Корпоративная финансовая отчётность. Международные стандарты.

Журнал и практические разработки по МСФО и управленческому учету.

Федеральный закон от 27.07.2010 № 208-ФЗ "О консолидированной финансовой отчетности"

Авторы публикации

Редакция КФО. МС

Редакция КФО. МС

27 июля 2010 года                                                                                                                                                         № 208-ФЗ

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О КОНСОЛИДИРОВАННОЙ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ[*] 

 

Принят

Государственной Думой

7 июля 2010 года

 

Одобрен

Советом Федерации

14 июля 2010 года

 

Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

 

1. Настоящий Федеральный закон устанавливает общие требования к составлению, представлению и публикации консолидированной финансовой отчетности юридическим лицом, созданным в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее также – организация).

2. Для целей настоящего Федерального закона под консолидированной финансовой отчетностью понимается систематизированная информация, отражающая финансовое положение, финансовые результаты деятельности и изменения финансового положения организации, организаций и (или) иностранных организаций – группы организаций, определяемой в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (далее – МСФО).

 

Статья 2. Сфера действия настоящего Федерального закона

 

1. Настоящий Федеральный закон распространяется:

1) на кредитные организации;

2) на страховые организации;

3) на иные организации, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг.

2. В случае если федеральными законами предусмотрены составление, и (или) представление, и (или) публикация консолидированной финансовой отчетности (сводной бухгалтерской отчетности, сводной (консолидированной) отчетности и баланса) либо если учредительными документами организации, не указанной в части 1 настоящей статьи, предусмотрены представление и (или) публикация консолидированной финансовой отчетности, такая отчетность составляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

3. Порядок представления и (или) публикации кредитными организациями иного вида финансовой отчетности, составленной в соответствии с МСФО, а также порядок использования такой отчетности и консолидированной финансовой отчетности в целях банковского надзора определяются Центральным банком Российской Федерации.

4. Особенности порядка представления и публикации организациями, выполняющими государственный оборонный заказ, консолидированной финансовой отчетности устанавливаются Правительством Российской Федерации.

 

Статья 3. Составление консолидированной финансовой отчетности

 

1. Консолидированная финансовая отчетность составляется в соответствии с МСФО.

2. Консолидированная финансовая отчетность организации составляется наряду с бухгалтерской отчетностью этой организации, составляемой в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

3. На территории Российской Федерации применяются МСФО и Разъяснения МСФО, принимаемые Фондом Комитета по Международным стандартам финансовой отчетности и признанные в порядке, установленном с учетом требований законодательства Российской Федерации Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

 

Статья 4. Представление консолидированной финансовой отчетности 

 

1. Годовая консолидированная финансовая отчетность представляется участникам организации, в том числе акционерам. Годовая консолидированная финансовая отчетность также представляется:

1) организациями, за исключением кредитных организаций, в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти;

2) кредитными организациями в Центральный банк Российской Федерации.

2. Промежуточная консолидированная финансовая отчетность представляется участникам организации, в том числе акционерам, если такое представление предусмотрено ее учредительными документами. Кредитные организации также представляют промежуточную консолидированную финансовую отчетность в Центральный банк Российской Федерации в случаях, установленных Центральным банком Российской Федерации.

3. Годовая и промежуточная консолидированная финансовая отчетность представляются участникам организации, в том числе акционерам, в порядке, определяемом учредительными документами организации.

4. Представление годовой консолидированной финансовой отчетности организациями, за исключением кредитных организаций, в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

5. Представление годовой и промежуточной консолидированной финансовой отчетности кредитными организациями в Центральный банк Российской Федерации осуществляется в порядке, определяемом Центральным банком Российской Федерации.

6. Консолидированная финансовая отчетность представляется пользователям, предусмотренным настоящей статьей, на русском языке.

7. Годовая консолидированная финансовая отчетность представляется до проведения общего собрания участников организации, но не позднее 120 дней после окончания года, за который составлена данная отчетность.

8. Консолидированная финансовая отчетность подписывается руководителем организации и (или) иными лицами, уполномоченными на это учредительными документами организации.

 

Статья 5. Аудит консолидированной финансовой отчетности

 

Годовая консолидированная финансовая отчетность подлежит обязательному аудиту. Аудиторское заключение представляется и публикуется вместе с указанной консолидированной финансовой отчетностью.

 

Статья 6. Надзор за представлением и публикацией консолидированной

финансовой отчетности

 

1. Надзор за соблюдением сроков представления и публикации консолидированной финансовой отчетности организациями, за исключением кредитных организаций, осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством Российской Федерации.

2. Надзор за представлением и публикацией консолидированной финансовой отчетности кредитными организациями осуществляет Центральный банк Российской Федерации.

 

Статья 7. Публикация консолидированной финансовой отчетности

 

1. Организация должна публиковать годовую консолидированную финансовую отчетность.

2. Консолидированная финансовая отчетность считается опубликованной, если она размещена в информационных системах общего пользования и (или) опубликована в средствах массовой информации, доступных для заинтересованных в ней лиц, и (или) в отношении указанной отчетности проведены иные действия, обеспечивающие ее доступность для всех заинтересованных в ней лиц независимо от целей получения данной отчетности по процедуре, гарантирующей ее нахождение и получение.

3. Публикация консолидированной финансовой отчетности осуществляется организацией не позднее 30 дней после дня представления такой отчетности пользователям, предусмотренным статьей 4 настоящего Федерального закона.

 

Статья 8. Заключительные положения

 

1. Организации составляют, представляют и публикуют консолидированную финансовую отчетность начиная с отчетности за год, следующий за годом, в котором МСФО признаны для применения на территории Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в части 2 настоящей статьи.

2. Организации, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг и которые составляют консолидированную финансовую отчетность по иным, отличным от МСФО, международно признанным правилам, а также организации, облигации которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, обязаны представлять и публиковать консолидированную финансовую отчетность начиная с отчетности за год, следующий за годом, в котором МСФО признаны для применения на территории Российской Федерации, но не ранее чем с отчетности за 2015 год.

 

Президент

Российской Федерации

Д. МЕДВЕДЕВ

 

Москва, Кремль

27 июля 2010 года

 

 

Редакция попросила прокомментировать факт принятия и основные положения закона «О консолидированной финансовой отчетности» экспертов в области МСФО. 

 

Кирилл Витальевич Алтухов,

партнер департамента аудиторских услуг «КПМГ» в России и СНГ

Принятие данного закона должно повлечь за собой изменения, которые ожидались еще с конца 90-х гг., когда правительством была принята Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с МСФО. Потребовалось более 10 лет, чтобы перейти от декларирования намерений к конкретным действиям. За это время также поменялось и представление о дальнейшем развитии российского бухгалтерского учета.

Раньше преобладало мнение, что методологическая база российского бухгалтерского учета будет полностью переориентирована на МСФО и как таковой российский бухгалтерский учет прекратит самостоятельное существование. Сейчас, определив консолидированную отчетность публичных компаний в качестве сферы применения МСФО, законодатель не освободил их от ведения российского бухгалтерского учета. Кроме того, вести учет в соответствии с правилами российского бухгалтерского учета должны все непубличные компании, т. е. малый и средний бизнес.

Как будет развиваться российский бухгалтерский учет в будущем? Бизнес заинтересован в оптимизации расходов на введение учета. Сейчас компания, составляющая МСФО-отчетность, также ведет два вида учета: российский бухгалтерский и налоговый. В связи с этим наиболее простым и, возможно, предпочтительным вектором развития учета в России может быть объединение бухгалтерского и налогового учета. Хотя я не верю в высокую вероятность такого варианта, он, как мне кажется, в большей степени отвечает интересам как крупного, так и малого бизнеса. Второй возможный вектор развития – сближение с МСФО. Он в большей степени отвечает интересам крупного бизнеса. Самый нежелательный для бизнеса вариант – параллельное развитие всех видов учета.

На сегодняшний день большинство крупных российских компаний (практически все публичные) уже перешли на МСФО для общения с инвесторами. Поэтому ни бизнес, ни аудиторы, ни инвесторы не почувствуют значительного изменения климата, поскольку они в этом климате уже живут.

Гораздо важнее то, каковы будут дальнейшие шаги в области корпоративного законодательства, к которым может подтолкнуть данный закон, – переход к консолидированному налогоплательщику и уплата дивидендов с консолидированной прибыли.

МСФО – только одна из мер, которые нужно принять для улучшения инвестиционного климата в стране. Не думаю, что сам по себе этот шаг позволит опередить кого-либо в мировом инвестиционном рейтинге.

Я также хотел бы остановиться на еще одном, очень важном, на мой взгляд, аспекте – мерах государственного регулирования перехода и применения МСФО. Правительство уже подготовило проект Положения о порядке признания Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) и Разъяснений МСФО для применения на территории Российской Федерации. Ожидаются и другие официальные документы, которые должны определить всю систему мер, обеспечивающих переход на МСФО.

Здесь может быть интересен опыт других стран, например Канады, которая сейчас переходит на МСФО, или опыт единой Европы пятилетней давности. В этих странах регулятор определил формальные шаги, которые должны выполняться на уровне компаний. Например, разработка новой учетной политики, организационные мероприятия, составление переходного бухгалтерского баланса и т. д. При этом официальная отчетность публичных компаний включала информацию о выполнении этих шагов.

Такой опыт полезен и для нашей страны, также способствуя формированию института корпоративного управления.

Кроме того, мне кажется, что новое регулирование должно более четко определить ответственность компаний, роль и ответственность организаторов торговли на рынке ценных бумаг, а также роль государства в регулировании финансового рынка, включая вопрос о необходимости создания мегарегулятора.

 

Аскар Ахметов,

руководитель департамента международной финансовой отчетности АКГ «Интерком-Аудит»

Несмотря на расплывчатые границы правоприменимости закона «О консолидированной финансовой отчетности», оцениваю его принятие как позитивный, хотя и несколько запоздалый шаг (поскольку его принятия ожидали с 2004 г.) навстречу к интегрированию России в мировую экономику и созданию единых общемировых финансовых стандартов бухгалтерского учета. По сути, теперь существует закон, который хотя и минимально, но декларирует и регламентирует применение МСФО на территории России.

Подчеркну некоторые моменты, заслуживающие, на мой взгляд, внимания в связи с принятием данного закона.

Во многих аспектах МСФО основаны на профессиональном суждении пользователей (приоритет экономического содержания над формой, концепция справедливой стоимости, эффективная процентная ставка и т. д.). Правила учета отдельных статей активов и обязательств, расходов и доходов по МСФО могут в значительной мере отличаться от применимой в настоящее время практики их отражения в бухгалтерском учете в соответствии с российскими ПБУ. Это означает, что перспективное изучение МСФО и наработка профессионального суждения в процессе самостоятельной подготовки финансовой отчетности по МСФО приветствуются.

В связи с этим возрастает роль заблаговременной подготовки квалифицированных внутренних специалистов в компании, имеющих дело с бухгалтерским и управленческим учетом. Возможно, понадобится часть специалистов переучивать для работы с МСФО. Следует учитывать тот факт, что современные курсы обучения дают лишь необходимый минимум теоретических знаний. Порой на практике полученных знаний оказывается недостаточно. Для твердого и уверенного понимания принципов МСФО требуется достаточный опыт их практического применения, а опыт может быть приобретен лишь в процессе подготовки отчетности по МСФО, разбора конкретных экономических ситуаций и транзакций, изучения уже существующей обширной практики их применения (best practice).

Подготовка консолидированной отчетности группы компаний – это подготовка и индивидуальной отчетности по МСФО всеми дочерними компаниями на основе единой групповой учетной политики. На практике у любого российского холдинга дочерние компании представляют собой весьма «разношерстную» группу, в которую входят предприятия отличных друг от друга секторов экономики, форм собственности и размеров. Вопрос унификации учетных правил и систем в случае большой группы достаточно сложен, поэтому его стоит решить заранее.

Касательно «неблизких» сроков правоприменимости закона стоит отметить, что при подготовке финансовой отчетности за любой год начиная, например, с 2015 г. в соответствии с действующими сегодня стандартами МСФО (а именно МСФО 1 «Применение МСФО впервые») необходимо будет подготовить сопоставимую финансовую информацию и раскрытия к финансовой отчетности минимум за один предыдущий отчетный период. Поэтому лучше не ждать завершения «первого» отчетного года.

 

Алексей Савельев,

руководитель департамента консолидированной отчетности ОАО «ВымпелКом»

Принятие Закона «О консолидированной финансовой отчетности» – важный шаг в реформе бухгалтерского учета в стране и во многом отвечает потребностям бизнеса. Однако не стоит забывать, что многие компании готовят отчетность не только в соответствии с МСФО, но и ОПБУ США. Несмотря на то что работа по сближению ОПБУ США и МСФО ведется уже очень давно, до сих пор не утверждены конкретные сроки их объединения. Таким образом, введение требования подготовки отчетности по МСФО может обернуться дополнительными издержками для крупных компаний. Вполне возможно, что именно этим объясняется и срок вступления закона в силу: 2015 г. На данный момент один из сроков полной конвергенции МСФО и ОПБУ США – конец 2014 г.

В то же время, если государственные органы продолжат движение в сторону консолидированной отчетности не только в бухгалтерском законодательстве, но и в налоговом (уплата единых налогов на уровне холдингов) и правовом (придание консолидированной отчетности должного статуса в законе об акционерных обществах), то это может стимулировать переход на МСФО в добровольном порядке.

В любом случае российским законодателям нужно продолжать реформирование системы учета и отчетности в России, оптимизировав само количество «учетов» – налоговый, бухгалтерский, статистический и теперь финансовый (МСФО).

Также значительный объем работы предстоит и в развитие Закона «О консолидированной финансовой отчетности»:

– официальный (и, что важно, профессиональный) перевод стандартов – от терминологии в МСФО зависит очень многое, и, как правило, в русском языке трудно подобрать подходящие аналоги. Возможно, появится необходимость в составлении глоссариев соответствия терминов в оригинальных МСФО и переведенных, чтобы специалистам было легче ориентироваться;

– подготовка специалистов начиная с обучения в вузах – возможно введение специальных курсов, аналогичных ACCA, в программу подготовки. В этом плане уже присутствуют аналоги некоторых экзаменов ACCA на русском языке, например Диплом по финансовой отчетности (DipIFR), которые можно адаптировать для учебных планов.



[*] 10 августа 2010 г. официально вступил в действие Федеральный закон от 27.07.2010 № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности». В силу концептуального значения документа для дальнейшего развития бухгалтерского учета в России работа по созданию закона велась несколько лет и сопровождалась активными дискуссиями в профессиональном сообществе.

Наконец закон был принят Государственной Думой, одобрен Советом Федерации и подписан президентом РФ.