Корпоративная финансовая отчётность. Международные стандарты.

Журнал и практические разработки по МСФО и управленческому учету.

Главная Подходы к оценке ожидаемых кредитных убытков по финансовым активам согласно МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты» в условиях неопределенности, связанной с пандемией СОVID-19

Подходы к оценке ожидаемых кредитных убытков по финансовым активам согласно МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты» в условиях неопределенности, связанной с пандемией СОVID-19

Автор публикации

Сегодня мировая экономика в связи с пандемией COVID-19 испытывает спад. Составители МСФО-отчетности сталкиваются с необходимостью оценить ожидаемые кредитные убытки с учетом новых обстоятельств, и скорректированные данные непосредственно влияют на  капитал и активы. Как осуществлять эту оценку в ситуации, когда неизвестно ни сколько продлится пандемия, ни когда произойдет стабилизация экономики?

В настоящее время мировая экономика находится под давлением из-за мер сдерживания, связанных с эпидемической обстановкой, вызванной пандемией COVID-19 (далее — пандемия). Согласно прогнозу Международного валютного фонда (World Economic Outlook, June 2020: A Crisis Like No Other, An Uncertain Recovery // The International Monetary Fund (IMF). imf.org/en/Publications/WEO/Issues/2020/06/24/WEOUpdateJune2020), в результате пандемии мировая экономика за 2020 год может сократиться на 4,9 %, то есть больше, чем во время финансового кризиса 2008–2009 годов (далее — финансовый кризис). В базовом сценарии, согласно которому пандемия должна пойти на спад во второй половине 2020 года, в связи с чем меры по ее сдерживанию могут быть постепенно свернуты, к 2021 году мировая экономика может вырасти на 5,4 % по мере восстановления экономической деятельности и реализации экономической политики, направленной на смягчение последствий спада активности и сокращение ущерба от неизбежного замедления роста.

МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты» [далее — МСФО (IFRS) 9], ключевой концепцией которого является модель оценки ожидаемых кредитных убытков по финансовым активам (expected credit losses, далее — ECL, ожидаемые кредитные убытки), был разработан в ответ на финансовый кризис, чтобы обеспечить участников рынка капитала актуальной и прозрачной отчетностью перспективного характера об изменении кредитного риска, основанной на подтверждаемой информации о прошлых событиях, текущих условиях и прогнозируемых будущих экономических условиях, доступной на отчетную дату без чрезмерных затрат или усилий [пп. 5.5.3–5.5.17 МСФО (IFRS) 9].

По состоянию на отчетную дату при отсутствии значительного роста кредитного риска по финансовому инструменту с момента первоначального признания организация должна оценивать резерв по данному финансовому инструменту в сумме, равной 12-месячным ECL. При значительном увеличении кредитного риска (significant increase in credit risk, далее — SICR) по финансовому инструменту с момента первоначального признания, например в случае наличия просроченной задолженности более 30 дней, организация должна оценивать резерв под убытки по данному финансовому инструменту в сумме, равной ECL за весь срок, а по приобретенным или созданным кредитно-обесцененным финансовым активам — накопленные с момента первоначального признания изменения ECL за весь срок.

Для адекватной оценки ECL в соответствии с МСФО (IFRS) 9 в период кризисных явлений в экономике, связанных с пандемией, необходимы как объективная оценка влияния сложившихся макроэкономических условий при наличии существенной неопределенности и ограниченности информации о фактическом финансовом положении заемщиков, так и учет прогнозной макроэкономической информации в условиях сокращения ВВП и возможных девальвационных процессов в экономике.

В этих условиях Совет по МСФО, а также ряд европейских кредитных и надзорных организаций (далее — регулирующие организации) в марте — апреле 2020 года разработали документы, разъясняющие использование принципов оценки ECL, изложенных в МСФО (IFRS) 9, для отражения экономических и практических реалий кризиса и связанных с ним возможного шока краткосрочной ликвидности, мер поддержки со стороны государства, введенных органами надзора и регулирования нормативных и надзорных мер для смягчения воздействия пандемии на финансовую стабильность, а также обеспечения надежного и последовательного раскрытия информации для участников рынка. Рассмотрим и обобщим основные положения этих документов.

Применение МСФО (IFRS) 9 в условиях пандемии

В документе «IFRS 9 and covid-19. Accounting for expected credit losses applying IFRS 9 Financial Instruments in the light of current uncertainty resulting from the covid-19 pandemic» (cdn.ifrs.org/-/media/feature/supporting-implementation/ifrs-9/ifrs-9-ecl-and-coronavirus.pdf), цель которого — поддержка последовательного применения МСФО (IFRS) 9 в течение периода повышенной экономической неопределенности вследствие пандемии, Совет по МСФО признает, что оценка ECL по финансовым активам является сложной задачей в текущих экономических условиях, и подчеркивает важность использования для этой оценки всего спектра доступной и обоснованной информации — исторической, текущей и прогнозной.

Несмотря на то, что МСФО (IFRS) 9 определяет, что в случае SICR по финансовому активу организация должна оценивать оценочный резерв в сумме, равной ECL за весь его срок, документ тем не менее не устанавливает однозначные критерии или механические подходы для определения факта роста кредитного риска и для разработки сценариев прогноза макроэкономических показателей для целей оценки ECL. Вместо этого стандарт требует применять суждение, а также позволяет организациям корректировать свой подход к определению ECL в зависимости от обстоятельств.

При этом ряд допущений, использовавшихся ранее для оценки ECL, в текущих экономических условиях может утратить актуальность. Например, предоставление заемщикам определенных классов финансовых активов отсрочки по выплате платежей по кредиту (далее — кредитные каникулы) не должно автоматически приводить к тому, что эти финансовые инструменты посчитаются подверженными SICR при осуществлении оценки ECL, а изменение риска дефолта следует рассматривать в течение всего срока жизни финансового актива.

При оценке прогнозируемых условий следует учитывать воздействие пандемии в совокупности с мерами государственной поддержки, и изменение экономических условий должно быть отражено в макроэкономических сценариях и их весах.

Если текущее влияние пандемии не может быть отражено в моделях оценки ECL, должна рассматриваться реализация постмодельных наложений или корректировок моделей оценки ECL по мере доступности соответствующей информации в быстро меняющейся экономической среде.

По мнению Совета по МСФО, если оценка ECL основана на разумной и обоснованной информации, а МСФО (IFRS) 9 не применяется механически, оценка ECL и соответствующие дополнительные раскрытия информации в финансовой отчетности могут обеспечить необходимую ее прозрачность для пользователей, несмотря на высокий уровень неопределенности.

Рекомендации Базельского комитета при оценке ECL

Базельский комитет по банковскому надзору (BCBS) рекомендовал применять в условиях пандемии следующие подходы к оценке ECL в соответствии с МСФО (IFRS) 9 (Measures to reflect the impact of Covid-19 // Bank for International Settlements, Basel, Switzerland. bis.org/bcbs/publ/d498.pdf):
  • при составлении отчетности следует использовать суверенный весовой коэффициент риска вместо весового коэффициента, увязанного с бизнесом заемщика, для кредитов, обеспеченных государственными гарантиями;
  • учитывая существующий высокий уровень неопределенности в отношении прогнозной информации, относящейся к оценке SICR согласно МСФО (IFRS) 9, меры по оказанию помощи для реагирования на неблагоприятные экономические последствия пандемии, такие как государственные гарантии или кредитные каникулы, предоставляемые государственными органами либо кредитными организациями на добровольной основе, не должны автоматически означать SICR и, соответственно, повлечь переход к оценке ECL на срок жизни финансового актива;
  • при осуществлении кредитными организациями прогнозов для целей оценки ECL на основе обоснованной и достоверной информации такие прогнозы должны отражать смягчающее воздействие государственных мер экономической поддержки и кредитных каникул, предоставленных банковским сектором, с приданием должного веса долгосрочным экономическим тенденциям;
  • применение таких критериев дефолта, как «наличие любой существенной просроченной задолженности перед кредитной организацией на срок более 90 дней» и «наличие факта маловероятности погашения кредитных обязательств в полной сумме без обращения к реализации обеспечения»:
    • в части критерия наличия любой существенной просроченной задолженности перед кредитной организацией на срок более 90 дней — при предоставлении кредитной организацией добровольно из-за рекомендаций государственных органов кредитных каникул их срок не должен учитываться при подсчете таких просроченных дней;
    • в части критерия наличия факта маловероятности погашения кредитных обязательств в полной сумме без обращения к реализации обеспечения такая оценка должна быть основана на погашении пересмотренного графика платежей (с учетом кредитных каникул). Таким образом, для заемщиков, которые не производят платежи вследствие кредитных каникул, оценка должна основываться на вероятности выплаты причитающихся сумм после окончания срока моратория. Согласие кредитной организации на послабления для заемщика в сроках платежей или освобождение от их уплаты из-за пандемии не означает (автоматически) признак дефолта и возникновение необслуживаемого актива.

Макроэкономические прогнозы в условиях повышенной неопределенности

Европейский центральный банк (далее — ECB) отмечает (Guidance on the use of forecasts to estimate the ECL during the COVID-19 pandemic // European Central Bank Banking Supervision. bankingsupervision.europa.eu/press/letterstobanks/shared/pdf/2020/ssm.2020_letter_IFRS_9_in_the_context_of_the_coronavirus_COVID-19_pandemic.en.pdf), что финансовые рынки отреагировали на пандемию выраженной волатильностью, вследствие чего и государственные органы, и аналитики пересматривают макроэкономические прогнозы в сторону понижения, которое должно стать реакцией на растущие социальные ограничения на экономическую активность, введенные для сдерживания пандемии. В то же время государственные органы и центральные банки принимают меры для поддержки организаций и домохозяйств, чтобы смягчить последствия пандемии. В этом контексте после снятия социальных ограничений возможен резкий подъем экономической активности.

Оценки ECL чувствительны к макроэкономическим прогнозам. Ухудшение прогноза ВВП может привести к SICR, существенному увеличению вероятности дефолта и необходимости оценки ECL на срок жизни финансового актива. При этом экстраполяция краткосрочных прогнозов ВВП на оставшийся срок погашения финансовых активов может оказать на ECL более сильное влияние, чем само краткосрочное макроэкономическое воздействие, а экстраполяция за пределами краткосрочного горизонта прогнозирования может усилить неопределенность оценок, что особенно ярко выражено в текущей экономической ситуации, когда даже краткосрочные перспективы являются неопределенными.

В МСФО (IFRS) 9 признается, что актуальность информации уменьшается по мере увеличения горизонта прогнозирования, и подчеркивается важность исторической информации: оценка ECL не требует детального рассмотрения периодов, которые находятся далеко в будущем. Для таких периодов организация может экстраполировать прогнозы на основе доступной подробной информации [пп. 5.5.50–5.5.52 МСФО (IFRS) 9].

Историческая информация является важной отправной точкой для оценки ECL. В некоторых случаях наилучшей разумной и поддерживаемой информацией может быть нескорректированная историческая информация в зависимости от ее характера и времени ее расчета по сравнению с обстоятельствами на отчетную дату и характеристиками рассматриваемого финансового инструмента. Там, где нет достоверных данных для конкретных прогнозов, долгосрочные макроэкономические перспективы могут обеспечить более надежную основу для оценки. Для этого необходимо использовать имеющуюся историческую информацию в той мере, в которой эта информация репрезентативна для долгосрочного горизонта и объективна. Если историческая информация зависит от макроэкономических переменных, используется доступная информация, охватывающая как минимум один, предпочтительно — несколько полных экономических циклов или скорректированная во избежание смещения оценок.

При использовании прогнозов на конкретные периоды для целей промежуточной отчетности за 2020 год необходимо:
  • рассматривать в качестве отправных точек для прогнозирования макроэкономические прогнозы ECB;
  • обновлять эти прогнозы, чтобы отразить как введенные социальные ограничения, так и основные объявленные и осуществленные меры государственной поддержки;
  • вырабатывать обоснованное суждение о потенциальном восстановлении экономики как долгосрочной тенденции, принимая во внимание вероятность этого восстановления в течение 2020 года с учетом текущего уровня неопределенности.

Чтобы включить прогнозную информацию в модели ECL для определения базового макроэкономического сценария, необходимо:
  • рассмотреть макроэкономические прогнозы на конкретные годы и долгосрочные прогнозы;
  • включить эти два типа прогнозов в базовый сценарий с весами, основанными на их уместности;
  • придать больший вес макроэкономическому прогнозу на определенный период для краткосрочной перспективы и систематически уменьшать этот вес, так как прогноз теряет актуальность для более отдаленных периодов;
  • при использовании долгосрочного прогноза темпов роста ВВП, когда краткосрочный прогноз утрачивает актуальность, принимать во внимание, что возврат (реверсия) к абсолютным уровням ВВП, которые ожидались до начала пандемии, потребует долгосрочных темпов роста выше среднего уровня. При применении макроэкономических прогнозов и другой информации, доступной только на коллективном уровне, рост вероятности дефолта может свидетельствовать об обес­ценении пулов (совокупностей) кредитов, даже если есть высокая вероятность, что это не затронет всех заемщиков одинаково.

В дополнение к факторам, обычно оцениваемым на коллективной основе (например, экономическая среда, статус занятости розничных клиентов в отношении определенных отраслей или работодателей), в настоящее время чувствительными к макроэкономическим сценариям стали даже факторы, обычно оцениваемые индивидуально. В связи с этим необходимо рассмотреть возможность использования нисходящего подхода, предусмотренного п. 5.5.6 МСФО (IFRS) 9, и в контексте этого подхода признать ECL в течение срока жизни части финансовых активов, в отношении которых SICR имело место, без необходимости выявлять финансовые активы, подвергшиеся SICR на индивидуальной основе.

Рекомендации Европейского управления по надзору за рынком ценных бумаг

Европейское управление по надзору за рынком ценных бумаг (далее — ESMA) при применении МСФО (IFRS) 9 в условиях пандемии рекомендовало (Accounting implications of the COVID-19 outbreak on the calculation of expected credit losses in accordance with IFRS 9. PUBLIC STATEMENT // The European Securities and Markets Authority (ESMA)) применять:
  • дифференцированные подходы к отражению модификаций условий финансовых активов в результате введения мер государственной поддержки, для чего необходимо оценить, приводят ли меры государственной поддержки в связи с пандемией к существенной модификации финансовых инструментов и ведут ли эти модификации к прекращению признания финансовых активов. Такая оценка должна включать как качественные, так и количественные критерии и может быть предметом суждения. Если принятые в связи с пандемией меры государственной поддержки обеспечат временную помощь заемщикам, и чистая экономическая стоимость кредита не будет затронута последствиями пандемии, модификация финансового актива не будет считаться существенной. В основных принципах учетной политики, изложенных в финансовой отчетности в соответствии с МСФО, необходимо дополнительно раскрывать критерии для определения существенности модификаций финансовых активов и примененные суждения, которые оказывают существенное влияние на показатели финансовой отчетности, особенно в случаях, когда после модификации не происходит прекращение признания финансового актива;
  • дифференцированную оценку SICR как целостной оценки ряда количественных и качественных индикаторов, отражающую изменение вероятности дефолта в течение срока жизни финансового актива. Программы государственной поддержки для реального сектора экономики в целях смягчения неблагоприятного воздействия пандемии и ее последствий влияют на вероятность дефолта в течение срока жизни финансового актива. Поэтому меры, принятые в контексте пандемии, которые разрешают, требуют или поощряют кредитные каникулы, не должны рассматриваться как индикатор SICR. Наличие просроченных платежей обычно считается индикатором факта SICR, однако предположение о том, что наличие просроченных платежей по финансовым активам на срок более 30 дней свидетельствует о SICR, в данном случае может быть опровергнуто при наличии обстоятельств, свидетельствующих о мерах государственной поддержки вследствие пандемии [п. 5.5.17 МСФО (IFRS) 9]. Меры государственной поддержки должны быть проанализированы с учетом всех фактов и обстоятельств, чтобы различать действительное наличие SICR и временное ограничение ликвидности заемщика без SICR. Если идентифицировать SICR в условиях пандемии на уровне финансовых активов на индивидуальной основе сложно, возможна оценка на коллективной основе по группе или подгруппе финансовых инструментов [пп. 5.5.6, 5.5.11, B5.5.20 МСФО (IFRS) 9];
  • подходы к осуществлению прогнозов в целях оценки ECL. В этом контексте обращено внимание на недавние надзорные меры ECB, предпринятые в ответ на пандемию, в частности на рекомендацию применять большие веса учета долгосрочной стабильной перспективы, подтверждаемой исторической информацией, и мер государственной поддержки. При составлении прогнозов следует учитывать предполагаемый временный характер экономического шока, связанного с пандемией, в совокупности с влиянием государственной поддержки в течение всего срока жизни финансового актива;
  • подходы к учету предоставления гарантий по финансовым активам в качестве обеспечения исполнения обязательств по нему. Предоставление государственных публичных гарантий включает возмещение сумм, связанных с финансовыми инструментами. Оценка SICR сфокусирована на изменениях риска дефолта в течение срока финансового инструмента, что, в свою очередь, означает, что стоимость обеспечения или возникновение гарантии не влияет на оценку SICR. Вместе с тем такие улучшения кредита могут повлиять на оценку ECL в зависимости от того, считаются они неотъемлемой частью договорных условий финансового актива или признаются отдельно. При измерении ECL необходимо учитывать потоки денежных средств от реализации обеспечения и другое улучшение кредита, которое: 1) является неотъемлемой частью договорных условий кредита и 2) не признается отдельно [п. B5.5.55 МСФО (IFRS) 9]. Тем не менее в документах Переходной ресурсной группы (Transition Resource Group (Группа с ограниченным сроком действия, созданная Советом по МСФО с целью оказания поддержки в реализации требований в отношении ECL согласно МСФО (IFRS) 9 в переходный период до даты вступления в силу стандарта)) отмечалось, что кредитные улучшения, включенные в оценку ECL, не должны ограничиваться теми, которые являются частью договорных условий, в случаях представления гарантий государства в сочетании с предоставлением моратория на погашение долга или мерами экономической поддержки. Поэтому определение того, может ли государственная гарантия рассматриваться как неотъемлемая часть договорных условий для целей оценки ECL, может включать применение суждения, характер и степень которого подлежит раскрытию в финансовой отчетности;
  • усиление транспарентности. Наличие всех соответствующих раскрытий информации, связанных с фактическим и потенциальным воздействием пандемии, должно позволить пользователям отчетности понять примененные суждения о том, как и в какой степени влияние пандемии и связанных с ней мер поддержки было учтено в оценке SICR и ECL, а также как использовалась прогнозная информация. В промежуточной финансовой отчетности в течение 2020 года, учитывая масштабы последних изменений в экономике, необходимо обеспечить раскрытие информации, достаточное для понимания значительных событий и сделок, произошедших с конца годового финансового отчетного периода [пп. 15B, 16A МСФО (IAS) 34 «Промежуточная финансовая отчетность»]. Кроме того, необходимо раскрыть дополнительную информацию, которая позволит пользователям финансовой отчетности понять общее влияние пандемии на финансовое положение и результаты деятельности организаций, включая основные риски [п. 1 МСФО (IFRS) 7 «Финансовые инструменты: раскрытие информации»] и неопределенности [п. 25 МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности»], с которыми они сталкиваются вследствие пандемии.

Рекомендации Органа пруденциального регулирования Банка Англии

В документе Органа пруденциального регулирования (PRA) Банка Англии (Covid-19: IFRS 9, capital requirements and loan covenants Prudential Regulation Authority the Bank of England // The Bank of England. bankofengland.co.uk/-/media/boe/files/prudential-regulation/letter/2020/covid-19-ifrs-9-capital-requirements-and-loan-covenants.pdf?la=en&hash=77F4E1D06F713D2104067EC6642FE95EF2935EBD) определено, что предоставляемые кредитными организациями согласно рекомендациям государственных органов кредитные каникулы как мера реагирования на неблагоприятное экономическое воздействие пандемии не должны учитываться при расчете количества дней просроченной задолженности и автоматически приводить к выводу о низкой вероятности погашения заемщиком долга. Они не должны включаться в критерий SICR «наличие просроченной свыше 30 дней задолженности» или критерий дефолта «наличие просроченной свыше 90 дней задолженности».

Использование кредитных каникул может указывать на краткосрочные проблемы с ликвидностью или с движением денежных средств, но не дает достаточно оснований, чтобы констатировать наличие кредитного риска в течение срока финансового актива, поскольку кредитные каникулы предоставляются в рамках государственных мер по поддержке экономики в период пандемии, а не в ответ на финансовые затруднения отдельных заемщиков.

Вследствие этого заемщики имеют дополнительные права на кредитные каникулы для управления ликвидностью независимо от того, было ли это предусмотрено в первоначальных условиях кредитного договора, и в отсутствие иных индикаторов роста кредитного риска для них нельзя констатировать SICR. Нарушение кредитного договора в части сроков оплаты является возможным признаком дефолта, однако не вызывает его автоматически, и кредитные организации должны оценивать такое нарушение индивидуально в каждом конкретном случае.

В случае нарушения заемщиками ковенантов, установленных кредитным договором, необходимо дифференцировать «обычные» их нарушения и нарушения, которые могут произойти из-за пандемии, такие как недополучение планируемых денежных потоков, временное приостановление деятельности, модификация аудиторского отчета.

На сегодняшний день финансовая отчетность заемщика с мнением аудитора о существенной неопределенности относительно непрерывности деятельности, операционных результатов или способности выполнять свои долговые обязательства обычно свидетельствует о SICR или дефолте. Однако причинами такой ситуации могут быть:
  • невозможность сбора аудитором необходимых аудиторских доказательств для полного завершения аудита;
  • неспособность аудитора выполнить работу на месте из-за введения карантина или из-за того, что уровень неопределенности привел к тому, что аудитор не смог завершить свою оценку непрерывности деятельности.

Такие причины нарушения ковенантов, если они прямо связаны с пандемией, не должны автоматически, при прочих равных условиях, приводить к признанию дефолта заемщика или к констатации SICR для целей расчета ECL, так как могут быть вызваны внешними факторами, недостаточно тесно связанными с кредитным риском, специфичным для конкретного заемщика.

МСФО (IFRS) 9 требует, чтобы прогнозная информация, используемая в оценках ECL, была разумной и приемлемой. Учитывая внезапность пандемии, в настоящее время такой информации недостаточно. Очевидно, что на мировых рынках наблюдается значительный спад, и шаги, предпринимаемые для сдерживания пандемии (включая социальное дистанцирование и закрытие бизнеса), могут негативно сказаться на платежеспособности заемщиков.

Эти факторы, однако, не должны оцениваться изолированно, поскольку государственные органы и центральные банки во многих странах мира объявили о мерах по минимизации последствий пандемии, так что при подготовке долгосрочных прогнозов для оценки вероятности дефолта, моделирования ECL и потерь в результате дефолта (LGD) необходимо учитывать долгосрочные экономические тенденции.

Временный характер пандемии означает, что кредитные организации должны рассмотреть целесообразность как обычно используемого прогнозного периода, так и более долгосрочный тренд. Во многих случаях это может привести к сокращению прогнозируемого периода и гораздо более быстрому возврату к долгосрочной исторической тенденции.

Необходимо рассмотреть возможность корректировок моделей. Хотя трудно предсказать влияние самой пандемии, и объем прогнозной информации ограничен, существуют явные признаки ухудшения экономических и кредитных условий. В то же время необходимо принять во внимание меры экономической поддержки, объявленные государственными органами, кредитные каникулы и другие изменения условий кредитования, предоставляемые для оказания помощи заемщикам, на которых негативно повлияла пандемия.

В связи с этим разрабатываемые для оценки ECL модели должны отражать тот факт, что экономический шок от пандемии должен быть временным, хотя его продолжительность не определена. Хотя экономические последствия пандемии могут привести к долгосрочному ухудшению кредитного риска в отношении некоторых заемщиков, меры поддержки в краткосрочной перспективе могут привести к тому, что вероятность дефолта в течение срока жизни финансового актива в целом не будет расти.

Подводя итог, можно выделить основные рекомендуемые регулирующими организациями подходы к оценке ECL и SICR в соответствии с МСФО (IFRS) 9 в период пандемии, оценить их частоту (таблица 1 и рисунок 1), а также сделать выводы об их основной направленности и возможности применения их положений и принципов отчитывающимися организациями на глобальном уровне.

Таблица 1
Меры, предлагаемые европейскими регулирующими органами при осуществлении оценки ECL и SICR в соответствии с МСФО (IFRS) 9 в период пандемии







Рисунок 1. Частота мер при осуществлении оценки ECL и SICR в соответствии с МСФО (IFRS) 9 в условиях пандемии, %

Из таблицы 1 и рисунка 1 можно сделать вывод, что чаще всего рассмотренная совокупность мер регулирующих органов относится к избежанию применения механического подхода к идентификации SICR и дефолта, включая дифференциацию кредитного риска, специфичного для заемщика, и кредитного риска, связанного с пандемией, а также к учету воздействия пандемии на экономику не изолированно, а в совокупности с мерами поддержки бизнеса и домашних хозяйств со стороны государственных органов. Данные подходы рекомендованы всеми без исключения регулирующими организациями при оценке ECL в период пандемии с акцентом на гибкость, присущую МСФО (IFRS) 9.

В 80 % случаев регулирующие органы рекомендуют при осуществлении прогнозов макроэкономических переменных для целей моделирования в соответствии с МСФО (IFRS) 9 при отсутствии информации краткосрочного характера либо утраты ее актуальности в результате быстрого изменения экономической среды использовать долгосрочные прогнозы, подтвержденные исторической информацией, с очевидной целью избегать чрезмерно проциклических допущений при их осуществлении для оценки ECL в период пандемии.

Далее в порядке убывания рекомендуется осуществлять:
  • постмодельные наложения и корректировки моделей ECL по мере получения новой информации — как необходимую меру актуализации моделей оценок резервирования по финансовым активам в условиях динамичной экономической среды;
  • оценку ECL на коллективной основе в случае недоступности информации, необходимой для индивидуальной оценки ECL. Следует отметить, что реализация данной меры может привести к росту резерва в ряде случаев;
  • исключение из критериев дефолта в соответствии с его определением, данным Базельским комитетом по банковскому надзору, в части количества просроченных дней и оценки маловероятности погашения кредита количества дней кредитных каникул, предоставленных по рекомендации государственных органов, как отражение их в качестве государственных мер поддержки экономики в период пандемии, а не как реакцию на рост кредитного риска, специфичного для отдельных заемщиков;
  • дополнительные раскрытия информации, необходимые для понимания применяемых суждений для оценки ECL, SICR, а также любых рисков и неопределенностей, с которыми сталкивается отчитывающаяся организация в период пандемии, как необходимое условие усиления транспарентности финансовой отчетности в период кризисных явлений в экономике.

Наконец, лишь в единичных случаях рекомендовано применять дифференцированный подход к учету:
  • модификации финансовых активов, вызванной последствиями пандемии, в том числе для целей оценки существенности и необходимости прекращения признания финансового актива;
  • нарушений заемщиком ковенантов вследствие пандемии;
  • предоставленных заемщику государственных гарантий в качестве договорных условий финансовых активов при оценке ECL;
  • суверенного весового коэффициента риска для кредитов, обеспеченных государственными гарантиями.

Обобщая изложенное выше, можно констатировать, что все перечисленные меры направлены на то, чтобы исключить чрезмерно проциклические допущения в оценках ожидаемых кредитных убытков кредитных организаций во время пандемии и не допустить завышения таких оценок, поскольку это может повлечь ограничение объема капитала кредитных организаций, который они смогут направить на кредитование домашних хозяйств и организаций и поддержку реального сектора экономики.

При этом глобальный характер МСФО обусловливает возможность учета положений и принципов исследуемых рекомендаций при разработке учетной политики по применению МСФО (IFRS) 9 в условиях пандемии с учетом специфики осуществляемых активных операций вне зависимости от юрисдикции отчитывающейся организации, поскольку в отсутствие конкретного стандарта МСФО, который применяется к сделке (операции), другому событию или условию, отчитывающаяся организация может рассмотреть применение положений иных официальных органов, устанавливающих стандарты учета и отчетности, которые используют аналогичные МСФО концептуальные основы для разработки данных стандартов, а также иные методы из соответствующих литературных источников и общепринятые отраслевые практики в той мере, в которой они не противоречат Концептуальным основам финансовой отчетности и МСФО [пп. 10–12 МСФО (IAS) 8 «Учетная политика»].

Избежание ненадлежащей волатильности в нормативном капитале и финансовой отчетности в соответствии с МСФО в условиях пандемии имеет существенное значение для предотвращения проциклического влияния на банковское кредитование, поскольку существуют предпосылки для следующего предположения: хотя снижение активности, связанное с пандемией, может быть резким и значительным, экономика после отмены мер по социальному дистанцированию и ограничению экономической активности постепенно восстановится.

В условиях, когда неизвестны ни продолжительность пандемии, ни требуемое время для стабилизации экономики, предварительные оценки ECL в промежуточной отчетности в соответствии с МСФО должны пересматриваться в течение 2020 года вплоть до составления годовой отчетности по мере появления дополнительной информации об уровне влияния пандемии в текущей и долгосрочной перспективе.

Данная информация, новые факты и обстоятельства подлежат постоянному мониторингу составителями отчетности с применением описанных рекомендаций, их отражением в учетной политике по применению МСФО (IFRS) 9 в условиях пандемии в той степени, в которой они уместны исходя из масштаба и характера операций отчитывающейся организации. Это позволит обеспечить надежность, последовательность, транспарентность и сопоставимость раскрытий информации в финансовой отчетности, несмотря на существующую неопределенность и быстрые изменения экономической среды.
Поделиться ссылкой на статью в соцсетях:
Комментарии к статье
Все комментарии (0)
РЕГИСТРАЦИЯ
Ваше имя:
Ваш e-mail:

Укажите реальный и действующий e-mail адрес. На него будет выслан запрос о подтверждении регистрации.

Пароль:

Пароль должен содержать от 6 до 20 символов из списка: A-z 0-9 ! ? % @ # $ % ^ ~ & * | / ( ) [ ] { } < > _ - + : ; . , ` и не может совпадать с логином.

Подтвердите пароль:
Нажимая кнопку «Регистрация», я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю своё согласие Администрации Сайта на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных Политикой конфиденциальности.
Авторизация Забыли пароль?
АВТОРИЗАЦИЯ
Ваш e-mail:
Пароль:
Регистрация Забыли пароль?
ВОСТАНОВЛЕНИЕ ПАРОЛЯ
Ваш e-mail:

Введите e-mail, указанный Вами при регистрации. На него будет выслан Ваш пароль.

Авторизация Регистрация
Техподдержка

Пожалуйста, оставьте ваше сообщение и мы ответим Вам в ближайшее время. Не забудьте указать как с Вами можно связаться.

Ваше имя:
Ваш e-mail:
Текст сообщения:
Активация подписки
Код активации: - - -

Например: 2QJGF-26XUH-F3RTD-BP49V

ОТ РЕДАКЦИИ