Раскрытие информации в консолидированной финансовой отчетности нефтегазовых компаний
Нефтегазовые компании России являются основными налогоплательщиками и играют ведущую роль в экономике Российской Федерации. Поэтому группы нефтегазовых компаний представляют собой особый интерес и важность для нашей страны.
Финансовая информация о группах взаимосвязанных компаний содержится в консолидированной отчетности. Однако в настоящее время составление консолидированной отчетности российскими организациями законодательно не закреплено. Многие российские нефтегазовые компании, являясь публичными, представляют информацию не только в налоговые и прочие государственные органы, но и в Федеральную комиссию по ценным бумагам. Указанные компании раскрывают индивидуальную финансовую отчетность, которая часто отражает лишь стоимость инвестиций холдинга в дочерние и зависимые организации и не дает полную картину имущественного и финансового положении группы компаний. Такая отчетность не отвечает требованиям заинтересованных пользователей, поскольку не обеспечивает их полезной информацией о группе организаций.
Являясь инструментом управления финансовыми потоками, консолидированная отчетность помогает получению доступа к более дешевым финансовым ресурсам, способствует процессу перераспределения ресурсов на макроэкономическом уровне. Требования пользователей финансовой отчетности к раскрытию информации постоянно меняются, возникают все новые аспекты и вопросы в связи с растущими потребностями рынка. В целях обеспечения пользователей надежной информацией о группе организаций для принятия обоснованных экономических решений возрастает роль раскрытия дополнительной информации в примечаниях к консолидированной финансовой отчетности.
Нефтегазовые компании одними из первых в стране стали составлять консолидированную отчетность по международным стандартам. Публикация отчетности в соответствии с международными стандартами свидетельствует об открытости и прозрачности компании. Анализ такой отчетности помогает инвесторам и кредиторам принимать обоснованные решения относительно покупки и продажи акций, выдачи кредита, предоставления гарантий.
По составу форм отчетности российские и международные стандарты ничем не различаются. Существенным отличием отчетности, составленной по МСФО, от отчетности, составленной по российским стандартам, является более полное раскрытие информации в примечаниях, что обеспечивает высокое качество отчетной информации, а именно ее понятность, уместность, надежность и сопоставимость.
Приказ Минфина от 30 декабря 1996 г. № 112 «О методических рекомендациях по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности» разъясняет, что «формы бухгалтерской отчетности могут дополняться данными, необходимыми пользователям сводной бухгалтерской отчетности», а числовые показатели отдельных активов, пассивов и хозяйственных операций «должны приводиться обособленно, если без их знания для пользователей невозможна оценка финансового положения группы или финансового результата ее деятельности». Таким образом, компании могут раскрывать дополнительную информацию и не ограничивать себя минимально необходимым набором показателей, обязательных к раскрытию по положениям российского бухгалтерского учета.
Исследование практики составления консолидированной финансовой отчетности нефтегазовых компаний позволило выделить следующие этапы подготовки информации, раскрываемой в примечаниях к консолидированной отчетности, которые представлены на схеме.
Этапы подготовки информации, раскрываемой в примечаниях к консолидированной финансовой отчетности
Подготовка форм отчетности: баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении капитала, отчет о движении денежных средств |
Подготовка консолидированной финансовой отчетности |
Подготовка информации, обязательной к раскрытию по требованию международных стандартов |
|
Подготовка дополнительной информации, раскрываемой компаниями нефтегазовой отрасли |
|
Подготовка дополнительной информации, раскрываемой публичными компаниями нефтегазовой отрасли |
Подробный перечень информации, необходимой для раскрытия в рамках консолидированной отчетности, регулируют МСФО 24 «Раскрытие информации о связанных сторонах», МСФО 27 «Консолидированная и отдельная финансовая отчетность», МСФО 28 «Инвестиции в ассоциированные организации», МСФО (IFRS) 8 «Операционные сегменты», МСФО (IFRS) 3 «Объединение бизнеса».
Отличительной особенностью консолидированной отчетности нефтегазовых компаний является раскрытие специфической информации о нефтегазовой деятельности. Анализ консолидированной отчетности ведущих нефтегазовых компаний на предмет раскрытия информации о деятельности, связанной с разведкой и добычей нефти и газа, позволил сделать следующие выводы:
– Компании, отчитывающиеся по стандартам ОПБУ США, раскрывают в консолидированной финансовой отчетности больший объем информации о нефтегазовой деятельности, чем компании, представляющие отчетность по МСФО. Эти компании руководствуются SFAS 69 «Раскрытие информации о деятельности, связанной с разведкой и добычей нефти и газа».
– Компании отражают принадлежащую им долю в результатах операций, связанных с добычей нефти и газа, зависимых компаний, учитываемых по методу долевого участия, и долю в составе доказанных запасов компаний.
На наш взгляд, раскрытие доли в результатах нефтегазовой деятельности является логичным, поскольку инвестиции в зависимые компании предполагают ежегодную их переоценку на сумму прибылей (убытков), заработанных зависимой компанией. Однако раскрытие доли в составе запасов зависимой компании является спорным моментом. Группа нефтегазовых компаний хотя и может влиять на деятельность своих зависимых компаний, но не имеет права на их доказанные запасы и может рассчитывать только на принадлежащую ей часть результатов деятельности зависимых компаний. Результат деятельности и оценка запасов не могут быть приравнены друг к другу. Доля в запасах зависимых компаний представляет собой величину, не обеспеченную реальными поступлениями денежных средств или других активов. Поэтому, на наш взгляд, раскрытие в консолидированной отчетности доли в запасах нефти и газа не представляет экономического смысла и не может быть реально оценено пользователями финансовой отчетности.
– Компании, отчитывающиеся по МСФО, чаще всего ограничиваются раскрытием количественных данных, таких как оценка запасов.
– Публичные компании, отчитывающиеся по МСФО, раскрывают более подробную информацию о своей нефтегазовой деятельности, ориентируясь на требования к раскрытию в ОПБУ США.
– Вне зависимости от используемых стандартов учета нефтегазовые компании стремятся раскрыть как можно больше информации о нефтегазовой деятельности в своих годовых отчетах, чтобы инвесторы и кредиторы могли сделать обоснованные выводы об операционной и инвестиционной политике компаний, получить полную картину их деятельности.
В течение продолжительного времени обсуждается вопрос раскрытия в отчетности стоимости запасов, а также вопросы методов оценки данной стоимости. Комитеты, отвечающие за регулирование раскрытия информации в финансовой отчетности, так и не пришли к единому мнению. На данный момент не разработан метод, который позволил бы оценить раскрываемую информацию о запасах нефти и газа. Существуют методы определения количества запасов, учитывающие экономические факторы. Такие определения помогают определить будущие потоки денежных средств, связанные с запасами, для оценки инвесторами и другими пользователями финансовой отчетности.
На основе анализа финансовой отчетности нефтегазовых компаний было установлено, что раскрываемой информации о запасах нефти и газа недостаточно, чтобы заинтересованные пользователи могли сделать обоснованную оценку результатов деятельности компании. В целях повышения полезности финансовой отчетности нефтегазовой компании предлагается увеличить объем информации, раскрываемой в отчетности, и ввести следующие изменения:
1. Расширить перечень раскрываемой информации за счет увеличения числа показателей, раскрываемых в информации по сегментам.
В дополнение к обязательному раскрытию в информации по сегментам мы предлагаем привести показатели, на основе которых принимаются управленческие решения. К их числу можно отнести следующие: операционная прибыль до налогов, амортизации и процентных расходов; валовая прибыль на тонну добытой нефти; маржа на тонну проданных нефтепродуктов.
МСФО (IFRS) 8 «Операционные сегменты» требует представления финансовой и описательной информации по отчетным сегментам, которые являются операционными сегментами или объединениями операционных сегментов, отвечающими заданным критериям. Операционные сегменты определяются как компоненты предприятия, в отношении которых имеется отдельная финансовая информация, которая регулярно оценивается руководителем, несущим основную ответственность за принятие операционных решений, с целью принятия решений по распределению ресурсов и оценке результатов работы. МСФО 8 требует, чтобы суммы, указанные по каждой статье сегментного примечания, являлись показателями, указанными в отчете для руководителя, несущего основную ответственность за принятие операционных решений, для целей принятия решений по распределению ресурсов и оценке результатов работы такого сегмента.
Вследствие этого у компаний появилось больше возможностей по определению того, что включать в информацию по сегментам.
2. Ввести дополнительный раздел, в котором будут раскрываться показатели, характеризующие среду функционирования компании: регионы сбыта, занимаемая доля рынка в разрезе видов деятельности, динамика производства и продаж, риски деятельности компании, инвестиционные программы и статус их выполнения.
3. Ввести в отчетность дополнительный раздел для описания нефтегазовых месторождений компаний, планов по их разведке и разработке, статуса программ по оценке и разведке месторождений, раскрывать причины изменений запасов нефти и газа, включая изменения цен, а также показатели эффективности добывающих скважин.