КФО №8 2012
Международные новости
Корпоративная финансовая отчётность. Международные стандарты.
Журнал и практические разработки по МСФО и управленческому учету.
В качестве ответа попечители Фонда МСФО в октябре 2012 г. опубликовали cвой анализ отчета сотрудников Комиссии США по ценным бумагам и биржам (КЦБР, SEC), который назывался «Окончательный отчет персонала КЦБР относительно Международных стандартов финансовой отчетности» (Final Staff Report on International Financial Reporting Standards). Данный отчет, опубликованный 13 июля 2012 г.[1], стал кульминацией двухлетней работы КЦБР по анализу вопросов, связанных с возможным юридическим обязательным внедрением стандартов МСФО в отчетный режим американских предприятий.
Вскоре после опубликования доклада КЦБР США попечители Фонда МСФО выступили с заявлением, в котором, в частности, указывалось об их намерении уделить пристальное внимание замечаниям в адрес стандартов МСФО, высказанным в докладе КЦБР. В рамках этого намерения попечители Фонда МСФО поручили своим сотрудникам провести анализ отчета персонала КЦБР — но не с целью его «возвратной» критики, а на благо обоих Советов: по МСФО и СФУ США, как и во имя интересов международного сообщества. Ответный анализ был размещен на веб-сайте Фонда МСФО по адресу http://www.ifrs.org/.
Подробный анализ персонала Фонда МСФО детально рассматривает вопросы, поднятые в докладе персонала КЦБР США в отношении стандартов МСФО как глобальных стандартов финансового учета, роли Совета по МСФО в качестве разработчика таких стандартов и проблем перехода США на МСФО (включая юридические вопросы введения МСФО в законодательное поле США).
Для оказания помощи своим сотрудникам в их анализе отчета персонала КЦБР в более широком международном контексте Фонд МСФО дополнительно заказал исследование существующих научных трудов о пользе и последствиях внедрения глобальных стандартов финансового учета и отчетности. Это дополнительное исследование включено в доклад Фонда МСФО в качестве приложения к анализу.
Комментируя публикацию анализа сотрудников Фонда МСФО, Мишель Прада (Michel Prada), председатель Попечительского совета МСФО, сказал: «В своем заявлении о глобальных стандартах финансового учета и отчетности в феврале 2010 г. КЦБР США заявила о твердой приверженности идее разработки единого набора глобальных стандартов и также признала то, что МСФО были наилучшим образом позиционированы для этой роли, в том числе и для рынка США. Данное заявление КЦБР фактически поручило персоналу КЦБР заняться разработкой и выполнением плана работы для поддержки этого процесса, в результате чего в июле 2012 г. и был опубликован окончательный отчет персонала КЦБР по МСФО.
Опубликованный анализ сотрудников Фонда МСФО дополняет выводы доклада персонала КЦБР научными исследованиями, а также опытом других юрисдикций за пределами США, которые уже завершили свой переход на МСФО. Таким образом, данный анализ должен также быть полезным для других юрисдикций, которые рассматривают возможность принятия на своей территории стандартов МСФО.
Признавая проблемы, указанные специалистами КЦБР, анализ, проведенный сотрудниками Фонда МСФО, тем не менее показывает, что не существует никаких непреодолимых препятствий для принятия МСФО в США и что США имеют хорошие возможности для успешного перехода на МСФО, выполняя тем самым задачу, необходимость которой неоднократно подтверждалась лидерами стран “Большой двадцатки”».
Опубликован новый уточненный План работы Совета по МСФО
После обновления прогнозируемые цели уточненного плана работы членов Совета по МСФО на конец 2012 г. — 2013 г. выглядят следующим образом:
Следующий важный этап проекта
Следующий важный этап проекта |
||||||
Повестка |
2012 Квартал 4 |
2013 Квартал 1 |
2013 Квартал 2 |
2013 Квартал 3 |
MoU |
Joint |
Консультации с общественностью по поводу трехлетнего плана работы СМСФО |
Заявление по обратной связи |
|
|
|
|
|
|
||||||
Проекты, связанные с финансовым кризисом |
2012 Квартал 4 |
2013 Квартал 1 |
2013 Квартал 2 |
2013 Квартал 3 |
MoU |
Joint |
МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты» (замена МСФО (IAS) 39) |
||||||
Классификация и оценка (частичные поправки) |
Target ED |
|
|
|
√ |
√ |
Обесценение |
Target ED |
|
|
|
√ |
√ |
Учет хеджирования (Review Draft будет опубликован до декабря 2012 г.) |
Target IFRS |
|
|
|
√ |
|
Учет макрохеджирования |
|
Target DP |
|
|
√ |
|
Проекты, связанные с Меморандумом о взаимопонимании с ССФУ США |
2012 Квартал 4 |
2013 Квартал 1 |
2013 Квартал 2 |
2013 Квартал 3 |
MoU |
Joint |
Аренда |
|
Target ED |
|
|
√ |
√ |
Признание выручки |
Пересмотр драфта |
Target IFRS |
|
|
√ |
√ |
Другие проекты |
2012 Квартал 4 |
2013 Квартал 1 |
2013 Квартал 2 |
2013 Квартал 3 |
MoU |
Joint |
Договоры страхования |
|
Target ED |
|
|
|
√ |
Консолидация — учет для инвестиционных предприятий |
Target IFRS¹ |
|
|
|
|
√ |
Дополнения и изменения к стандартам |
2012 Квартал 4 |
2013 Квартал 1 |
2013 Квартал 2 |
2013 Квартал 3 |
|
|
Проект ежегодных улучшений МСФО цикла 2010—2012 гг. |
|
|
Целевое завершение |
|
|
|
Проект ежегодных улучшений МСФО цикла 2011—2013 гг. |
Target ED |
|
|
|
|
|
Методы амортизации, основанные на выручке (поправки к МСФО (IAS) 16 и МСФО (IAS) 38) |
Target ED |
|
|
|
|
|
Продажа или взносы активов между инвестором и ассоциированной компанией/совместным предприятием (предлагаемые поправки к МСФО (IFRS) 10 и МСФО (IAS) 28) |
Target ED |
|
|
|
|
|
Метод долевого участия: учет изменений в размере прочих чистых активов (предлагаемые поправки к МСФО (IAS) 28) |
Target ED |
|
|
|
|
|
Приобретение доли участия в совместной операции (предлагаемые поправки к МСФО (IFRS) 11) |
Target ED |
|
|
|
|
|
|
||||||
Интерпретации МСФО |
2013 Полугодие 1 |
|
2013 Полугодие 2 |
|
|
|
Пошлины, взимаемые государственными органами с предприятий, которые работают на определенных рынках |
Target Interpretation |
|
|
|
|
|
Опционы «пут», выписанные в отношении неконтролирующих долей участия |
|
|
Target Interpretation |
|
|
|
МСФО для МСП |
2012 Квартал 4 |
2013 Квартал 1 |
2013 Квартал 2 |
2013 Квартал 3 |
|
|
Всеобъемлющий обзор 2012—2014 гг. (период для комментариев заканчивается 30 ноября 2012 г.) |
В течение периода |
|
|
|
|
|
Обзор практического применения стандартов МСФО |
2012 Квартал 4 |
2013 Квартал 1 |
2013 Квартал 2 |
2013 Квартал 3 |
|
|
МСФО (IFRS) 8 «Операционные сегменты» (период для комментариев заканчивается 16 ноября 2012 г.) |
|
Рассмотрение полученных комментариев |
|
|
|
|
МСФО (IFRS) 3 «Объединение бизнеса» |
|
Начало обзора |
|
|
|
|
Исследовательские проекты |
2013 Полугодие 1 |
|
2013 Полугодие 2 |
|
|
|
Виды деятельности, ограниченные регулируемыми тарифами |
|
|
Target DP |
|
|
|
Носители биологических активов (проект по ограниченному пересмотру МСФО (IAS) 41) |
Target ED |
|
|
|
|
|
Концептуальные основы МСФО (главы, посвященные элементам финансовой отчетности, вопросам измерения, периметра отчитывающегося предприятия, а также представления и раскрытия информации) |
Target DP |
|
|
|
|
|
Сокращения и термины:
Target DP — целевой документ для предварительного обсуждения (Discussion paper);
Target Interpretation — выпуск целевой интерпретации;
Target ED — целевой проект стандарта МСФО (Exposure draft);
Target IFRS — целевой стандарт МСФО;
MoU — проект, осуществляемый в рамках Меморандума о взаимопонимании с Советом по СФУ США;
Joint — совместный проект с Советом по СФУ США.
Продолжена конвергенция в вопросах применения оценки для целей финансовой отчетности
Международный совет по стандартам оценки (International Valuation Standards Council — IVSC) и Международная федерация бухгалтеров (International Federation of Accountants — IFAC) возобновили свой Меморандум о взаимопонимании, который будет способствовать сближению их позиций в вопросах подхода к оценкам, применяемым в финансовой отчетности предприятий, а также дальнейшему укреплению совместных усилий обеих организаций в областях, представляющих общий интерес.
В соответствии с Меморандумом о взаимопонимании в числе особых областей, представляющих общий интерес, в частности, были определены следующие:
• для оценщиков и аудиторов — стремиться достичь лучшего взаимопонимания в вопросах определения их роли в отношении финансовой отчетности предприятий;
• для обеих организаций — способствовать усилению надежности, доверия и приемлемости со стороны пользователей финансовой отчетности; оценок, сформированных в результате применения Международных стандартов оценки (International Valuation Standards).
Новый меморандум будет действовать до 31 декабря 2015 г.
Фонд МСФО выпустил учебный материал в поддержку стандарта МСФО 13
В развитие своей «Образовательной инициативы» (Education Initiative) Фонд МСФО выпустил учебный материал, иллюстрирующий применение стандарта МСФО (IFRS) 13 «Измерение справедливой стоимости». В разработке учебных материалов принимала участие группа специально приглашенных экспертов в области оценки.
Проект первой главы этого учебного материала под названием «Оценка справедливой стоимости необращающихся на рынке долевых инструментов в рамках применения стандарта МСФО 9 “Финансовые инструменты”» теперь доступен в Интернете на веб-сайте Фонда МСФО всем желающим.
Документ является детальным анализом подходов к определению справедливой стоимости некотируемых долевых инструментов и на 68 страницах объясняет процесс определения справедливой стоимости и детали применения различных методов оценки: рыночного и доходного подходов, а также метода скорректированных чистых активов (adjusted net asset method).
Фонд МСФО отмечает, что сотрудники Фонда не ожидают комментариев и замечаний к проекту, который выставлен исключительно для целей ознакомления общественности и будет находиться в открытом доступе в Интернете до конца ноября 2012 г. Публикация окончательного варианта документа ожидается в декабре 2012 г.
IFAC и IIRC согласились о необходимости сотрудничества в интересах пользователей отчетности
Международная федерация бухгалтеров (IFAC) и Международный Совет по интегрированной отчетности (International Integrated Reporting Council — IIRC) подписали Меморандум о взаимопонимании в целях содействия сотрудничеству, координации и согласованности между этими двумя организациями. Меморандум о взаимопонимании направлен на использование преимущества «естественной синергии» между работой IFAC и IIRC в интересах поддержки международно признанных стандартов интегрированной отчетности.
В соответствии с подписанным меморандумом IFAC и IIRC признают роль друг друга в разработке соответствующих международных стандартов отчетности (имеется в виду поддержка со стороны IFAC стандартов МСФО и разработки организацией IIRC системы интегрированной отчетности). Обе стороны официально признали взаимодополняющий характер своих основополагающих целей и миссий.
Как указано в меморандуме, к такому выводу стороны пришли на основании того, что «успешное развитие и внедрение интегрированной отчетности (Integrated Reporting — IR) является существенным фактором современного развития бухгалтерской профессии и служит интересам общества, а также способствует активному участию и поддержке профессии бухгалтера, которая, в свою очередь, является существенной и полезной для разработки и реализации международной системы интегрированной отчетности».
Меморандум содержит ряд обязательств между сторонами в отношении таких вопросов, как уважение мандата друг друга и соглашение о совместной работе. В частности, меморандум направлен на определение путей и средств, которые помогут согласовать принципы интегрированной отчетности с МСФО и в целом будут способствовать укреплению корпоративной отчетности.
Меморандум о взаимопонимании, который был подписан в сентябре 2012 г. и опубликован в октябре 2012 г., охватывает целый ряд вопросов, связанных с развитием деятельности по совершенствованию стандартов отчетности, и будет действовать до 30 сентября 2014 г. Именно к этому времени Совет IIRC рассчитывает завершить и опубликовать первое издание стандартов интегрированной отчетности.
Взгляд Европейского союза на развитие системы глобальных стандартов финансовой отчетности
На недавней конференции, проведенной совместно европейской организацией по финансовой отчетности EFRAG и попечителями Фонда МСФО, видные европейские деятели в области корпоративной отчетности провели круглый стол на тему точки зрения Европейского союза на переход к глобальным стандартам бухгалтерского учета и финансовой отчетности.
Выступающие на круглом столе детально обсудили текущее состояние применения стандартов МСФО в Европейском союзе. В настоящее время более двух третей стран «Большой двадцатки» уже приняли МСФО. Целью Европейского союза является принятие всех стандартов МСФО, выпущенных Советом по МСФО, при соблюдении условия, что все стандарты являются приемлемыми для Европы и отвечают потребностям европейских пользователей отчетности.
Для достижения этой цели было решено, что «взгляд ЕС» должен быть объединен в одно сообщение для Совета по МСФО и доставлен адресату как можно раньше — в самом начале процесса разработки соответствующих новых стандартов МСФО.
Также на конференции обсуждались вопросы, находящиеся в сфере финансовой отчетности США. В частности, представители Европейской комиссии выразили свое разочарование по поводу результатов отчета сотрудников КЦБР США в отношении принятия МСФО на территории США. Отсутствие реального заключения и решения о работе с СМСФО со стороны сотрудников КЦБР США воспринимается в Европе как отрицательный результат и в целом приведет к замедлению глобального процесса конвергенции стандартов финансовой отчетности.
Европейская комиссия выразила мнение, что именно 2013 г. станет «годом истины» с в отношении того, стали ли МСФО действительно глобальными стандартами финансовой отчетности МСФО, и с точки зрения реальной судьбы конвергенции с ГААП США.
Новые правила учета для инвестиционных компаний
31 октября 2012 г. Совет по МСФО опубликовал новое руководство для учета к применению инвестиционными предприятиями — в виде поправок к стандартам МСФО (IFRS) 10 «Консолидированная финансовая отчетность», МСФО (IFRS) 12 «Раскрытие информации об участии в других предприятиях» и МСФО (IAS) 27 «Отдельная финансовая отчетность».
Данные поправки применимы только к компаниям определенного вида бизнеса, которые квалифицируются Советом по МСФО как «инвестиционные предприятия». СМСФО использует термин «инвестиционное предприятие» для обозначения компании, бизнес-моделью которой является инвестирование средств исключительно для получения:
1) доходов от прироста стоимости капитала;
2) доходов от объекта инвестиций или
3) обоих вышеуказанных видов доходов.
Кроме того, квалифицируемое «инвестиционное предприятие» должно на практике оценивать эффективность своих инвестиций путем использования метода справедливой стоимости. Такие предприятия могут включать в себя организации частного капитала (private equity organisations), предприятия венчурного капитала, пенсионные фонды, паевые инвестиционные фонды, суверенные фонды и другие инвестиционные фонды.
В соответствии со стандартом МСФО (IFRS) 10 «Консолидированная финансовая отчетность» отчитывающиеся предприятия были обязаны консолидировать все свои объекты инвестиций, которые они контролируют (другими словами, все свои дочерние предприятия). Однако составители и пользователи финансовой отчетности высказали значительное количество комментариев в адрес Совета по МСФО, что консолидация дочерних компаний инвестиционными предприятиями не повышает уровень полезности финансовой информации для инвесторов. Для таких предприятий учет и представление всех инвестиций, включая инвестиции в дочерние компании, исходя из оценки их справедливой стоимости обеспечивает наиболее полезную и актуальную информацию.
Принимая во внимание многочисленные замечания общественности, Совет по МСФО утвердил поправки, которые предусматривают исключение к требованию консолидировать дочерние компании в стандарте МСФО 10. От квалифицируемых «инвестиционных предприятий» для измерения квалифицируемых дочерних компаний (т. е. тех, которые действительно являются объектами инвестиционного бизнеса, а не всех дочерних компаний) теперь будет требоваться учет по их справедливой стоимости через прибыль или убыток согласно правилам стандарта МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты», а не их консолидация.
Поправки также устанавливают требования к раскрытию информации для инвестиционных предприятий.
В связи с принятием изменений Ханс Хогерворст, председатель Совета по МСФО, заявил следующее: «Эти поправки были внесены в результате запросов от составителей и пользователей, работающих в основном в сфере инвестиционного бизнеса. С учетом того, что мы прислушались к обратной связи от инвестиционных экспертов, теперь мы ожидаем значительного улучшения качества финансовой отчетности в этой области, повышения прозрачности инвестиционного бизнеса и улучшения сопоставимости финансовой информации как внутри инвестиционных предприятий во времени, так и между ними внутри отрасли».
Поправки вступают в силу с 1 января 2014 г., но при этом разрешается их досрочное применение. Очевидно, что официальный срок вступления поправок в силу наступает на один год позже, чем дата вступления в силу самого стандарта МСФО 10 (т. е. 1 января 2013 г.), но разрешение Советом по МСФО принять эту поправку раньше позволит инвестиционным предприятиям обеспечить одновременный переход на новые правила консолидации МСФО 10 уже с учетом этой важной поправки.
Принятие этих поправок можно было бы приветствовать вполне однозначно, если бы не спорное требование Совета МСФО в тексте поправок к родительским компаниям самих «инвестиционных предприятий» проводить полную консолидацию всех подконтрольных компаний в вертикальной цепочке «снизу» под ними, включая и объекты инвестиций, которые в собственной отчетности «инвестиционных дочек» будут учитываться по справедливой стоимости.
[1] Подробнее см.: Полозов А. Б. МСФО в США — быть или не быть? Ответ Комиссии по ценным бумагам и биржам // Корпоративная финансовая отчетность. Международные стандарты. 2012. № 6.