Корпоративная финансовая отчётность. Международные стандарты.

Журнал и практические разработки по МСФО и управленческому учету.

Международные новости (ноябрь 2013)

Авторы публикации

Редакция КФО. МС

Редакция КФО. МС

Финансовые инструменты: учет обесценения

В декабре 2013 г. прошла очередная ежемесячная техническая встреча членов Совета по МСФО, посвященная, в частности, вопросу продолжения рассмотрения улучшений и выработке объяснений к предложениям, содержащимся в Предварительном проекте «Финансовые инструменты: ожидаемые потери, связанные с кредитными рисками (Проект для обсуждения)» (Financial Instruments: Expected Credit Losses (the Exposure Draft). Совету по МСФО предстоит решить на своем следующем заседании, возможно ли уже перейти к окончательному завершению проекта данного стандарта.

На декабрьском заседании члены Совета по МСФО рассмотрели следующие конкретные аспекты предложений, содержащихся в проекте стандарта:

•  обязательства по предоставлению кредитов и договоры финансовых гарантий;
•  правила перехода на новые принципы учета и анализ его последствий.

 

Вопрос повестки дня 5А: обязательства по предоставлению кредитов и финансовые гарантии

Члены Совета по МСФО обсудили, следует ли распространить принятое ими ранее предварительное решение о том, что ожидаемые потери, связанные с кредитными рисками по возобновляемым кредитным линиям, должны быть признаны и оценены для всего периода, в течение которого предприятие подвергается кредитному риску и в течение которого будущие выдачи денежных средств будет невозможно избежать, на другие виды обязательств по предоставлению кредитов (т. е. на невозобновляемые кредитные линии) и финансовые гарантии.

Члены Совета по МСФО предварительно:

•  подтвердили свои предложения, содержащиеся в проекте стандарта для обсуждения, что максимальный период, в течение которого ожидаемые кредитные убытки по кредитам должны быть признаны и оценены в отношении обязательств по предоставлению кредитов и договоров финансовой гарантии (за исключением возобновляемых кредитных линий), представляют собой контрактный период, в течение которого отчитывающееся предприятие может быть обязано контрагентом предоставить последнему кредит (ссуду, заем);
•  решили, что предприятие должно применять одинаковые ставки дисконтирования при оценке ожидаемых кредитных убытков как по фактически выданной на дату баланса сумме в рамках кредитной линии, так и по остатку неизрасходованных средств в пределах лимита кредитной линии, за исключением ситуаций, когда эффективная процентная ставка не может быть определена. В последнем случае ставка дисконтирования должна быть определена по алгоритму, предложенному в проекте стандарта;
•  решили, что компания должна представлять в своей отчетности резерв под ожидаемые кредитные убытки в отношении остатка невыданных денежных средств в пределах кредитной линии вместе с ожидаемыми кредитными убытками в отношении фактически выданных на отчетную дату сумм, если компания не может отдельно определить ожидаемые кредитные убытки в отношении невыданных средств.

 

Вопрос повестки дня 5B: правила перехода и анализ последствий

Члены СМСФО обсудили предлагаемые требования в части перехода на новые принципы учета кредитных потерь, которые компании должны применять при первом применении предлагаемой модели ожидаемых кредитных потерь. Было принято предварительное решение, что:

•  новые требования должны применяться ретроспективно, в соответствии с правилами стандарта МСФО 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки»;
•  в целях облегчения для предприятий перехода на новые принципы учета кредитных потерь ретроспективно, разрешить предприятиям применять подход «исключение, связанное с низкой степенью кредитного риска» (как это предложено в п. С2(а) Проекта стандарта), с тем чтобы выявить те финансовые инструменты, по которым кредитные риски существенно не увеличились.

 

Совет по МСФО также решил прояснить, что предприятие может приблизительно оценить кредитный риск при первоначальном признании путем использования «лучшей имеющейся информации», которая доступна без чрезмерных затрат или усилий для предприятия.

«Наилучшая имеющаяся информация» — это информация, которая является:

•  разумно доступной для предприятия и не требует, чтобы предприятие проводило исчерпывающий поиск информации;
•  релевантной для определения или аппроксимации кредитного риска в момент первоначального признания.

 

Совет по МСФО подтвердил, что если предприятие не в состоянии ни разумно (на статистически обоснованной, рациональной основе), ни даже приблизительно определить кредитный риск при первоначальном признании, то такое предприятие должно измерять резерв под убытки от обесценения, связанные с кредитными рисками, на основании кредитного качества финансовых активов на каждую отчетную дату до момента прекращения признания этого финансового инструмента.

Кроме того, Совет по МСФО предварительно решил, что необходимо разработать «Руководство по применению» или использовать примеры, чтобы описать, как:

•  предприятие должно рассматривать и определять момент «значительного возрастания кредитного риска» (significant increase in credit risk) в период перехода на модель ожидаемых кредитных потерь, используя опровержимое предположение для контрактных платежей, которые являются просроченными на срок более чем 30 дней (если предприятие определяет возрастание кредитного риска в зависимости от количества дней просрочки);
•  предприятие может оценивать, произошло ли значительное увеличение кредитного риска, путем сравнения кредитного риска на дату перехода с начальным максимальным кредитным риском (initial maximum credit risk), который был принят для конкретного портфеля финансовых активов (по типу инструментов или по регионам).

 

Финансовые инструменты: классификация и оценка

Члены Совета по МСФО обсудили применение опции учета финансовых инструментов по справедливой стоимости через прибыль или убыток (П/У) и предварительно решили подтвердить правило, уже предложенное ими в своем недавнем предварительном проекте стандарта о распространении опции отражения по справедливой стоимости через П/У, указанной в МСФО 9 «Финансовые инструменты», на те финансовые активы, которые в противном случае были бы в обязательном порядке измерены по справедливой стоимости через прочий совокупный доход. Таким образом, предприятие может измерять свои финансовые активы по справедливой стоимости не через прочий совокупный доход, а через П/У, если такой подход будет ликвидировать или существенно уменьшать несопоставимость в признании или измерении связанных финансовых инструментов (что иногда называют «учетным несоответствием» — accounting mismatch). Такая опция будет доступна предприятиям только при первоначальном признании и будет являться безотзывным выбором учетной политики в отношении конкретных финансовых активов.

 

Следующие шаги

Члены СМСФО решили рассмотреть оставшиеся аспекты учета финансовых инструментов на следующем заседании, имея в виду цель выпуска ограниченных поправок к стандарту МСФО 9 не позднее первой половины 2014 г.

 

Оценка справедливой стоимости: единица учета

Члены Совета по МСФО обсудили применение учетного исключения для портфеля финансовых инструментов, как оно предложено в стандарте МСФО 13 «Измерение справедливой стоимости» для портфелей, состоящих только из инструментов 1­го уровня иерархии справедливой стоимости, индивидуальный уровень рыночных рисков которых по существу одинаков. Совет по МСФО принял предварительное решение о том, что оценка таких портфелей должна определяться как результат умножения чистой позиции (т. е. чистое количество соответствующих активов или обязательств) на котировальные цены 1­го уровня иерархии.

Совет по МСФО также предварительно решил, что обсуждаемый проект стандарта в части уточнения методики оценки справедливой стоимости котируемых инвестиций в дочерние, совместные и ассоциированные предприятия должен также включать в себя факультативный пример, для того чтобы проиллюстрировать составителям отчетности, как применять исключение для портфеля инструментов, включающего в себя только финансовые инструменты 1­го уровня иерархии, индивидуальные рыночные риски которых по существу являются одинаковыми.

 

Совет по МСФО завершил два проекта по формированию Ежегодных улучшений МСФО циклов 2010—2012 гг. и 2011—2013 гг.

СМСФО одновременно выпустил сразу два набора Ежегодных улучшений МСФО — цикла 2010—2012 гг. и цикла 2011—2013 гг. Совет по МСФО использует ежегодный процесс улучшения уже действующих стандартов, чтобы сделать необходимые, но не срочные поправки к различным стандартам МСФО, которые (поправки) не были бы по разным причинам (например, ввиду недостаточной масштабности вопроса и т. п.) разработаны в рамках отдельного проекта. Представляя такие поправки в виде единого документа, а не как ряд разрозненных изменений, Совет по МСФО стремится облегчить бремя постоянного улучшения и изменения действующих стандартов МСФО для всех заинтересованных сторон.

 

Ежегодные улучшения МСФО цикла 2010—2012 гг.

Этот набор поправок представляет собой ответ на восемь различных вопросов, которые были, каждый в свое время и по своей причине, включены в повестку данного проекта. Эти поправки были опубликованы в виде черновика для общественного обсуждения в мае 2012 г.

 

Ежегодные улучшения МСФО цикла 2011—2013 гг.

Этот цикл представляет собой набор поправок к стандартам МСФО, которые отвечают на четыре конкретных вопроса, обсуждаемых в ходе цикла 2011—2013 гг. Эти поправки в виде черновика были опубликованы для общественного обсуждения в ноябре 2012 г.

Дата вступления в силу каждой индивидуальной поправки, входящей в соответствующий цикл, включена в соответствующие действующие стандарты МСФО.

Кроме того, Совет по МСФО опубликовал новые предложения по разработке поправок для очередного ежегодного проекта по улучшению МСФО (цикла 2012—2014 гг.) 11 декабря 2013 г.

 

Ежегодные улучшения МСФО цикла 20122014 гг.

Опубликованный 11 декабря 2013 г. для общественного обсуждения проект содержит предложения по пяти новым поправкам к четырем стандартам МСФО. Предлагаемые поправки отражают вопросы, обсуждавшиеся Советом по МСФО в ходе проектного цикла, который начался в 2012 г. Предлагаемая дата вступления в силу поправок данного цикла — для годовых периодов, начинающихся с (или после) 1 января 2016 г., хотя Совет по МСФО предлагает, чтобы предприятия могли применять их ранее. Проект поправок ежегодных улучшений МСФО цикла 2012—2014 гг. доступен через страницу проекта на веб-сайте СМСФО www.ifrs.org. Совет по МСФО просит общественность присылать свои замечания по данному проекту до 13 марта 2014 г.

 

Другие проекты, по которым в настоящее время Совет по МСФО ожидает комментариев общественности

На конец 2013 г. были также опубликованы еще несколько проектов, по которым члены СМСФО запросили комментарии международной общественности в ответ на выпущенные Советом следующие консультационные документы:

 

Название документа

Документ

Дата
опубликования

Окончательная дата приема комментариев

Метод долевого в отдельной финансовой отчетности (Предлагаемые поправки к МСФО 27)

Equity Method in Separate Financial Statements (Proposed amendments to IAS 27)

Предварительный проект
(Exposure Draft)

Декабрь 2013 г.

3 февраля 2014 г.

МСФО для малых и средних предприятий: предлагаемые поправки к стандарту «МСФО для малых и средних предприятий»

IFRS for SMEs: Proposed amendments to the International Financial Reporting Standard for Small and Medium-sized Entities

Предварительный проект
(Exposure Draft)

Октябрь 2013 г.

3 марта 2014 г.

Обзор Концептуальных основ формирования финансовой отчетности

A Review of the Conceptual Framework for Financial Reporting

Документ
для дискуссии
(Discussion Paper)

Июль 2013 г.

14 января 2014 г.