КФО №10 2013
Международные новости
Корпоративная финансовая отчётность. Международные стандарты.
Журнал и практические разработки по МСФО и управленческому учету.
Фонд МСФО выбрал нового аудитора
После проведения конкурсного тендера, организованного Комитетом по аудиту и финансам Фонда МСФО с участием заявок от семи различных аудиторских фирм, попечители Фонда МСФО приняли решение назначить компанию «Грант Торнтон» (Grant Thornton) в качестве своего внешнего аудитора. Назначение «Грант Торнтон» в качестве нового аудитора было одобрено попечителями Фонда МСФО во время их заседания в октябре 2013 г., которое состоялось во Франкфурте-на-Майне (Германия).
Через веб-сайт Совета по МСФО попечители и сотрудники Фонда поблагодарили своего предыдущего аудитора — компанию БДО (BDO) — за высокий уровень профессионального обслуживания, которое БДО предоставляла Фонду МСФО в течение последних 11 лет. БДО будет продолжать оказывать Фонду МСФО консалтинговые услуги по корпоративному налогообложению в Великобритании и США.
Совет по СФУ США работает над улучшением правил финансовой отчетности для компаний, находящихся на ранних этапах развития
Рекомендуемые предложения позволят улучшить релевантность и уменьшить сложность финансовой отчетности для листинговых и частных предприятий.
Совет по стандартам финансового учета США (ССФУ, FASB) проголосовал за публикацию предварительного проекта стандарта, содержащего предложения, направленные на улучшение финансовой отчетности публичных (листинговых) и частных предприятий, находящихся на ранних этапах своего развития. На основе рекомендаций Совета по учету в частных компаниях (Private Company Council — PCC) в июле 2013 г. Совет по СФУ США добавил в программу своей работы проект по выработке технических решений для снижения сложности финансовой отчетности всех предприятий, находящихся на ранних стадиях своего развития и становления. Предприятием на ранней стадии развития считается компания, которая посвящает практически все свои усилия вопросам создания нового бизнеса и для которых:
а) планируемая основная операционная деятельность еще не началась или
б) планируемая операционная деятельность началась, но пока еще не принесла никаких существенных доходов.
В настоящее время текущие правила ГААП США требуют от компаний, находящихся на стадии становления, представления основных финансовых отчетов, применения требований к признанию и оценке доходов, начальных затрат (startup costs) и других аналогичных понесенных расходов, как и для предприятий с уже установившимся и стабильно действующим операционным циклом. Кроме того, существующие правила ГААП США обязывают предприятия, находящиеся на стадии становления, представить детали накопительной информации (от даты создания компании до отчетной даты) об отдельных статьях отчета о прибылях и убытках, отчета о движении денежных средств и отчета об операциях с собственным капиталом.
Заинтересованные стороны выразили в адрес Совета по СФУ США свою обеспокоенность по поводу стоимости и актуальности этих требований о представлении указанных дополнительных данных. Многие предприятия, находящиеся на стадии развития, имеют одновременно в разработке несколько будущих коммерческих продуктов, но при этом даже не имеют планов и намерений по доведению ни одного из них до стадии коммерческого производства. Бизнес-модель таких компаний предполагает периодическую продажу результатов своих научных исследований и разработок другим, более крупным предприятиям, которые уже займутся серийным производством новых видов продуктов. Например, предприятия фармацевтической, биотехнологической и других высокотехнологических отраслей часто могут подолгу находиться на стадии разработки. В последнее время стало общей практикой для многих из подобных предприятий оставаться на стадии разработки в течение нескольких лет или даже на неопределенный, неограниченный срок.
«В рамках выполнения наших собственных, внутренне взятых на себя обязательств по повышению качества и релевантности финансовой отчетности, при одновременном снижении ее сложности и стоимости формирования, Совет по СФУ выпустил предварительный проект стандарта, направленный на улучшение отчетности предприятий, находящихся на стадии развития и становления, — заявил председатель Совета по СФУ США Расс Голден (Russ Golden). — Мы будем искать пути решения этих вопросов в интересах как частных, так и публичных компаний и призываем все заинтересованные стороны рассмотреть проект стандарта и высказать свое мнение о нем». Предварительный проект стандарта размещен на сайте Совета по СФУ США: www.fasb.org.
Речь Мишеля Прада (Michel Prada) на заседании попечителей Фонда МСФО в октябре 2013 г.
Защита завоеваний МСФО в Европе
Большинство из нас помнит, как составлялась отчетность в странах Европы до перехода на МСФО. Существовало большое многообразие национальных систем бухгалтерского учета и финансовой отчетности, и многие в Европе стали проявлять беспокойство по поводу перехода ряда ключевых европейских компаний на стандарты ГААП США. В те времена существовали огромные различия между стандартами бухгалтерского учета в Европе и во всем мире.
Это стало наиболее очевидным в 1993 г., когда одна из крупнейших немецких компаний Daimler-Benz прошла процесс трансформации своей отчетности с немецких национальных стандартов финансовой отчетности на ГААП США. Тогда это было необходимо, чтобы стать первой немецкой компанией с вторичным листингом своих акций в Нью-Йорке (помимо Франкфурта). Когда была завершена трансформация учетных данных с использованием ГААП США, годовая прибыль в размере около 600 млн немецких марок, сформированная по стандартам немецкого учета, превратилась в убыток почти в 2 млрд немецких марок. Как можно тогда было объяснить инвесторам такие невероятные различия в финансовом результате одной и той же компании за один и тот же финансовый год?
Чуть позже в Лиссабоне была завершена разработка документа «Стратегия 2000 года», в котором были изложены концепции перехода к единому европейскому рынку. Все понимали, что для единого рынка необходим единый набор стандартов бухгалтерского учета и финансовой отчетности. В течение нескольких десятков лет Европа пыталась придумать свой собственный единый и уникальный набор европейских стандартов бухгалтерского учета. Однако европейская модель решений на основе достижения консенсуса всех заинтересованных сторон оказалась неудачной с точки зрения достижения того уровня стандартов бухгалтерского учета, который необходим, чтобы они применялись на практике универсально, со всей строгостью и дисциплиной. Именно поэтому принятие стандартов МСФО Европарламентом в 2002 г. было поддержано более чем 95 % депутатов Европарламента.
После более восьми лет работы с использованием стандартов МСФО будет совершенно правильным, если Европа проведет «инвентаризацию» процесса формирования отчетности и проверит, нет ли дополнительных возможностей для улучшения процессов, связанных с развитием и использованием МСФО.
Гордясь достижениями МСФО в Европе, мы в то же время должны быть осторожными и думать о защите этих с большим трудом достигнутых завоеваний. Казалось бы, «незначительные» корректировки к стандартам МСФО в процессе их официального одобрения для использования в Европе не повредят МСФО, а просто будут лучше отражать предпочтения европейцев. Тем не менее здесь легко случайно перейти Рубикон. Чуть-чуть исправляете стандарт здесь, отказываетесь принять там — и очень быстро вы можете иметь в Европе свою версию стандартов МСФО, которые снова являются несовместимыми со стандартами отчетности, используемыми в других частях мира. И тогда целое десятилетие прогресса будет потеряно. Это то, чего мы должны остерегаться.
Необходимо быть бдительными, чтобы Европа по-прежнему оставалась чемпионом в глобальной финансовой отчетности на благо Европы и для стабильности мировой финансовой системы.
Прозрачность
Теперь поговорим о прозрачности работы Фонда МСФО, который является организацией, действующей в интересах всей общественности. Легитимность в глазах общественности исходит от качества управления Фондом МСФО, процессов разработки стандартов МСФО и в целом прозрачности всей деятельности Фонда. Такая прозрачность необходима, если мы хотим продемонстрировать, что члены Совета по МСФО взвесили все альтернативные варианты, рассмотрели все затраты и выгоды от использования новых стандартов, да еще и сделали все это с учетом надлежащего рассмотрения обратной связи, которую они получили от мировой общественности.
Тем не менее прозрачность является палкой о двух концах. Прозрачность означает, что все, что вы делаете, находится на большом дисплее для всеобщего обозрения, даже включая все ваши «бородавки». Можете ли вы представить себе, что каждое заседание совета директоров вашей собственной компании является совершенно открытым для любых членов общественности? Что абсолютно каждый документ совета директоров открыт для всех и опубликован на вашем веб-сайте? Что политически чувствительные дискуссии между членами совета проходят при том, что сторонние наблюдатели сидят прямо за вашими плечами буквально в одном ряду от стола совета и что все обсуждения проходят в режиме веб-трансляции с передачей по всему миру в формате реального времени?
Не поймите меня неправильно. Я сторонник прозрачности. Этот глубокий уровень прозрачности совершенно необходим для поддержания доверия к нашим стандартам. Тем не менее процесс формирования стандартов — это сложная задача, и члены Совета по МСФО часто подвергаются интенсивному лоббированию со стороны тех, кому не нравятся предлагаемые нами решения или изменения. Конечно, наша прозрачность означает, что трудная задача создания стандартов происходит перед глазами мировой аудитории. Это одна из причин, почему процесс формирования стандартов может иногда казаться настолько сложным и длительным, а иногда и прерывистым, разрозненным.
Новая глава в финансовой отчетности
Во-первых, мы перешли от периода двустороннего сближения с Советом по СФУ США к более широкому, многостороннему подходу разработки новых стандартов. Такой подход включает в себя гораздо более тесную интеграцию с целым рядом национальных и региональных органов по разработке стандартов финансовой отчетности. Это лучше всего иллюстрируется на примере учреждения нами нового консультативного Форума по бухгалтерским стандартам (Accounting Standards Advisory Forum — ASAF). Члены Форума к настоящему времени уже дважды встречались в очном режиме и один раз с помощью конференц-связи.
Всего за шесть месяцев эта группа стала одной из наших самых важных площадок для диалога с международным сообществом разработчиков стандартов финансовой отчетности. Это показывает, насколько серьезно продолжает развиваться сам процесс разработки и принятия стандартов отчетности.
Во-вторых, мы будем продолжать углублять наше сотрудничество с другими международными и региональными организациями. Это позволит нам контролировать и стимулировать большую последовательность в принятии, внедрении и обеспечении соблюдения наших стандартов.
В течение прошлого года мы опубликовали более 80 профилей, которые описывают, как отдельные юрисдикции мира применяют наши стандарты. Комитет по внедрению МСФО при Совете по МСФО вскоре продолжит работы в связи с этим международным исследованием.
В-третьих, мы продолжаем укреплять институциональную структуру нашей организации. Мы завершили обзорную проверку работы Комитета по Разъяснениям МСФО (IFRS Interpretations Committee) и комплексное обновление детальных процедур разработки стандартов, правилам которых следует в своей основной работе Совет по МСФО.
Кроме того, наш Комитет по образованию недавно запустил важную программу, предназначенную для помощи преподавателям МСФО в подготовке следующего поколения бухгалтеров — специалистов по МСФО».
EFRAG выпустила проект письма-комментария к документу, предлагающему поправки к МСФО (IAS) 27
Европейская консультативная группа по финансовой отчетности (EFRAG) выпустила проект письма, комментирующего Проект ED/2013/10 «Метод долевого участия в отдельной финансовой отчетности (предлагаемые поправки к МСФО (IAS) 27)», который был опубликован 2 декабря 2013 г.
В проекте письма EFRAG поддерживает предложенные поправки к МСФО (IAS) 27 «Отдельная финансовая отчетность», заявляя, что поправки более соответствуют принципам бухгалтерского учета, применяемым к различным группам финансовой отчетности. Тем не менее EFRAG предлагает для повторного рассмотрения следующие вопросы:
• Соответствующие поправки к МСФО (IAS) 28 «Инвестиции в ассоциированные и совместные предприятия» — EFRAG призывает Совет по МСФО лучше объяснить, почему они необходимы в Основах для выводов.
• Ретроспективное применение — EFRAG считает, что «помощь должна быть получена от полного ретроспективного применения предприятиями, которым предоставлен выбор использования метода долевого участия при учете дочерних компаний в их отдельной финансовой отчетности».
• Цель отдельной финансовой отчетности — EFRAG хотел бы, чтобы Совет по МСФО уточнил цель отдельной финансовой отчетности в данном проекте и в будущем.
Комментарии к проекту письма EFRAG принимаются до 30 января 2014 г.
Совет по МСФО ОС опубликовал проект практического руководства по подготовке информации о качестве обслуживания
Совет по Международным стандартам финансовой отчетности публичного сектора (IPSASB) опубликовал проект «Рекомендуемое практическое руководство» (РПР), который должен обеспечить руководство при подготовке информации о качестве обслуживания. Проект РПР разработан для того, чтобы предприятия общественного сектора имели возможность отчитаться путем представления информации о высоком качестве обслуживания. В руководстве даны рекомендации, каким образом данная информация должна быть представлена, и ее рекомендуемые характеристики.
Проект ED 54 «Отчет о представлении информации о качестве обслуживания» следует за более ранним консультационным документом, выпущенным в 2011 г., и отвечает на возникшую необходимость в принципиально обоснованной и последовательной базе для информации о качестве обслуживания, которая сфокусирована на потребностях пользователей. Принципы документа ED 54 соответствуют мнению Совета по МСФО ОС в том, что финансовая отчетность общественного сектора имеет более широкие возможности, чем просто финансовая отчетность, и согласуются с концептуальными основами Совета по МСФО ОС. Основы для выводов выпущенного проекта выражают это следующим образом.
В Концептуальных основах отмечено, что основная функция правительства и большинства предприятий общественного сектора — предоставление услуг гражданам. Следовательно, их финансовые результаты должны быть оценены в контексте достижения цели оказания услуг. Отчетность по нефинансовой, а также финансовой информации о деятельности по предоставлению услуг, достижения и/или результаты за отчетный период необходимы для правительства или любого другого предприятия общественного сектора для того, чтобы исполнить обязательство быть подотчетным, т. е. для учета или подтверждения использования ресурсов, привлеченных от граждан. Решения о размещении ресурсов в конкретные предприятия или программы, которые принимают доноры, также принимаются в соответствии с информацией о достижениях по предоставляемым услугам в течение отчетного периода и целями по оказанию услуг в будущем.
Предлагаемое практическое руководство рекомендует предприятиям определить цели деятельности по предоставлению услуг с описанием запланированных результатов того, что предприятие стремится достичь: ресурсы, последствия, результаты, рентабельность или эффективность. Цели зависят от сферы деятельности предприятия и могут включать в себя, например, влияние на общество, такое как достижения в образовании, уровень бедности и преступности, последствия для здоровья в целом или для определенных групп общества. Проект руководства предоставляет следующий конкретный пример цели: «Увеличение процента детей, получивших вакцинацию против кори, с 65 до 95 %».
После того как цели деятельности по предоставлению услуг будут определены, информация о результатах деятельности будет представлена в соответствии с этими целями. Это даст возможность пользователям оценить:
• деятельность по предоставлению услуг и достижения в течение отчетного периода;
• финансовые результаты в контексте достижений и задач по оказанию услуг;
• рентабельность (отношение между ресурсами и результатами) и эффективность (отношение текущих результатов к задачам с точки зрения результатов).
Информация о деятельности по предоставлению услуг может быть представлена как часть отчета, которая включает в себя финансовую отчетность, или отдельно. Руководство предоставляет выбор и обеспечивает руководство по дополнительным раскрытиям, которые должны быть представлены в отдельном отчете.
После запрошенных комментариев в 2011 г., считать ли консультационный документ или руководство по информации о результатах предоставления услуг имеющим силу или нет, Совет по МСФО ОС решил в марте 2013 г., что его «следует урегулировать через разработку Рекомендуемого практического руководства». В соответствии с другими руководствами, уже выпущенными Советом по МСФО ОС, предложенное руководство будет отражать наилучший опыт, и предприятия не будут обязаны соблюдать его для соответствия активов в соответствии с МСФО ОС в своей финансовой отчетности.
Комментарии к проекту принимаются до 31 мая 2014 г.
EFRAG выпустил проект письма к предварительному документу «Ежегодные усовершенствования МСФО 2013—2014 гг.»
Европейская консультативная группа по финансовой отчетности (EFRAG) выпустила проект письма, комментирующего предварительный проект документа ED/2013/11 «Ежегодные усовершенствования МСФО цикла 2013—2014 гг.», который был опубликован 11 декабря 2013 г. EFRAG соглашается с большинством предложений предварительного проекта (ED), однако выражает озабоченность предложенными поправками к МСФО (IAS) «Вознаграждения работникам».
Совет по МСФО выпускает проект по ежегодным улучшениям, чтобы сделать необходимые, но несрочные поправки к МСФО, которые не будут включены как часть другого крупного проекта. ED предлагает поправки к МСФО (IFRS) 5 «Внеоборотные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность», МСФО (IFRS) 7 «Финансовые инструменты: раскрытие», МСФО (IAS) 19 «Вознаграждения работникам» и МСФО (IAS) 34 «Промежуточная финансовая отчетность».
Предлагаемая поправка к МСФО (IAS) 19 уточняет, что корпоративные облигации высшей категории, используемые при оценке ставки дисконтирования для вознаграждений по окончании трудовой деятельности, должны быть выпущены в той же валюте, что и выплачиваемые вознаграждения (таким образом, рынок для корпоративных облигаций высшей категории следует оценивать на уровне валюты).
EFRAG «поддерживает намерение Совета по МСФО разработать руководство для стран, не имеющих рынка корпоративных облигаций высшей категории, но использующих ту же валюту, что и другие страны». Тем не менее EFRAG определяет ряд вопросов по предлагаемым поправкам к МСФО (IAS) 19, таких как «принятие юрисдикцией более сильной валюты другой страны», и комментирует, что «неясно, приведут ли предложения к тем результатам, которых пытается достичь своими поправками Совет по МСФО». EFRAG также просит заинтересованных лиц ответить на вопрос, осведомлены ли они о любых других обстоятельствах, когда поправки к МСФО (IAS) 19 не приведут к значимым результатам.
Перед финализацией предложений по МСФО (IAS) 19 EFEAG комментирует, что Совет по МСФО должен «прояснить цели, лежащие в основе выбора и использования ставки дисконтирования для учета пенсионных обязательств по окончании трудовой деятельности», чтобы позволить заинтересованным лицам использовать их суждение в применении требований параграфа 83 МСФО (IAS) 19.
Комментарии к проекту письма EFRAG принимаются до 7 февраля 2014 г.
Совет по МСО опубликовал предварительный документ по руководству и иллюстративным примерам по применению различных баз оценки
Совет по Международным стандартам оценки опубликовал предварительный документ по руководству и иллюстративным примерам, чтобы помочь практикам с применением баз оценки, обсуждаемых в Концепции Международных стандартов оценки (Концепция МСО).
К различным видам стоимости, содержащимся в Концепции МСО, относятся следующие.
Рыночная стоимость — оценочная сумма, по которой актив или обязательство должны обмениваться на дату оценки между заинтересованным покупателем и заинтересованным продавцом в результате сделки между независимыми сторонами после адекватного маркетинга и при условии, что каждая сторона действовала компетентно, благоразумно и без принуждения. Инвестиционная стоимость — стоимость актива для конкретного или потенциального собственника для индивидуальных инвестиций или оперативных целей. Справедливая стоимость — предполагаемая стоимость за передачу актива или обязательства между хорошо осведомленными и заинтересованными сторонами, которая отражает соответствующие интересы этих сторон. |
Принципы МСО также дают определение «специальной стоимости» или «синергетической стоимости», которые являются компонентами рыночной стоимости, инвестиционной стоимости или справедливой стоимости.
Синергетическая стоимость является дополнительным элементом стоимости, созданным сочетанием двух или более активов или лиц, когда стоимость в результате объединения выше, чем сумма отдельных стоимостей.
Специальная стоимость — сумма, отражающая определенные свойства актива, которые могут иметь ценность только для конкретного покупателя. |
Руководство и иллюстративные примеры были опубликованы для того, чтобы помочь практикам лучше понять концепции в рамках Концепции МСО, «иллюстрируя их применение в различных ситуациях». Примеры также идентифицируют разницу между базами оценки по МСО.
Руководство и иллюстративные примеры не являются частью МСО.
Совет по МСО планирует опубликовать дальнейшие указания по другим областям в ближайшее время и просит респондентов расставить приоритеты по ним.
Комментарии к проекту документа принимаются до 31 марта 2014