СПРАВОЧНО
Как будут строиться прогнозы в будущем (
HBR 1971 // hbsp.harvard.edu/product/71403-PDF-ENG)
Завершая описание принципов прогнозирования, мы решили дать прогноз того, как изменится прогнозирование в краткосрочной и долгосрочной перспективе.
Мы ранее говорили, что ближайшее будущее прогнозировать относительно несложно, поскольку долгосрочные тренды не меняются за один день. Несмотря на то что многие из описанных нами методов прогнозирования только начинают применяться, мы ждем, что большинство из них будет использоваться в течение ближайших пяти лет, скорее всего, в усовершенствованном виде.
Мы ждем заметного снижения затрат на использование новых методов прогнозирования, что расширит их применение. Мы ожидаем, что компании, которые за небольшую плату предоставляют в аренду компьютерные мощности, будут давать доступ к источникам данных, где появится больше информации о различных сегментах бизнеса, чем доступно сегодня. Продолжающееся снижение стоимости вычислений, а также упрощение самого процесса использования компьютера сделает применение таких методов, как метод Бокса — Дженкинса, экономически оправданными, включая задачи прогнозирования и контроля запасов. Станут доступны программное обеспечение для статистической обработки данных и наиболее общие модели, которые будут стоить недорого.
Сегодня для большинства краткосрочных прогнозов используются только статистические методы и минимальное количество данных качественного характера. Там, где эти данные используются, они не учитываются собственно в расчете. Мы ожидаем, что общие принципы прогнозирования изменятся за счет объединения нескольких методов и учета в расчетах информации качественного характера.
Использование эконометрических моделей в ближайшие пять лет расширится, многие крупные компании разработают и детализируют подобные модели для своих основных бизнесов. Появятся симуляционные модели прогнозирования массового маркетинга новых продуктов, их дополнят системы сбора обратной связи для обновления модели и ее параметров. Обновление моделей обеспечат эвристические программные алгоритмы.
Несмотря на то что некоторые компании уже разработали собственные модели, работающие с использованием данных и статистических прогнозов, предоставляемых государством, потребуется еще пять-десять лет на то, чтобы подобные модели начали использовать большинство компаний.
В течение пяти лет мы должны увидеть широкое использование персональных компьютерных систем, в которые уже будут встроены статистические, причинно-следственные и эконометрические модели, а также будет обеспечено регулярное взаимодействие пользователей таких систем. По мере привыкания к использованию таких систем и уменьшению ошибок в их работе для их поддержания будет требоваться все меньшее вмешательство человека. Другими словами, компьютерные модели будут выполнять сложные расчеты, и роль человека сведется к роли генератора идей и разработчика систем. Как пример, мы начнем изучать динамику рынков и сможем выявить более сложные связи между прогнозируемым фактором и элементами системы прогнозирования.
В дальнейшем широкое распространение получат симуляционные модели поведения потребителей. Они будут его предсказывать и анализировать реакцию на разные маркетинговые стратегии, включая изменение цен, кампании по продвижению, предложение новых продуктов и действия конкурентов. Для прогнозирования будут чаще использоваться вероятностные модели. Большинство компьютерных прогнозов будет основано на описанных нами моделях. Сформируется и будет устойчиво работать бизнес по разработке программ для прогнозирования. Несмотря на то что методики прогнозирования до сих пор использовались главным образом для прогнозирования продаж, они все шире будут применяться для прогнозирования маржи доходности, капитальных затрат и других важных факторов. Те люди, которые сегодня занимаются прогнозированием, переключат основное внимание на прогнозирование цен и прибыли от новых продуктов. Нет сомнения, что для прогноза новых продуктов будут разработаны новые методики, однако по крайней мере в следующие десять-двадцать лет и, возможно, дольше сохранится проблема точности прогнозирования таких параметров, связанных с новыми продуктами, как объем продаж, прибыльность и жизненный цикл.