Корпоративная финансовая отчётность. Международные стандарты.

Журнал и практические разработки по МСФО и управленческому учету.

Постановление правительства "Об утверждении Положения о признании МСФО и Разъяснений МСФО для применения на территории РФ"

Авторы публикации

Редакция КФО. МС

Редакция КФО. МС

Председатель Правительства Российской Федерации В.В. Путин подписал Постановление № 107 от 25 февраля 2011 г. «Об утверждении Положения о признании Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности для применения на территории Российской Федерации».

 

Текст постановления приведен ниже.

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ОТ 25 ФЕВРАЛЯ 2011 Г. № 107

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ

О ПРИЗНАНИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ

ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ

И РАЗЪЯСНЕНИЙ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ

ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ ДЛЯ ПРИМЕНЕНИЯ

НА ТЕРРИТОРИИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

В соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона «О консолидированной финансовой отчетности» Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемое Положение о признании Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности для применения на территории Российской Федерации.

 

Председатель Правительства

Российской Федерации

В. ПУТИН

 

 

УТВЕРЖДЕНО

Постановлением Правительства

Российской Федерации

от 25 февраля 2011 г. № 107

 

П О Л О Ж Е Н И Е

о признании Международных стандартов финансовой отчетности

и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности

для применения на территории Российской Федерации

 

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1. Настоящее Положение устанавливает порядок признания для применения на территории Российской Федерации Международных стандартов финансовой отчетности (далее – международные стандарты) и Разъяснений международных стандартов, принимаемых Фондом Международных стандартов финансовой отчетности (далее – Фонд).

2. В состав международных стандартов и Разъяснений международных стандартов (далее – документы международных стандартов), подлежащих признанию в порядке, установленном настоящим Положением, входят принимаемые Фондом:

а) международные стандарты;

б) Разъяснения международных стандартов;

в) изменения, которые вносятся в международные стандарты и их Разъяснения;

г) иные документы, определенные Фондом в качестве неотъемлемой части международных стандартов и (или) их Разъяснений.

3. Под признанием документов международных стандартов понимается процесс принятия решения о введении каждого документа международных стандартов в действие на территории Российской Федерации, заключающийся в последовательном осуществлении следующих действий:

а) официальное получение от Фонда документа международных стандартов;

б) экспертиза применимости документа международных стандартов на территории Российской Федерации (далее – экспертиза);

в) принятие решения о введении документа международных стандартов в действие на территории Российской Федерации;

г) опубликование документа международных стандартов.

4. Признанию для применения на территории Российской Федерации подлежат документы международных стандартов на русском языке.

Министерство финансов Российской Федерации обеспечивает получение от Фонда перевода на русский язык каждого документа международных стандартов.

5. Документ международных стандартов признается подлежащим применению на территории Российской Федерации, если он обеспечивает выполнение задачи, предусмотренной абзацем вторым пункта 3 статьи 1 Федерального закона «О бухгалтерском учете».

6. Решение о введении документа международных стандартов в действие на территории Российской Федерации принимается в отношении документа в целом. В случае если в отношении отдельных положений документа международных стандартов решение о применимости на территории Российской Федерации не может быть принято, то решение о введении такого документа в действие на территории Российской Федерации принимается в отношении документа с изъятием указанных положений.

7. Признанный документ международных стандартов вступает в силу на территории Российской Федерации поэтапно, если иное не предусмотрено этим документом. На I этапе признанный документ международных стандартов вступает в силу на территории Российской Федерации для добровольного применения организациями в сроки, определенные в этом документе, но не ранее его официального опубликования. На II этапе признанный документ международных стандартов вступает в силу на территории Российской Федерации для обязательного применения организациями в сроки, определенные в этом документе.

В случае если в признанном документе международных стандартов не определен срок и (или) порядок вступления в силу либо он признан для применения на территории Российской Федерации после срока, определенного в нем, то такой документ вступает в силу на территории Российской Федерации со дня его официального опубликования.

8. Признанный документ международных стандартов прекращает действие на территории Российской Федерации с даты, определяемой Министерством финансов Российской Федерации, которое в соответствии с настоящим Положением принимает решение о введении документов международных стандартов в действие на территории Российской Федерации.

 

II. ЭКСПЕРТИЗА ПРИМЕНИМОСТИ ДОКУМЕНТА

МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ

НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

9. Экспертиза проводится на безвозмездной основе юридическим лицом, определяемым в порядке, установленном Правилами определения экспертного органа, приведенными в приложении (далее – экспертный орган). Порядок участия экспертного органа в признании документов международных стандартов определяется настоящим Положением и соглашением, заключаемым между Министерством финансов Российской Федерации и экспертным органом.

10. Экспертиза должна обеспечивать всестороннее рассмотрение каждого документа международных стандартов с целью подтверждения применимости его на территории Российской Федерации.

11. Экспертиза проводится в отношении документов, поступающих от Министерства финансов Российской Федерации.

12. Срок проведения экспертизы составляет 40 рабочих дней со дня получения документа международных стандартов. При необходимости экспертный орган может по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации продлить указанный срок, но не более чем на 40 рабочих дней.

13. Результаты экспертизы оформляются в форме заключения экспертного органа.

14. Заключение экспертного органа содержит один из следующих выводов:

а) подтверждение применимости на территории Российской Федерации документа международных стандартов в целом;

б) подтверждение применимости на территории Российской Федерации документа международных стандартов с изъятием отдельных положений этого документа, применимость которых на территории Российской Федерации подтверждена быть не может;

в) вывод о невозможности подтверждения применимости на территории Российской Федерации документа международных стандартов в целом.

15. В случаях, предусмотренных подпунктами «б» и «в» пункта 14 настоящего Положения, в заключении экспертного органа наряду с указанным подтверждением или выводом должны содержаться условия, при которых возможно подтверждение применимости документа (отдельных положений документа) международных стандартов на территории Российской Федерации.

16. Информация о деятельности экспертного органа по проведению экспертизы должна быть общедоступной.

 

III. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ О ВВЕДЕНИИ ДОКУМЕНТА

МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ

В ДЕЙСТВИЕ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

17. Решение о введении документа международных стандартов в действие на территории Российской Федерации принимает Министерство финансов Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой по финансовым рынкам и Центральным банком Российской Федерации на основе заключения экспертного органа.

18. Министерство финансов Российской Федерации направляет документ международных стандартов Федеральной службе по финансовым рынкам и Центральному банку Российской Федерации одновременно с направлением этого документа экспертному органу.

19. Министерство финансов Российской Федерации направляет не позднее

15 рабочих дней после получения заключения экспертного органа Федеральной службе по финансовым рынкам и Центральному банку Российской Федерации вместе с заключением экспертного органа проект решения о введении документа международных стандартов в действие на территории Российской Федерации либо проект мотивированных возражений по указанному заключению.

20. Федеральная служба по финансовым рынкам и Центральный банк Российской Федерации не позднее 15 рабочих дней со дня получения проекта решения, предусмотренного пунктом 19 настоящего Положения, либо проекта мотивированных возражений по заключению экспертного органа согласовывают этот проект решения (проект мотивированных возражений) либо представляют в Министерство финансов Российской Федерации мотивированный отказ в их согласовании.

21. Министерство финансов Российской Федерации не позднее 15 рабочих дней после получения согласованного Федеральной службой по финансовым рынкам и Центральным банком Российской Федерации проекта решения, предусмотренного пунктом 19 настоящего Положения, либо проекта мотивированных возражений по заключению экспертного органа принимает это решение либо в письменной форме направляет экспертному органу мотивированные возражения по представленному заключению.

22. В случае если Министерство финансов Российской Федерации направляет экспертному органу мотивированные возражения по представленному заключению, то экспертный орган в течение 20 рабочих дней со дня получения этих возражений повторно рассматривает документ международных стандартов с учетом возражений Министерства финансов Российской Федерации. Результаты повторного рассмотрения указанного документа оформляются в форме заключения экспертного органа.

23. Решение о введении документа международных стандартов в действие на территории Российской Федерации оформляется Министерством финансов Российской Федерации.

24. Решение о прекращении действия на территории Российской Федерации документа международных стандартов, признанного ранее в порядке, установленном настоящим Положением, принимается Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Положением для принятия решения о введении документа международных стандартов в действие на территории Российской Федерации. В случае когда решение о прекращении действия на территории Российской Федерации документа международных стандартов, признанного ранее в порядке, установленном настоящим Положением, принимается Министерством финансов Российской Федерации на основании соответствующего документа, поступившего из Фонда, то экспертиза не проводится. Решение о прекращении действия документа международных стандартов на территории Российской Федерации оформляется Министерством финансов Российской Федерации.

25. В случае когда при применении документа международных стандартов на территории Российской Федерации между документом на русском языке и текстом этого документа на английском языке выявляется различие, любое заинтересованное лицо может обратиться в экспертный орган. Экспертный орган не позднее 40 рабочих дней со дня получения такого обращения проводит экспертизу выявленного различия на предмет соответствия текста на русском языке тексту на английском языке.

Экспертный орган при подтверждении указанного различия, а также при выявлении такого различия направляет заключение в Министерство финансов Российской Федерации для внесения соответствующего уточнения в текст документа на русском языке в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Фондом.

 

IV. ОПУБЛИКОВАНИЕ ДОКУМЕНТА

МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ

 

26. Документ международных стандартов подлежит опубликованию в официальном печатном издании, определяемом Министерством финансов Российской Федерации.

27. Документ международных стандартов размещается на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

28. Министерство финансов Российской Федерации размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет информацию о документах международных стандартов, находящихся в процессе признания, а также сведения об этапе признания, на котором находится документ.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

к Положению о признании Международных

стандартов финансовой отчетности

и Разъяснений Международных стандартов

финансовой отчетности для применения

на территории Российской Федерации

 

 

П Р А В И Л А

определения экспертного органа

 

1. Экспертным органом признается юридическое лицо, преследующее цели признания и применения Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности (далее – документы международных стандартов) на территории Российской Федерации, при условии его соответствия следующим критериям:

а) создание в соответствии с законодательством Российской Федерации в форме фонда или объединения юридических лиц (союза или ассоциации);

б) представление интересов широкого круга пользователей и составителей бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также представителей бухгалтерской и аудиторской профессий;

в) наличие опыта выполнения методических, научно-исследовательских и иных аналогичных работ в области бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности;

г) наличие в составе органов, предусмотренных учредительными документами юридического лица, квалифицированных специалистов, обладающих знаниями в области бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности (включая документы международных стандартов), навыками работы с документами международных стандартов, а также свободно владеющих русским и английским языками;

д) наличие опыта участия в деятельности, осуществляемой Фондом Международных стандартов финансовой отчетности;

е) обеспечение источниками финансирования деятельности, связанной с проведением экспертизы применимости документов международных стандартов на территории Российской Федерации.

2. Экспертный орган определяется на основании критериев, установленных пунктом 1 настоящих Правил, на конкурсной основе комиссией, создаваемой Министерством финансов Российской Федерации из представителей Министерства экономического развития Российской Федерации, Федеральной службы по финансовым рынкам и Центрального банка Российской Федерации (по одному представителю).

3. Порядок проведения конкурса по определению экспертного органа устанавливается Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации, Федеральной службой по финансовым рынкам и Центральным банком Российской Федерации.

 

 

 

Мы попросили прокомментировать факт принятия и основные статьи Положения о признании Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности для применения на территории Российской Федерации экспертов в области МСФО.

 

Комментарии экспертов по Постановлению № 107

 

Е.В. Васина,

менеджер отдела развития профессиональной практики,

КПМГ в России и СНГ

 

25 февраля 2011 г. Постановлением № 107 было утверждено Положение «О признании Международных стандартов финансовой отчетности для применения на территории РФ» (далее – Положение). Положение устанавливает порядок признания на территории РФ МСФО и их разъяснений.

Для оценки принятого порядка его интересно сравнить с международным опытом, в первую очередь с опытом Евросоюза, где механизм признания МСФО работает более пяти лет.

В процессе принятия МСФО к применению в Евросоюзе принимает участие несколько организаций: Европейская комиссия, Консультативная группа по бухгалтерскому учету (EFRAG), Группа консультирования по стандартам финансовой отчетности (Standards Advice Review Group, SARG) и др. Консультативная группа по бухгалтерскому учету после обсуждения нового стандарта с кругом заинтересованных лиц совместно с Европейской комиссией проверяет его на соответствие установленным в ЕС критериям одобрения и, что важно, анализирует возможные экономические последствия принятого стандарта для ЕС. Группа консультирования по стандартам финансовой отчетности обеспечивает независимую проверку работы EFRAG. Поскольку SARG действует независимо от EFRAG, одновременное членство в этих организациях не допускается. Основываясь на выводах EFRAG и SARG, Европейская комиссия готовит проект постановления о принятии стандарта, проводя его через Комитет по регулированию бухгалтерского учета (ARC). Общая продолжительность процедуры может составлять около полугода. При этом, несмотря на приоритет европейских интересов, МСФО были приняты практически в полном объеме, за некоторыми небольшими исключениями.

Российское Положение также предусматривает процедуру принятия действующих МСФО, обновлений и разъяснений на основе экспертизы. Эта процедура выглядит, судя по описанию в постановлении, проще европейской. Однако на текущий момент сложно судить о том, как процесс будет реализован на практике. Также непонятно, как будут приниматься во внимание экономические последствия принятых стандартов.

Какие сложности могут быть связаны с практическим применением Положения? Во-первых, необходимо обеспечить своевременный качественный перевод текста стандартов. Во-вторых, необходимо сформировать новый экспертный орган с привлечением специалистов, обладающих глубоким пониманием сути стандартов и их практического применения.

В целом Положение о принятии действующих стандартов МСФО в России является важным шагом в обеспечении публичности и прозрачности процесса бухгалтерского регулирования в стране, так как предложенный механизм нацелен на экспертизу стандартов МСФО с учетом интересов государства, предприятий, выпускающих отчетность, и ее пользователей.

Если компании уже выпускают отчетность по МСФО, то единственное, что может увеличить нагрузку на персонал, – это принятие МСФО на территории РФ не в полном объеме или с запаздыванием по времени. Тогда компаниям все равно придется учитывать различия в отчетности по МСФО для России и отчетности по МСФО в интернациональном варианте. Если же компания не применяла МСФО до вступления Положения в силу, то нагрузка на персонал компании значительно увеличится. Это относится не только к финансовой службе, но и к другим подразделениям, поскольку при подготовке МСФО-отчетности требуется принимать профессиональное суждение по различным вопросам. Также придется привлекать экспертов со стороны (оценщиков, актуариев и др.). Несмотря на значительные затраты по сбору и обработке информации, есть и очевидное преимущество: руководство получает дополнительный инструмент для эффективного управления компанией, поэтому неизбежные расходы по сути являются инвестициями в обеспечение прозрачности отчетности для внешних и внутренних пользователей.

 

 

Э.А. Сагетдинова,

директор по развитию бизнеса ЗАО «ЦБА»

 

Постановление Правительства РФ от 25 февраля 2011 г. № 107 – очень странный документ. В первую очередь тем, что вводит ограничение: «Документ международных стандартов признается подлежащим применению на территории Российской Федерации, если он обеспечивает выполнение задачи, предусмотренной абзацем вторым пункта 3 статьи 1 Федерального закона “О бухгалтерском учете”».

Почему необходимо дополнительно проверять, обеспечивает ли стандарт, утвержденный международным профессиональным сообществом для применения при формировании финансовой отчетности «формирование полной и достоверной информации» с точки зрения российской действительности?

Правила определения экспертного органа сформулированы предельно неконкретно. Непонятны порядок функционирования этого органа, процедуры обсуждений, принятия решений.

Непонятно, как будет решаться вопрос взаимодействия «признанного документа международных стандартов, вступившего в силу на территории Российской Федерации для обязательного применения», и ПБУ, продолжающих регулировать прочие вопросы.

Абсолютно непонятно, что будет происходить с налоговым учетом, предусмотренным гл. 25 НК РФ, где сейчас очевидно просматривается идея «Главное – документ, а не реальное экономическое содержание сделки». МСФО и российский налоговый учет – это чаще всего две диаметрально противоположные точки зрения на один и тот же факт хозяйственной деятельности.

В целом можно сказать, что документ породил больше вопросов, чем дал ответов.

При этом если при исполнении Постановления не будут параллельно меняться Закон «О бухгалтерском учете», налоговое законодательство, гражданское законодательство, то в результате получим только неоправданный рост затрат на формирование еще одной отчетности.

 

 

М.Е. Грачева,

к. э. н., доцент кафедры «Экономический анализ»

Финансового университета при Правительстве РФ

 

Позвольте откликнуться на ваше предложение и поучаствовать в обсуждении Постановления № 107 от 25 февраля 2011 г. «Об утверждении Положения о признании МСФО и Разъяснений МСФО для применения на территории Российской Федерации».

В качестве общего замечания обращаю внимание на п. 5 этого Положения, в котором написано: «Документ международных стандартов признается подлежащим применению на территории Российской Федерации, если он обеспечивает выполнение задачи, предусмотренной абзацем вторым пункта 3 статьи 1 Федерального закона “О бухгалтерском учете”». В соответствии с этим пунктом «основными задачами бухгалтерского учета являются: обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами».

Следует отметить, что действующий Федеральный закон «О бухгалтерском учете» должен быть отменен в ближайшее время в связи с принятием нового закона, проект которого находится на утверждении в Госдуме. В этом проекте основные задачи бухгалтерского учета не сформулированы, и поэтому отсылка к данной статье действующего закона весьма сомнительна.

Касательно других пунктов постановления можно сказать следующее.

Во-первых, по моему мнению, существует противоречие между п. 1 и 2, в которых записано, что на территории РФ признанию подлежат стандарты МСФО в полном объеме, и п. 3, в котором говорится, что процесс признания подразумевает принятие решения о введении каждого документа, входящего в состав МСФО.

Во-вторых, статьи этого постановления оставляют без ответа вопрос о том, что означает экспертиза применимости документа, входящего в состав МСФО, и как это связано применимостью данного документа на территории РФ.

Иными словами, здесь очень подробно описаны процедуры, но совершенно «затуманено» содержание, т. е. неясно, по отношению к чему должны применяться эти процедуры.

На мой взгляд, утверждение Положения означает фактическую отмену РСБУ и замену их МСФО, о чем Минфин прямо не говорит. Однако из текста этого Положения следует, что РСБУ не отменяются, а будут действовать и развиваться. И тогда возникают следующие вопросы:

– Как будут действовать параллельно эти системы и как это будет регламентироваться?

– Как согласуется с Положением тот факт, что одновременно с этим документом будет действовать закон о бухгалтерском учете, который сейчас находится в стадии утверждения? Мой вопрос объясняется тем, что проект закона о бухгалтерском учете существенно отличается по структуре и содержанию от Принципов МСФО.

 

Создается ситуация, в которой на территории РФ должны одновременно действовать две системы, которые во многом не совпадают, а часто и противоречат друг другу.

В целом постановление затрагивает интересы всего профессионального сообщества России, а по большому счету, и интересы всей России. К сожалению, с учетом вышеизложенного роль этого постановления представляется отрицательной, поскольку система финансового учета, формирования и представления финансовой отчетности в этих условиях делается еще менее прозрачной, чем

сейчас.

 

 

О.В. Рожнова,

проф., научный редактор журнала

«Корпоративная финансовая отчетность. Международные стандарты»

 

Положение, на мой взгляд, направлено на формирование консолидированной отчетности, так как оно утверждено в соответствии с частью 3 статьи 3 «Составление консолидированной финансовой отчетности» Федерального закона «О консолидированной финансовой отчетности». Данная статья звучит следующим образом:

«1. Консолидированная финансовая отчетность составляется в соответствии с МСФО.

2. Консолидированная финансовая отчетность организации составляется наряду с бухгалтерской отчетностью этой организации, составляемой в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ “О бухгалтерском учете”.

3. На территории Российской Федерации применяются МСФО и Разъяснения МСФО, принимаемые Фондом Комитета по Международным стандартам финансовой отчетности и признанные в порядке, установленном с учетом требований законодательства Российской Федерации Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации».

 

Таким образом, трудно сделать заключение о распространении МСФО на бухгалтерскую отчетность организаций. В подобной ситуации утверждение Положения о том, что документ международных стандартов признается подлежащим применению на территории Российской Федерации, если он обеспечивает выполнение задачи, предусмотренной абзацем вторым пункта 3 статьи 1 Федерального закона «О бухгалтерском учете», представляется неуместным. Кроме того, остается проблема, о которой ничего не говорится в Положении, но которая представляется весьма важной: порядок регистрации МСФО Минюстом РФ. Как известно, Положения по бухгалтерскому учету являются подзаконными актами Минфина России и получают статус нормативных актов после их регистрации в Минюсте России и публикации в установленных изданиях. Не прошедшие государственной регистрации нормативные акты органов исполнительной власти не влекут за собой правовых последствий. Очевидно, что придание МСФО статуса нормативных документов или их практически полное перенесение в ПБУ потребует решения проблемы внесения соответствующих изменений в российское законодательство. О данной проблеме Положение умалчивает.