Корпоративная финансовая отчётность. Международные стандарты.

Журнал и практические разработки по МСФО и управленческому учету.

Закон о "Консолидированной финансовой отчетности": дождались?!!!

Авторы публикации

Богопольский Александр Борисович

Богопольский Александр Борисович

CPA, MBA

Наконец-то поклонники МСФО и сторонники их официального признания в России могут отпраздновать принятие давно ожидаемого Закона «О консолидированной финансовой отчетности» (далее – Закона). Cуть нового закона сводится к требованию для российских банков, страховых компаний и предприятий, ценные бумаги которых котируются на российском фондовом рынке, представлять свою консолидированную отчетность в соответствии с МСФО (наряду с бухгалтерской отчетностью) начиная с отчетности «за год, следующий за годом, в котором МСФО признаны для применения на территории Российской Федерации», т. е. ориентировочно в период с 2011 по 2015 г. Те организации, ценные бумаги которых обращаются на торгах фондовых бирж и которые составляют консолидированную отчетность по иным признанным международным правилам (например, по ГААП США), должны будут перейти на МСФО начиная с отчетности за 2015 г.

Годовая консолидированная отчетность подлежит ежегодному обязательному аудиту и опубликованию. Отчетность представляется участникам организации и в уполномоченные федеральные органы (для банков это означает в ЦБ РФ) до проведения общего собрания участников, но не позднее 120 дней после окончания года, за который она составлена.

Вспомним историю создания Закона и постараемся оценить причины столь затяжного процесса принятия, а также его значение для России.
 

История создания

Принятие Закона знаменует собой завершение важнейшего этапа реформы бухгалтерского учета, проводимой правительством РФ (в основном через Минфин) начиная с середины 90-х гг. прошлого столетия. Отчеты о движении по тернистому пути официального признания МСФО в России за 2004, 2006 и 2007 гг. – это все, что сегодня опубликовано на сайте Минфина[1] под рубрикой «Реформа бухгалтерского учета», да и то эти документы больше напоминают социологический опрос бухгалтеров об их отношении к МСФО, чем отражают усилия Минфина по гармонизации российской системы учета с международной.

В течение последних 5–7 лет судьба закона о консолидированной отчетности оставалась неясной, и многие уже потеряли надежду на то, что он будет окончательно принят. Наиболее близок к принятию Закон был в 2004–2005 гг.

В первом чтении Закон был принят Думой 30 октября 2004 г. Представитель Минфина А. Бакаев тогда комментировал: «Круг нового закона небольшой, в последней редакции это коммерческие организации, ценные бумаги которых допущены к обращению на организаторах торговли; по данным ФСФР, таких организаций 1367»[2]. Однако, несмотря на многочисленные обсуждения, последовавшие за принятием Закона в первом чтении, в 2005 г. он принят не был и фактически «завис» между двумя чтениями в Думе. Тогда, в 2005 г., почти уже окончательно принятый Закон был снова возвращен на доработку (в принятой в 2010 г. версии Закона, естественно, было удалено державшееся до самого последнего времени положение о том, что организации будут должны составлять консолидированную финансовую отчетность по стандартам МСФО начиная с отчетности за 2005 г.).

При этом нужно отметить что, не ожидая ввода Закона в действие, еще с середины 90-х крупные компании начали самостоятельно готовить свою отчетность по МСФО, а с 1 января 2004 г. по указанию ЦБ России отчетность по международным стандартам стали готовить все российские банки.

Почему так долго? Дискуссии, споры, препятствия

Предметами споров на пути принятия Закона были многолетние дискуссии по целому ряду тем, например: целесообразно ли применение МСФО в отношении только консолидированной (без индивидуальной) отчетности компаний или почему сводная отчетность российских групп должна представляться по международным, а не по российским стандартам бухгалтерского учета.

Серьезным препятствием для перехода на МСФО законодатели долгое время считали вопросы расчета налога на имущество. По их мнению, по международным правилам имущество должно оцениваться по рыночной цене, а это означало бы увеличение его балансовой стоимости в несколько раз. Соответственно, в несколько раз увеличились бы и налоги на имущество.

Другим спорным моментом считалось наличие требования МСФО учитывать в составе активов все ресурсы, которые компания контролирует. По российским правилам к активам относятся лишь ресурсы, на которые организация имеет формальное право собственности. Это «противоречие» долгое время не было разрешено и казалось серьезным препятствием внедрению МСФО в России.

Также нужно рассмотреть вопрос соотношения МСФО и российского законодательства с точки зрения понятийного аппарата. Например, в российской практике используется термин «аффилированные лица» вместо понятия МСФО «связанные стороны». Без конкретного законодательного определения этого разночтения работать дальше невозможно.

Кроме того, в России необходимо создание четкой системы одобрения стандартов финансовой отчетности. На сегодняшний день Закон предусматривает «признание правительством» стандартов МСФО, а в Европе для аналогичных целей используют двухуровневую систему: сначала решение принимается на техническом бухгалтерском уровне, а потом – на политическом.

Политическое сопротивление состояло в том, что многие считали, что МСФО в России нужны только для иностранцев и не стоит этому потакать. Обосновывали необходимость составления отчетности крупными компаниями по международным стандартам тем, что западных инвесторов интересуют в основном крупные предприятия – значит, их бухгалтерия должна быть прозрачной и понятной.

Планы Минфина, согласно которым неоднократно отодвигались сроки полного перехода российских предприятий на МСФО, имели своим истоком Постановление о реформе бухгалтерского учета и отчетности, которое датировано 1998 г. Затем в 2004 г. правительство РФ предприняло еще одну попытку реформы, приняв программу реформирования, нацеленную на переход к МСФО. Тот пересмотр планов Минфином предусматривал переход в два этапа: с 2004 по 2007 г. и с 2008 по 2010 г.

Предполагалось, что на первом этапе (с 2004 по 2007 г.) по-новому должны были начать работать открытые акционерные общества и организации, ценные бумаги которых обращаются на финансовом рынке, а на втором должен был произойти обязательный переход на МСФО всех других предприятий. Как мы знаем, эти планы не осуществились.

Наконец после долгих дискуссий Закон был принят Государственной Думой 7 июля 2010 г. Через неделю, 14 июля, его одобрил Совет Федерации, а 27 июля 2010 г. подписал президент РФ.

Закон есть закон!

Закон довольно краток и прямолинеен, но, тем не менее, в нем есть определенные неясности. Например, в ст. 3.3 говорится о некой «адаптированной» к особенностям РФ версии МСФО: «На территории Российской Федерации применяются МСФО… признанные в порядке, установленном с учетом требований законодательства Российской Федерации». Если это будет «полуавтоматическое» одобрение и утверждение МСФО, применяемых глобально, то их целостность на территории РФ не будет подвергаться сомнению международным инвестиционным сообществом. Однако если правительством будет внесено хотя бы одно изменение или ограничение на использование какого-либо международного стандарта, то это немедленно негативно отразится на всей отчетности, так как будет нарушена целостность системы отчетности. Что еще хуже – возможно непропорциональное ухудшение восприятия объективности и полноты отчетности, составленной по «российским МСФО», со стороны инвесторов, особенно иностранных.

В целом, по мнению автора статьи, Закон в том виде, какой он есть сейчас, мало что дает: те организации, которые подпадают под этот закон, и так работают по МСФО.

Очевидно, что те компании, на которые распространяется Закон и которые еще не перешли на МСФО (если такие еще имеются), должны составить внутренний график перехода на МСФО, сформировать рабочие группы по переходу и начать процесс подготовки перехода. Нехватка опытных кадров уже не является одной из самых больших сложностей, с которыми сталкивались компании еще 5–7 лет назад. Большинство крупных российских компаний располагают достаточным количеством опытных специалистов для решения задач, связанных с формированием отчетности по МСФО.

Те, кто только готовится к выполнению требований Закона, должны предпринять целый ряд действий, среди которых необходимо выделить следующие шаги:

– Проведение общей оценки последствий перехода на МСФО для бизнеса.

– Выбор учетной политики по МСФО.

– Определение недостающих данных для подготовки отчетов по МСФО.

– Совершенствование систем сбора данных.

– Разработка процедур внутреннего контроля для подтверждения достоверности данных.

Можно сделать вывод, что самым главным последствием принятия Закона является перевод МСФО из области добровольного применения в официальное юридическое поле Российской Федерации. Теперь МСФО становятся частью легальной системы России, и мы надеемся, что это ускорит процесс более массового перехода предприятий на принципы справедливого и прозрачного отражения в отчетности всех бизнес-операций, что в конечном итоге – через повышение доверия инвесторов – принесет пользу всей российской экономике.


[1] http://www1.minfin.ru/ru/accounting/accounting/basics/monitoring.

[2] http://www.minfin.ru/ru/press/speech/index.php?pg4=74&id4=4751.