно для затрат на исследования и разработки, имеющих место в других отраслях. Например, у компаний, проводящих биологические исследования, может быть недостаточно данных, чтобы определить, обусловят ли эти исследования возникновение чистых денежных потоков в будущем, и согласно действующим МСФО они должны относить затраты на исследования на расходы по мере их понесения.
Признание и единица учета
Мы полагаем, что признание месторождений на этапе разведки и определение единицы учета являются важными аспектами учета в добывающих отраслях. Они являются составляющими многих вопросов, связанных с оценкой, при последующем учете (истощение, амортизация и обесценение). Разработчики проекта предложили основу для подготовки будущего МСФО, однако определенные предложения вызывают обеспокоенность.
Среди этих предложений можно выделить следующие:
– Предложение разработчиков проекта о том, что последующие понесенные затраты всегда должны считаться предоставляющими информацию, увеличивающую стоимость актива. Несмотря на то что мы согласны, что юридические права могут послужить основой для признания месторождения твердых полезных ископаемых или нефти и газа, мы не считаем, что все последующие затраты связаны с предоставлением информации, которая усовершенствует актив (обеспечивает его прирост). Существующее определение актива включает в себя вероятностный критерий в отношении притока в компанию будущих экономических выгод. Следовательно, получение «неблагоприятной информации» (например, бурение сухой скважины) не должно считаться усовершенствованием актива.
– Еще одна сложность может быть связана с тем, что в отношении значительного количества запасов и ресурсов может действовать договорное право, и они не обязательно будут подконтрольны компании – составителю отчетности. Подобные типы соглашений и сделок могут требовать использования модели, отличной от модели активов/контроля «как она есть», предусмотренной документом для обсуждения.
– В настоящее время составители отчетности согласно МСФО как в нефтегазовой, так и в горнодобывающей отраслях на этапе разведки и оценки используют «метод полной стоимости» или «метод успешно завершенных изысканий». Однако предложение, выдвигаемое в документе для обсуждения, в большей мере соответствует методу полной стоимости. В результате метод успешно завершенных изысканий будет отменен. Метод успешно завершенных изысканий – это понятный метод учета активов, связанных с разведкой, и до прекращения использования этого метода необходимо подробно изучить определенные виды затрат, которые должны удовлетворять критериям капитализации (включая «последующие понесенные затраты», о которых упоминалось выше).
Несмотря на то что мы согласны, что географические границы единицы учета первоначально должны определяться в зависимости от имеющихся прав на разведку, мы считаем, что единица учета может увеличиваться (или уменьшаться) по мере осуществления деятельности по разведке, оценке и разработке. Примером может быть ситуация, когда приобретаются дополнительные права на разведку соседнего месторождения. Кроме того, поскольку единица учета влияет на амортизацию компонентов и обесценение подразделений, генерирующих денежные потоки, эта взаимосвязь требует дальнейшей проработки в предложенном стандарте.
Модель оценки
Группа разработчиков проекта пришла к выводу, что месторождения твердых полезных ископаемых, нефти и газа должны оцениваться по первоначальной стоимости. Мы согласны с этой точкой зрения. Мы полагаем, что на данный момент первоначальная стоимость является подходящим методом оценки, поскольку это не только соответствует практике учета в других отраслях, но и понятно пользователям финансовой отчетности добывающих компаний. Другая уместная информация относительно стоимости запасов и ресурсов будет предоставляться посредством раскрытия информации, а не посредством их оценки.
Раскрытие информации
В целом мы поддерживаем предложенное в документе для обсуждения требование в отношении последовательного раскрытия информации в добывающих отраслях. Однако при этом в предложенном стандарте необходимо рассмотреть некоторые конкретные вопросы:
– Количество запасов. Мы согласны с требованием о раскрытии информации о доказанных запасах в качестве важной информации для анализа месторождений нефти и газа, а также твердых полезных ископаемых компании. Хотя вероятные запасы являются еще одним источником полезной для пользователей информации, такая информация сопряжена со значительно большим риском и неопределенностью. Кроме того, раскрытие информации о вероятных запасах может увеличить риск судебных споров в некоторых юрисдикциях. К тому же в некоторых юрисдикциях раскрытие информации о вероятных запасах не является обязательным. В результате мы полагаем, что до принятия решения по этим юрисдикционным вопросам Совет по МСФО должен разрешить раскрывать подобную информацию на добровольной основе.
– Раскрытие информации об оценке текущей стоимости. Мы считаем, что ввиду субъективности и объема суждений, необходимых для оценки текущей стоимости, такую информацию раскрывать не следует. Вместо этого компании должны раскрывать информацию о лежащих в основе оценки допущениях и прочую информацию, использованную при оценке количества запасов. Этого должно быть достаточно, чтобы пользователи выполнили свою собственную оценку запасов по справедливой стоимости.
– «Отражай то, что платишь». Мы поддерживаем предложения по раскрытию информации в рамках кампании «Отражай то, что платишь» (Publish What You Pay), поскольку такая информация способствует пониманию социальной ответственности компании – составителя отчетности. Однако необходимо отметить, что другие организации предлагают аналогичные концепции и принципы раскрытия информации. Таким образом, мы призываем разработать единую концепцию и принципы раскрытия информации для такого вида отчетности.
Заключение
В целом мы согласны с необходимостью выпуска отдельного стандарта для добывающей деятельности и полагаем, что предложения в документе для обсуждения вполне могут послужить основой для разработки комплексного стандарта. Однако для уверенности в том, что в предложенном стандарте будет рассмотрено большинство важных аспектов, необходим дополнительный анализ многих сложных вопросов, с которыми сталкиваются компании добывающей промышленности. Таким образом, мы убедительно просим Совет по МСФО расширить сферу применения проекта и осуществлять его совместно с ССФУ США в рамках Меморандума о взаимопонимании.
В настоящее время Совет по МСФО рассматривает комментарии, полученные к документу для обсуждения. Решение относительно включения данного проекта в рабочую программу к исполнению будет принято в 2011 г.
[1] Группа разработчиков состояла из представителей национальных органов, разрабатывающих стандарты финансовой отчетности в Австралии, Канаде, Норвегии и Южной Африке.