Корпоративная финансовая отчётность. Международные стандарты.

Журнал и практические разработки по МСФО и управленческому учету.

Главная Международные новости (апрель 2013)

Международные новости (апрель 2013)

Автор публикации

Совет по МСФО выпустил Разъяснение IFRIC 21 «Сборы и пошлины»

20 мая 2013 г. Совет по МСФО выпустил Разъяснение МСФО IFRIC 21 «Сборы и пошлины», которое объясняет правила учета различных сборов и пошлин, устанавливаемых правительством. Данное Разъяснение было разработано Комитетом по разъяснениям МСФО (IFRS Interpretations Committee), специальным органом Совета по МСФО.

Некоторое время назад Комитет по разъяснениям МСФО получил запросы от составителей отчетности по поводу того, как предприятия должны учитывать обязательства платить различные сборы и пошлины, налагаемые правительствами (за исключением налога на прибыль), в своей финансовой отчетности. Основной вопрос в подобных ситуациях заключается в том, когда именно предприятие должно признать обязательство платить данный сбор или пошлину.

Разъяснение IFRIC 21 является своеобразным дополнением и интерпретацией стандарта МСФО 37 «Резервы, условные обязательства и условные активы». Указанный стандарт устанавливает критерии для признания обязательства, одним из которых является требование, чтобы у предприятия было текущее обязательство, возникшее в результате уже произошедшего события (известного как «обязывающее событие»). Разъяснение IFRIC 21 объясняет, что обязывающим событием, приводящим к возникновению обязательства по уплате сбора или пошлины, является ведение предприятием определенной деятельности, описанной в соответствующем законодательстве, которое и вызывает необходимость уплаты сбора или пошлины.

Разъяснение IFRIC 21 включает в себя руководство, объясняющее в деталях, как именно это Разъяснение должно применяться. IFRIC 21 вступает в силу для годовых периодов, начинающихся после 1 января 2014 г.

 

Опрос относительно классификации и оценки финансовых активов

Совет по МСФО начал проведение опроса пользователей финансовой отчетности в отношении их комментариев и замечаний на ноябрьское 2012 г. дополнение к стандарту МСФО 9 «Классификация и измерение: ограниченные поправки» (Classification and Measurement: Limited Amendments to IFRS 9).

Совет по МСФО решил провести опрос пользователей, аналитиков и инвесторов, чтобы обеспечить полный учет их мнений в отношении предложения в проекте для обсуждения, а именно новации в виде предложения о введении третьей категории для классификации финансовых активов. Это категория финансовых активов, оцениваемых по справедливой стоимости через прочий совокупный доход (FVOCI). Целью введения категории FVOCI является более прозрачное отображение того, как финансовые активы управляются предприятием на самом деле. Новый опрос, инициированный Советом по МСФО, ориентирован на пользователей финансовой отчетности и является частью комплексной программы информационно­просветительской деятельности СМСФО по увеличению информированности и вовлеченности в процесс формирования стандартов всех заинтересованных в стандартах МСФО сторон.

 

Опубликованы предложения по учету в отраслях с тарифным регулированием

Совет по МСФО опубликовал для общественного обсуждения предварительный проект стандарта «Отложенные счета по тарифным расчетам» (Regulatory Deferral Accounts) в рамках своего возобновленного исследовательского проекта по видам деятельности с регулируемыми тарифами (Rate­regulated Activities).

Во многих странах, где уже применяются МСФО, существуют целые отрасли, ценообразование в которых является предметом государственного регулирования тарифов, например такие как транспортные услуги или коммунальное хозяйство. Тарифное регулирование может оказать существенное влияние как на сроки, так и на признаваемые суммы выручки предприятия. Действующие стандарты МСФО не дают никаких конкретных указаний по поводу учета в отраслях, где существуют виды деятельности с регулируемыми тарифами.

В ответ на обратную связь, полученную в ходе проведения общественных консультаций относительно планов по повестке своей работы, Совет по МСФО инициировал проект, целью которого является рассмотрение вопроса, следует ли Совету по МСФО заняться разработкой конкретных рекомендаций для учета видов деятельности с регулируемыми тарифами, и если да, то какая именно информация о наличии и последствиях регулирования тарифов будет наиболее полезна для пользователей финансовой отчетности. На данном этапе Совет по МСФО предлагает промежуточный стандарт, который позволяет компаниям сохранить действующую учетную политику, которой они пользуются в настоящее время для учета видов деятельности с регулируемыми тарифами — однако с некоторыми изменениями, направленными на повышение сопоставимости отчетности различных предприятий. Предложенный проект стандарта открыт для комментариев общественности до 4 сентября 2013 г.

Комментируя публикацию предварительного проекта, Иан Макинтош, заместитель председателя Совета по МСФО, сказал:


«Это важный проект для многих юрисдикций, где есть крупные предприятия с регулируемыми тарифами. Завершение проекта займет некоторое время в связи с наличием различных нормативных моделей по регулированию тарифов, используемых в разных странах мира. Следовательно, пока мы предлагаем просто промежуточное решение по повышению сопоставимости финансовой отчетности предприятий с регулируемыми тарифами — до тех пор, пока не будет разработано новое полномасштабное руководство на основе комплексного проекта по учету в отраслях с регулируемыми тарифами».

 

Советы по МСФО и СФУ предлагают внести изменения в учет аренды

Совет по МСФО и Совет по стандартам финансового учета США (ССФУ — FASB) опубликовали для общественного обсуждения пересмотренный проект стандарта с изложением предлагаемых изменений в отношении учета аренды. Предложение направлено на повышение качества и сопоставимости финансовой отчетности за счет обеспечения большей прозрачности в отношении обязательств предприятия, активов, которые оно использует в своей деятельности, и рисков, которым оно подвергается в результате заключения лизинговых сделок.

Лизинг является важным направлением деятельности для многих предприятий. В соответствии с существующими стандартами финансовой отчетности большинство договоров аренды не учитываются в балансе арендополучателя. Между тем суммы, подразумеваемые по таким договорам (как активы, так и обязательства), могут быть довольно существенными для отчетности компаний. Кроме того, существующие модели учета аренды требуют от арендополучателей и арендодателей, чтобы они классифицировали договоры аренды либо как «финансовую аренду» (например, аренда оборудования практически в течение всего ее срока экономической жизни), либо как «операционную аренду» (например, договор аренды офисного помещения в течение 10 лет). Соответственно каждой из этих классификаций должен вестись и учет имеющихся договоров аренды — в каждой категории по­своему.

Для договоров финансовой аренды лизингополучатель должен отражать активы и обязательства в своем отчете о финансовом положении. Для операционной аренды арендатор не признает арендуемых активов и связанных с ними обязательств в своей отчетности. Существующие стандарты были подвергнуты критике многими членами общественности за неспособность удовлетворения потребностей пользователей финансовой отчетности, потому что они не всегда обеспечивают достоверное представление сути лизинговых или арендных сделок.

В ответ на эту критику в 2006 г. Советы по МСФО и СФУ США инициировали совместный проект по повышению качества финансовой отчетности в области арендной и лизинговой деятельности как по стандартам МСФО, так и по стандартам ГААП США. В результате совместной работы члены обоих Советов разработали подход к учету договоров аренды, который требует от арендополучателя признавать активы и обязательств в отношении соответствующих прав и обязательств, созданных самим договором аренды. Арендополучатель должен признавать активы и обязательства по договорам аренды продолжительностью более чем 12 месяцев.

Заинтересованные стороны из членов профессиональной общественности довели до сведения членов обоих Советов, что в различных экономиках существует широкий спектр лизинговых и арендных сделок. Чтобы лучше отражать подлежащую различную экономическую сущность различных договоров аренды, в пересмотренном проекте стандарта предлагается двойной подход к признанию, измерению и представлению в отчетности доходов, расходов и денежных потоков, вытекающих из договоров аренды.

Например, для большинства договоров аренды недвижимости арендополучатель будет отчитываться по расходам на аренду в своем отчете о прибылях и убытках в виде прямолинейного расчета расходов. Для большинства других видов аренды, таких как аренда оборудования или транспортных средств, арендополучатель будет отчитываться раздельно по своим расходам на амортизацию арендуемого актива и по процентным расходам, возникшим в связи с обязательством по аренде (а не одной суммой, как было раньше при операционной аренде).

Советы по МСФО и СФУ также предложили раскрывать в примечаниях к финансовой отчетности информацию, которая должна позволить инвесторам и другим пользователям понять размер, сроки и неопределенности в движении денежных потоков, связанных с договорами аренды.

Проект учета договоров аренды является важным проектом по конвергенции МСФО и ГААП США. Пересмотренные проекты по стандарту по учету аренды для обоих международных Советов являются практически идентичными. Различия между двумя предложениями связаны прежде всего с существующими различиями между ГААП США и МСФО в других сферах и решениями в отношении учета аренды, которые Совет по СФУ США сделал в отношении учета у компаний, ценные бумаги которых не торгуются на организованных рынках капитала.

Кроме того, члены обоих Советов также предложили внести изменения в способ учета оборудования и транспортных средств, которые у арендодателей будут находиться на забалансовом учете (в связи с их признанием в балансе у арендополучателя). Предложенные изменения обеспечат большую прозрачность по поводу подверженности такого арендодателя кредитному риску и риску снижения рыночной стоимости актива.

Оба Совета обратились ко всем заинтересованным лицам из числа международной общественности с предложением проанализировать пересмотренный проект стандарта по учету договоров аренды и высказать свое мнение о проекте в срок до 13 сентября 2013 г. Более подробную информацию, в том числе и сам пересмотренный проект стандарта экспозиции, можно получить на веб­-сайтах Совета по МСФО (www.ifrs.org) и Совета по СФУ США (www.fasb.org).

Ганс Хугерворст, председатель Совета по МСФО, прокомментировал публикацию нового проекта стандарта по учету договоров аренды следующим образом:

 

«Разработка улучшенного стандарта для учета договоров аренды является жизненно важной необходимостью. В настоящее время инвесторы должны просто гадать, чтобы точно определить скрытые обязательства по активам, сданным и полученным в операционную аренду, путем использования каких-то общих раскрытий в финансовой отчетности и путем применения произвольных мультипликаторов. Это явно не в интересах инвесторов — надеяться, что аналитики или другие эксперты точно угадают обязательства, связанные с арендой. Предложения, изложенные в пересмотренном проекте стандарта, помогут пройти значительную дистанцию к цели повышения качества и сопоставимости финансовой отчетности в области учета договоров аренды».

 

В свою очередь, Лесли Зайдман (Leslie Seidman), председатель Совета по СФУ США, так прокомментировала выпуск нового проекта:

 

«Советы по МСФО и СФУ долго работали вместе, чтобы разработать пересмотренное предложение для устранения недостатков текущих методов учета аренды и лизинга и раскрытия соответствующей информации. Новое предложение поддерживает широко распространенное мнение, что договоры аренды должны приводить к признанию обязательств, которые принадлежат балансу (а не внебалансовому учету или раскрытию). Члены Советов пересмотрели свое первоначальное предложение по различным подходам к учету для разных типов договоров аренды в отчете о прибылях и убытках и в отчете о движении денежных средств. Это было сделано в ответ на отзывы и комментарии о первоначальном проекте стандарта, полученные от различных заинтересованных сторон».

 

СНГ: конструктивное сотрудничество на благо Международных стандартов финансовой отчетности и аудита

Более 70 представителей из более чем 10 национальных организаций из бывших советских республик (ныне стран Восточной Европы и Центральной Азии) собрались в Лондоне 16 и 17 мая 2013 г. на двухдневной конференции, созванной совместно Международной федерацией бухгалтеров (МФБ — IFAC), Советом по Международным стандартам аудита и подтверждения достоверности информации (СМСАПДИ — IAASB), Советом по МСФО и Ассоциацией присяжных сертифицированных бухгалтеров Великобритании (ACCA).

Конференция «Принятие и внедрение международных стандартов в бывших советских республиках в Европе и Центральной Азии» стала событием, которое служит прекрасным примером конструктивного сотрудничества как в процессах разработки, принятия и реализации высококачественных международных стандартов, так и в отношении саморегулирования бухгалтерской профессии.

Мероприятие, главной принимающей стороной которого стала Ассоциация присяжных сертифицированных бухгалтеров Великобритании, собрало представителей национальных организаций, в чьи обязанности в соответствующих странах входит принятие или внедрение Международных стандартов аудита (МСА), изданных СМСАПДИ, и стандартов МСФО. Представители МФБ, которые играют важную роль во внедрении международных стандартов аудита и финансовой отчетности, а также занимаются развитием профессиональных бухгалтеров, представили обновленную информацию о ключевых проектах, связанных со стандартами МФБ об обязанностях ее членов (IFAC Statements of Membership Obligations).

В работе конференции принял участие заместитель председателя IAASB Дэн Монтгомери, который подчеркнул:

 

«Разработчики стандартов, представители регулирующих органов, пользователей и самой бухгалтерской профессии — все заинтересованы в достижении общей цели формирования высококачественной финансовой отчетности и аудита в интересах общества. Интерес и сотрудничество организаций, представленных на данной конференции, демонстрируют, как это важно для учредителей Международных стандартов финансовой отчетности и аудита активно действовать для поддержки глобального принятия и эффективной реализации международных стандартов».

 

Программа мероприятия включала многочисленные встречи представителей национальных профессиональных ассоциаций бухгалтеров и аудиторов и трех важнейших международных организаций в области отчетности и аудита (СМСФО, МФБ и СМСАПДИ) в отношении опыта применения МСФО и МСА, включая вопросы их принятия и имплементации на практике. Значительное время в процессе дискуссий было посвящено вопросам требований по обеспечению качества формирования отчетности и проводимого аудита, а также состоянию инициатив по переводу стандартов МСФО и МСА на соответствующие языки на постоянной основе. Дискуссии также дали возможность предоставить обратную связь и мнение регионов по поводу методов внедрения «полного пакета» МСФО и стандарта «МСФО для малых и средних предприятий», а также относительно изменения роли профессиональных бухгалтерских организаций.

В работе международной конференции в Лондоне приняли участие представители профессионального бухгалтерского и аудиторского сообщества из Армении, Азербайджана, Беларуси, Грузии, Казахстана, Киргизии, Молдовы, России, Таджикистана, Украины и Узбекистана. Многие делегаты являются действительными или ассоциированными членами МФБ, сотрудниками профессиональных бухгалтерских организаций, органов по разработке национальных стандартов учета, отчетности и аудита, представителями национальных министерств финансов, регулирующих органов в области оборота рынка ценных бумаг, национальных банков и других заинтересованных сторон.

 

СПРАВОЧНО

МФБ является глобальной организацией бухгалтерской профессии, которая ставит своей целью служение общественным интересам путем укрепления профессии бухгалтера и аудитора и внесения посредством этого своего вклада в развитие сильной международной экономики. МФБ состоит из 172 действительных и ассоциированных членов в 129 странах и юрисдикциях, что составляет приблизительно 2,5 млн бухгалтеров в общественной практике отчетности и аудита, образования в сфере бухгалтерского учета, государственной службы, промышленности и торговли.

СМСАПДИ разрабатывает международные стандарты аудита и подтверждения достоверности финансовой информации для использования всеми профессиональными бухгалтерами. Разработка стандартов аудита происходит при участии и под надзором Совета по защите интересов общественности (Public Interest Oversight Board), который осуществляет надзор за деятельностью СМСАПДИ и его различных консультационных групп. Совет по защите интересов общественности также обеспечивает участие представителей общественности в процессе разработки стандартов и другого руководства.

 

Фонд МСФО опубликовал свой годовой отчет за 2012 г.

Фонд МСФО выпустил свой ежегодный отчет о деятельности, охватывающий операционные и финансовые результаты за 2012 г. В целом попечители Фонда МСФО считают 2012 г. очень успешным и заявляют, что он открывает вторую главу в истории развития МСФО после успешного десятилетия практического внедрения стандартов МСФО в течение первого десятилетия текущего века во многих странах мира, а также проведенной большой работы по улучшению самих стандартов. Без перечисления всех достижений Совета по МСФО и Фонда МСФО, которое занимает в отчете более 50 страниц, можно указать, что в течение 2012 г. был достигнут значительный прогресс в продвижении МСФО как единого глобального общепризнанного набора стандартов финансовой отчетности; были завершены и опубликованы обзоры стратегии и практики руководства Фонда МСФО; разработаны конкретные рекомендации по улучшению работы Комитета по Разъяснениям МСФО; создан Форум ASAF; открыт региональный офис Совета по МСФО в Токио, покрывающий деятельность в странах Азии и Океании.

В отчет включен также детальный анализ нормотворческой деятельности Совета по МСФО, проведенной в 2012 г., представленный его председателем Гансом Хугерворстом. В докладе г­-на Хугерворста перечислены все технические проекты, начатые, завершенные и находящиеся в процессе разработки в течение прошедшего года, в частности объяснены ключевые детали новых проектов по учету финансовых инструментов, договоров аренды, признания выручки, страховых контрактов, учета в отраслях с регулируемыми тарифами, биологических активов и др.

Финансовая стабильность самого Фонда МСФО не вызывает сомнений — доходы Фонда от различных взносов международных организаций и частных лиц за 2012 г. составили более 20 млн фунтов стерлингов, а объем продаж нормативной литературы со стандартами и разъяснениями МСФО достиг 5,3 млн фунтов. Чистая прибыль Фонда МСФО составила 2,4 млн фунтов по сравнению с 708 тыс. фунтов, полученных в 2011 г. Основными расходами Фонда являются, естественно, расходы на заработную плату попечителей, членов и сотрудников органов МСФО — они остаются стабильными из года в год на уровне примерно 16 млн фунтов стерлингов.

Основными источниками финансирования в пользу Фонда МСФО в 2012 г. стали:

• Международные аудиторские фирмы — 6 млн фунтов;
• Европейская комиссия — 3,3 млн фунтов;
• Япония — 1,7 млн фунтов.

Россия внесла взнос в развитие Фонда и Совета по МСФО в сумме 300 тыс. фунтов (плательщиком в отчете числится Министерство финансов Российской Федерации).

В целом можно сказать, что Фонд МСФО находится в периоде подъема своей работы, и мы можем только пожелать ему продолжения такой же успешной деятельности в 2013 г.

Поделиться ссылкой на статью в соцсетях:
Комментарии к статье
Все комментарии (0)
РЕГИСТРАЦИЯ
Ваше имя:
Ваш e-mail:

Укажите реальный и действующий e-mail адрес. На него будет выслан запрос о подтверждении регистрации.

Пароль:

Пароль должен содержать от 6 до 20 символов из списка: A-z 0-9 ! ? % @ # $ % ^ ~ & * | / ( ) [ ] { } < > _ - + : ; . , ` и не может совпадать с логином.

Подтвердите пароль:
Нажимая кнопку «Регистрация», я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю своё согласие Администрации Сайта на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных Политикой конфиденциальности.
Авторизация Забыли пароль?
АВТОРИЗАЦИЯ
Ваш e-mail:
Пароль:
Регистрация Забыли пароль?
ВОСТАНОВЛЕНИЕ ПАРОЛЯ
Ваш e-mail:

Введите e-mail, указанный Вами при регистрации. На него будет выслан Ваш пароль.

Авторизация Регистрация
Техподдержка

Пожалуйста, оставьте ваше сообщение. Служба поддержки обработает Ваше сообщение в рабочие часы — 10:00–19:00 (Мск). Не забудьте указать как с Вами можно связаться.

Ваше имя:
Ваш e-mail:
Текст сообщения:
Активация подписки
Код активации: - - -

Например: 2QJGF-26XUH-F3RTD-BP49V

ОТ РЕДАКЦИИ