Корпоративная финансовая отчётность. Международные стандарты.

Журнал и практические разработки по МСФО и управленческому учету.

Международные новости (май 2010)

Авторы публикации

Редакция КФО. МС

Редакция КФО. МС

Ответ Совета по МСФО на критику по поводу «контринтуитивного» подхода

11 мая 2010 г. Совет по МСФО опубликовал для публичного обсуждения свои предложения по оценке финансовых обязательств (Exposure Draft «Financial Liabi­lities: Classification and Measurement. Fair Value Option»). Эти предложения являются продолжением уже проделанной работы по классификации и оценке финансовых активов, отраженной в новом стандарте МСФО 9 «Финансовые инструменты».

Совет по МСФО предлагает определенные изменения в порядке учета обязательств в части их учета по справедливой стоимости. Новые предложения учитывают мнение широкого круга инвесторов, кредиторов и других лиц, участвовавших в обсуждении проекта, о том, что волатильность прибыли или убытка, возникающая в результате влияния изменений кредитного риска на размер собственных обязательств (в случае если предприятие выбирает оценку обязательств по справедливой стоимости), является нелогичной и не дает полезной информации для инвесторов.

Когда Совет по МСФО представил стандарт МСФО 9, многие заинтересованные стороны во всем мире отметили, что существующие требования по учету финансовых обязательств работают достаточно хорошо, за исключением непонятной ситуации с влиянием изменений в собственном кредитном риске на размер обязательств, которые предприятие измеряет по справедливой стоимости.

Исходя из намерения окончательно разрешить эти сомнения, Совет по МСФО дополнительно запросил мнение инвесторов, составителей отчетности, аудиторских компаний, регулирующих органов по поводу собственного кредитного риска отчитывающейся компании. Большинство полученных откликов свидетельствуют о том, что неустойчивость в размере прибыли или убытка в результате изменения собственного кредитного риска не предоставляет полезную информацию (за исключением изменений в размерах производных финансовых обязательств и обязательств, предназначенных для торговли).

Совет по МСФО, таким образом, решил, что все прибыли и убытки от изменений в собственном кредитном риске финансовых обязательств, которые предприятие измеряет по справедливой стоимости, должны быть отражены в составе «Прочего совокупного дохода» в капитале. Следовательно, изменения собственного кредитного риска не влияют на прибыль или убыток отчетного периода.

Никаких других изменений в учете финансовых обязательств не предлагается. Следовательно, предложения будут затрагивать лишь те предприятия, которые избрали применение справедливой стоимости для измерения своих финансовых обязательств.

 

Опубликован доклад о второй фазе работы
по пересмотру Конституции Фонда КМСФО

Совет попечителей Фонда КМСФО опубликовал доклад об изменениях к Конституции Фонда, сделанных в результате второй  фазы работы по пересмотру Конституции, которая проводилась в течение 2008–2010 гг. Помимо самих изменений в докладе также описывается, как попечители ответили на замечания и комментарии, полученные в ходе проведения ими широких публичных консультаций.

 

Завершен цикл ежегодных улучшений МСФО 2008–2010 гг.

Совет по МСФО 6 мая 2010 г. издал «Улучшения к МСФО» – собрание поправок к семи стандартам МСФО, что, таким образом, явилось последним набором ежегодных улучшений.

Совет использует процесс ежегодных улучшений МСФО, чтобы внести необходимые, но не очень срочные поправки к стандартам, которые не являются частью какого­либо крупного индивидуального проекта. Поправки, включенные в майскую публикацию, отражают вопросы, которые были поставлены в Проекте предложенных ежегодных поправок к стандартам МСФО, опубликованном в августе 2009 г.

Дополнительно новые поправки также включают в себя изменения к МСФО (IFRS) 1 «Первоначальное применение МСФО», применимые к предприятиям, которые имеют операции с регулируемыми тарифами. Эта поправка была включена в Exposure Draft «Rate­regulated Activities», который был опубликован в июле 2009 г.

Представляя все поправки в едином сводном документе, а не в виде ряда разрозненных изменений, Совет по МСФО имеет целью облегчение бремени внесения изменений в процессы и расчеты для составителей отчетности.

Если в поправках не указано иное, то они вступают в силу для годовых периодов, начинающихся с (или после) 1 января 2011 г. Более раннее применение поправок разрешается.

 

Новости о принятии МСФО в Японии

Совет по МСФО и Совет по бухгалтерским стандартам Японии (ASBJ) провели совместное заседание в Токио, где рассмотрели вопрос о принятии МСФО в Японии. Оба совета ускорили свою работу по конвергенции МСФО и японского GAAP с целью ее завершения в июне 2011 г.

В декабре 2009 г. японский регулятор фондовых рынков, Агентство финансовых услуг (FSA), издал постановление, по которому крупные японские листинговые компании должны готовить консолидированную финансовую отчетность в соответствии с МСФО за периоды, которые закончились 31 марта 2010 г. и позднее. В свете этого решения ASBJ ускорило работу по решению практических вопросов, связанных с принятием МСФО в Японии и для всех других компаний.

Председатель Совета по МСФО Дэвид Твиди отметил, что «это была весьма успешная встреча. Сотрудники ASBJ подготовили отличные документы, которые позволили достичь значительного прогресса по всем совместным проектам наших советов. Мы находимся на пути к полной конвергенции наших стандартов к июню 2011 г.».

 

Опубликована таксономия МСФО­-2010

В апреле 2010 г. Фонд КМСФО опубликовал таксономию МСФО­-2010. Она полностью соответствует всем действующим стандартам МСФО, а также стандарту МСФО для малых и средних предприятий (МСП), который впервые был интегрирован в единую общую таксономию.

Таксономия МСФО­-2010 представляет собой перевод МСФО, опубликованных по состоянию на 1 января 2010 г., на программный язык XBRL. Этот язык быстро становится стандартным форматом для электронного представления финансовой информации, в частности отчетности по МСФО, потому что он способствует более простой и быстрой подаче и сравнению данных компаний со стороны регуляторов, инвесторов, аналитиков и других пользователей финансовой информации.

Таксономия МСФО­-2010 содержит значительные архитектурные усовершенствования по сравнению с версией 2009 г. и включает в себя более широкое использование измерений, пересмотр подхода Фонда КМСФО к программному обозначению концепций и принципы удаления избыточных понятий.

 

Совет по МСФО усовершенствует учет пенсионных планов

Совет опубликовал для обсуждения проект предлагаемых поправок к МСФО 19 «Вознаграждения работникам».

Если поправки будут одобрены, то они существенно изменят порядок учета пенсионных планов с фиксированными выплатами. Через подобные планы некоторые работодатели предоставляют долгосрочные вознаграждения работникам, такие как пенсии и дополнительное медицинское страхование. В отношении таких планов выплаты установлены заранее, и работодатели несут риски увеличения расходов и возможной недостаточной капитализации инвестиций.

Поправки нацелены на исправление недостатков в МСФО 19 и требуют от предприятий:

– немедленного отражения в учете изменений в оценке стоимости предоставления пенсионных обязательств и всех изменений в стоимости активов пенсионного плана (обычно упоминается в литературе как «отмена правила “коридора”»);

– использования нового подхода в представлении и раскрытии, который проводил бы четкое разграничение между различными компонентами расходов на пенсионные обязательства;

– более четкого раскрытия информации о рисках, связанных с пенсионными планами с фиксированными выплатами.

 

Предложения были разработаны с учетом надлежащей процедуры обсуждения – документ был опубликован для публичного обсуждения в 2008 г., и было учтено около 150 предварительных мнений о внесении изменений в МСФО 19. Совет по МСФО провел 13 заседаний для рассмотрения ответов, где он дорабатывал свои предложения на основе материалов, полученных от широкого круга заинтересованных сторон.

 

Признание обязательств, вытекающих из судебных исков

Совет по МСФО опубликовал документ Staff Paper (мнение сотрудников), посвященный проекту по пересмотру учета обязательств и замене стандарта МСФО 37.

Стандарт МСФО 37 «Резервы, условные обязательства и условные активы» предписывает учет обязательств, неопределенных по времени или размеру, которые не подпадают под действие других стандартов. К числу таких обязательств относятся, например, обязательства, вытекающие из судебных разбирательств, вывода из эксплуатации активов; обязательства, связанные с реструктуризацией деятельности компаний, и обременительные контракты.

Совет по МСФО намеревается до конца 2010 г. полностью заменить МСФО 37новым стандартом с целью улучшения идентификации и признания таких обязательств, осуществления последовательности в их учете с учетом других обязательств (покрытых индивидуально в других стандартах МСФО), сближения с ГААП США по вопросам учета обязательств, а также уточнения требований по измерению таких обязательств.

Новый документ суммирует предложения, комментарии и изменения в предлагаемом учете обязательств, связанных с судебными исками. В настоящее время МСФО 37 требует признания таких обязательств, если одновременно удовлетворены все три условия:

1. Организация имеет текущее обязательство.

2. Вероятно (точнее, более вероятно, чем нет), что для погашения обязательства потребуется отток ресурсов.

3. Достоверная оценка суммы этого обязательства может быть выполнена.

 

В ходе пересмотра стандарта МСФО 37 Совет по МСФО предложил устранить критерий № 2. Это означает, что независимо от степени вероятности необходимо будет признавать обязательство (если удовлетворены критерии № 1 и 3).
С другой стороны, не должно быть автоматического признания обязательств для всех исков, поданных против компании, так как, например, может быть не удовлетворен критерий № 1 (если, допустим, иск был подан против компании без разумного обоснования).

Ситуации, в которых отчитывающееся предприятие теперь вынуждено будет признать большую сумму обязательств (чем по пока действующему МСФО 37), включают, например, случаи, когда вероятность любого платежа по иску составляет менее 50 % (ранее, согласно МСФО 37, никакого обязательства не должно было бы быть признано – исходя из критерия № 2). Однако авторы изменений считают, что такие ситуации будут возникать редко (по их мнению, если критерий № 1 действительно удовлетворен, то, скорее всего, и критерий № 2 тоже удовлетворен, т. е. вероятность платежа по иску составляет более 50 %).

С другой стороны, возможны ситуации, когда предприятия будут признавать меньшую сумму обязательств, – например, если в спорной ситуации компания предпочтет добровольно заплатить требуемую истцом сумму, а не продолжать защиту (если это дороже, малоперспективно или из­за нежелания негативного влияния на репутацию). В прошлом компания могла признать обязательство – на основании того, что оно является вероятным и основано на произошедшем прошлом событии (подан иск в суд). Однако сейчас обязательство может быть не признано – на основании того, что критерий № 1 не удовлетворен, а критерий № 2 (вероятность исхода судебного процесса) больше не принимается в учет.

По мнению Совета по МСФО, устранение критерия № 2 приведет к большему согласованию правил признания обязательств, ныне находящихся в сфере действия МСФО 37, с правилами признания всех прочих обязательств, покрытых другими индивидуальными стандартами МСФО.

 

Появились сомнения в связи с игнорированием развивающихся экономик

Один из попечителей Фонда КМСФО, известный индийский бизнесмен Мохандас Пай (президент компании Infosys), в интервью агентству «Рейтер» высказал свою озабоченность тем, что конвергенция стандартов МСФО и ГААП США (которая по плану должна завершиться к июню 2011 г.) будет идти вразрез со специфическими интересами развивающихся экономик в вопросах финансовой отчетности.

По его мнению, единая система стандартов финансовой отчетности будет пренебрегать потребностями развивающихся рынков. Г­н Пай привел несколько примеров. В частности, по его мнению, «стандарты МСФО подразумевают, что функциональная валюта компании, отчитывающейся по МСФО, является свободно конвертируемой, в то время как индийская рупия таковой не является». Пай потребовал усилить внимание Совета по МСФО к проблемам учета развивающихся экономик. «Вопросы, которые волнуют развивающиеся рынки, должны занимать равноправное место на столе обсуждения (Совета по МСФО)», – заявил он.

 

Финансовые проблемы Совета по МСФО

«Совет по МСФО столкнулся с проблемой собственного финансирования и вынужден был обратиться к своим денежным резервам – из­-за большой загруженности работой по конвергенции с ГААП США. При этом наибольший разрыв в финансировании Совета существует именно со стороны Соединенных Штатов», – сообщил в интервью изданию Business Times г­н Залм, председатель Наблюдательного совета Фонда КМСФО.

«Деятельность по разработке стандартов МСФО финансируется за счет взносов от различных стран и компаний, и такие события, как банкротство банков Lehman Brothers и Bear Stearns, берут свое», – сказал г­н Залм. Он поблагодарил страны Азии за активное содействие, но призвал ЕС предоставить большее финансирование, чтобы Совет по МСФО не был вынужден свернуть свою деятельность.

«Было бы преждевременным предусмотреть увеличение наших взносов на данном этапе. Другие юрисдикции должны приложить дополнительные усилия», – заявил в ответ представитель Евросоюза г­н Барнье.

 

Назначение нового члена Совета по МСФО

Попечители Фонда КМСФО объявили о назначении г­на Пола Пактера членом Совета по МСФО.

Последние 6 лет г­н Пактер работал директором проекта по стандарту МСФО для МСП. Г­н Пактер выразил желание ограничить свой срок пребывания на посту члена Совета по МСФО двумя годами (вместо обычного 5­летнего срока, который был ему предложен попечителями) и поэтому будет работать в Лондоне с 1 июля 2010 г. и только по 30 июня 2012 г.

Как член Совета, Пактер будет продолжать возглавлять «Группу по применению МСФО для МСП».

 

Совет по МСФО просит предоставлять комментарии
к документу для обсуждения по деятельности добывающих предприятий

Совет по МСФО опубликовал в апреле 2010 г. результаты международного исследовательского проекта по вопросу о возможности разработки и принятия нового стандарта МСФО, посвященного вопросам учета предприятий, добывающих полезные ископаемые (в виде документа для обсуждения).

Исследовательская группа в составе представителей из Австралии, Канады, Норвегии и Южной Африки проанализировала и обсудила вопросы учета добычи полезных ископаемых с широким кругом заинтересованных сторон в целях выявления возможных подходов к формированию нового стандарта.

Опубликованный документ для обсуждения содержит мнения данной проектной команды, и после рассмотрения полученных к нему комментариев и ответов Совет по МСФО будет решать, следует ли добавить проект нового стандарта к своей активной повестке дня.

Вопросы учета в добывающей промышленности ставят многие весьма специфические задачи, например связанные с неопределенностями, с которыми сталкиваются предприятия добывающей отрасли, такие как оценки резервов, ресурсов и количества полезных ископаемых, которые могут быть извлечены, а также вопросы учета расходов, связанных с их разведкой и добычей.

Текущий стандарт МСФО 6 «Разведка и оценка полезных ископаемых» был выпущен в 2004 г. в качестве временного стандарта до завершения этого исследования. Другие существующие МСФО конкретно не рассматривают вопросы учета для разработки и добычи полезных ископаемых (включая нефть и газ) и не содержат конкретные требования к раскрытию информации, которые помогли бы пользователям оценить характер и степень рисков, связанных с добывающей деятельностью.

Из­-за отсутствия руководства по вопросам учета и раскрытия информации отчетность по МСФО различных добывающих структур сильно разнится и часто зависит от юрисдикции, конкретной подотрасли и даже размеров компании.

Опубликованный документ может решить эти проблемы отчетности добывающей отрасли и тем самым способствовать повышению уместности, надежности и сопоставимости финансовой информации.