Международные новости
Узкая поправка к МСФО (IFRS) 17 «Договоры страхования»
Совет по МСФО выпустил специальную поправку к требованиям относительно перехода на МСФО (IFRS) 17 «Договоры страхования», которая позволит страховщикам улучшить качество информации, предоставляемой инвесторам, уже при первоначальном применении нового стандарта.
В МСФО (IFRS) 17 и МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты» сформулированы разные требования к переходу на эти стандарты, и у некоторых страховщиков эти различия могут привести к временному несоответствию между финансовыми активами и обязательствами по договорам страхования в сравнительной информации, которую они должны будут предоставить при первом применении упомянутых стандартов.
Поправка поможет избежать этих временных учетных несоответствий, поскольку она предоставляет страховщикам возможность выбрать способ представления сравнительной информации о финансовых активах.
МСФО (IFRS) 17 «Договоры страхования» вступает в силу для годовых отчетных периодов, начинающихся 1 января 2023 года или после этой даты.
Исследовательский форум Совета по МСФО — 2023 приглашает участников
Совет по МСФО и его партнеры по Исследовательскому форуму 2023 года, журналы Accounting in Europe и European Accounting Review, начинают прием работ по теме учета нематериальных активов. Целью Исследовательского форума является стимулирование взаимодействия между научными и неакадемическими кругами, включая разработчиков стандартов, инвесторов, регуляторов, аудиторов и составителей финансовой отчетности, в ходе совместного обсуждения материалов о разработке стандартов.
Исследователям предлагается представить фактические данные о нематериальных активах, при этом особый интерес организаторов форума, в частности, вызывают:
- признание и оценка внутренне созданных активов;
- нематериальные активы, созданные внутри компании, в сравнении с нематериальными активами, приобретенными при объединении бизнесов;
- новые виды нематериальных активов (такие как криптовалюты, права на эмиссию, облачные вычисления);
- раскрытие информации в финансовой отчетности;
- внутренне созданные и непризнанные активы;
- расходы на исследования и разработки;
- прочие источники информации;
- комментарий руководства;
- отчетность в области устойчивого развития;
- связанные проекты;
- механизмы ценообразования на загрязняющие вещества;
- криптовалюты.
Представленные материалы должны описывать различные методологические подходы, такие как анализ, эксперименты, опросы, а также опираться на эмпирико-архивные и полевые методы исследования.
Объявление о приеме работ размещено по адресу: ifrs.org/content/dam/ifrs/news/2021/2023-iasb-research-forum-call-for-papers.pdf.
Исследовательский форум Совета по МСФО — 2023 пройдет в начале ноября 2023 года. Материалы принимаются до 31 марта 2023 года, а решения об их публикации будут приняты до 30 июня 2023 года.
Фонд МСФО объявляет о назначениях в Консультативный комитет по рынкам капитала
В состав Консультативного комитета по рынкам капитала (CMAC) вошли четыре новых члена: Энитан Адебоноджо, Жак де Грелинг, Кеннет Ли и Гэ Сяобо.
Г-жа Адебоноджо является старшим судебным аналитиком по акциям и исполнительным директором CFRA. С 2006 года она руководит группой исследований CFRA и обучением младших аналитиков. До прихода в CFRA занимала пост внутреннего аудитора Фонда Форда, несколько лет работала в государственной бухгалтерии. Г-жа Адебоноджо имеет комбинированную степень бакалавра и магистра делового администрирования в области государственной бухгалтерии, полученную в Университете Пейс в Нью-Йорке, а также степень магистра делового администрирования в области финансов, полученную в Университете Мэриленда. Имеет сертификат CFA и является дипломированным бухгалтером в США.
Г-н де Грелинг возглавляет Scope Ratings (группа по телекоммуникациям). Ранее в CDC Bourse (позднее Natixis Securities) отвечал за европейских операторов связи. Является сопредседателем Комиссии по финансовому учету Французского общества финансовых аналитиков (SFAF) и заместителем председателя Комиссии по финансовой отчетности Европейского общества финансовых аналитиков (EFFAS). Преподает финансовый учет и анализ финансовой отчетности в SFAF для финансовых консультантов, опубликовал множество статей по стандартам МСФО во французском профессиональном издании Analyse Financiere. Имеет степень MBA Высшего института управления в Париже.
Доктор Ли — доцент Лондонской школы экономики и политических наук, он читает лекции по финансовому анализу и оценке акций, а также является директором программы для магистров наук в области бухгалтерского учета и финансов. До прихода в академическую сферу доктор Ли восемь лет занимал пост управляющего директора и руководителя отдела исследований европейских акций в Barclays Capital, а до этого был управляющим директором, аналитиком по бухгалтерскому учету и оценке в Citi investment research в Лондоне. Доктор получил степень бакалавра в области менеджмента в Тринити-колледже Дублина при Дублинском технологическом институте. Является членом Института дипломированных бухгалтеров, членом Института налогообложения и обладателем сертификата CFA. Имеет докторскую степень Астонского университета.
Г-н Гэ Сяобо является исполнительным директором совета директоров и генеральным директором Guolian Securities, председателем Guolian International и директором Zhong Hai Fund Management. Он проработал в индустрии ценных бумаг более 24 лет и более 11 лет входил в состав правления ведущих китайских домов ценных бумаг.
Все назначения вступают в силу с 1 января 2022 года и будут действовать три года с возможностью продления еще на три года.
Рекомендации для рассмотрения ISSB
Фонд МСФО опубликовал веб-трансляцию, в которой разъяснил рекомендации Рабочей группы по технической готовности (TRWG), предложенные для рассмотрения недавно созданному Совету по международным стандартам устойчивого развития (ISSB).
TRWG была создана попечителями Фонда в марте 2021 года, чтобы запустить работу ISSB, созданного в ответ на настоятельные требования инвесторов, связанные с повышением прозрачности и сопоставимости отчетности компаний по вопросам устойчивого развития.
В сегодняшней веб-трансляции более подробно рассмотрена роль TRWG, объясняется рекомендуемая структура стандартов и кратко изложены другие рекомендаций TRWG, выдвинутые в результате ее работы с международными инициативами по отчетности в области устойчивого развития.
Вебкаст представляет Лукреция Райхлин, попечитель Фонда МСФО, а также члены TRWG:
- Рави Абейвардана, технический директор Совета по стандартам раскрытия информации о климате;
- Вероника Пул, руководитель глобального направления МСФО и корпоративной отчетности компании Deloitte, представлявшая в TRWG Всемирный экономический форум;
- Спенсер Пауэлл, руководитель проекта по управлению воздействием;
- Брайан Эстерли, главный технический специалист по стандартам SASB в Фонде стоимостной отчетности.
Презентация к мероприятию размещена по адресу: ifrs.org/news-and-events/news/2021/12/trwg-recommendations-for-consideration-by-the-issb/.
Эммануэль Фабер назначен руководителем Совета по международным стандартам в области устойчивого развития (ISSB)
Попечители Фонда МСФО сегодня объявили о назначении Эммануэля Фабера на должность председателя Совета по международным стандартам в области устойчивого развития (ISSB) с 1 января 2022 года.
Цель создания ISSB — разработка стандартов раскрытия информации об устойчивом развитии, которые могли бы обеспечить глобальный базовый уровень требований к раскрытию информации, чтобы инвесторы получали высококачественные, сопоставимые на глобальном уровне сведения об устойчивом развитии компаний. Эти данные могут использоваться национальными юрисдикциями или стать частью требований, направленных на удовлетворение более широких потребностей заинтересованных сторон или задач государственной политики. Программа работы нового органа одобрена лидерами G20 и регуляторами рынка, его поддерживают институты, инвесторы и компании по всему миру.
ISSB будет работать в тесном сотрудничестве с Советом по МСФО для обеспечения совместимости стандартов МСФО и стандартов раскрытия информации об устойчивом развитии.
Как бывший председатель совета директоров и генеральный директор Danone, международной компании по производству продуктов питания, Фабер давно отстаивает важность информации об устойчивом развитии для глобальных рынков капитала и ее значимость в процессе принятия инвестиционных решений. Под его руководством Danone внедрила различные инновации, позволяющие инвесторам и кредитным организациям лучше понимать, как факторы устойчивого развития влияют на оценку стоимости предприятия в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Фабер обладает значительным глобальным опытом. Он жил и работал на четырех континентах — в Африке, Америке, Азии и Европе, основал и возглавил несколько международных организаций и инициатив, включая коалицию «Бизнес для биоразнообразия на одной планете» и коалицию «G7 Бизнес для инклюзивного роста» (последнюю Фабер возглавляет запуск совместно с Генеральным секретарем ОЭСР). Фабер инициировал Danone Communities, социальной бизнес-инициативы, предоставляющей финансирование для обеспечения питания и доступа к воде для уязвимых сообществ, а также Livelihoods Venture, которая финансирует восстановление экосистем и развитие устойчивого фермерства в странах с развивающейся экономикой.
Срок полномочий Фабера составляет три года. Его назначение поддержано Советом по мониторингу Фонда МСФО, который осуществляет надзор за различными аспектами управления Фондом.
В ближайшее время попечители объявят о выдвижении недостающих кандидатур в члены ISSB, обеспечивая при этом разнообразие представительства и профессионального опыта, а также назначат заместителей председателя и старших сотрудников Совета для создания глобальной руководящей команды ISSB.
Ожидается, что первый запрос публичной обратной связи о предлагаемом стандарте общих требований к раскрытию информации и стандарте раскрытия информации о климате, будет опубликован ISSB в первом квартале 2022 года. Предлагаемые стандарты будут основываться на рекомендациях Рабочей группы по технической готовности, которые, в свою очередь, опираются на результаты работы уже реализуемых инициатив по отчетности в области устойчивого развития, ориентированных на инвесторов.
Изменения к Таксономии МСФО — 2021
16 декабря 2021 года Фонд МСФО опубликовал документ IFRS Taxonomy 2021 — Proposed Update 3 Initial Application of IFRS 17 and IFRS 9 — Comparative Information (Amendment to IFRS 17): ifrs.org/ projects/work-plan/ifrs-taxonomy-update-initial-application-of-ifrs-17-and-ifrs-9-comparative-information.html.
Предлагаемые изменения соответствуют узкопрофильной поправке к требованиям, касающимся перехода на МСФО (IFRS) 17 «Договоры страхования».
Декабрьское обновление для инвесторов
Профиль: Энтони Сцилипоти, президент и главный исполнительный директор Veritas Investment Research Corporation, член Консультативного комитета по рынкам капитала
Группа инвесторов Совета по МСФО: Расскажите, пожалуйста, о своей профессиональной деятельности и о том, что вас заинтересовало в финансовой отчетности и анализе.
Энтони Сцилипоти: Впервые мне пришлось работать с бухгалтерскими документами, чтобы заполнить налоговую декларацию для своего бизнеса по продаже одежды, когда я был еще подростком. Изучая бухгалтерскую отчетность, я понял, что она описывает, что происходит в моем бизнесе. Бухгалтерский учет — это язык, который мы используем для описания результатов деятельности компании и ее финансового положения. Когда пришло время получать профессию, я начал изучать юриспруденцию, но вскоре понял, что эта сфера не для меня, и обратил внимание на профессию бухгалтера. Затем я три года работал в Arthur Andersen, в подразделении аудита и бухгалтерского консультирования, куда стекалась вся информация о компании.
Я ушел, чтобы заняться наиболее интересной, на мой взгляд, областью бухгалтерского учета — экспертными консультациями, в том числе в рамках судебных разбирательств, в бутике Rosen & Vettese. Также я 13 лет преподавал бухгалтерский учет в Йоркском университете и в этот период участвовал в разработке курса по анализу финансовых отчетов и оценке бизнеса, провел множество тематических исследований, посвященных бухгалтерским махинациям.
В то время я познакомился с руководителем отдела исследований в брокерской компании, и мы решили основать независимый исследовательский дом, специализирующийся на судебной бухгалтерии. Это был пик пузыря доткомов. Мы заметили, что инвесторы не обращали внимания на риски, связанные с бухгалтерским учетом и движением денежных средств, а аудиторы были больше заинтересованы в продаже своих консультаций. Так в 2000 году появилась компания Veritas Corp. Ее миссия была проста: найти за цифрами правду. Сейчас я являюсь президентом и генеральным директором Veritas.
Я накопил богатый опыт работы в области бухгалтерского учета и анализа бизнеса, участвовал во многих судебных разбирательствах, вел экспертную работу, так что сегодня цифры много говорят мне о бизнесе. И я совершенствую навык слушать их тихий голос каждый день с тех пор, как впервые, еще подростком, столкнулся с бухгалтерским учетом.
Группа инвесторов Совета по МСФО: Расскажите, пожалуйста, о своем участии в работе различных комитетов и о вкладе в разработку стандартов за эти годы.
Энтони Сцилипоти: Мне было недостаточно просто интересоваться бухгалтерским учетом. Я хотел внести свой вклад в разработку стандартов. В 2003 году я вошел в Канадский совет по стандартам бухгалтерского учета (AcSB), став членом Комитета по новым вопросам (EIC) ССБ, который в то время напоминал Комитет по интерпретациям МСФО. Я был тогда еще молод и неопытен и многому учился у членов совета директоров той организации, которая сегодня называется CPA Canada. Я был членом EIC до 2009 года, а затем вошел в AcSB — мой наставник порекомендовал меня на роль разработчика стандартов.
Мне посчастливилось участвовать в создании Консультативного комитета пользователей (UAC) Канады — эквивалента Консультативного комитета по рынкам капитала (CMAC) Совета по МСФО, в котором я состою сейчас. Возглавляя UAC, я помог повысить его роль, пригласив в комитет многих своих коллег-практиков. Также я с 2006 года работаю в Консультативном комитете по непрерывным раскрытиям информации Комиссии по ценным бумагам Онтарио, и это позволило мне заблаговременно узнать о новых правилах раскрытия информации и высказать свое мнение по ним еще до их внедрения канадскими компаниями.
Меня интересовали показатели эффективности, не относящиеся к GAAP, и я подталкивал регуляторов и разработчиков стандартов провести реформу, которая повысила бы прозрачность этих показателей. Все приложенные в этой сфере усилия, публикации, рекомендации для регуляторов ценных бумаг наконец-то дают свои плоды в Канаде и на международном уровне.
Учет слияний и поглощений — еще одна важная для меня тема. Это одна из областей бухгалтерского учета, в которой компании имеют большой простор для махинаций с отчетностью. Недавно канадский регулятор ценных бумаг предложил сократить объем раскрываемой в связи с некоторыми приобретениями бизнеса информации, а я упорно выступал против этого предложения. Что касается учета гудвилла, я не думаю, что его следует амортизировать, потому что инвесторы в конечном итоге будут возвращать его в свой анализ, как они делали это раньше.
Группа инвесторов Совета по МСФО: В чем уникальность канадского рынка акций с точки зрения отраслевой структуры и финансовой отчетности?
Энтони Сцилипоти: Канада — уникальный рынок. TSX составляет всего 4 % от общей стоимости мирового фондового рынка, но при этом страна сильно зависит от США в вопросах торговли, безопасности и движения капитала. В составе индекса финансовые услуги занимают примерно 30 %, природные ресурсы (т. е. энергия и минералы) — 25 %, остальное — другие сектора.
Чтобы управлять деньгами в Канаде, необходимо знать об этих особенностях. Исторически сложилось так, что наш рынок может увлечься одним именем, доминирующим в индексе. Например, в период доткомов около 33 % рыночного индекса составляла компания Nortel, и с тех пор весовые коэффициенты индекса были ограничены. Мы понимали все сложности этой компании и публиковали отчеты о ее проблемной бухгалтерии. В 2008 году Nortel обанкротилась. Затем точно так же доминировали Yellow Pages, Blackberry и Valeant Pharmaceuticals, и вновь мы предупреждали об их проблемах, и в конечном итоге компании рухнули. Наш подход ко всем этим бизнесам заключался в том, чтобы учитывать факты, стоящие за историями. Теперь у нас есть компания Shopify, которая составляет примерно 8 % индекса. Она в 2020 году возглавила канадский индекс. Мы осторожно оцениваем ее стабильность, хотя проблем с бухгалтерским учетом пока не обнаружили.
Группа инвесторов Совета по МСФО: Какие области корпоративной отчетности могут быть улучшены и как разработчики стандартов должны вносить изменения?
Энтони Сцилипоти: Одной из областей со значительными возможностями для улучшения является представление ключевых показателей эффективности (KPI). Руководство компании постоянно меняет форму их представления, при этом неизвестно, как изменились показатели и за какой период они были измерены. Также часто KPI не сопоставимы между компаниями даже одного сектора.
В Канаде мы видим разницу между US GAAP и стандартами МСФО, потому что американские инвесторы сравнивают канадские компании, составляющие отчетность по МСФО-стандартам, с американскими компаниями, использующими GAAP. Возьмем, к примеру, затраты на разработку программного обеспечения: учет делает компании технологического и фармацевтического секторов несравнимыми. При прочих равных условиях канадские компании будут показывать более высокий EBITDA по сравнению с аналогичными американскими компаниями. Точно так же в случае с банками ожидаемые кредитные убытки, рассчитанные согласно МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты», несопоставимы с текущими ожидаемыми кредитными убытками по US GAAP. Я не могу сравнить и промежуточные итоги P&L американских компаний при учете аренды с итогами канадских компаний — не позволяют различия в соответствующих стандартах.
Если я покупаю пару обуви 11-го размера в Канаде, то в Японии это 29-й размер, а в Европе — 44-й. Почему мы не можем иметь одну размерную сетку во всем мире? То же самое происходит и с бухгалтерским учетом. Если бухгалтерский учет отличается, инвесторы не склонны покупать акции компаний, расположенных по другую сторону океана, и это огромная проблема для канадских компаний и для наших клиентов.
Наши клиенты говорят нам, что им не очень нравятся новые стандарты, такие как МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты», МСФО (IFRS) 16 «Аренда» и МСФО (IFRS) 15 «Выручка по договорам с покупателями». Они говорят нам, что в учете слишком много изменений, слишком много сложностей и недостаточно сопоставимости (как с US GAAP, так и между компаниями, составляющими отчетность по МСФО-стандартам). Изменения в стандартах привели к потере информации о тенденциях, а это важные данные для инвесторов. Например, я не могу сравнить резервы для банков в предыдущие кризисы с теми, которые наблюдались в этот кризис, вызванный пандемией. То же самое касается доходов, которые буквально являются отправной точкой анализа для многих инвесторов. Из-за новых стандартов мы не только потеряли информацию о тенденциях — также стало сложнее понять результаты работы по долгосрочным контрактам.
Я считаю, что если стандарты создаются для пользователей, они должны основываться на более простых информационных потребностях. Не надо затемнять информацию, добавляя лишнюю сложность, чтобы компании в результате начали плохо справляться с предоставлением сопоставимой информации. Другой вопрос заключается в том, что если мы не можем найти сопоставимость с США, то что мешает странам, которые в настоящее время используют стандарты МСФО, сделать исключения? Примером тому является коммунальный сектор Канады, в котором многие компании отложили переход на МСФО-стандарты и перешли на US GAAP. Это было не самое лучшее решение.
Группа инвесторов Совета по МСФО: Какие темы должны войти в план работы Совета по МСФО на 2022–2026 годы?
Энтони Сцилипоти: Я считаю, что учет показателей устойчивого развития не должен переплетаться с финансовой отчетностью. Эта отчетность предназначена для отражения прибыльности компании, а не для оценки ее поведения. Подобно тому, как некоммерческие организации готовят свою отчетность по принципам, установленным для некоммерческих организаций, принципы финансовой отчетности должны быть отделены от принципов отчетности ESG.
Нам нужно что-то делать с учетом криптовалют, потому что сегодня мы имеем мешанину требований, которые не помогают ни инвесторам, ни бухгалтерам, ни аудиторам. Мы не хотим откладывать разработку требований, потому что все происходит слишком быстро и есть риск, что стандарты отстанут от ситуации. Лучше что-то, чем ничего, а в процессе внедрения правила можно доработать.
Я не думаю, что Совету по МСФО стоит менять учет нематериальных активов, как этого многие требуют. В отчетности не должно отражаться больше активов или обязательств только для того, чтобы компенсировать разницу между справедливой стоимостью капитала и его балансовой стоимостью. В итоге компании получат еще большую свободу действий в отношении того, как отражать эти активы в своих балансовых отчетах. Отражение недвижимости — отличный пример таких проблем. Инвестиционная недвижимость оценивается по справедливой стоимости в соответствии со стандартами МСФО, и компании обладают большой свободой действий в отношении стоимости, отражаемой в отчетности, поскольку они могут изменить допущения и получить практически любую цифру. Мы же хотим придерживаться основ и предоставлять инвесторам достаточно информации, чтобы они могли оценить стоимость самостоятельно. А это невозможно, когда статьи баланса имеют разные базы оценки.
Группа инвесторов Совета по МСФО: Энтони, мы благодарим вас за то, что вы нашли время и поделились своим мнением с нами и нашими читателями.
В центре внимания — 2021: определение повестки дня Совета по МСФО на 2022–2026 годы
2021 год был для Совета по МСФО достаточно напряженным. В течение года было начато несколько консультаций, направленных на выполнение миссии Фонда МСФО, которая заключается в повышении прозрачности и сопоставимости отчетности на финансовых рынках. В течение года члены и сотрудники Совета работали по смешанному графику — как в офисе, так и из дома. В 2022 году мы надеемся возобновить личные встречи с заинтересованными сторонами.
Подведем итоги некоторых консультаций прошлого года и приведем мнения инвесторов и других заинтересованных сторон.
В марте 2021 года Совет по МСФО опубликовал запрос информации о Третьей консультации по повестке дня. Ответы на него должны были помочь Совету определить приоритеты в своей деятельности и составить план работы на 2022–2026 годы. Комментарии принимались до 27 сентября 2021 года.
Совет стремился получить отзывы о стратегических направлениях деятельности, критериях, которые ему следует учитывать при формировании плана работы, а также о приоритетности вопросов. Коротко рассмотрим каждую тему и обобщим отзывы заинтересованных сторон.
Стратегические направления деятельности Совета по МСФО
В таблице ниже представлены основные направления деятельности Совета. Согласно отзывам, ему следует внести лишь некоторые незначительные изменения в свой план.
Деятельность
|
Текущий уровень внимания
|
Отзывы
|
Исследовательский и нормотворческий проект
|
40–45 %
|
Сократить или оставить без изменений
|
Поддержка и последовательное применение стандартов МСФО
|
15–20 %
|
Увеличить или оставить без изменений
|
Стандарт МСФО для МСП
|
5 %
|
Оставить без изменений
|
Цифровая финансовая отчетность
|
5 %
|
Увеличить
|
Понятность и доступность
|
5 %
|
Увеличить
|
Взаимодействие с заинтересованными сторонами
|
20–25 %
|
Оставить без изменений
|
Критерии включения вопросов в план работы
Совет по МСФО имеет ограниченные ресурсы, поэтому важно было определить критерии для оценки приоритетов. Совет выделил семь критериев, на основании которых будет принимать решение о включении проекта в свой план работы:
- Насколько важен вопрос для инвесторов?
- Достаточно ли отражается тип сделки или деятельности в финансовых отчетах?
- Какие компании может затронуть данный вопрос? Не является ли он более распространенным в одних юрисдикциях, чем в других?
- Насколько острым может оказаться вопрос для компаний?
- Насколько потенциальный проект сочетается с другими проектами, включенными в рабочий план?
- Насколько сложен вопрос? Имеет ли он практическое решение?
- Способен ли Совет по МСФО и его заинтересованные стороны обеспечить прогресс по проекту?
Заинтересованные стороны в целом согласились с предложенными критериями оценки приоритетности вопросов финансовой отчетности.
Приоритетность вопросов финансовой отчетности
Совет по МСФО в настоящее время работает над несколькими крупными проектами, и эта работа будет продолжена. В Приложении B к RFI на рассмотрение заинтересованных сторон вынесен список из 22 новых проектов. При сборе отзывов Совет принимает предложения относительно и других проектов.
Наиболее часто инвесторы предлагают проекты, связанные со следующими вопросами:
- климатические риски;
- криптовалюты и связанные с ними операции;
- нематериальные активы;
- операционные сегменты;
- отчет о движении денежных средств и связанные с ним вопросы.
Подробный анализ комментариев был представлен на заседании Совета по МСФО в ноябре 2021 года.
Результатом консультаций по повестке дня станет обобщение полученных комментариев и представление плана работы Совета на 2022–2026 годы.
Документ для обсуждения «Объединение бизнеса под общим контролем»
В ноябре 2020 года Совет по МСФО опубликовал документ для обсуждения «Объединение бизнеса под общим контролем». В нем изложено предварительное мнение Совета о возможных требованиях к отчетности, которые помогут компаниям предоставлять более полную информацию об объединении бизнесов под общим контролем.
Комментарии принимались до 1 сентября 2021 года.
Одно из предложений в документе для обсуждения заключалось в том, чтобы учитывать сделки по объединению бизнесов методом приобретения, как описано в МСФО (IFRS) 3 «Объединение бизнесов», либо методом балансовой стоимости. В предложении описаны критерии применения каждого метода.
Инвесторы в целом согласились с предложениями. Большинство инвесторов согласны с Советом относительно того, что метод приобретения должен использоваться, если затрагиваются неконтролирующие акционеры.
Совет по МСФО начал обсуждение отзывов на документ в декабре 2021 года, а затем с их учетом примет решение о разработке проекта.
Проект документа по деятельности, регулируемой тарифами
В январе 2021 года Совет по МСФО опубликовал проект документа «Регулируемые активы и регулируемые обязательства», в котором изложил предложения, направленные на предоставление инвесторам более полной информации о финансовых показателях компаний, продукция или услуги которых подлежат тарифному регулированию.
Прием комментариев закончился 30 июля 2021 года. Все они будут учтены при разработке окончательных требований.
Большинство заинтересованных сторон высказали мнение, что преимущества, которые эти предложения принесут инвесторам, превысят затраты на их реализацию для составителей отчетности. Многие инвесторы заявили, что информация, которую представляют регулируемые организации в финансовой отчетности, может быть улучшена, и для учета субъектами влияния различий во времени в финансовой отчетности необходим подход, основанный на принципах.
Сотрудники Совета собрали отзывы инвесторов по различным аспектам проекта. Эти отзывы были обсуждены на заседании Совета по МСФО в октябре 2021 года.
Доходы по активам, еще не доступным для использования
Инвесторы в целом считают, что им полезно было бы иметь информацию о доходности, на которую компания имеет право в течение периода строительства актива. Подавляющее большинство инвесторов придерживались мнения, что доходы от незавершенного строительства должны отражаться в прибылях и убытках в течение периода строительства. Эти инвесторы выступали за более тесную увязку с нормативным соглашением и денежными потоками.
Признание, оценка и ставка дисконтирования
Некоторые члены Консультативного комитета по рынкам капитала Совета по МСФО выразили обеспокоенность по поводу волатильности, которая может возникнуть в прибылях и убытках, если компании признают регулирующие активы, и они впоследствии не будут возмещены. Инвесторы отметили, что предложения по признанию и оценке потребуют от руководства вынесения суждений, и раскрытие этих суждений в примечаниях было бы полезным. Большинство инвесторов согласились с применением метода оценки на основе денежных потоков и с использованием регулирующей процентной ставки в качестве ставки дисконтирования. Большинство инвесторов, высказавших свои замечания по ставке дисконтирования, согласились с предложением использовать в качестве ставки дисконтирования нормативную процентную ставку, однако не поддержали предложение использовать минимальную процентную ставку в тех случаях, когда нормативная процентная ставка, предусмотренная для регулируемого актива, недостаточна для компенсации предприятию временной стоимости денег и неопределенности, возникающей в связи с денежными потоками регулируемого актива.
Раскрытие информации
Инвесторы, прокомментировавшие требования к раскрытию информации, согласились с предложенной общей целью раскрытия информации, конкретными целями этого и требованиями к раскрытию информации. Некоторые инвесторы отметили важность конкретных требований, таких как предлагаемая разбивка регуляторных доходов за вычетом регуляторных расходов, анализ регуляторных активов и регуляторных обязательств по срокам погашения, а также сверка балансовой стоимости регуляторных активов и регуляторных обязательств на начало и конец периода.
Другие консультации Совета по МСФО
Сотрудники Совета по МСФО обсуждали с инвесторами в течение года и другие вопросы. Многие инвесторы поделились своими отзывами о проектах «Инициатива по раскрытию информации: целевой обзор раскрытия информации на уровне стандартов» и «Комментарий руководства». Мы ожидаем, что отзывы заинтересованных сторон будут проанализированы сотрудниками Совета позже, и мы поделимся с вами этой информацией в одном из будущих бюллетеней.
Нам нужны ваши мнения
Долгосрочные обязательства с ковенантами
В ноябре 2021 года Совет по МСФО опубликовал проект предложений по долгосрочным обязательствам с ковенантами, в котором предлагаются поправки к МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности». В проекте предлагается высказать мнение об усовершенствованиях в отношении информации, которую компании предоставляют о долгосрочных обязательствах с ковенантами.
Уточняется, что ковенанты, которые компания должна соблюдать в течение 12 месяцев после отчетной даты, не влияют на классификацию долговых или прочих обязательств как текущих или долгосрочных на эту дату. Вместо этого компания должна:
- представлять долгосрочные обязательства, на которые распространяются ковенанты, в отчете о финансовом положении отдельно от прочих долгосрочных обязательств;
- раскрывать информацию о ковенантах в примечаниях к финансовой отчетности, включая их характер и то, соблюдала бы их компания исходя из своих обстоятельств на отчетную дату.
Совет по МСФО ожидает, что данные предложения улучшат качество информации о долгосрочных обязательствах с ковенантами, позволяя инвесторам оценить риск того, что такие обязательства могут быть погашены в течение 12 месяцев.
В предложениях учтены комментарии заинтересованных сторон о классификации долга как текущего или нетекущего при применении требований, которые были введены в 2020 году, но еще не вступили в силу. Совет по МСФО предлагает отложить дату их вступления в силу, чтобы привести требования в соответствие с предлагаемыми поправками.
Совет по МСФО приглашает инвесторов высказать свое мнение о проекте. Комментарии принимаются до 21 марта 2022 года.
Соглашения о финансировании поставщиков
В ноябре 2021 года Совет по МСФО опубликовал проект предложений по соглашениям о финансировании поставщиков. Предлагаемые поправки призваны дополнить требования стандартов МСФО по бухгалтерскому учету, которые применяются к таким соглашениям.
Совет был проинформирован о том, что информация, которую компании предоставляют сегодня о таких соглашениях, не удовлетворяет потребности инвесторов.
Предлагаемые поправки затронут компании, которые в качестве покупателя заключают одно или несколько соглашений о финансировании поставщиков, и в соответствии с этими соглашениями сами компании или их поставщики могут получить доступ к финансированию сумм, которые компании должны своим поставщикам.
Согласно требованиям Совета по МСФО компания должна раскрывать информацию, позволяющую инвесторам оценить влияние ее соглашений о финансировании поставщиков на обязательства и денежные потоки. В предложениях Совета подчеркивается необходимость раскрывать информацию о риске ликвидности и управлении рисками, возникающими в связи с соглашениями о финансировании поставщиков, а также о любых неденежных изменениях в раскрытии информации об изменениях в финансовых обязательствах.
В последней статье Investor Perspectives, написанной членом Совета по МСФО Заком Гастом, разъясняются предложения Совета по МСФО.
Мы просим инвесторов высказать свое мнение: ifrs.org/projects/work-plan/supplier-finance-arrangements/exposure-draft-and-comment-letters.html. Комментарии принимаются до 28 марта 2022 года.
Добывающая деятельность
В сентябре 2021 года Совет по МСФО принял предварительные решения относительно сферы охвата и целей проекта «Добывающая деятельность». Совет решил, что проект будет направлен на улучшение информации о расходах на разведку и оценку, которую компании предоставляют согласно МСФО (IFRS) 6 «Разведка и оценка минеральных ресурсов».
Добывающая деятельность включает в себя разведку, оценку, разработку и добычу природных ресурсов, и такая деятельность ведется во всем мире. МСФО (IFRS) 6 применяется только к деятельности по разведке и оценке.
На основании мнений инвесторов Совет по МСФО определил масштабы и цели проекта (см. Приложение B к документу AP19 повестки дня заседания Совета по МСФО в сентябре 2021 года).
Следующим шагом станет рассмотрение вопроса о том, какие исследования потребуются для определения необходимой инвесторам информации о расходах компаний и их деятельности по разведке и оценке, почему они не получают такую информацию и каковы затраты на ее предоставление. Совет захочет еще раз выслушать инвесторов по этому вопросу. Следите за новостями!
Декабрьское обновление МСФО для МСП 2021 года
IFRS for SMEs Update — это краткое изложение сотрудниками новостей, событий и другой информации о стандарте IFRS for SMEs® и связанной с ним деятельности МСП. Резюме сотрудников не было рассмотрено Советом по международным стандартам финансовой отчетности (IASB).
Настоящее издание IFRS for SMEs Update включает:
- обновленную информацию о запланированных на 2022 год заседаниях группы по внедрению МСФО для МСП (SMEIG);
- напоминание об онлайн-ресурсах для МСП;
- замечание от Айоделе Оджо, члена SMEIG;
- Стандарт МСФО для МСП онлайн (доступен на нескольких языках);
- Стандарт МСФО для МСП в печатном виде;
- процедуру представления вопросов по внедрению МСФО для МСП;
- группу по внедрению МСФО для МСП;
- вспомогательные материалы;
- прошлые экземпляры обновления МСФО для МСП.
Обновленная информация о запланированных на 2022 год совещаниях SMEIG
Ожидается, что заседания SMEIG состоятся:
- в январе 2022 года, чтобы обсудить некоторые оставшиеся темы в рамках второго всеобъемлющего обзора Стандарта МСФО для МСП. Документы по повестке дня будут доступны в ближайшее время на странице заседания SMEIG;
- во второй половине 2022 года, чтобы поделиться предварительными отзывами о проекте предлагаемых поправок к Стандарту МСФО для МСП.
Напоминание об онлайн-ресурсах для МСП
Фонд МСФО предоставляет образовательные материалы для поддержки внедрения и применения Стандарта МСФО для МСП. Эти материалы доступны на странице «Вспомогательные материалы для Стандарта МСФО для МСП» (ifrs.org/content/ifrs/home/supporting-implementation/supporting-materials-for-the-ifrs-for-smes.html) и включают:
- веб-трансляции, подкасты и вебинары;
- статьи и другие публикации.
Фонд МСФО также предоставил пакет из 35 вспомогательных модулей, чтобы помочь тем, кто хочет узнать больше о Стандарте МСФО для МСП, особенно тем, кто применяет Стандарт, и пользователям финансовой отчетности, подготовленной в соответствии со Стандартом.
Второй комплексный обзор стандарта МСФО для МСП
Недавно Совет по МСФО провел консультации о подходе к обновлению Стандарта МСФО для МСП, чтобы отразить изменения в требованиях полной версии Стандартов МСФО.
В январе 2020 года Совет по МСФО опубликовал запрос на информацию о втором комплексном пересмотре Стандарта МСФО для МСП, в котором обсуждался подход к согласованию, который заключается в продолжении разработки Стандарта МСФО для МСП на основе принципов Стандартов МСФО.
В дополнение к обычным способам предоставления отзывов, таким как письма с комментариями и информационные встречи, Совет по МСФО дал возможность пользователям финансовой отчетности МСП предоставить отзывы с помощью онлайн-опроса (пользовательский опрос). Также были проведены дополнительные интервью с пользователями финансовой отчетности МСП. Запрос на информацию был открыт для комментариев в течение 270 дней. За этот период Совет по МСФО получил 54 заполненные анкеты пользователей из Америки, Азии и Океании, Европы и Африки. Доля Африки составила 10 %.
Отзывы пользователей финансовой отчетности МСП о приведении Стандарта МСФО для МСП в соответствие с полной версией Стандартов МСФО
Отзывы, полученные в отношении подхода к согласованию, показали расхождение во мнениях относительно того, следует ли согласовывать Стандарт МСФО для МСП с полной версией Стандартов МСФО. Сторонники согласования заявили, что согласование облегчит переход организации на полную версию Стандартов МСФО, когда организация будет готова их применять. Респонденты, не согласные с этим подходом, выразили обеспокоенность по поводу усложнения Стандарта, что может создать ненужную нагрузку на ресурсы МСП.
В целом отзывы показали, что большинство заинтересованных сторон выступают за продолжение согласования Стандарта МСФО для МСП с полной версией Стандартов МСФО.
В феврале и сентябре 2021 года SMEIG, которая поддерживает глобальное принятие Стандарта МСФО для МСП и его сопровождение, провела виртуальные встречи для обсуждения отзывов о запросе информации и выработки рекомендаций Совету по МСФО относительно обновления Стандарта МСФО для МСП.
В свете отзывов и рекомендаций членов SMEIG Совет по МСФО решил:
- продолжать основывать Стандарт МСФО для МСП на полной версии Стандартов МСФО;
- рассмотреть затраты и выгоды согласования Стандарта МСФО для МСП с новым Стандартом МСФО, поправкой к Стандарту МСФО или интерпретацией IFRIC;
- разработать любые предлагаемые поправки к Стандарту МСФО для МСП для отражения принципов и важных определений в новом требовании;
- определить, следует ли и каким образом Стандарт МСФО для МСП согласовывать с полной версией Стандартов МСФО, используя принципы релевантности для МСП, простоты и точного представления, а также включая соображения затрат и выгод при применении этих принципов.
Обсуждения Совета по МСФО на данный момент
Совет по МСФО начал обсуждение конкретных разделов Стандарта МСФО для МСП, которые могут быть согласованы с новыми требованиями в Стандартах МСФО в рамках второго всеобъемлющего обзора, такими как новые требования к финансовым инструментам, выручке и аренде.
Предварительные решения Совета по МСФО, принятые к настоящему времени, были представлены в ежемесячных обновлениях Совета по МСФО и обобщены в данном документе: ifrs.org/content/dam/ifrs/project/2019-comprehensive-review-of-the-ifrs-for-smes-standard/summary-of-iasb-tentative-decisions.pdf.
Подкаст Совета по МСФО за декабрь 2021 года доступен для просмотра
В этом выпуске нашего ежемесячного подкаста IASB Андреас Барков и Сью Ллойд, председатель и заместитель председателя Совета по международным стандартам финансовой отчетности (IASB) соответственно, рассказывают о дискуссиях Совета по МСФО на заседании, состоявшемся с 14 по 16 декабря 2021 года.
Темы, обсуждаемые в этом выпуске:
- обновленная информация о проекте «Первичная финансовая отчетность»;
- текущие дискуссии о деятельности, регулируемой тарифами;
- развитие проектов «Финансовые инструменты с характеристиками капитала» и «Объединение бизнеса под общим контролем»;
- продолжающиеся обсуждения каждого стандарта по отдельности по приведению Стандарта МСФО для МСП в соответствие с основными стандартами;
- еще один взгляд на отзывы, полученные от заинтересованных сторон по работе Совета по МСФО «Арендные обязательства при продаже и обратной аренде»;
- размышления об основных моментах 2021 года.
Полный отчет о декабрьском заседании Совета по МСФО можно найти в обновлении Совета по МСФО.
Вы можете найти все наши подкасты на нашей странице подкастов: ifrs.org/content/ifrs/home/news-and-events/podcasts.html. Они также доступны в вашем подкаст-плеере, Spotify и на нашем канале YouTube: youtube.com/user/IFRSFoundation.
Новости Совета по МСФО за декабрь 2021 года
В данном обновлении IASB Update освещаются предварительные решения Совета по международным стандартам финансовой отчетности (IASB). Проекты, на которые повлияли эти решения, можно найти в рабочем плане. Окончательные решения СМСФО по Стандартам МСФО®, поправкам и интерпретациям IFRIC® официально ставятся на голосование, как указано в руководстве по процедуре рассмотрения Фондом МСФО.
Исследования и установление стандартов
Финансовые инструменты с характеристиками капитала (повестка дня 5)
Совет по МСФО провел заседание 15 декабря 2021 года, чтобы обсудить:
- учет финансовых инструментов с резервами условного погашения;
- учет влияния применимого законодательства на договорные условия финансовых инструментов.
Финансовые инструменты с резервами под условные расчеты (повестка дня 5A-5B)
Совет по МСФО принял предварительное решение предложить поправки к МСФО (IAS) 32 «Финансовые инструменты: представление»:
- разъяснить, что финансовые инструменты с положениями об условных расчетах могут быть составными инструментами;
- разъяснить, что компонент обязательства сложного финансового инструмента с положениями об условных расчетах, который может потребовать немедленного погашения в случае наступления условного события, оценивается по полной сумме условного обязательства;
- уточнить, что платежи по усмотрению эмитента признаются в составе капитала, даже если все поступления первоначально отнесены на компонент обязательства сложного финансового инструмента;
- уточнить, что термин «ликвидация» в п. 25(b) МСФО (IAS) 32 относится к случаям, когда предприятие находится в процессе окончательного прекращения деятельности;
- уточнить, что оценка того, является ли условие договора «неподлинным» в соответствии с п. 25(a) МСФО (IAS) 32, не производится путем рассмотрения только вероятности наступления условного события.
Все 12 членов Совета по МСФО согласились с этими решениями.
Влияние применимого законодательства на договорные условия финансовых инструментов (повестка дня 5C)
Совет по МСФО принял предварительное решение предложить поправки к МСФО (IAS) 32, требующие от компании классифицировать финансовые инструменты как финансовые обязательства или капитал, принимая во внимание:
- условия, явно указанные в договоре, которые приводят к возникновению прав и обязанностей, которые дополняют или являются более конкретными, чем те, которые установлены применимым законодательством;
- применимое законодательство, которое препятствует возможности принудительного исполнения договорного права или договорного обязательства.
Все 12 членов Совета по МСФО согласились с этими решениями.
Следующий шаг
Совет по МСФО продолжит обсуждение других тем, включенных в план проекта, в том числе классификацию финансовых инструментов, выбор которых зависит от решения акционеров на будущих заседаниях.
Деятельность, регулируемая тарифами (повестка дня 9)
Совет по МСФО провел заседание 14 декабря 2021 года, чтобы обсудить планы по повторному обсуждению предложений, содержащихся в его предварительном проекте «Регулируемые активы и регулируемые обязательства».
Совет по МСФО согласовал план.
Следующий шаг
Совет по МСФО начнет повторное обсуждение предложений на одном из будущих заседаний.
Первичная финансовая отчетность (повестка дня 21)
Совет по МСФО провел заседания 15 и 16 декабря 2021 года с целью повторного обсуждения некоторых предложений в предварительном проекте «Общее представление и раскрытие информации», касающихся:
- необычных доходов и расходов — повестка дня 21A;
- доходов и расходов, классифицированных в категории инвестиций, — повестка дня 21B.
Необычные доходы и расходы (повестка дня 21A)
Совет по МСФО предварительно решил:
- изучить вопрос о том, как перейти к определению «необычных доходов и расходов». Все 12 членов Совета по МСФО согласились с этим решением;
- убрать ссылку на «ограниченную предсказательную ценность» из определения «необычных доходов и расходов» и разъяснить в Стандарте, что это необходимая характеристика необычных доходов и расходов, а не единственная характеристика. С этим решением согласились 11 из 12 членов Совета по МСФО;
- разработать руководство по применению, сопровождающее определение «необычные доходы и расходы»:
- разъяснить, что определение означает, что «необычные доходы и расходы» могут отличаться по типу или сумме от доходов и расходов, ожидаемых в будущем;
- помочь организации оценить, возникнут ли подобные доходы или расходы в будущем, основываясь на указаниях по оценке будущих сделок и других событий в других стандартах финансовой отчетности МСФО;
- пояснить, что при рассмотрении вопроса о том, являются ли доходы или расходы аналогичными ожидаемым будущим доходам или расходам, организация должна рассмотреть характеристики доходов и расходов, включая основное событие или операцию, которые приводят к возникновению доходов или расходов.
Одиннадцать из 12 членов Совета по МСФО согласились с этими решениями.
Доходы и расходы, отнесенные к категории инвестиций (повестка дня 21B)
Совет по МСФО предварительно решил:
- сохранить предложение для организаций классифицировать в категории инвестиций доходы и расходы от активов, которые приносят доход индивидуально и в значительной степени независимо от других ресурсов, которыми владеет организация. С этим решением согласились 11 из 12 членов Совета по МСФО;
- сохранить предложенное руководство по применению в предварительном проекте. Десять из 11 присутствующих членов Совета по МСФО согласились с этим решением. Один член Совета по МСФО отсутствовал;
- добавить следующие дополнительные указания по применению:
- доходы и расходы, возникающие от отдельных активов и групп выбытия, классифицированных как предназначенные для продажи, не будут классифицироваться в инвестиционной категории. Десять из 11 присутствующих членов Совета по МСФО согласились с этим решением. Один член Совета по МСФО отсутствовал;
- доходы и расходы, возникающие при объединении бизнеса, не будут классифицироваться в инвестиционной категории, поскольку они не возникают из активов, которые генерируют доход индивидуально или в значительной степени независимо от других ресурсов, которыми владеет организация. Восемь из 11 присутствовавших членов Совета по МСФО согласились с этим решением. Один член Совета по МСФО отсутствовал;
- отрицательные доходы, например возникающие в результате неблагоприятных обменных курсов или отрицательных процентных ставок, классифицируются в той же категории, что и положительные доходы, возникающие от актива. Аналогично отрицательные процентные расходы по обязательствам классифицируются в той же категории, что и положительные процентные расходы. Все 11 присутствующих членов Совета по МСФО согласились с этим решением. Один член Совета по МСФО отсутствовал;
- классифицировать доходы и расходы от ассоциированных компаний и совместных предприятий в категории инвестиций. Девять из 12 членов Совета по МСФО согласились с этим решением;
- убрать обсуждение цели из требований Стандарта и объяснить в основании для выводов причины включения конкретных статей в категорию инвестиционных, не называя это объяснение целью. Десять из 12 членов Совета по МСФО согласились с этим решением;
- сохранить для данной категории название «инвестиционная категория». Восемь из 12 членов Совета по МСФО согласились с этим решением;
- не продолжать предложенное использование определенного термина «доходы и расходы от инвестиций».
Десять из 12 членов Совета по МСФО согласились с этим решением.
Следующий шаг
Совет по МСФО продолжит повторное обсуждение проектных предложений на будущих заседаниях.
Объединение бизнеса под общим контролем (повестка дня 23)
Совет по МСФО провел заседание 16 декабря 2021 года для обсуждения отзывов о документе для обсуждения «Объединение бизнеса под общим контролем». (В документе для обсуждения рассматриваются возможные требования к отчетности для компании-получателя, которые при отражении в отчетности объединений бизнеса под общим контролем позволят уменьшить разнообразие в практике и повысить прозрачность.)
Совет по МСФО обсудил отзывы о сфере охвата проекта и выборе метода оценки. Совету по МСФО не было предложено принимать какие-либо решения.
Следующий шаг
Совет по МСФО продолжит обсуждение отзывов по другим аспектам документа для обсуждения на одном из следующих заседаний.
Второй комплексный обзор стандарта МСФО для МСП (повестка дня 30)
Совет по МСФО провел заседание 14 декабря 2021 года, чтобы обсудить, следует ли предлагать поправки к Стандарту МСФО для МСП, и если да, то каким образом.
Подготовка предварительного проекта — МСФО (IFRS) 3 «Объединение бизнеса» (повестка дня 30A)
Совет по МСФО предварительно решил предложить поправки к разделу 19 «Объединение бизнеса и гудвилл» Стандарта МСФО для МСП.
Предложения приведут определение бизнеса в Стандарте МСФО для МСП в соответствие с измененным определением бизнеса, опубликованным в поправках к МСФО (IFRS) 3 «Объединение бизнеса» в октябре 2018 года, путем воспроизведения в новом приложении к разделу 19 руководства по применению, которое включает:
- необязательный тест на концентрацию, изложенный в пп. B7A–B7B МСФО (IFRS) 3;
- схему принятия решений для оценки того, является ли приобретенный процесс существенным;
- руководство по применению оценки, изложенное в пп. B8–B12D МСФО (IFRS) 3, наряду с некоторыми иллюстративными примерами.
С этим решением согласились 11 из 12 членов Совета по МСФО.
Предложения также частично приводят раздел 19 в соответствие с требованиями к затратам, связанным с приобретением, и условному вознаграждению, изложенными в МСФО (IFRS) 3, требуя от организации:
- признавать затраты, связанные с приобретением, в качестве расхода в момент приобретения. Десять из 12 членов Совета по МСФО согласились с этим решением;
- признавать условное вознаграждение по справедливой стоимости и впоследствии оценивать его по справедливой стоимости на каждую отчетную дату. При этом изменения справедливой стоимости признаются в составе прибыли или убытка (за исключением последующей оценки любого условного вознаграждения, которое соответствует определению долевого инструмента). Если оценка условного вознаграждения по справедливой стоимости потребует чрезмерных затрат или усилий, организация должна будет оценивать условное вознаграждение по наилучшей оценке (наиболее вероятный результат) с признанием изменений в последующей оценке в составе прибыли или убытка и раскрытием соответствующей информации. Восемь из 12 членов Совета по МСФО согласились с этим решением.
Предложения также добавят требования, изложенные в МСФО (IFRS) 3, по учету приобретения, осуществляемого поэтапно (поэтапное приобретение). Совет по МСФО также предварительно решил запросить дополнительные мнения по этим требованиям в приглашении к комментированию. Все 12 членов Совета по МСФО согласились с этими решениями.
Предложения также предусматривают введение руководства (в новом приложении к разделу 19) для новой компании, образованной в результате объединения бизнеса, как указано в п. B18 МСФО (IFRS) 3, и руководство по применению, изложенное в пп. B13–B17 МСФО (IFRS) 3. Все 12 членов Совета по МСФО согласились с этим решением.
Наконец, Совет по МСФО предварительно решил оставить без изменений требование раздела 19 о том, что предприятие должно оценивать любую неконтролирующую долю участия в приобретаемой компании по пропорциональной доле неконтролирующей доли участия в признанных суммах идентифицируемых чистых активов приобретаемой компании. Семь из 12 членов Совета по МСФО согласились с этим решением.
На пути к оценочному проекту — МСФО 10 «Консолидированная финансовая отчетность» (повестка дня 30B)
Совет по МСФО предварительно решил предложить поправки к разделу 9 «Консолидированная и отдельная финансовая отчетность» Стандарта МСФО для МСП для частичного согласования с МСФО 10 «Консолидированная финансовая отчетность» путем:
- согласования определения контроля в разделе 9 с определением контроля в МСФО (IFRS) 10;
- сохранения и обновления опровержимого допущения в п. 9.5 Стандарта МСФО для МСП, относящегося к оценке контроля;
- не введения в Стандарт МСФО для МСП требования о том, чтобы инвестиционная компания оценивала свои инвестиции в дочерние компании по справедливой стоимости через прибыль и убыток.
Все 12 членов Совета по МСФО согласились с этими решениями.
Подготовка оценочного проекта — МСФО (IFRS) 11 «Совместные соглашения» (повестка дня 30C)
Совет по МСФО принял предварительное решение предложить поправки к разделу 15 «Инвестиции в совместные предприятия» Стандарта МСФО для МСП с целью частичного согласования с МСФО 11 «Соглашения о совместной деятельности» путем:
- согласования определения совместного контроля в разделе 15 с определением в МСФО 11. Все 12 членов Совета по МСФО согласились с этим решением;
- сохранения классификации совместных соглашений: «совместно контролируемые операции», «совместно контролируемые активы» и «совместно контролируемые предприятия». С этим решением согласились 11 из 12 членов Совета по МСФО;
- сохранение требований к учету в разделе 15, включая выбор учетной политики для совместно контролируемых предприятий. Все 12 членов Совета по МСФО согласились с этим решением.
Подготовка оценочного проекта — МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты» (повестка дня 30D–30E)
Совет по МСФО принял предварительное решение предложить поправки к разделу 11 «Основные финансовые инструменты» Стандарта МСФО для МСП путем добавления определения «договор финансовой гарантии» из МСФО 9. Все 12 членов Совета по МСФО согласились с этим решением.
На заседании Совет по МСФО также дал указания сотрудникам по разработке модели ожидаемых кредитных убытков в разделе 11. Эта модель будет рассмотрена на одном из будущих заседаний вместе с требованиями к оценке выпущенных договоров финансовой гарантии.
На пути к оценочному проекту — поправки к стандартам МСФО и интерпретациям IFRIC (повестка дня 30F–30J)
Совет по МСФО предварительно решил:
- предложить поправки к Стандарту МСФО для МСП, чтобы привести его в соответствие:
- с поправками к МСФО (IAS) 16 и МСФО (IAS) 41 (сельское хозяйство: плодоносящие растения) с исключением, согласно которому, если при первоначальном признании отделение плодоносящих растений от продукции, выращенной на плодоносящих растениях, потребует чрезмерных затрат или усилий, организация не обязана отделять плодоносящие растения от продукции, растущей на плодоносящих растениях. Десять из 12 членов Совета по МСФО согласились с этим решением;
- c пакетом поправок к МСФО (IAS) 1:
- определение материала (поправки к МСФО (IAS) 1 и МСФО (IAS) 8);
- инициатива по раскрытию информации (поправки к МСФО (IAS) 1);
- раскрытие учетной политики (поправки к МСФО (IAS) 1 и практическое заявление МСФО (IFRS) 2). Все 12 членов Совета по МСФО согласились с этим решением;
- c поправками, обсуждавшимися в повестке дня 30I и перечисленными в пп. 2–7, 9–12 в таблице в Приложении A к повестке дня 30F. Все 12 членов Совета по МСФО согласились с этим решением;
- оставить Стандарт МСФО для МСП без изменений в отношении поправок, обсуждавшихся в повестке дня 30J и перечисленных в пп. 15–30 в таблице в Приложении A к повестке дня 30F. Все 12 членов Совета по МСФО согласились с этим решением.
Подготовка оценочного проекта — другие темы с рекомендованными поправками (повестка дня 30K)
Совет по МСФО принял предварительное решение:
- оставить параграф 22.7(a) Стандарта МСФО для МСП без изменений. Семь из 12 членов Совета по МСФО согласились с этим решением;
- предложить поправки к разделу 26 «Выплаты на основе акций» Стандарта МСФО для МСП с целью включения исключений из сферы применения, аналогичных параграфу 5 МСФО 2 «Выплаты на основе акций». Все 12 членов Совета по МСФО согласились с этим решением;
- сохранить требования раздела 26 по выплатам на основе акций с вариантами расчетов без изменений. Все 12 членов Совета по МСФО согласились с этим решением.
Следующий шаг
Совет по МСФО продолжит разработку проектных предложений на одном из будущих заседаний.
Обслуживание и последовательное применение
Поддержание и последовательное применение (повестка дня 12)
Совет по МСФО провел заседание 16 декабря 2021 года для обсуждения проекта «Арендные обязательства при продаже и обратной аренде» и рассмотрения решения по повестке дня, принятого на заседании Комитета по интерпретациям МСФО в ноябре 2021 года.
Обязательство по аренде при обратной продаже и лизинге (МСФО (IFRS) 16): направление проекта (повестка дня 12A)
В ноябре 2020 года Совет по МСФО опубликовал предварительный проект «Обязательства по аренде при обратной продаже и аренде», в котором предлагалось внести изменения в МСФО (IFRS) 16 «Аренда». Период представления комментариев закончился 29 марта 2021 года. На своем заседании в мае 2021 года Совет по МСФО обсудил сводку отзывов о предварительном проекте.
На этом заседании Совет по МСФО обсудил дальнейшие действия по проекту. В частности, Совет по МСФО предварительно принял решение подтвердить свои предложения, содержащиеся в раскрытии проекта:
- разъяснить, что обязательство, возникающее в результате обратной аренды, является обязательством, к которому применяются требования МСФО (IFRS) 16 о продаже и обратной аренде;
- не изменять требования к первоначальной оценке в п. 100(a) МСФО (IFRS) 16 для актива в виде права пользования и прибыли или убытка, возникающих в результате сделки продажи и обратной аренды;
- разъяснить, что продавец-арендатор впоследствии оценивает актив в виде права пользования, возникающий в результате обратной аренды, применяя пп. 29–35 МСФО (IFRS) 16;
- включить иллюстративный пример сделки продажи и обратной аренды с переменными платежами.
Десять из 11 присутствовавших членов Совета по МСФО согласились с этими решениями. Один член Совета отсутствовал.
Совет по МСФО также принял предварительное решение изменить поправки по сравнению с предложенными в предварительном проекте следующим образом:
- не предписывать, каким образом на дату начала аренды продавец-арендатор должен определять долю предыдущей балансовой стоимости актива, относящуюся к праву пользования, которое продавец-арендатор сохраняет;
- требовать, чтобы продавец-арендатор впоследствии оценивал обязательство, возникающее в результате обратной аренды, применяя пп. 36–46 МСФО (IFRS) 16;
- для целей применения пп. 36–46 МСФО (IFRS) 16, требуя от продавца-арендатора применять термин «арендные платежи» или «пересмотренные арендные платежи» таким образом, чтобы не признавать любую сумму прибыли или убытка, относящуюся к сохраненному праву пользования.
Десять из 11 присутствовавших членов Совета по МСФО согласились с этими решениями. Один член Совета отсутствовал.
Следующий шаг
На одном из будущих заседаний Совет по МСФО обсудит переходные требования к предлагаемым поправкам, а также соблюдение Советом по МСФО применимых этапов надлежащей процедуры.
Экономические выгоды от использования ветряной электростанции (МСФО 16): доработка решения по повестке дня (повестка дня 12B)
Совет по МСФО обсудил, возражает ли кто-либо из членов Совета по МСФО против решения по повестке дня «Экономические выгоды от использования ветропарка (МСФО 16 «Аренда»)».
Никто из присутствующих членов Совета по МСФО не возражал. Один член Совета отсутствовал.
Следующий шаг
Решение по повестке дня будет опубликовано в декабре 2021 года в дополнении к IFRIC Update November 2021.
Стратегия и управление
Третья консультация по повестке дня (повестка дня 24)
Совет по МСФО провел заседание 15 декабря 2021 года и решил:
- завершить обсуждение отзывов о запросе информации по третьей консультации по повестке дня (документ 24A);
- завершить разработку критериев, которые Совет по МСФО будет использовать при оценке приоритетности вопросов финансовой отчетности, которые могут быть добавлены в его рабочий план (повестка дня 24B).
Совет по МСФО предварительно решил не вносить никаких изменений в список критериев, а продолжить работу с тем списком, который был предложен в запросе на информацию.
Одиннадцать из 12 членов Совета по МСФО согласились с этим решением.
Следующий шаг
После дальнейшего обсуждения Совет по МСФО примет решение о стратегическом направлении и балансе своей деятельности, а также о новых вопросах финансовой отчетности, которые будут включены в его рабочий план.
Объявляется набор членов в Консультативный комитет по рынкам капитала с 2023 года
Консультативный комитет по рынкам капитала (ККРК, CMAC) ищет новых кандидатов в члены ККРК с 1 января 2023 года на трехлетний срок, который может быть продлен один раз еще на три года. ККРК приветствует заявки от аналитиков и инвесторов со всего мира. Члены ККРК представляют различные отрасли и географические регионы и выбираются ККРК на основании их профессиональной компетентности как участников рынка капитала, использующих информацию финансовой отчетности, и их способности представлять мнение участников рынка капитала.
ККРК
ККРК — это независимый консультативный орган, созданный с конкретной целью обеспечения регулярного вклада международного сообщества пользователей финансовой отчетности в деятельность Совета по международным стандартам финансовой отчетности (IASB). Совет по МСФО разрабатывает стандарты МСФО®, которые должны использоваться компаниями более чем в 100 странах, включая две трети стран «Большой двадцатки».
Цель ККРК — представлять Совету по МСФО точку зрения профессиональных участников рынка капитала, являющихся пользователями информации финансовой отчетности, таких как аналитики, инвесторы и рейтинговые агентства. Он стремится к широкому представительству отраслей и географических регионов, а также классов долевых и кредитных активов, чтобы предложить внятные аргументированные и разнообразные точки зрения.
В составе ККРК — 20 участников с большим практическим опытом анализа финансовой информации. Они не представляют взглядов и интересов своих компаний, за исключением случаев, когда это прямо указано. Информация о текущих членах ККРК доступна здесь: ifrs.org/groups/capital-markets-advisory-committee/#members.
ККРК встречается с представителями Совета по МСФО во время однодневных заседаний, которые проводятся три раза в год. В связи с пандемией коронавируса (Covid-19) мы заменили очные заседания виртуальными до дальнейшего уведомления. Мы предоставляем цифровой доступ к собраниям и регулярно обновляем информацию о конкретных мероприятиях. Перед каждым заседанием члены получают документы для ознакомления.
Подать заявку
Пожалуйста, сообщите о своей заинтересованности по электронной почте в отдел по работе с инвесторами, приложив сопроводительное письмо и краткую биографию.
Любые личные данные, предоставленные вами Фонду МСФО, будут использоваться только в рамках процесса отбора кандидатов на участие в ККРК. Фонд МСФО будет хранить такие данные не дольше, чем необходимо для этой цели, и в соответствии со своей политикой хранения данных и всеми применимыми законами о защите данных.
Если у вас есть какие-либо вопросы в связи с вышеизложенным, обратитесь в отдел по работе с инвесторами.
Подкаст Комитета по интерпретациям МСФО за январь 2022 года теперь доступен
В первом выпуске 2022 года председатель Комитета по интерпретациям МСФО и заместитель председателя Совета по международным стандартам финансовой отчетности Сью Ллойд присоединяется к техническому сотруднику Патрине Бьюкенен, чтобы проанализировать деятельность по поддержке последовательного применения стандартов финансовой отчетности МСФО в последнем квартале 2021 года.
Темы включают:
- Экономические выгоды от использования ветряной электростанции (01:10).
- Принципал против агента: перепродавец программного обеспечения (04:45).
- Отрицательные кредиты на автомобили с низким уровнем выбросов (13:48).
- Арендная ответственность при продаже с обратной арендой (17:28).
Вы можете прослушать эти и другие подкасты на нашей странице подкастов (ifrs.org/content/ifrs/home/news-and-events/podcasts.html) и на нашем канале YouTube (youtube.com/user/IFRSFoundation). Вы также можете подписаться на наши подкасты в вашем подкаст-плеере и Spotify.
Фонд МСФО завершает консолидацию CDSB из CDP1
1 Carbon Disclosure Project (www.cdp.net).
Фонд МСФО, CDP и Совет по стандартам раскрытия информации о климате (CDSB) рады подтвердить, что в соответствии с объявлением от 3 ноября 2021 года CDSB был консолидирован в Фонд МСФО. Это знаменует собой завершение первой части обязательства, взятого ведущими организациями по раскрытию информации об устойчивом развитии, ориентированными на инвесторов, CDSB и Фондом стоимостной отчетности (VRF) по объединению в Фонд МСФО к июню 2022 года, чтобы предоставить персонал и ресурсы новому Совету по международным стандартам устойчивого развития (ISSB).
В рамках этой консолидации сотрудники CDSB переходят в Фонд МСФО. Также передается основная интеллектуальная собственность и технические активы для поддержки работы ISSB.
Эта консолидация подтверждает закрытие CDSB, и поскольку он будет полностью интегрирован в ISSB, дальнейшая техническая работа или контент производиться не будут. По совместному соглашению ресурсы CDSB остаются доступными через его старый веб-сайт, который будет сохранен до дальнейшего уведомления. Рамочная программа CDSB и недавнее техническое руководство по раскрытию информации о воде, биоразнообразии и социальной сфере, а также более широкие ресурсы останутся актуальными и применимыми для компаний до тех пор, пока ISSB не опубликует свои стандарты раскрытия информации об устойчивом развитии по МСФО.
CDP и Фонд МСФО совместно работают над рассмотрением будущих договоренностей, которые будут выгодны для обеих организаций, включая изучение возможностей сотрудничества для стимулирования принятия стандартов ISSB.
Эркки Лииканен, председатель попечительского совета Фонда МСФО, сказал:
Это важный шаг в обеспечении вновь созданного ISSB техническими знаниями, необходимыми для разработки стандартов МСФО по раскрытию информации об устойчивом развитии в установленные нами амбициозные сроки. Мы хотели бы поблагодарить CDP за поддержку в размещении CDSB и содействие плавному переходу, обеспечив МССБ необходимый старт. Мы надеемся на плодотворное сотрудничество между нашими организациями в ближайшие годы и приветствуем наших новых коллег в Фонде.
Пол Симпсон, генеральный директор CDP, сказал:
Объединение CDSB в Фонд МСФО представляет собой важный шаг на пути реализации концепции CDSB — внедрения отчетности в области устойчивого развития в финансовый учет. CDP безмерно гордится тем, что принимает у себя глобальный секретариат CDSB с момента его основания 15 лет назад, и для меня было большой честью работать вместе с командой CDSB, чье ценное идейное лидерство изменило ландшафт раскрытия информации. Хотя CDSB больше не будет находиться под одной крышей с CDP, мы надеемся на тесное сотрудничество с Фондом МСФО для поддержки его работы над глобальными финансовыми стандартами экологической отчетности. Я благодарю команды CDSB и CDP, спонсоров и многих других участников работы CDSB, которые сделали это возможным.
Рик Саманс, председатель Совета по стандартам раскрытия информации о климате, сказал:
CDSB был создан благодаря усилиям и доброй воле слишком многих выдающихся людей по всему миру, чтобы их перечислить. Работа CDSB постоянно опережала свое время и была щедро поддержана нашей технической рабочей группой и советами нашего правления, а также, конечно, талантливыми сотрудниками секретариата CDSB. Без этого вклада мы бы никогда не выполнили миссию, которую поставили перед собой в 2007 году.
Эммануэль Фабер, председатель МССБ, сказал:
Я приветствую наших коллег из CDSB в Фонде МСФО и надеюсь перенять их богатый опыт в разработке систем раскрытия информации и эффективного взаимодействия с рынком.
Подкаст СМСФО за январь 2022 года уже доступен
В первом выпуске подкаста IASB 2022 года председатель Совета по МСФО Андреас Барков и заместитель председателя Сью Ллойд вместе с исполнительным техническим директором Нили Шах обсуждают основные темы заседания Совета по международным стандартам финансовой отчетности (IASB), состоявшегося в январе 2022 года, в том числе:
- краткую информацию о состоянии проектов «Гудвилл и обесценение» и «Комментарий руководства»;
- краткий обзор отзывов, полученных по проекту «Отсутствие возможности обмена»;
- развитие событий в рамках предлагаемого обновления таксономии для поправок к МСФО (IFRS) 17;
- основные моменты отзывов заинтересованных сторон по объединению бизнеса под общим контролем;
- дальнейшее обсуждение проекта «Первичная финансовая отчетность»;
- роль обзоров после внедрения.
Полный отчет о заседании Совета по МСФО в январе 2022 года можно найти в обновлении Совета по МСФО.
Вы можете найти все наши подкасты на нашей странице подкастов: ifrs.org/content/ifrs/home/news-and-events/podcasts.html. Они также доступны в вашем подкаст-плеере, Spotify и на нашем канале YouTube: youtube.com/channel/UClGKPz2TwXyyZgou9jTo8tw.
Поделиться ссылкой на статью в соцсетях: