Корпоративная финансовая отчётность. Международные стандарты.

Журнал и практические разработки по МСФО и управленческому учету.

Даты вступления в силу МСФО, разработка которых близится к завершению

Авторы публикации

Cпециалисты компании «Эрнст энд Янг»

Совет по МСФО и ССФУ США продолжают интенсивно работать над несколькими важными проектами с целью опубликования новых стандартов во втором полугодии 2011 г. Это относится, в частности, к проектам по признанию выручки, финансовым инструментам, аренде и договорам страхования. В свете ожидаемого выпуска новых стандартов Советы обратились к заинтересованным сторонам с запросом о предоставлении предложений относительно дат вступления этих стандартов в силу и подходов к их первому применению.

 

В статье мы познакомим вас с нашей точкой зрения относительно дат вступления в силу предлагаемых к выпуску стандартов, которую мы представили в наших комментариях, направленных в Совет по МСФО, а также рассмотрим мнения, высказанные другими заинтересованными сторонами.

Мы также расскажем о решениях, принятых Советами относительно вероятных дат вступления новых стандартов в силу.

 

Точка зрения компании «Эрнст энд Янг»

 

Мы поддерживаем решение Совета по МСФО проконсультироваться с профессиональным сообществом относительно сроков и способа применения новых стандартов, опубликование которых ожидается до конца 2011 г. В новых стандартах предложены значительные изменения, которые затронут фундаментальные вопросы подготовки финансовой отчетности. Таким образом, мы приветствуем попытки Совета по МСФО облегчить переход к новым стандартам пользователям и составителям финансовой отчетности посредством снижения нагрузки, связанной с применением новых стандартов финансовой отчетности, а также помочь другим заинтересованным сторонам в решении вопросов, возникающих в связи со сроками вступления изменений в силу и соответствующими затратами.

Совет по МСФО запросил мнение заинтересованных сторон по следующим основным вопросам.

 

Подготовка к переходу — что потребуется, каковы вероятные затраты?

Мы считаем, что наиболее трудоемким и затратным будет внедрение проектов, предполагающих значительные изменения, затрагивающие большинство компаний. К этой категории относятся проекты по признанию выручки, аренде, консолидации и финансовым инструментам.

Предполагается, что несколько проектов потребуют значительных изменений только для определенных компаний (и аудиторов, работающих с этими компаниями), но в меньшей степени затронут другие компании, что будет зависеть от характера деятельности компаний. К таким проектам относятся проекты по договорам страхования, оценке справедливой стоимости и совместной деятельности.

В наименьшей степени, с нашей точки зрения, на компаниях скажутся проект по выплатам по окончании трудовой деятельности (планам с установленными выплатами), а также проект по представлению статей прочего совокупного дохода.

В целом комментарии, направленные в Совет по МСФО другими заинтересованными сторонами, согласуются с нашей точкой зрения. Так же как и многие другие респонденты, мы отметили, что основные ожидаемые затраты будут понесены в следующих сферах:

• Подготовка персонала (как для составителей финансовой отчетности, так и для аудиторов).

• Изменение информационных систем, систем внутреннего контроля и бизнес-процессов.

• Разработка и поддержка финансовых моделей для получения многочисленных оценок и суждений, подготовка которых необходима в соответствии с требованиями предложенных стандартов (в том числе стандартов по финансовым инструментам, договорам страхования, аренде и признанию выручки).

• Возросшие затраты на аудит ввиду необходимости проведения аудита значительных учетных оценок и суждений.

• Анализ и внесение изменений в уже заключенные договоры и соглашения (а также оценка влияния на сделки, находящиеся в стадии обсуждения).

 

Прочие затраты, упомянутые респондентами, включают в себя увеличение объема услуг, оказываемых консультантами или аутсорсинговыми компаниями, а также дополнительное время и усилия, необходимые для того, чтобы должным образом проинформировать об изменениях пользователей и другие заинтересованные стороны.

Решение о том, применять ли изменения ретроспективно или перспективно, также окажет влияние на затраты, которые должны будут быть понесены. Ретроспективное применение потребует значительно больше времени для повторного анализа сделок предыдущих периодов и осуществления необходимых корректировок. В случае перспективного применения компаниям, вероятнее всего, потребуется затратить меньше усилий и средств для перехода к использованию стандарта, при условии что на подготовку к применению будет отведено достаточно времени.

 

Поддерживаете ли вы подходы к переходу на новые стандарты, предложенные

в соответствующих проектах?

В целом мы поддерживаем ретроспективное применение новых стандартов, поскольку в этом случае пользователи финансовой отчетности получат более полезную информацию. Однако в ряде ситуаций полное ретроспективное применение может быть нецелесообразным из-за значительных затрат. Кроме того, во многих случаях (например, в случае стандартов по учету выручки и аренды) ретроспективное применение предполагает получение новых оценок сделок предыдущих периодов, которые, возможно, потребуют применения «суждений задним числом».

Мы предложили Совету по МСФО проанализировать практические подходы к применению стандартов. Например, разрешить перспективное применение с первого представленного сравнительного периода с переоценкой незавершенных договоров на начало первого представленного периода. Это уменьшило бы затраты, связанные с переходом на новые требования к подготовке финансовой отчетности, поскольку подход, в большей степени ориентированный на практику, вероятнее всего, потребует меньшего объема подготовки.

Большинство других респондентов также согласились, что по умолчанию стандарты необходимо применять ретроспективно. Исключение составляют ситуации, когда ретроспективное применение сопряжено со слишком большими затратами или не является практически осуществимым. Многие респонденты, так же как и мы, выразили обеспокоенность относительно подходов к применению отдельных стандартов, когда ретроспективное применение считается слишком трудным и дорогостоящим.

 

Должны ли все стандарты быть приняты одновременно или предпочтительно их

последовательное принятие в течение нескольких лет?

Проанализировав все аргументы, мы пришли к выводу, что одновременное применение предпочтительнее для пользователей, поскольку оно сводит к минимуму сложности при сравнении результатов за несколько периодов. Большинство других респондентов, предоставивших свои комментарии Совету по МСФО, также высказалось в пользу одновременного применения стандартов, поскольку такой подход облегчает управление затратами и контроль за ними, а также помогает избежать неудобств и перерывов длительного переходного периода. Одновременное применение позволяет компаниям спланировать все изменения в рамках одного проекта и может быть более эффективным способом информирования как персонала, так и инвесторов об изменениях, связанных с принятием новых стандартов.

Однако некоторые респонденты считают, что новые стандарты можно сгруппировать и применять каждую группу на определенную дату. Многие также высказались за досрочное применение, которое, по сути, позволит компаниям использовать поэтапный подход, если он является для них предпочтительным.

В случае принятия решения об одновременном применении новых стандартов мы предлагаем, чтобы стандарты вступили в силу не ранее 1 января 2015 г., поскольку это предоставит компаниям достаточно времени на подготовку к их применению. Даты вступления в силу, предложенные другими респондентами, попадают в диапазон от 1 января 2014 г. до 1 января 2017 г.

 

Должны ли Совет по МСФО и ССФУ установить одинаковые даты вступления

в силу для разрабатываемых ими стандартов?

Большинство проектов, перечисленных в запросе на предоставление предложений, являются совместными с ССФУ США. Требование об установлении одинаковых дат вступления в силу для новых стандартов как в МСФО, так и ОПБУ США увеличило бы сопоставимость финансовой отчетности, подготавливаемой в соответствии с этими стандартами, и уменьшило бы количество сложных вопросов, подлежащих рассмотрению в случае перехода США на МСФО. Однако мы полагаем, что даты вступления в силу не обязательно должны быть одинаковыми. Совет по МСФО должен разрешить досрочное применение стандартов (в частности, чтобы предоставить переходящим на МСФО странам возможность одновременно проанализировать все новые стандарты в совокупности). Кроме того, графики работы Совета по МСФО и ССФУ над некоторыми проектами не совпадают, и мы считаем, что выпуск новых МСФО не следует откладывать, если они представляют собой значительное усовершенствование действующих требований.

Многие респонденты также предложили Совету по МСФО сосредоточиться на согласованном применении стандартов согласно МСФО и лишь после этого анализировать согласованность их применения с ОПБУ США. Однако при этом многие респонденты настоятельно рекомендовали Совету по МСФО по возможности согласовывать даты вступления новых МСФО в силу и подход к применению соответствующих стандартов в ССФУ США, чтобы увеличить сопоставимость финансовой отчетности.

 

Должен ли Совет по МСФО предусмотреть особые даты применения новых

стандартов для компаний, применяющих МСФО впервые?

Мы считаем, что Совет по МСФО должен разрешить компаниям, применяющим МСФО впервые, применять новые стандарты на дату их перехода на МСФО, даже если эти стандарты вступают в силу на более позднюю дату. В этом случае компаниям, применяющим МСФО впервые, не нужно будет применять несколько разных комплектов МСФО на различные даты. Такой точки зрения придерживается и большинство других респондентов.

 

Решения, недавно принятые Советом по МСФО

 

Совет по МСФО проанализировал краткий обзор полученных комментариев на заседании, которое состоялось 2 марта 2011 г. Технический персонал Совета по МСФО представил на заседании обобщенный анализ комментариев, свидетельствующий о том, что большинство респондентов поддерживает одновременное применение стандартов. Несмотря на это, Совет принял предварительное решение рассмотреть некоторые проекты отдельно, что означает использование поэтапного подхода. На момент подготовки настоящей статьи Совет по МСФО принял следующие предварительные решения:

• Новые стандарты по признанию выручки, аренде и договорам страхования будут рассматриваться вместе, поскольку они взаимосвязаны и, вероятнее всего, значительные изменения в учете потребуются для многих компаний. Согласно рекомендациям технического персонала эти три стандарта должны вступить в силу не ранее 1 января 2015 г., чтобы у составителей финансовой отчетности было достаточно времени для подготовки к изменениям. Несмотря на то что Совет по МСФО еще не определился с конкретной датой, многие члены Совета поддержали позицию технического персонала и признали, что более поздняя дата вступления в силу предоставит компаниям достаточно времени для планирования и применения изменений.

• Даты вступления в силу и переходные положения для проекта по финансовым инструментам (МСФО (IFRS) 9) будут определяться по мере завершения работы над каждым этапом проекта.

• Другие стандарты, которые предположительно будут опубликованы до конца июня 2011 г., будут рассматриваться по отдельности.

 

Заключение

 

Совет по МСФО проанализировал комментарии, полученные к опубликованному им документу «Даты вступления в силу и способы применения». Несмотря на то что большинство респондентов поддержало одновременное применение стандартов, Совет по МСФО принял решение рассматривать некоторые проекты отдельно, и в результате стандарты будут иметь разные даты вступления в силу. Компании должны будут проанализировать окончательные даты вступления в силу после опубликования стандартов и соответствующим образом спланировать переход к их применению.