Международные новости (январь 2012)
Мишель Прада назначен председателем Наблюдательного совета Фонда МСФО
Наблюдательный совет Фонда МСФО объявил в декабре 2011 г. о назначении Мишеля Прада на пост нового председателя Наблюдательного совета Фонда.
Ранее г-н Прада работал последовательно председателем Исполнительного и Технического комитетов Международной организации комиссий по ценным бумагам (IOSCO). Он является весьма уважаемым в международных кругах защитником интересов инвесторов. Г-н Прада также известен как сторонник развития высококачественных стандартов финансовой отчетности, которые были бы независимыми от политической конъюнктуры. Ожидается, что он принесет с собой значительный опыт работы в международных организациях, выражающих интересы ведущих мировых инвесторов.
Г-н Прада будет работать в самой важной должности в мире МСФО — руководителем попечителей Фонда МСФО — в течение трех лет начиная с 1 января 2012 г., с возможностью его дополнительного переизбрания на эту высокую должность на еще один такой же срок в будущем.
Совет по МСФО предложил уточнить правила перехода на МСФО 10
В декабре 2011 г. СМСФО опубликовал для публичного обсуждения предлагаемые поправки к стандарту МСФО 10 «Консолидированная финансовая отчетность».
Цель предлагаемых поправок состоит в разъяснении правил по переходу на применение стандарта МСФО 10. В частности, Совет описал ситуации, в которых предприятие должно применять МСФО 10 ретроспективно. Новые предложения СМСФО призваны развеять озабоченность некоторых составителей отчетности, которые пожаловались, что положения по переходу на МСФО являются более обременительными, чем это первоначально предполагалось.
Совет разъяснил значение фразы date of initial application («дата начального применения»). Этой датой должен считаться первый день годового периода, в котором компания впервые будет применять стандарт МСФО 10. Например, для компании, которая переходит на МСФО 10 в 2013 г., датой первоначального применения МСФО 10 будет считаться 1 января 2013 г. (а не 1 января 2012 г., как было бы по аналогии с первоначальным применением МСФО согласно стандарту МСФО 1). Такая компания будет оценивать наличие или отсутствие контроля над своими аффилированными предприятиями по состоянию именно на 1 января 2013 г. и исходя из сделанных выводов в отношении каждого из таких предприятий будет соответствующим образом корректировать сравнительные данные за 2012 г.
Если на дату первоначального применения вывод о наличии контроля согласно МСФО 10 будет отличаться от предыдущего вывода в отношении этой же «дочки» согласно МСФО 27/ПКИ 12, то компания должна будет пересчитать и перевыпустить информацию за сравнительный период исходя из правил МСФО 10. Например, на 1 января 2013 г. анализ контроля по правилам МСФО 10 показал, что ранее приобретенный неконсолидируемый бизнес является «подконтрольным»; в этом случае активы, обязательства и доля неконтролирующих акционеров ранее неконсолидируемого бизнеса будут включаться в отчетность компании не с 1 января 2013 г., а с даты его фактического приобретения в прошлом. Аналогичным образом, если ранее консолидируемая компания в ходе анализа по состоянию на 1 января 2013 г. оказалась «неподконтрольной» согласно правилам МСФО 10, то она деконсолидируется и для целей сравнительной информации 2012 г.
В целом новые поправки требуют ретроспективного применения, за исключением, однако, ситуаций, когда это практически невыполнимо или неэффективно (unless impracticable). В последнем случае тем не менее требуется «частичное» ретроспективное применение, т. е. пересчет данных, хотя бы начиная с более поздней даты в прошлом, когда данные являются достижимыми и такой перерасчет является практически выполнимым.
Облегчение в отношении предыдущих сравнительных периодов предоставляется в плане того, что не будут требоваться никакие корректировки к расчетам, если приобретенный в прошлом бизнес был консолидируемым по правилам МСФО 27/ПКИ 12 и остался «подконтрольным» в результате анализа на дату первоначального применения, проведенного по правилам МСФО 10. Аналогично никакие числовые корректировки не будут требоваться, если приобретенная компания не должна была быть консолидируемой ни по правилам МСФО 27/ПКИ 12, ни по правилам нового стандарта МСФО 10 (по анализу на дату первоначального применения).
Совет по МСФО предложил, чтобы дата вступления в силу вновь предлагаемых поправок была приведена в соответствие с датой вступления в силу самого стандарта МСФО 10. Предварительный проект нового переходного руководства (Proposed amendments to IFRS 10 — «Предлагаемые поправки к МСФО 10») будет открыт для комментариев общественности до 21 марта 2012 г. и доступен в секции Comment on a Proposal на сайте СМСФО.
Совет по МСФО разъяснил свои требования относительно возможности взаимозачета финансовых инструментов
В декабре 2011 г. СМСФО уточнил свои требования к возможности взаимозачета финансовых инструментов путем выпуска поправки к стандарту МСФО 32 под названием «Взаимозачет финансовых активов и финансовых обязательств» (Offsetting Financial Assets and Financial Liabilities). Новые поправки устраняют существующие в реальной учетной практике несоответствия и непоследовательности при применении методики взаимозачетов, основанной на критериях, указанных в текущей версии стандарта МСФО 32 «Финансовые инструменты: представление».
Вновь принятые поправки уточняют:
• значение ключевой фразы МСФО 32 в отношении возможности проведения взаимозачетов: «В настоящее время у предприятия имеется юридически закрепленное право на взаимозачет»;
• что некоторые системы валовых расчетов (gross settlement systems) могут рассматриваться как эквивалент чистого расчета.
Поправки вступают в силу для годовых периодов, начинающихся с (или после) 1 января 2014 г. и должны применяться ретроспективно. Эти поправки являются частью большего проекта СМСФО, посвященного в целом различным аспектам вопроса взаимозачетов. В рамках этого проекта Совет по МСФО также отдельно выпустил и поправки к стандарту МСФО 7 «Раскрытие: вопросы взаимозачета финансовых активов и финансовых обязательств».
Совет по МСФО окончательно решил отложить обязательную дату вступления в силу МСФО 9 до 2015 г.
В декабре 2011 г. СМСФО выпустил поправки к МСФО 9 «Финансовые инструменты», которые предписывают перенести дату обязательного вступления данного стандарта в силу с 1 января 2013 г. на 1 января 2015 г. Данная отсрочка даст возможность применить одинаковые обязательные даты вступления в силу ко всем ключевым этапам проекта (признание/измерение, обесценение, хеджирование).
Поправки также предоставляют определенные послабления составителям отчетности в плане требований по пересчету всей сравнительной информации в финансовой отчетности из-за эффекта от первого применения МСФО 9. Эти послабления в отношении сравнительных данных были первоначально доступны только для компаний, которые решили применять стандарт МСФО 9 до 1 января 2012 г. Теперь же вместо требования к перерасчету сравнительной информации будут требоваться дополнительные раскрытия, связанные с переходом на МСФО 9, которые направлены на то, чтобы помочь инвесторам понять влияние первоначального применения МСФО 9 на классификацию и оценку финансовых инструментов.
Несмотря на вышеуказанные изменения в правилах обязательного перехода на МСФО 9, раннее добровольное применение этого стандарта все еще разрешено, как и в предыдущей редакции стандарта.
SEC отложила публикацию итогового доклада о возможности перехода на МСФО в США
Американская Комиссия по биржам и ценным бумагам (SEC) в очередной раз отложила на несколько месяцев публикацию своих окончательных выводов о возможности перевода финансовой отчетности американских компаний с ГААП США на МСФО. Главный бухгалтер SEC заявил, что в целом позитивно рассматривает перспективу потенциального внедрения МСФО в финансовую отчетность американских компаний, но при этом такое решение в обязательном порядке должно предполагать наличие уже свершившихся факторов, таких как общепризнанность МСФО как единых глобальных стандартов отчетности. Важным представитель Комиссии считает и возможность для США влиять на применение стандартов МСФО в США и на само формирование этих стандартов в целом.
Одновременно была высказана озабоченность сложностью и высокой ценой перевода компаний США на МСФО. Многие в США до сих пор считают оптимальным не полный переход на МСФО, а применение смешанного подхода, который позволил бы США сохранить ГААП США, но чтобы при этом отдельные американские стандарты финансовой отчетности были синхронизированы с соответствующими отдельными стандартами МСФО в течение нескольких лет.
Ранее широкой международной бухгалтерской общественностью ожидалось, что Комиссия США обнародует до конца 2011 г. свое решение о том, будут ли США переходить на международные стандарты отчетности, когда и в каком формате. Однако этот срок пройден, а ответа на вопрос о переходе компаний США на стандарты МСФО по-прежнему нет.
Обновление плана работы Совета по МСФО
В декабре 2011 г. в очередной раз был обновлен план работы СМСФО на ближайшее будущее. В сокращенном виде его можно представить в следующем формате:
2012 г. |
||||
|
1-й квартал |
2-й квартал |
3-й квартал |
4-й квартал |
МСФО (IFRS) 9: Финансовые инструменты (замена МСФО (IAS) 39) |
|
|
|
|
Обесценение |
|
Повторная экспозиция проекта |
|
|
Общий учет хеджирования |
Обзор проекта |
Проект |
|
|
Учет макрохеджирования |
|
|
Проект |
|
Договоры аренды |
|
Повторная экспозиция проекта |
|
|
Признание выручки (Проект стандарта) |
Период комментариев до 13.03.2012 |
|
|
|
Страховые контакты |
|
Проект |
|
|
Ежегодные усовершенствования 2009-2011 |
|
Завершены и приняты |
|
|
Ежегодные усовершенствования 2010-2012 |
Проект |
|
|
|
Ежегодные усовершенствования 2011-2013 |
|
|
Проект |
|
Консолидация — учет в инвестиционных компаниях |
Круглый стол |
|
|
|
Правила перехода (поправки) на МСФО (IFRS) 10 |
Период комментариев до 21.03.2012 |
Приняты поправки к стандарту |
|
|
Анализ внедрения стандарта |
|
|
|
|
МСФО (IFRS) 8 «Операционные сегменты» |
Завершение обзора |
|
|
|
МСФО (IFRS) 3 «Объединения бизнесов» |
Первичный обзор |
|
|
|