Корпоративная финансовая отчётность. Международные стандарты.

Журнал и практические разработки по МСФО и управленческому учету.

Международные новости (март 2012)

Авторы публикации

Редакция КФО. МС

Редакция КФО. МС

Группа по имплементации МСФО для малых и средних предприятий издала два новых комментария

 

Группа по имплементации МСФО для малых и средних предприятий (SMEIG) опубликовала два новых комментария в формате Q & A по «МСФО для МСП»:

•  Q & A 2012/01 «Применение понятия “чрезмерные затраты или усилия”»;

•  Q & A 2012/02 «Ситуации, когда местная юрисдикция требует возврата предприятия к полной версии МСФО».

Эти комментарии отражают предложения и замечания общественности, которые Группа SMEIG получила в результате опубликования пяти проектов Q & А в сентябре 2011 г. (срок комментариев к ним истек в ноябре 2011 г.).

 

Q & A 2012/01 «Применение понятия “чрезмерные затраты или усилия”»

 

«МСФО для МСП» разрешает предприятиям использовать исключения из требований этого стандарта в случае «непрактичности» применения таких требований либо ввиду «чрезмерных затрат или усилий». Под «непрактичностью» понимается ситуация, когда предприятие не может выполнить какое-либо конкретное требование стандарта несмотря на то, что оно приложило все разумные усилия для его выполнения.

Под «чрезмерными затратами или усилиями» понимается ситуация, когда расходы на выполнение какого-то конкретного требования стандарта превосходят выгоды для пользователей отчетности от его неукоснительного соблюдения. Исходя из природы самого понятия «чрезмерных затрат и усилий» очевидно, что эта концепция очень индивидуальна и зависит от специфики и размеров предприятия, а также от оценки его менеджерами всех существенных аспектов затрат и выгод.

Примерами ситуаций, подпадающих под исключение из-за «чрезмерных затрат или усилий», могут быть просто значительные суммы расходов, связанных с формированием отчетности по МСФО (например, существенная стоимость услуг независимых лицензированных оценщиков), либо (что более трудно оценить) значительные усилия сотрудников предприятия в сравнении с выгодами для пользователей отчетности от результатов этих усилий.

Сравнительный анализ оценки затрат и выгод необходимо проводить на дату совершения хозяйственной операции (или события), а при последующей оценке — по анализу информации, имеющейся в распоряжении предприятия на каждую соответствующую отчетную дату.

Применение исключения «чрезмерных затрат или усилий» может быть оправданно только в тех ситуациях, где оно специфически упомянуто в стандарте «МСФО для МСП»; применение его «по аналогии» в других ситуациях не разрешается.

 

Q & A 2012/02 «Ситуации, когда местная юрисдикция требует возврата предприятия к полной версии МСФО»

 

Часто составители задавали вопрос о следующей ситуации. Определенная местная юрисдикция одобрила применение стандарта «МСФО для МСП» в отношении малых и средних предприятий своей страны, но установила новое требование, что для учета хозяйственных операций или событий, специфически не рассмотренных в «МСФО для МСП», такие предприятия обязаны применять требования полной версии МСФО.

Вопрос: могут ли МСП в условиях таких юрисдикций утверждать, что они все еще полностью соответствуют стандарту «МСФО для МСП»?

Ответ состоит в том, что в целом у МСП в случае отсутствия конкретного руководства в «МСФО для МСП» действительно есть определенный выбор, включающий в том числе и следование требованиям полной версии МСФО. Однако иерархия источников руководства в таких ситуациях иная: вначале предприятие должно использовать правила самого стандарта «МСФО для МСП», применимые в подобных или аналогичных ситуациях, а затем концептуальные основы формирования отчетности МСП, указанные в секции 2 стандарта «МСФО для МСП». Если имеется существенное противоречие между применением руководства, описанного выше, и требованиями полной версии МСФО, то отчетность такого МСП (при условии следования полной версии МСФО) не может считаться соответствующей стандарту «МСФО для МСП».

Что касается других комментариев Q & А, после рассмотрения всех замечаний общественности Группа SMEIG решила не издавать окончательные Q & А в отношении следующих проектов Q & A:

•  Общие комментарии, выпуск 1 «Применение МСФО для МСП для тех отчетных периодов, которые закончились перед тем, как стандарт “МСФО для МСП” был издан»;

•  Раздел 3, выпуск 2 «Возможность отступления от принципов, предписанных стандартом “МСФО для МСП”»;

•  Раздел 3, выпуск 3 «Использование форматов финансовой отчетности, предписанных местным регулятором».

 

Комментарии в формате Q & А, опубликованные Группой SMEIG, не являются обязательными руководящими документами, но они призваны помочь тем составителям и пользователям отчетности, кто использует стандарт «МСФО для МСП» в рассмотрении конкретных вопросов бухгалтерского учета. Они ни в коей мере не призваны привнести какие-либо изменения в практику применения полной версии МСФО.

 

Выпущена брошюра по использованию стандарта «МСФО для МСП»

 

Совет по МСФО выпустил брошюру, описывающую основные требования стандарта «МСФО для МСП». Этот небольшой, восьмистраничный буклет в доступной форме объясняет пользователям основные положения стандарта «МСФО для МСП», его главные отличия от полной версии МСФО и разъясняет наиболее важные моменты. Он предназначен для кредиторов, владельцев бизнесов, руководителей и других пользователей отчетности, составленной в соответствии со стандартом «МСФО для МСП».

В частности, в брошюре подчеркивается, что данный стандарт может быть использован предприятием любого размера в любой стране, при условии что данное предприятие не имеет публичной ответственности в виде торгуемых на фондовых рынках акций, векселей или облигаций. Потенциальное количество предприятий — пользователей «МСФО для МСП» многократно превышает количество компаний, которые используют полную версию МСФО. Так, в Европе насчитывается 28 млн МСП, в США — 27 млн, а в Бразилии — более 6 млн предприятий, которые обязаны вести учет по «МСФО для МСП».

Особо отмечено, что у МСП остро стоит проблема ликвидности, платежеспособности и управления денежными потоками — именно на этих областях и фокусируется стандарт «МСФО для МСП». При этом стандарт для МСП менее сложен, чем полная версия МСФО, и более прост для практического применения.

В настоящее время стандарт «МСФО для МСП» переведен на десятки языков мира и поддержан дополнительными образовательными материалами, включая иллюстративную отчетность МСП и комментарии в виде вопросов и ответов.

 

Немецкая Комиссия по надзору за аудиторской деятельностью (AOC) и Совет по надзору за отчетностью публичных компаний США (PCAOB) заключили соглашение о сотрудничестве

 

Соглашение о сотрудничестве, подписанное между АОС и РСАОВ, позволит этим двум национальным надзорным органам осуществлять обмен конфиденциальной информацией о работе аудиторских фирм, ведущих деятельность в обеих юрисдикциях. Это соглашение должно усилить степень глубины надзора, инспекций и расследований в отношении аудиторских фирм Германии и США. Соглашение вступает в силу немедленно.

Кроме того, два этих крупнейших регулятора аудиторской деятельности подписали дополнительное соглашение о защите данных. Оно будет гарантировать, что национальные требования США и Германии по защите данных будут полностью удовлетворены во время передачи информации между этими национальными регуляторами.

 

Выступление главы Совета по стандартам финансового учета США

 

Лесли Сейдман (Leslie Seidman), председатель Совета по стандартам финансового учета США (FASB), выступила в палате представителей США в подкомитете по финансовым рынкам и организациям, спонсируемым государством (Subcommittee on Capital Markets and Government Sponsored Enterprises). В своем выступлении г-жа Сейдман охватила широкий круг вопросов и наметила возможные сроки завершения ряда совместных проектов с Советом по МСФО по вопросам конвергенции стандартов финансовой отчетности.

Г-жа Сейдман представила краткую информацию о роли, миссии и процедурах FASB, объяснила процесс формирования стандартов, а также описала недавно завершенные проекты FASB.

Говоря о четырех основных проектах конвергенции МСФО и ГААП США, г-жа Сейдман отметила следующее:

•  Проект по учету выручки. На основе текущей ситуации с доработкой данного совместного стандарта г-жа Сейдман ожидает, что новый «конвергентный» стандарт по выручке будет выпущен в первом квартале 2013 г. (также в зависимости от количества и качества комментариев, полученных от общественности в ходе обратной связи).

•  Договоры аренды. Г-жа Сейдман отметила озабоченность, высказанную в комментариях общественности относительно влияния на прибыль и убытки в результате применения предлагаемой модели «Право на использование» (right-of-use model). На основе комментариев предпринимаются дополнительные доработки и мероприятия в различных областях формирования нового стандарта, и ожидается, что его окончательная версия будет выпущена в середине 2013 г.

•  Финансовые инструменты. Г-жа Сейдман обсудила различные компоненты этого проекта, особо подчеркнув различия во взглядах между Советами по МСФО и СФУ США, а также осветила ход проекта FASB по учету сделок репо.

•  Договоры страхования. Г-жа Сейдман отметила, что Советы FASB и IASB находятся на разных этапах процесса завершения проекта стандарта по учету договоров страхования и что Совет FASB пока не выпустил предварительный проект стандарта (который, как ожидается, будет опубликован во второй половине 2012 г.).

 

Г-жа Сейдман также изложила свою позицию по общим призывам к ускорению конвергенции между стандартами МСФО и ГААП США, осветила особые вопросы учета непубличных компаний и некоммерческих организаций, кодификации стандартов FASB, применения языка программирования финансовой отчетности XBRL. Кроме того, был обсужден совместный проект FASB с Европейской комиссией по финансовой отчетности EFRAG по вопросам разработки рамочных концепций для решения вопросов, связанных с комментариями общественности по поводу раскрытий к финансовой отчетности или их частой неэффективности.

 

Совет по международным стандартам учета в государственном секторе (IPSASB) опубликовал предварительный проект (ED) 47 «Комментарии и анализ, прилагаемые к финансовой отчетности»

 

Материал, представленный в проекте, предлагается развить и доработать точно в таком же формате, как и остальные стандарты бухгалтерского учета в государственном секторе (International Public Sector Accounting Standard, IPSAS), и с таким же уровнем полномочий, как и любой другой стандарт IPSAS, составленный на основе метода начисления.

Предлагаемый новый стандарт IPSAS будет применим для всех организаций государственного сектора, кроме коммерческих предприятий, находящихся в собственности государства. Такие организации должны будут готовить комментарии и анализ в период, когда они выпускают и публикуют свою финансовую отчетность.

Комментарии и анализ финансовой отчетности должны быть четко определены как таковые и отделены от непосредственно финансовой отчетности. К комментариям и анализу должны будут применяться те же качественные характеристики, которые являются критериями и управляют процессом подготовки самой финансовой отчетности.

Проект документа представляет перечень минимальных требований к анализу финансовой отчетности, при этом оставляя организациям достаточный уровень гибкости в подготовке своих комментариев, с тем чтобы обеспечить наилучшее описание их специфических событий и ситуаций.

Проект ED 47 включает в себя руководство по применению (implementation guidance) и иллюстративный пример (illustrative example), которые объясняют, как организация может подготовить свои комментарии и анализ к собственной финансовой отчетности, для того чтобы отвечать всем требованиям будущего стандарта.

Председатель совета IPSASB Андреас Бергманн (Andreas Bergmann) заявил, что «целью составления комментариев и анализа финансовой отчетности является обеспечение и предоставление дополнительной информации пользователям финансовой отчетности организации с целью принятия ими решений и оценки уровня деятельности и ответственности руководства. Комментарии и анализ финансовой отчетности дополняют и обогащают информацию, содержащуюся в финансовой отчетности и составленную на основе метода начисления».

 

Международная федерация бухгалтеров (МФБ) призвала правительства применять стандарты IPSAS

 

МФБ подготовила документ с изложением своей позиции (Policy Position Paper), направленной на возобновление призыва к правительствам всем стран применять принципы бухгалтерского учета, основанные на методе начислений, а не на кассовом методе (как до сих пор ведется учет в бюджетных организациях многих стран). Переход на метод начисления особенно актуален в свете текущих проблем с суверенными долговыми обязательствами, которые показали, что принятие государственным сектором для целей финансовой отчетности стандартов бухгалтерского учета IPSAS становится острой необходимостью.

В своем документе с изложением позиции номер 4, который называется «Прозрачность и ответственность в секторе управления государственными финансами: использование международных стандартов учета в государственном секторе» (Public Sector Financial Management Transparency and Accountability: The Use of International Public Sector Accounting Standards), МФБ изложила свою точку зрения, выражающуюся в том, что правительства во всем мире должны обеспечить четкую, прозрачную и всеобъемлющую информацию о финансовых последствиях своих экономических, политических и социальных решений в целях защиты интересов как населения, так и инвесторов в государственные долговые ценные бумаги (например, облигации казначейства).

В частности, в документе отмечается следующее. Тот тип информации, который требуется в настоящее время от государственного сектора, может быть обеспечен только с помощью применения высококачественных, надежных и эффективных стандартов финансовой отчетности на основе метода начисления. Этот метод позволяет правительству эффективно отслеживать уровень и движение активов и пассивов (включая государственный долг), для того чтобы эти элементы деятельности государства были надлежащим образом зарегистрированы, сообщены и раскрыты пользователям. Кроме того, это позволит значительно повысить эффективность мониторинга и управления финансами общественного сектора.

Наиболее широко признанными из таких высококачественных принципов финансовой отчетности, основанных на методе начисления, явля­ются стандарты IPSAS. Они обеспечивают полное раскрытие всех активов, обязательств и условных обязательств, что является жизненно важным для оценки истинных экономических последствий финансового управления государственного сектора. Раскрытие всех обязательств, в том числе и долгосрочных (например, пенсионных обязательств), также может способствовать принятию руководителями правительства решений, которые мотивируются более чем просто краткосрочной политической конъюнктурой.

Стандарты IPSAS издаются Советом по стандартам бухгалтерского учета в государственном секторе (IPSASB), который является независимым органом в составе МФБ. Некоторые международные организации уже приняли стандарты IPSAS для целей формирования своей финансовой отчетности. Кроме того, ряд стран рассматривают возможность их принятия в настоящее время.