КФО №1 2009
Международные новости
Корпоративная финансовая отчётность. Международные стандарты.
Журнал и практические разработки по МСФО и управленческому учету.
IASB упрощает раскрытие информации по связанным сторонам
для предприятий под контролем государства
Совет по Международным стандартам финансовой отчетности (IASB) опубли-
ковал пересмотренную версию поправок к стандарту МСФО (IAS) 24 «Связанные
стороны». Совет полагает, что у контролируемых государством предприятий могут
возникать трудности с предоставлением информации обо всех транзакциях с други-
ми госструктурами: это чревато большими издержками. По этой причине было ре-
шено избавиться от некоторых требований, чтобы представляемая информация не
была излишне детальной, но при этом по-прежнему ясно и четко информировала
инвесторов о финансовом состоянии предприятия.
В 2007 г. Совет по МСФО уже публиковал предложения, касающиеся отмены
ряда требований по раскрытию информации о сделках со связанными сторонами
для госструктур, однако респонденты посчитали саму формулировку чересчур за-
путанной, о чем и заявили в ответных письмах. Прошло больше года, и IASB опу-
бликовал измененную версию по сути того же документа от 26 февраля 2007 г.
В отличие от предыдущего варианта освобождение от ряда требований не по-
требует от компаний с государственным владением предъявлять информацию
о степени государственного участия – вместо этого они должны будут отчитаться
о типах и объемах существенных транзакций, совершаемых со связанными сторо-
нами. В связи с этим Совет хотел бы услышать мнение инвесторов: будет ли этой
информации достаточно для принятия ими инвестиционных решений. Коммен-
тарии принимаются до 13 марта 2009 г.
Новые раскрытия информации по долговым инструментам
Совет по МСФО (IASB) опубликовал для ознакомления проект дополнитель-
ных требований к раскрытию информации по инвестициям в долговые финансо-
вые инструменты.
Предложения IASB представляют собой очередной набор поправок
к МСФО (IFRS) 7 «Финансовые инструменты: раскрытия». От компаний потре-
буется в табличном виде представлять информацию о справедливой, амортизаци-
онной и балансовой стоимости инвестиций. От них также потребуют информа-
цию о влиянии инвестиций на прибыли/убытки и величину капитала в том слу-
чае, если все инвестиции учитывались только по справедливой или же только по
амортизационной стоимости.
Поправки предложены в результате публичных обсуждений, проведенных
Советом по МСФО совместно с американским Советом по стандартам финансо-
вой отчетности (FASB).
IASB проясняет правила учета встроенных деривативов
Совет по Международным стандартам финансовой отчетности (IASB) опу-
бликовал проект поправок, направленных на прояснение правил учета встроен-
ных производных финансовых инструментов.
Поправки относятся к стандарту МСФО (IAS) 39 «Финансовые инструменты:
признание и оценка» и Интерпретации IFRIC 9 «Переоценка встроенных про-
изводных финансовых инструментов», и разработаны они в результате публич-
ных обсуждений, организованных Советом по МСФО и американским Советом
по стандартам финансовой отчетности (FASB).
Участники круглых столов рекомендовали IASB устранить существующую не-
определенность в плане практического использования, порожденную внесением
поправок в стандарт IAS 39 в октябре 2008 г. (Совет решил разрешить реклассифи-
кацию определенных финансовых инструментов). Последние изменения сводят-
ся к тому, чтобы организации в финансовой отчетности отдельно осуществляли
оценку всех встроенных деривативов.
FASB внес поправки в стандарт FAS 107
Американский Совет по стандартам финансовой отчетности (FASB) выпустил
второе указание, направленное на улучшение отчетности в сложившихся кри-
зисных условиях, – «Раскрытие информации по определенным финансовым ин-
струментам: изменения в стандарте FAS 107» (FAS 107-a «Disclosures about Certain
Financial Assets: An Amendment of FASB Statement No. 107»).
Указание FASB меняет порядок учета в соответствии со стандартом FAS 107
«Раскрытие справедливой стоимости финансовых инструментов», с целью улуч-
шить сопоставимость финансовой отчетности организаций, во владении которых
находятся финансовые инструменты со сходными экономическими характери-
стиками, но при этом имеющие разные базисы оценки (measurement attributes).
Определенные финансовые инструменты – это:
a) долговые ценные бумаги, которые классифицируются либо как «удержива-
емые до погашения», либо как «для продажи», и
б) ссуды и долгосрочные счета к получению, которые не измеряются по спра-
ведливой стоимости и изменение стоимости которых фиксируется через денеж-
ные поступления.
Новые требования включают раскрытие информации о сходных базисах оцен-
ки финансовых инструментов и формальное раскрытие доходности до выплаты
налогов в соответствии с различными сценариями. Эти дополнительные требова-
ния были разработаны FASB совместно с Советом по МСФО, который также вы-
пустил аналогичный дискуссионный документ.
Кодификация FASB стартует в июле
Американский Совет по стандартам финансовой отчетности (FASB) планиру-
ет ввести в действие конечный результат своего масштабного проекта Кодифика-
ции стандартов US GAAP 1 июля 2009 г.
Под «конечным результатом» подразумевается единый источник стандартов,
правил, указаний и иных требований, который заменит собой все ныне действую-
щие. Даже стандарты Американского института дипломированных общественных
бухгалтеров (AICPA) уже не будут иметь никакого веса – в том случае, если они не
являются частью Кодификации. Единый источник правил US GAAP распростра-
няется только на негосударственные предприятия; меняется лишь его структура,
сами же правила остались неизменными.
Совместное предложение IASB и FASB по признанию выручки
Совет по МСФО (IASB) и американский Совет по стандартам финансо-
вой отчетности (FASB) опубликовали дискуссионный документ «Предваритель-
ные взгляды на признание выручки по контрактам с покупателями» (Preliminary
Views on Revenue Recognition in Contracts with Customers), где изложено их со-
вместное видение подхода к признанию выручки.
Выручка является важным индикатором финансового состояния компании
для пользователей финансовой отчетности. Однако подходы к ее признанию по
стандартам US GAAP и МСФО несколько различаются – при этом ни тот ни дру-
гой не совершенны и нуждаются в улучшении. Целью обоих Советов в данном
случае является упрощение практического признания выручки в рамках обеих си-
стем учета за счет единой универсальной модели, которая применялась бы вне за-
висимости от рода деятельности, которой занимается компания. Ключевой прин-
цип звучит приблизительно следующим образом: «Признание выручки произво-
дится в ответ на выполнение организацией своих контрактных обязательств по
предоставлению ее клиенту товаров или услуг».
Этот принцип уже широко используется, и потому оба регулятора не считают,
что для большинства транзакций потребуется какая-либо перестройка. При этом
его применение по отношению ко всем ситуациям, когда имеется клиент и име-
ется контракт, на основании которого строятся отношения, обеспечит сопостави-
мость финансовой отчетности и прозрачность для ее пользователей.
Предложенная модель пока имеет неутвержденный статус, и комментарии по
ней принимаются до 19 июня 2009 г.
Готовить отчетность по МСФО в Европе пока необязательно.
Европейский союз формально разрешил компаниям продолжать подготовку
отчетности по стандартам US GAAP (а также национальным стандартам Канады,
Китая, Японии, Южной Кореи и Индии) без дополнительного устранения разли-
чий с МСФО. Тем самым Евросоюз признает их эквивалентность Международ-
ным стандартам финансовой отчетности, однако в 2011 г. произойдет пересмотр
ситуации, и будет принято новое решение.
Напомним, в конце 2008 г. действующий режим, при котором компании на ев-
ропейских рынках могут заниматься подготовкой отчетности по шести альтерна-
тивным системам без устранения различий с МСФО, должен был закончиться.
МСФО заставят американские компании платить больше налогов
Применительно к оценке запасов большинство американских компаний се-
годня использует метод ЛИФО (last in – first out). МСФО не разрешают примене-
ние этого метода.
Следовательно, после того как американская финансовая система перей-
дет на международные стандарты (а финансовые регуляторы США, прежде всего
Комиссия по ценным бумагам и биржам, от своих планов пока не отказываются),
отказ от метода ЛИФО увеличит размер выручки в финансовой отчетности и,
соответственно, увеличит размер налогов к уплате.