Корпоративная финансовая отчётность. Международные стандарты.

Журнал и практические разработки по МСФО и управленческому учету.

Международные новости (сентябрь 2011)

Авторы публикации

Редакция КФО. МС

Редакция КФО. МС

СМСФО предложил освободить инвестиционные организации от требования консолидации 

 

Совет по МСФО опубликовал предложение по определению инвестиционных организаций в качестве отдельного вида предприятий, которые были бы освобождены от требований учета и отчетности, предписанных стандартом МСФО 10 «Консолидированная финансовая отчетность».

Под инвестиционной организацией, как правило, понимается предприятие, объединяющее финансовые инвестиции широкого круга инвесторов и действующее только в инвестиционных целях. В настоящее время МСФО 10 «Консолидированная финансовая отчетность» требует проведения процедуры консолидации, если инвестиционное предприятие контролирует компанию, в которую оно вкладывает свои средства. Однако в процессе разработки стандарта МСФО 10 инвесторы отметили, что такое консолидирование данных компании — объекта инвестиции не предоставляет им информацию, необходимую для оценки стоимости своих инвестиций. Для решения этой проблемы предварительный проект, опубликованный в августе 2011 г., предлагает определенные критерии, которые должны быть удовлетворены предприятием для того, чтобы квалифицироваться как инвестиционная организация.

Инвестиционные организации будут освобождены от требования консолидировать объекты своих инвестиций и вместо этого будут обязаны учитывать все свои инвестиции по справедливой стоимости через прибыль или убыток. Предварительный проект также включает в себя особые требования к раскрытию информации относительно характера и типа этих инвестиций.

Данный рабочий проект осуществляется совместно Советами по МСФО и СФУ США (FASB). Предложения обоих Советов в целом совпадают. Однако Совет по СФУ рассматривает предложение о том, чтобы данное освобождение от консолидации распространялось шире — на случаи, в которых инвестиционная организация является частью большей группы и сама принадлежит материнской компании, которая не является инвестиционной организацией. Таким образом, даже компании, которые сами по себе не являются инвестиционными, смогут получить освобождение от требования консолидации. ССФУ объявил, что опубликует окончательную версию своего предварительного проекта по данному вопросу в установленном порядке в ближайшее время.

Проект стандарта «Инвестиционные организации» будет доступен для комментариев общественности до 5 января 2012 г. на веб-сайте СМСФО по адресу http://go.iasb.org/open+to+comment.

Решено, что ССФУ США будет согласовывать свои обсуждения полученных им комментариев общественности с деятельностью Совета по МСФО для обеспечения совместной последовательной политики. В случае принятия предложения об освобождении инвестиционных организаций от консолидации оно будет включено в состав стандарта МСФО 10.

 

Обновлена таксономия МСФО

 

Фонд МСФО опубликовал новую версию таксономии МСФО-2011 для обновленного и корректного отображения в отчетности статей прочего совокупного дохода и вознаграждения работникам из-за соответствующих поправок к стандартам МСФО 1 и МСФО 19, которые были приняты и опубликованы Советом по МСФО в июне 2011 г.

Таксономия МСФО 2011 г. является своеобразным переводом стандартов МСФО, выпущенных по состоянию на 1 января 2011 г., на машинный язык XBRL (расширяемый язык финансовой отчетности). Релиз таксономии МСФО, опубликованный в августе 2011 г., содержит дополнительные концепции таксономии, которые отражают новые МСФО и разовые улучшения в МСФО, опубликованные Советом по МСФО, тем самым позволяя предприятиям, составляющим отчетность по МСФО в электронном виде с использованием последних изменений в МСФО, сделать это без необходимости разработки своих собственных концепций таксономии.

С точки зрения технологии XBRL-таксономии эти дополнительные элементы находятся в полном соответствии с архитектурой XBRL таксономии 2011 г., выпущенной и опубликованной ранее, как описано в Руководстве по таксономии МСФО 2011 г. и Глобальном руководстве по формированию электронной отчетности.

Все промежуточные версии таксономии МСФО 2011 г. будут включены и объединены в таксономию МСФО 2012 г. Проект таксономии МСФО 2012 г. будет опубликован для комментариев общественности в первом квартале 2012 г.

 

Выпущен детальный анализ ожидаемых последствий применения МСФО 10, МСФО 11 и МСФО 12

 

В сентябре Совет по МСФО впервые выпустил документы, содержащие детальный анализ ожидаемых последствий применения новых стандартов: МСФО 10 «Консолидированная финансовая отчетность», МСФО 11 «Совместные предприятия» и МСФО 12 «Раскрытие информации об участии в других предприятиях».

В частности, в отношении МСФО 10 и МСФО 12 документ, озаглавленный «Анализ последствий» (Effect analysis), покрывает основные аспекты различий двух новых стандартов по сравнению с МСФО (IAS) 27 «Консолидированная и отдельная финансовая отчетность» (Consolidated and Separate Financial Statements) и интерпретацией SIC-12 «Консолидация — предприятия специального назначения» (Consolidation — Special Purpose Entities).

В отличие от МСФО 27 стандарт МСФО 10 дает более четкое определение понятию и принципам концепции «контроля», в частности делит его на три составляющих компонента:

1) власть (power);

2) подверженность инвестора переменному характеру финансового результата;

3) способность инвестора использовать свою власть для влияния на размер переменного финансового результата.

 

Принципы контроля и три его составляющих элемента теперь описаны подробно, что облегчает применение на практике. Также приведено руководство по применению этих принципов (application guidance), включая практические примеры, чего раньше не было в МСФО 27. Документ отмечает значительное улучшение требований к раскрытию информации о консолидированных и неконсолидированных дочерних компаниях. Теперь этому посвящен целый отдельный стандарт — МСФО 12.

Примером улучшения и прояснения требований к консолидации является новое, ясно выраженное требование к компаниям проводить периодическое тестирование на постоянство удержания контроля. МСФО 10 предоставляет руководство по применению этого требования, с примерами особых ситуаций, когда контроль может быть утерян или приобретен.

Согласно анализу СМСФО, у ряда компаний с началом применения МСФО 10 может измениться периметр консолидации. Так, возможно, что дочерние компании, которые ранее оставались вне контура консолидации по каким-то формальным признакам, теперь должны быть консолидированы. И напротив, не исключены ситуации, когда компании, ранее включаемые в периметр консолидации, теперь будут исключены. Особое руководство также дано для ситуаций контроля без владения/наличия большинства голосующих акций компаний, которые ранее были в сфере действия SIC-12, отношениям «принципал — агент» в контексте контроля.