КФО №4 2009
Международные новости
Корпоративная финансовая отчётность. Международные стандарты.
Журнал и практические разработки по МСФО и управленческому учету.
Опубликован IFRS Taxonomy 2009
Фонд Комитета по Международным стандартам финансовой отчетности
(IASCF) издал IFRS Taxonomy 2009 и опубликовал для публичных комментариев
Руководство по процедуре одобрения XBRL.
IFRS Taxonomy – это перевод международных стандартов финансовой отчет-
ности по состоянию на 1 января 2009 г. на расширяемый язык бизнес-отчетности
(XBRL).
Расширяемый язык бизнес-отчетности – это язык, который используется,
чтобы передавать информацию между различными видами бизнеса. Он позво-
ляет компаниям, органам власти и управления, аналитикам и прочим пользова-
телям IFRS Taxonomy получать преимущества от более простого использования
информации, более быстрого доступа к ней, а также от возможности анализиро-
вать финансовые показатели.
Выпуск IFRS Taxonomy последовал после публикации его проекта в январе
2009 г. Комментарии к проекту были получены от заинтересованных лиц по всему
миру, включая организации различного рода бизнеса. Комментарии в основном
сводились к учетным и техническим деталям.
Представленный для общественных комментариев проект Руководства по
процедуре одобрения XBRL описывает миссию, методологию, объем работ
и обязательные процедуры, которые следует выполнять для дальнейшего развития
IFRS Taxonomy и расширяемого языка бизнес-отчетности (XBRL) в целом.
СМСФО прокомментировал рекомендации участников
Большой двадцатки
Совет по Международным стандартам финансовой отчетности дал ответ на
рекомендации лидеров стран – участниц Большой двадцатки касательно стан-
дартов учета, а также на решения, принятые Советом по стандартам финансового
учета (ССФУ) США.
СМСФО взял на себя обязательства провести работу по каждому из рекомен-
дованных лидерами Большой двадцатки аспектов уже к концу 2009 г. СМСФО
выпустит краткий обзор проделанной работы и предполагаемых дальнейших
шагов.
В своих рекомендациях лидеры Большой двадцатки призывают к развитию
единого свода высококлассных стандартов учета. Чтобы достичь поставленной
цели, СМСФО ведет интенсивную работу совместно с ССФУ США, Советом
по стандартам учета (ССУ) Японии и прочими национальными разработчиками
стандартов учета.
Представители СМСФО и ССФУ США подтверждают свои намерения в отно-
шении общего подхода к проблемам финансового кризиса и глобальной цели по
сближению МСФО и ОПБУ США.
Совместный проект СМСФО и СФУ США
по замене стандартов учета финансовых инструментов
2 апреля ССФУ США взял на себя обязательства выпустить разъяснения
в виде Мнения ССФУ США (FASB Staff Positions) по вопросу определения спра-
ведливой стоимости и обесценения долговых ценных бумаг.
СМСФО изучил Мнение ССФУ США и сделал следующие выводы:
– Руководство по оценке по справедливой стоимости, выпущенное ССФУ
США, соответствует существующим требованиям МСФО.
– По вопросу обесценения СМСФО считает, что следует усовершенствовать
требования к методике обесценения.
На данный момент в результате анализа предложений ССФУ США СМСФО
установил, что применяемая в ОПБУ США концепция обесценения долговых
обязательств не существует в МСФО.
В отличие от ОПБУ США МСФО требует признания обесценения компа-
нией тогда и только тогда, когда у компании имеются объективные предпосылки
ожидать невыполнения контрактных обязательств, которые связаны с денеж-
ными потоками.
В результате МСФО и ОПБУ США используют отличные друг от друга модели
обесценения, которые относятся к различным видам финансовых активов.
Признаки обесценения и условия для начисления резервов также различаются.
Поэтому старания свести воедино МСФО и ОПБУ США приведут к значительным
изменениям обоих сводов стандартов.
Наблюдательный совет СМСФО поддерживает СМСФО и ССФУ США в
том, чтобы выпустить единый новый стандарт, вместо того чтобы вносить правки
в существующие.
СМСФО разработал план замены МСФО 39
Совет по Международным стандартам финансовой отчетности разработал
шестимесячный план по публикации проекта стандарта, который призван заме-
нить существующий МСФО 39 «Финансовые инструменты: признание и оценка».
Всесторонний проект по финансовым инструментам СМСФО проводится
в полном соответствии с рекомендациями и планом, выработанным лидерами
стран – участниц Большой двадцатки. Они поставили перед разработчиками
стандартов задачу упростить порядок учета финансовых инструментов и учесть
требования, возникшие в связи с финансовым кризисом.
СМСФО будет работать совместно с ССФУ США, чтобы достичь поставленной
цели по замене требований к учету финансовых инструментов на глобальном
уровне согласно следующему плану:
Апрель – июнь
Разработка методов оценки, включая рассмотрение методологии оценки
возможных убытков, обесценения и эффективной процентной ставки.
Май – июнь
Разработка категорийного аппарата.
Разработка требований к раскрытию информации.
Июль
Принятие окончательных решений по вопросам, рассмотренным в апреле –
июне.
Август
Принятие решения о методе первоначальной оценки.
Принятие решения о возможности использования справедливой стоимости
и модели переоценки.
Разработка прочих вопросов, включая производные инструменты, пере-
ходный период, дату вступления в силу. Разработка руководства по применению.
Сентябрь – октябрь
Подготовка финальной версии Проекта для обсуждения.
Рассмотрение прочих аспектов МСФО 39, включая учет хеджирования.
При разработке своих предложений СМСФО будет использовать рекомен-
дации Консультационной группы по вопросам финансового кризиса.
Также СМСФО планирует активно привлекать к проекту все заинтересо-
ванные стороны, включая продолжение проведения консультативных встреч
с Базельским комитетом по банковскому надзору, регуляторами организованных
бирж ценных бумаг, рабочей группой по финансовым инструментам и прочими
заинтересованными сторонами.
Консультативная группа по вопросам финансового кризиса
отчиталась перед лидерами Большой двадцатки
В своем письме к странам – участницам Большой двадцатки Консультативная
группа отметила следующее.
Финансовый кризис привел к значительному ослаблению бизнес-практики
и финансового регулирования. Консультативная группа полностью разделяет
мнение лидеров стран – участниц Большой двадцатки касательно срочной необ-
ходимости широкомасштабных реформ в сфере учета и отчетности в ответ на
финансовый кризис и его последствия, а также признает, что повышение качества
стандартов учета и отчетности является неотъемлемой частью данных реформ.
За последние три месяца были обсуждены подходы к улучшению стандартов
финансового учета и отчетности. Особое внимание было уделено финансовым
институтам в надежде на то, что это поможет повысить доверие к финансовым
рынкам.
На встрече в апреле 2009 г. лидеры стран – участниц Большой двадцатки
постановили, что разработчики стандартов должны сделать значительные шаги
в направлении единого свода высококачественных глобальных стандартов учета.
Консультативная группа считает, что особенно нуждаются в пересмотре такие
участки учета, как оценка финансовых инструментов и их учет на забалансовых
счетах. Улучшение стандартов в данных областях, а также в разделе создания
резервов, что является крайне важным для регулирующих органов, позволит
повысить прозрачность отчетности, сохранить достоверность финансовой инфор-
мации и уменьшить зависимость финансового сектора от различного рода бизнес-
рисков.
СМСФО, работая совместно с ССФУ США, выпустил предполагаемые изме-
нения в учете забалансовых статей ранее в 2009 г. В мае 2009 г. ССФУ США выпу-
стит изменения к существующим ОПБУ США в аналогичных областях.
Оба Совета представили соответствующее глобальным требованиям руковод-
ство по оценке по справедливой стоимости для неактивных рынков и раскрытию
данной информации. Консультативная группа поддерживает оба Совета в продол-
жении активной работы и разрешении проблем финансовой отчетности, выяв-
ленных финансовым кризисом.
По мнению Консультативной группы, наиболее значительными и важными
являются проекты по учету финансовых инструментов, консолидации и прекра-
щению признания. Все они представляют собой своеобразный вызов для обоих
Советов, поскольку являются сложными и комплексными. Разработчики стан-
дартов находятся под давлением необходимости проводить реформы в ответ на
проявления финансового кризиса. Считается, что оба Совета смогут достичь
целей, поставленных лидерами стран – участниц Большой двадцатки, только при
условии высокой концентрации усилий над сложной работой, каковой являются
их проекты.