КФО №3 2010
Международные новости
Корпоративная финансовая отчётность. Международные стандарты.
Журнал и практические разработки по МСФО и управленческому учету.
МСФО 37 – измерение обязательств: продлен срок для предоставления комментариев
На заседании в марте 2010 г. Совет по МСФО решил продлить срок для предоставления комментариев по поводу проекта раздела «Измерение обязательств» в стандарте МСФО 37. Новым сроком окончания приема комментариев назначен день 19 мая 2010 г.
Продление срока даст респондентам больше времени, чтобы понять новые правила стандарта касательно признания обязательств, которые будут заменены в МСФО 37, с тем чтобы лучше сформулировать свои замечания к пересмотренным предложениям.
Деятельность по добыче полезных ископаемых: замена МСФО (IFRS) 6?
Совет по МСФО опубликовал результаты исследовательской работы команды Проекта по учету деятельности по добыче полезных ископаемых в виде «Документа для обсуждения». Данный документ развивает идеи, изложенные в рабочем проекте документа, который был опубликован в августе 2009 г. Новый «Документ для обсуждения» открыт для комментариев до 30 июля 2010 г.
CМСФО рассматривает возможность включения в свою повестку работы по комплексному проекту по вопросам финансовой отчетности, применимым к добывающей деятельности. Целью проекта является разработка стандарта МСФО по учету деятельности по добыче полезных ископаемых, который полностью заменит собой стандарт МСФО 6 «Разведка и оценка минеральных ресурсов».
Совет по МСФО ожидает, что в случае получения большинства положительных отзывов на идеи, высказанные в апреле 2010 г. в новом «Документе для обсуждения», проект нового стандарта МСФО будет выпущен в течение последующих 18 месяцев, после чего потребуется еще приблизительно 12 месяцев до момента принятия окончательной версии нового стандарта.
МСФО 34 «Промежуточная финансовая отчетность»: последовательность в раскрытии общих активов сегмента
Совет по МСФО получил запросы от составителей отчетности с просьбой о разъяснении требований стандарта МСФО 34 «Промежуточная финансовая отчетность» в отношении раскрытия активов сегмента. Озабоченность составителей отчетности состоит в том, что сейчас стандарт МСФО 34 можно толковать как содержащий требование раскрытия активов сегмента, независимо от того, представляется ли данный показатель (т. е. объем активов сегмента) регулярно руководителю, принимающему основные операционные решения (chief operating decision maker в терминологии стандарта МСФО (IFRS) 8).
Вопрос был рассмотрен в марте 2010 г. на заседании Комитета IFRIC, который решил предложить поправки к стандарту МСФО 34. Будет уточнено, что раскрытие активов для определенного сегмента требуется в промежуточной финансовой отчетности только тогда, когда:
1) произошло существенное изменение их суммы по сравнению с суммой, раскрытой в последней годовой финансовой отчетности по этому сегменту, и
2) эти суммы регулярно представляются руководителю, принимающему основные операционные решения.
СМСФО и ССФУ опубликовали проект по концепции «субъекта отчетности»
Совет по МСФО и Совет США по Стандартам финансового учета (ССФУ) опубликовали для комментариев общественности проект концепции «субъекта отчетности» (известной иначе как концепция отчитывающегося предприятия, reporting entity concept).
Опубликованные предложения составляют часть совместного проекта двух Советов по разработке и улучшению Концептуальных основ финансовой отчетности, которые обеспечивают основу для разработки будущих стандартов отчетности.
Первоначально дискуссионный документ по данному проекту был опубликован в мае 2008 г. Тогда респонденты в целом поддержали предварительные предложения Советов. В ответ на уточняющие замечания респондентов было опубликовано данное дополнение с целью определения субъекта отчетности и условий, когда одно предприятие осуществляет контроль над другим.
Окончательный срок для предоставления комментариев – 16 июля 2010 г.
Начат поиск кандидатов для членства в Комитете по имплементации МСФО для МСП
Совет попечителей МСФО предложил начать поиск подходящих кандидатов для членства в Комитете по внедрению стандарта МСФО для малых и средних предприятий (КИМСП).
Миссия КИМСП заключается в поддержке повсеместного международного внедрения стандарта МСФО для МСП и контролировании хода его реализации.
КИМСП будет иметь две основные функции:
1) разработка руководства по внедрению МСФО для МСП (необязательного к применению) в форме вопросов и ответов, которые будут публично доступны всем заинтересованным сторонам и регулярно обновляться, и
2) вынесение рекомендаций Совету по МСФО, когда это будет необходимо, в отношении внесения поправок, дополнений и изменений в стандарт МСФО для МСП.
Заседания КИМСП будут проходить под руководством Пола Пактера, директора Совета по МСФО по стандартам для МСП. Все члены КИМСП будут работать бесплатно, на добровольной основе.
КИМСП может включать в свой состав наблюдателей, которые имеют право принимать участие в обсуждениях КИМСП, но без права голоса.
Ожидается, что выдвижение кандидатур будет завершено к 30 апреля 2010 г.
Бразилия планирует полный переход на МСФО
С начала 2000-х гг. в экономический обиход вошла аббревиатура БРИК – Бразилия, Россия, Индия и Китай.
Бразилия совершила огромный экономический рывок всего за несколько десятилетий. До 1990-х гг. страна была поражена бесконтрольной инфляцией, так что даже была «изобретена» латиноамериканская модель учета, основанная на периодических корректировках на инфляцию. До 1994 г. в результате регулярных деноминаций валюты, вызванных инфляцией, валюта Бразилии потеряла 13 нулей. А в течение последних 16 лет Бразилия имела инфляцию лишь от 1,5 до 5 %, благодаря чему между 1994 и 2009 гг. страна получила огромную сумму в $ 330 млрд в виде прямых иностранных инвестиций в свою экономику.
Ожидается, что в течение ближайших нескольких лет Бразилия по размеру ВВП перегонит Англию и Францию и перейдет на пятое место в рейтинге мировых экономик.
В настоящее время Бразилия рассматривается в качестве стабильной и демократической страны, и высокое качество бухгалтерского учета является важным шагом в ее развитии.
В этом контексте правительством Бразилии было принято решение начать процесс «вытеснения» местных бразильских стандартов бухгалтерского учета и отчетности путем замены их стандартами МСФО. Соответствующий закон был принят 1 января 2008 г.
Процесс перехода на МСФО начался с 2008 г. (для публичных компаний) и должен завершиться в 2010 г. Начиная с отчетности за 2010 г., бразильский ГААП как таковой прекратит свое самостоятельное существование и вся финансовая отчетность в Бразилии будет составляться по стандартам МСФО. Одновременно с 2010 г. бразильские малые и средние предприятия (кроме самых мелких, для которых есть исключение в законе Бразилии о МСП) начнут использование стандарта МСФО для МСП для целей составления своей отчетности.
Конференция Фонда Комитета по МСФО – 2010
Фонд Комитета по МСФО проведет свою ежегодную глобальную конференцию по МСФО в Лондоне 23 и 24 июня 2010 г. Основной темой конференции будет конвергенция глобальных стандартов отчетности, которая считается одним из главных компонентов реформы глобальной финансовой системы. Воодушевленный решениями руководителей «Большой двадцатки», Совет по МСФО в настоящее время предпринимает все усилия по завершению программ конвергенции до июня 2011 г. – в первую очередь с Советом по Стандартам финансового учета США, а также с другими национальными разработчиками стандартов, в частности с Советом по бухгалтерским стандартам Японии. Эта амбициозная работа уже имеет глубокие практические последствия длявсех, кто вовлечен в процесс составления отчетности по МСФО.
На конференции будут представлены обновленная информация по ответу Совета по МСФО на вызовы финансового кризиса и обзор проектов конвергенции, которые завершаются в настоящее время. Конференция осветит планы Совета по МСФО на 2011 г. и предоставит возможность получить разъяснения по уже завершенным проектам МСФО, узнать о будущем направлении развития правил составления финансовой отчетности от лиц, ответственных за их установление.
Кроме того, в рамках конференции планируется проведение отдельных секций по темам, в том числе:
1. МСФО для МСП.
2. МСФО для учета страховых контрактов.
3. МСФО для добывающих отраслей.
Обсуждения поправок к стандартам на заседаниях Совета по МСФО в марте 2010 г.
I. Учет страховых контрактов
Корректировка на риски
Совет по МСФО предварительно решил, что:
– измерение договора страхования должно включать в себя отдельную корректировку на риски;
– такая корректировка должна рассчитываться в виде суммы, которую страховая компания рационально заплатила бы за освобождение от данных рисков (этот же подход к измерению корректировки на риски был предложен в проекте Совета по МСФО по измерению обязательств (изменение к стандарту МСФО 37)).
Однако ССФУ США предварительно решил, что измерение договора страхования не должно включать в себя отдельную корректировку на риски. По мнению ССФУ, вместо этого измерение должно включать в себя единую маржу.
Договоры страхования с участием в прибыли (Participating features in insurance contracts)
Совет по МСФО предварительно решил, что платежи, выплачиваемые страховщиком в связи с договорами страхования с встроенной функцией участия в прибыли страховщика, должны быть включены в измерение договоров страхования так же, как и любой другой элемент дисконтированных денежных потоков (например, на основе приведенной стоимости ожидаемых будущих потоков).
Однако ССФУ предварительно решил, что страховщик должен признавать обязательство в связи с функцией участия в прибыли только в той степени, в какой страховщик имеет юридическое или иное подразумеваемое обязательство по выплате этих платежей.
Советы обсудили возможные требования к раскрытию информации по подобным контрактам.
Раскрытие информации
В ходе обсуждения требований к раскрытию информации о договорах страхования Советы предварительно решили, что страховщик должен раскрывать информацию, которая:
– объясняет особенности страховых контрактов;
– определяет и объясняет суммы в финансовой отчетности, вытекающие из страховых контрактов;
– помогает пользователям финансовой отчетности оценить характер и степень возникающих рисков.
Особое значение при раскрытии информации о страховых контрактах должно быть уделено:
– предоставлению информации о количестве, времени и неопределенности будущих денежных потоков;
– соответствию целям раскрытия, разработанным в других текущих проектах;
– соответствующему уровню дезагрегации данных для целей раскрытия информации.
II. Представление финансовой отчетности
Советы решили прояснить требования к подготовке финансовой отчетности следующим образом:
– Представление только одного сравнительного периода является необходимым для полного набора финансовых отчетов. Представление в отчетах дополнительных сравнительных периодов (сверх одного, за исключением отчета о финансовом положении – обсуждено ниже) является приемлемым, но при условии, что это не вводит пользователя в заблуждение. Другими словами, любые представленные дополнительные (сверх требуемых) сравнительные периоды должны быть подготовлены в соответствии с действующими стандартами МСФО и представлены на таком же уровне, как и необходимые отчетные периоды (т. е. текущий и один предыдущий).
– Входящий отчет о финансовом положении с одним дополнительным сравнительным периодом является единственным требуемым дополнительным отчетом, который предприятие обязано представить в соответствии с МСФО, когда имели место изменения в учетной политике, перевыпуск отчетности или реклассификация.
– Если статья прочего совокупного дохода касается или будет касаться прекращенных операций, то она должна быть определена и представлена в отчете о совокупном доходе.
III. Финансовые инструменты с характеристиками капитала
Реклассификация
Инструмент должен быть реклассифицирован, если происходят события или изменение обстоятельств, в результате чего он не соответствует условиям существующей классификации. Реклассификация должна быть произведена по состоянию на дату события, которое изменило классификацию.
Предприятие должно немедленно «переизмерить» реклассифицированный инструмент в соответствии с требованиями новой классификации, как если бы данный инструмент был вновь выпущен на дату реклассификации.
Если инструмент, который ранее был классифицирован как капитал, реклассифицирован в качестве обязательства, то разница между балансовой стоимостью до реклассификации и суммой его измерения после реклассификации следует представлять в качестве корректировки к капиталу.
Если инструмент, который ранее был классифицированкак обязательство, реклассифицирован в капитал, то разница между балансовой стоимостью до реклассификации и суммой после реклассификации должна быть отражена в составе прибылей или убытка. Не существует никаких ограничений на количество раз, которое классификация инструмента может быть изменена.
Если инструмент должен быть реклассифицирован, то эмитент должен раскрыть его описание, сумму реклассификации и ее причину.
Экономическое принуждение
Экономическое принуждение, под которым обычно понимается не договорное, а «рыночное» давление на компанию в отношении принятия решения касательно финансового инструмента (например, продать его при неожиданно выгодной конъюнктуре) в отличие от явно выраженных или подразумеваемых договорных обязательств, не должно учитываться при определении классификации финансового инструмента.
Выбор опции учета всего инструмента по справедливой стоимости
Эмитент не может избежать необходимости разделения инструмента на компоненты обязательства и капитала, даже если он изначально выбрал опцию учета всего финансового инструмента по справедливой стоимости.
IV. Справедливая стоимость
Измерение справедливой стоимости финансовых инструментов в портфеле
Советы предварительно приняли решение разрешить в виде исключения для оценки справедливой стоимости финансовых инструментов использовать «средние цены» (mid prices) в качестве основы для определения справедливой стоимости для взаимно нивелирующих позиций, связанных с одним и тем же видом риска (например, процентный риск, валютный риск или другие ценовые риски). Альтернативно также разрешается использовать цены внутри «спреда» между ценой «бид» и «аск», которая наиболее представительна с точки зрения отражения справедливой стоимости в отношении чистой открытой позиции по данному виду риска.
Чтобы использовать это исключение, предприятие должно:
– управлять своими финансовыми инструментами на основе чистой открытой позиции риска в соответствии с задокументированной стратегией управления рисками организации и
– управлять чистой открытой позицией риска в последовательном порядке от периода к периоду.
Работа Комитета IFRIC по разъяснениям отдельных стандартов
МСФО 32 «Финансовые инструменты: представление информации» – вопросы учета, когда выплаты дивидендов зависят от усмотрения акционеров
Комитет IFRIC получил просьбу разработать более четкое руководство о том, являются ли финансовые инструменты в форме привилегированных акций, включающие в себя договорные обязательства по поставке денежных средств, финансовыми обязательствами или акционерным капиталом, при условии что выплата дивидендов производится по конечному усмотрению акционеров.
IFRIC отметил, что если распределение дивидендов держателям привилегированных акций происходит по усмотрению эмитента, то обычно такие акции должны учитываться как долевые инструменты. Однако сложности возникают, и, соответственно, разнообразие учета существует на практике, когда обязательства по выплате дивидендов зависят не от самой компании, а от конечного усмотрения акционеров эмитента и, следовательно, могут менять свое решение, чтобы добиться классификации привилегированных акций как финансовых обязательств или капитала. Так как в настоящее время осуществляется проект по совершенствованию требований к финансовой отчетности с точки зрения финансовых инструментов с характеристиками капитала, то данный вопрос был отложен до завершения этого проекта.
IFRIC 13 «Программы лояльности клиентов» – определение справедливой стоимости бонусных баллов
IFRIC рекомендовал завершить предложенную поправку по разъяснению значения термина «справедливая стоимость» в контексте программ лояльности клиентов. Рассмотрев полученные замечания, было решено уточнить, что справедливая стоимость компенсации отражает размер скидок или других стимулов лояльности клиентов, которые могли бы быть предложены клиентам, не «заслужившим» награду в виде бонусов от первоначальной продажи.
Кроме того, IFRIC рекомендовал изменить наглядные примеры, чтобы расширить примеры возможного выкупа бонусов товарами и услугами, а не только денежными средствами.