Корпоративная финансовая отчётность. Международные стандарты.

Журнал и практические разработки по МСФО и управленческому учету.

Учет налогов и сборов компаниями добывающих отраслей

Авторы публикации

Волегова Наталья Викторовна

Волегова Наталья Викторовна

генеральный директор ООО "В2В Консультации".

Акцизные сборы, налоги на эксплуатацию недр и налоги на добычу полезных ископаемых всегда присущи добывающей отрасли. Такие налоги и сборы, связанные с добычей минеральных ресурсов, не являются аналогами налога на прибыль. Отложенные налоги возникают в добывающих отраслях из-за различных подходов учета активов, обязательств, расходов (например, различных подходов к учету затрат, понесенных на добычу, разведку и оценку, капитализации затрат в определенный актив). Акцизные сборы, налоги на добычу полезных ископаемых, как правило, не влияют на появление отложенных налогов.

 

В зависимости от особенностей налогового учета и вида минеральных ресурсов акцизные сборы, налоги на эксплуатацию недр и налоги на добычу полезных ископаемых рассчитываются различными способами:

a) на основании выручки за вычетом определенных допустимых затрат;

б) как часть в процентах от стоимости добытых минеральных ресурсов;

в) исходя из фиксированной суммы за единицу продукции.

 

Следует отметить, что способы расчета «исходя из фиксированной суммы за единицу продукции» и «как часть в процентах от стоимости добытых минеральных ресурсов» аналогичны способам расчета, описанным в п. 2 ст. 342 гл. 26 НК РФ «Налог на добычу полезных ископаемых». Гл. 26 НК не дает названия способам расчета, но указывает конкретные налоговые процентные ставки или фиксированную сумму налога к оплате за единицу добычи, например:

– 3,8 % при добыче калийных солей;

– 4,8 % при добыче кондиционных руд черных металлов;

– 147 рублей за 1000 куб. м газа при добыче газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья.

 

Способ расчета «на основании выручки за вычетом определенных допустимых затрат» в НК РФ не предусмотрен.

 

Налогообложение на основании объемов производства (способы «б» и «в»)

Если налог или сбор рассчитывается как часть в процентах от стоимости добытых минеральных ресурсов либо как фиксированная сумма за единицу продукции, то он не будет отвечать определению налога на прибыль согласно параграфу 5 МСФО (IAS) 12 «Налоги на прибыль». В таких случаях затраты по налогам признаются согласно основным принципам МСФО (признание расходов).

Расходы по налогам и сборам, не являющимся налогами на прибыль согласно МСФО (IAS) 12, должны признаваться:

– в составе себестоимости или

– в выручке (путем вычитания из выручки).

 

Принимая во внимание тот факт, что такие способы («б» и «в») расчета налогов или сборов имеют целью налогообложение добычи минеральных ресурсов, а не их продажи, они представляют собой скорее плату за добычу, а не налог, взимаемый с прибыли добывающей компании в пользу государства. На основании данного вывода, по мнению автора, налог, не являющийся налогом на прибыль согласно МСФО (IAS) 12, должен быть признан как часть себестоимости. С другой стороны, рассчитанные налоги и сборы согласно этим способам можно представить в виде роялти, особенно в таких случаях, когда оплата производится в натуральной форме. К тому же добывающая компания не получает каких-либо выгод от добычи части минеральных ресурсов, переданных государству. Следовательно, в этом случае выручку нужно представлять за вычетом налогов и сборов, связанных с добычей полезных ископаемых.

 

Налог от продажи минеральных ресурсов (способ «a»)

Налог на выручку от продажи минеральных ресурсов сходен с налогом на прибыль тем, что представляет собой процентную долю выручки за вычетом определенных затрат. Тем не менее существует также ряд прочих характеристик, редко встречающихся у налогов на прибыль, которые могут привести к мысли, что налог, рассчитываемый способом «как часть в процентах от стоимости добытых минеральных ресурсов», не является налогом на прибыль согласно МСФО (IAS) 12, например:

– Существует налоговая льгота на объем минеральных ресурсов.

Такая льгота представляет собой определенный объем минерального ресурса на каждом отдельном месторождении, которое не облагается налогом на выручку от продажи минерального ресурса; при этом устанавливается суммарный предел такой льготы на весь срок эксплуатации месторождения.

– Налогом облагаются отдельные месторождения минерального ресурса, а не компании, владеющие месторождением.

 

Существует множество различных видов налогов и сборов, связанных с добычей минеральных ресурсов. И при определении того, отвечает ли тот или иной налог или сбор определению налога на прибыль согласно МСФО (IAS) 12, компания должна будет оценить, основывается ли расчет налога или сбора на величине чистой прибыли, полученной компанией за период (либо достаточно тесно связан с ней). Если он не соответствует определению налога на прибыль, компания должна разработать для его учета надлежащую учетную политику.

 

Отложенные налоги

Для учета отложенных налогов компаниями, в том числе и добывающими, применяется МСФО (IAS) 12. Базой для расчета отложенных налогов является сумма налога на прибыль, которая будет возмещена/представлена к оплате в будущих периодах.

Вследствие возникновения отложенных налогов учитываются временные разницы. МСФО (IAS) 12 определяет временные разницы как разницы между балансовой стоимостью актива или обязательства и его налоговой базой.

Различия между балансовой стоимостью актива/обязательства (согласно МСФО) и налоговым учетом могут возникнуть по следующим причинам:

– различные подходы к учету затрат по приобретению прав на проведение разведочных работ, топографических, геологических, геохимических и геофизических исследований, разведочного бурения и т. п.;

– различные подходы к определению для каждого вида затрат, будут ли они капитализироваться либо относиться на расходы.

 

В МСФО при решении капитализации затрат на разведку и оценку в качестве актива данный актив должен первоначально оцениваться по фактической стоимости. Капитализируемые затраты на разведку и оценку должны быть выделены и в зависимости от их характера отнесены либо к материальным активам (основным средствам), либо к нематериальным;

– различные подходы к оценке обесценения активов, используемые добывающими отраслями.

Согласно МСФО тест на обесценение проводится только в случае, когда появляется информация, указывающая на факт возможного обесценения. Более того, МСФО (IFRS) 6 приводит специфические отраслевые признаки обесценения активов (например, утрата предприятием прав на проведение разведывательной деятельности в конкретном районе в связи с истечением срока действия, отсутствие на территории коммерчески рентабельных объемов ресурсов). К тому же для целей проверки активов разведки и оценки на предмет обесценения стандарт разрешает объединять в одну группу несколько генерирующих единиц при условии, что группа не превысит по размерам величину сегмента. Напомним, что в налоговом учете тест на обесценение не производится. Соответственно, не начисляется убыток от обесценения или его восстановление;

– различные подходы к созданию резерва на рекультивацию земель и к отражению эффектов от их изменения.

В ходе осуществления деятельности по добыче минеральных ресурсов и полезных ископаемых у компаний возникают обязательства по рекультивации (восстановлению) земель (участков), нарушенных в ходе проведения работ. Задача проведения работ по восстановлению заключается в воспроизведении ландшафта и создании условий, способствующих дальнейшему экологическому восстановлению территории, включая воссоздание условий обитания для представителей флоры и фауны, характерных для данной местности. В российском налоговом учете такие резервы не создаются и не дисконтируются;

– различными способами признания выручки[1] или себестоимости добычи и др.

 

Акцизные сборы, налоги на эксплуатацию недр и налоги на добычу полезных ископаемых в МСФО и налоговом учете отражаются, как правило, идентично (за исключением редких случаев). Поэтому в учете по МСФО не будут возникать отложенные налоги.



[1] См. Волегова Н.В. Учет выручки от добычи компаниями – участницами совместной деятельности. 2009. № 9 (37)