Корпоративная финансовая отчётность. Международные стандарты.

Журнал и практические разработки по МСФО и управленческому учету.

Международные новости (июнь 2010)

Авторы публикации

Редакция КФО. МС

Редакция КФО. МС

Совершенствование представления элементов
«Прочего совокупного дохода»

27 мая 2010 г. Совет по МСФО опубликовал для комментариев общественности свои предложения по улучшению согласованности и единообразия в части представления различных статей «Прочего совокупного дохода» (ПСД).

Совет по МСФО предлагает ввести требование, чтобы составители финансовой отчетности представляли элементы текущих прибылей (убытков) и ПСД в отдельных разделах одного непрерывного отчета. Также предлагается группировать элементы внутри ПСД на основе того, могут ли они в конечном итоге быть переведены в состав прибылей (убытков) или навсегда останутся в разделе «Капитал» баланса.

Данные предложения были разработаны совместно с Советом по стандартам финансового учета США, который также стремится получить максимальный отклик общественности в виде публичных комментариев по поводу внесении изменений в презентации элементов ПСД в рамках своих предложений по улучшению финансовой отчетности.

Комментируя эти предложения, председатель Совета по МСФО сэр Дэвид Твиди сказал: «Мы недавно опубликовали целый ряд предложений, которые расширяют сферу использования «Прочего совокупного дохода». Поэтому целесообразно, чтобы эта информация была представлена четко и единообразно.
В случае принятия реализация этих предложений приведет к дальнейшему сближению МСФО и ГААП США в части все возрастающих по своей важности элементов финансовой отчетности».

Проект дополнений к стандарту «Представление элементов «Прочего совокупного дохода» – предлагаемые поправки к МСФО 1» (Presentation of Items of Other Comprehensive Income – Proposed amendments to IAS 1) открыт для комментариев до 30 сентября 2010 г. Заинтересованные лица могут оставить комментарии и предложения через специальный раздел, посвященный этому проекту, на сайте www.iasb.org.

 

Обесценение финансовых активов: статус проекта

В ответ на обратную связь в виде замечаний и комментариев, полученных от общественности в ходе обсуждения, Совет по МСФО 26 мая 2010 г. опубликовал обзорный свод дискуссий и предварительных выводов, сделанных Консультативной группой экспертов (Expert Advisory Panel, EAP) по поводу второй части проекта стандарта МСФО 9 «Финансовые инструменты: амортизированная стоимость и обесценение».

Группа EAP была создана вскоре после публикации проекта второй части стандарта МСФО 9 «Финансовые инструменты» в ноябре 2009 г. Основная цель деятельности этой группы заключается в нахождении ответа на такой сложный вопрос, как операционные неопределенности, сопряженные с методом «ожидаемых денежных потоков». По состоянию на конец мая 2010 г. группа ЕАР провела четыре открытых заседаниях по обсуждению этого вопроса.

В процессе общественного обсуждения многие задавали сотрудникам Совета по МСФО вопросы о результатах работы группы экспертов и ее продвижении к принятию окончательного решения по вопросу тестирования финансовых активов на обесценение. В итоге такой документ о работе группы был представлен общественности в надежде на то, что он поможет понять ход дискуссии экспертов Совета по МСФО. Документ содержит изложение оперативных вопросов, по которым:

1) группа экспертов уже определила пути возможных решений;

2) было установлено, что группе еще только предстоит выработать качественное решение, приемлемое для всех участников процесса.

 

Проект стандарта МСФО 9 в части обесценения финансовых активов будет оставаться открытым для комментариев общественности до 30 июня 2010 г.

 

Глава Комиссии США по ценным бумагам и фондовому рынку подтверждает приверженность конвергенции  с МСФО

Выступая в конце мая 2010 г., глава US SEC Мэри Шапиро подтвердила приверженность своей комиссии достигнутым ранее договоренностям по конвергенции ГААП США и МСФО. Она также опровергла несколько мифов, которые успели укорениться в сознании тех, кто наблюдает за процессом конвергенции и недоволен его скоростью и прогрессом по отдельным проектам. Ниже приведены цитаты из ее выступления.

 

Миф № 1: приверженность SEC к принятию единственного набора международных стандартов финансовой отчетности не так сильна, как должна быть.

«Это заявление можно опровергнуть сразу. Я могу это сделать, ссылаясь на официальный текст документа US SEC в поддержку глобальной конвергенции стандартов отчетности. В феврале 2010 г. мы четко заявили: комиссия продолжает считать, что единый набор высококачественных, глобально признанных стандартов финансовой отчетности принесет пользу американским инвесторам и что эта цель соответствует нашей миссии по защите инвесторов, поддержанию справедливых, упорядоченных и эффективных рынков, а также содействию свободного движения капитала. В качестве шага к этой цели мы по-прежнему продолжаем способствовать сближению ГААП США и МСФО и ожидаем, что различия будут все меньше и постепенно будут устранены в результате проекта конвергенции».

 

Миф № 2: США могут быть согласны с целью конвергенции, но медлят с принятием МСФО.

«Это тоже неправильно. Оба Совета – FASB и Совет по МСФО – предпринимают значительные усилия для достижения общих решений по сложным вопросам финансовой отчетности, однако ГААП США и МСФО пока еще не сошлись в ряде ключевых областей. Они включают в себя учет финансовых активов, признание выручки, принципы консолидации, а также лизинг.

Хотя удвоение усилий для достижения цели конвергенции действительно очень важно, но сама по себе конвергенция без принятия во внимание вопросов качества новых совместно разработанных стандартов не будет служить лучшим интересам инвесторов в долгосрочной перспективе».

 

Миф № 3: Соединенные Штаты зациклены на процессе вместо достижения цели.

«Не совсем  верно. Мы действительно не допустим действий, которые подорвали бы наши  глобальные цели или повысили риск ущерба достижению высокого качества международных стандартов. Как FASB, так и Совет по МСФО имеют в своей организационной структуре определенные  институты, предназначенные  для сдерживания коммерческих, политических и других влияний, которые могут исказить или заслонить цели по подготовке нейтральных и высококачественных стандартов  финансовой отчетности».

 

Миф № 4: Америка защищает свои узкие интересы.

«Нет. Мы защищаем только интересы инвесторов на нашем рынке, и мы всегда будем это делать. Когда инвесторы – из любой страны на карте мира – участвуют в приобретении ценных бумаг на фондовом рынке США, они находятся под защитой нашей комиссии.

Мы также можем и должны продолжать работать вместе и через границы. Мировая экономика слишком взаимосвязана, чтобы терпеть чьи-то узконацио-нальные интересы. Стандарты финансовой отчетности должны обеспечить прозрачность для всех инвесторов и не должны скрывать правду, даже если она является болезненной».

 

Совет по МСФО объявил о задержке завершения ряда проектов

3 июня 2010 г. Совет по МСФО и FASB в совместном заявлении объявили
о своем намерении установить приоритеты среди крупных проектов конвергенции с целью уделить более пристальное внимание вначале вопросам и проектам, которые, по их мнению, приведут одновременно как к значительному улучшению обоих наборов стандартов, так и к конвергенции МСФО и ГААП США в наиболее важных областях учета и отчетности.

Советы отметили, что международная общественность выражает сомнение по поводу способности Советов выпустить большое количество высококачественных материалов по значительному числу крупных проектов, которые планируется опубликовать во втором квартале 2010 г. Выражая свое согласие с этой проблемой, Советы решили продлить целевые даты завершения нескольких совместных проектов до второй половины 2011 г. Оба Совета собираются выпустить новый план работы по этим отложенным проектам, включая их новые целевые сроки, в ближайшее время.

В заключение своего заявления Советы, тем не менее, выразили надежду, что данная задержка по некоторым проектам не отразится негативно на достижении конвергенции по основным проектам к июню 2011 г., а также на решении US SEC об официальном  принятии стандартов МСФО в системе финансовой отчетности для публичных компаний США.

 

Грядут изменения стандартов оценки

Совет по международным стандартам оценки (International Valuation Standards Council) (СМСО) опубликовал предварительный проект предлагаемых новых международных стандартов оценки (International Valuation Standards) (МСО). Проект предусматривает внесение существенных изменений в предыдущую версию стандартов оценки.

Эти стандарты применяются для оценки большинства видов активов, в том числе впервые предложен стандарт по оценке финансовых инструментов. Новые международные стандарты оценки также отражают текущие изменения в стандартах МСФО. Приведем краткий обзор некоторых предложенных изменений:

 

Стандарт МСО (проект)

Суть нововведений

IVA 1 «Оценка для целей финансовой
отчетности» (Valuations for Financial Reporting)

Материал изменен и дополнен с целью отражения последних изменений в МСФО

IVA 2 «Оценка в области кредитования под
залог активов» (Valuations for Secured Lending)

Разработано более специфичное руководство по видам залогов

GN5 «Оценка персонального имущества»
(Valuation of Personal Property)

Предлагается удалить из набора стандартов оценки

GN10 «Оценка сельскохозяйственных активов» (Valuation of Agricultural Property)

Предложен новый проект по оценке биологических активов, который завершится выпуском стандарта

GN14 «Оценка активов в добывающих отраслях» (Valuations of Properties in Extractive Industries)

Предложен новый проект по оценке запасов минеральных ископаемых, который завершится выпуском стандарта