Корпоративная финансовая отчётность. Международные стандарты.

Журнал и практические разработки по МСФО и управленческому учету.

Документ для обсуждения по вопросам включения МСФО в систему финансовой отчетности США

Авторы публикации

Cпециалисты компании «Эрнст энд Янг»

Материал подготовлен специалистами компании «Эрнст энд Янг»

 

В мае этого года технический персонал Комиссии по ценным бумагам и биржам США опубликовал в рамках процесса консультаций с профессиональным сообществом Документ для обсуждения[1], в котором рассматривается возможный подход к включению МСФО в систему финансовой отчетности США.

 

В этой статье мы приводим краткий обзор предложенного подхода, рассматриваем его последствия для эмитентов в США и предлагаем вашему вниманию нашу точку зрения на данный подход.

Как указано в Документе для обсуждения, Комиссия по ценным бумагам и биржам США изучила возможный способ перехода США на МСФО в рамках переходного процесса, неформально называемого «конвергенция и одобрение» (condorsement). В рамках этого подхода ССФУ будет включать новые МСФО в систему ОПБУ[2] США в соответствии с собственной процедурой одобрения стандартов к применению. Согласно Документу для обсуждения, целью такого подхода является предоставление американским компаниям после завершения процесса «конвергенции и одобрения» возможности окончательно заявить о соответствии их отчетности МСФО.

Этот подход предполагает, что ССФУ также будет представлять Совету по МСФО свою точку зрения и поддерживать его при разработке стандартов — что соответствует тойроли, которую играют национальные органы, разрабатывающие стандарты бухгалтерского учета, в тех странах, которые уже перешли на МСФО. Временные рамки завершения процесса определены не были, однако в качестве примера был приведен период в пять — семь лет.

ССФУ сохранит суверенитет в части разработки стандартов бухгалтерского учета в США, однако — что крайне важно — не будет разрабатывать новых отдельных стандартов только для США, за исключением внесения редких модификаций, чтобы защитить общественные интересы США и американских инвесторов.

Мы поддерживаем данный подход как продуманный и сбалансированный способ приблизиться к конечной цели по созданию единой системы высококачественных глобальных стандартов. Однако мы не считаем, что подход, представленный техническим персоналом Комиссии по ценным бумагам и биржам США, позволит американским компаниям заявить о соответствии их отчетности МСФО, выпущенным Советом по МСФО, по следующим причинам:

•  Мы полагаем, что определенные различия между МСФО и ОПБУ США — как, например, учет запасов по методу ЛИФО[3] и учет условных активов и обязательств — будет сложно унифицировать. Даже несмотря на то, что ССФУ первоначально согласился устранить все существенные различия в рамках переходного протокола, некоторые представители профессионального сообщества в США, скорее всего, будут активно противиться устранению некоторых из этих различий. Как итог, ССФУ и Комиссия по ценным бумагам и биржам США будут вынуждены всерьез считаться с таким противодействием. Кроме того, может иметь место давление со стороны политических кругов США или органов регулирования, направленное на сохранение определенных элементов действующих ОПБУ США.

•  Подход, описанный в Документе для обсуждения, подготовленный техническим персоналом, разрешает ССФУ вносить изменения в стандарты Совета по МСФО. Несмотря на то что технический персонал отметил, что это будет иметь место лишь в редких случаях, мы уже видим ряд областей, в которых точки зрения Советов не совпадают — например, проекты по консолидации, финансовым инструментам и взаимозачету статей в балансе. Вполне возможно, что эти различия не будут устранены, даже в ходе анализа МСФО в рамках переходного протокола. Поэтому мы выступаем в поддержку проработанного и заранее установленного механизма одобрения и включения стандартов в систему ОПБУ США, предусматривающего строгие критерии, выполнение которых будет необходимым для допущения внесения изменений в МСФО при их включении в систему финансовой отчетности США. Эти критерии должны определяться приемлемостью применения конкретных стандартов в составе МСФО в США, а не предпочтениями ССФУ. В конечном итоге мы надеемся, что такой протокол приведет к уменьшению числа отклонений от МСФО, выпущенных Советом по МСФО, и признаем, что в определенных обстоятельствах различия могут быть необходимы, чтобы защитить общественные интересы и инвесторов в США.

•  Комиссия по ценным бумагам и биржам США также не требует применения МСФО (IFRS) 1, являющегося своеобразным «мостом», который позволяет компании перейти с ранее использовавшихся ОПБУ на МСФО — во многих случаях требуя ретроспективного пересчета. Мы сомневаемся в том, как заинтересованные стороны в США смогут подтвердить соответствие МСФО в редакции, утвержденной Советом по МСФО, если будет отсутствовать требование о применении МСФО (IFRS) 1.

•  В свете этих вопросов нам представляется маловероятным, что все значительные различия между ОПБУ США и МСФО будут устранены в рамках метода, описанного в рассматриваемом Документе для обсуждения. Это, в свою очередь, может привести к появлению «местной модификации» МСФО в США. Мы считаем, что для участников рынков капитала в США, а также международных рынков капитала важно осознавать этот вероятный исход, прежде чем поддерживать предложенный процесс перехода. Однако, несмотря на то что полная конвергенция может и не быть достигнута по окончании переходного периода, мы надеемся, что инвесторы будут способны определить оставшиеся в итоге существенные различия между ОПБУ США и МСФО. Мы также надеемся, что оставшиеся различия не станут значительным препятствием для международного движения капитала.

 

Большее соответствие, но не «бесконечные изменения»

 

Мы признаем, что Комиссия по ценным бумагам и биржам США не может и не должна отказываться от ответственности за процесс представления финансовой отчетности эмитентами в США, и мы поддерживаем ее деятельность по непрерывному надзору за ОПБУ США для публичных компаний. Мы также поддерживаем сохранение ССФУ своей роли как национальной организации, ответственной за разработку стандартов, и приветствуем его активное участие в процессе разработки стандартов Совета по МСФО, что все более соответствует той роли, которую выполняют другие национальные органы, разрабатывающие стандарты бухгалтерского учета.

Действительно, для профессионального сообщества США в перспективе крайне важно, чтобы к его мнению прислушивались и учитывали в рамках процесса разработки МСФО. Роль ССФУ, как она описана в рассматриваемом Документе для обсуждения, является определяющей в представлении интересов данной группы лиц и поддержке деятельности Совета по МСФО. Мы согласны, что эта роль будет отличаться от той, которую ССФУ играет в данный момент, и мы поддерживаем это возможное ее изменение, поскольку это приблизит ССФУ к другим национальным органам, разрабатывающим стандарты бухгалтерского учета.

Принятие данной концепции приведет к большему соответствию стандартов финансовой отчетности США и МСФО с сохранением при этом за США полномочий по утверждению и регулированию этих стандартов в США. Однако чтобы этот подход привел к более успешной конвергенции между ОПБУ США и МСФО, Комиссия по ценным бумагам и биржам США должна будет реализовывать свои полномочия посредством участия в процессе разработки стандартов, вместо того чтобы в одностороннем порядке создавать или изменять ОПБУ США.

Переходный процесс также важен. Мы полагаем, что в целях предотвращения серьезных проблем в системе представления финансовой отчетности в США американские компании не следовало бы ставить в условия «бесконечных изменений», которые будут следствием постоянного внесения изменений в ОПБУ США. Несмотря на то что в целом мы поддерживаем Документ для обсуждения, мы все еще обеспокоены тем, что он создает условия, в которых ССФУ в течение длительного периода будет постоянно вносить изменения в ОПБУ США, в том числе и вследствие включения МСФО в ОПБУ США.

Несмотря на то что мы понимаем, что в течение предусмотренного концепцией переходного периода внесение определенных изменений неизбежно, частое внесение изменений в течение длительного времени потенциально может привести к значительным проблемам в системе представления финансовой отчетности в США.

Мы надеемся, что для того, чтобы минимизировать риск возникновения упомянутых проблем, ССФУ будет вносить изменения в ныне действующие стандарты только для достижения их конвергенции с МСФО. Кроме того, нам хотелось бы верить, что ССФУ проведет тщательный анализ для определения тех изменений, которые необходимо внести в действующие ОПБУ США с тем, чтобы достичь достаточного уровня конвергенции. Мы надеемся, что при внесении данных изменений ССФУ оценит их целесообразность и уделит основное внимание тем сферам, в которых наблюдаются наибольшие расхождения между ОПБУ США и МСФО и которые вызывают наибольшую обеспокоенность инвесторов и других пользователей финансовой отчетности по ОПБУ США.

Мы предлагаем, чтобы после того, как ССФУ определится с тем, какие изменения должны быть внесены в действующие ОПБУ США, Совет по МСФО проанализировал возможные подходы к принятию МСФО для того, чтобы облегчить переходный процесс для эмитентов в США. Например, требование к составителям финансовой отчетности применять новые стандарты финансовой отчетности в каждый год переходного периода было бы излишне обременительным для них.

Мы также ожидаем, что по окончании переходного периода в ОПБУ США будут вноситься только изменения, повторяющие изменения, вносимые Советом по МСФО в разрабатываемые им стандарты. Поэтому мы полагаем, что новые различия между ОПБУ США и МСФО будут возникать очень «редко», как отмечается в Документе для обсуждения, подготовленном техническим персоналом.

 

Является ли данный подход окончанием дискуссии?

 

В настоящий момент мы не можем составить мнение относительно того, должен ли возможный метод включения, описанный в рассматриваемом Документе для обсуждения, представлять собой конечный этап в рассмотрении вопроса о полном принятии МСФО эмитентами в США. Возможно, что после успешного внедрения данной концепции условия могут в большей степени способствовать полному принятию МСФО, особенно если большинство значительных различий между ОПБУ США и МСФО будет устранено. Однако мы допускаем, что этого может и не произойти. В идеале мы хотели бы видеть единую систему высококачественных стандартов бухгалтерского учета, применяемую без каких-либо модификаций во всем мире, включая США. Однако, как уже отмечалось, у нас нет уверенности в том, что в настоящий момент с практической точки зрения эта цель может быть достигнута в США. Тем не менее мы полагаем, что концепция, описанная в рассматриваемом Документе для обсуждения, хотя и не является идеальной, все же представляет собой достойную альтернативу, которая может помочь в разрешении проблемных вопросов политического, регулятивного и иного характера в США, одновременно приближая нас к системе международных стандартов, характеризующейся достаточной степенью конвергенции.



[1] «В поисках возможного метода включения», опубликован 26 мая 2011 г. (доступен на английском языке): www.sec.go./spotlight/globalaccountingstandards/ifrs-work- plan-paper-052611.pdf.

[2] Общепринятые принципы бухгалтерского учета.

[3] Last In — First Out, метод учета запасов по принципу «последний к зачислению — первый к списанию».