Корпоративная финансовая отчётность. Международные стандарты.

Журнал и практические разработки по МСФО и управленческому учету.

Международные новости (июнь 2009)

Авторы публикации

Редакция КФО. МС

Редакция КФО. МС

Встреча разработчиков стандартов в Йоханнесбурге
Дважды в год разработчики стандартов из разных стран мира собираются
под эгидой Группы национальных разработчиков стандартов (National Standard
Setters Group), чтобы обсудить наиболее важные события и скоординировать свои
действия.
На недавней встрече в Йоханнесбурге главной темой повестки дня стала тема
развития стандартов учета и отчетности и влияния на них мирового финансового
кризиса.
В рамках встречи Комиссии Евросоюза и конгресса США пытались убедить
разработчиков стандартов пытались убедить в том, что банкам необходим более
гибкий подход к представлению в финансовой отчетности активов, которыми
они обладают.
На встрече была еще раз подтверждена готовность Организации национальных
разработчиков стандартов оказывать СМСФО поддержку. Также было принято
решение, что подход ССФУ США по вопросу оценки и раскрытия информации
о справедливой стоимости финансовых инструментов на рынках, которые пере-
стали быть активными, полностью соответствует подходу СМСФО.
Решение СМСФО в кратчайшие сроки выпустить новый стандарт по финан-
совым инструментам взамен МСФО 39 также было одобрено Организацией наци-
ональных разработчиков стандартов.
Были рассмотрены и другие вопросы. Острая дискуссия развернулась относи-
тельно способности стандартов учета помочь справиться с финансовым кризисом.
В частности, речь шла о требованиях к банкам формировать резервы в благопо-
лучные годы, чтобы потом использовать их в кризисные. Были рассмотрены две
возможности:
– создание резервов динамически – пытаться предугадать развитие экономи-
ческой ситуации и создавать резервы до получения убытков;
– создание дополнительных резервов – они не будут распределяться, а будут
накапливаться для использования в кризисные времена в будущем.
Участники встречи не смогли прийти к единому мнению, какой из подходов
является приоритетным. Соответственно, принятие решения было перенесено на
более поздний срок с обязательной проработкой вопроса.

СМСФО представил проект стандарта по оценке справедливой стоимости
СМСФО опубликовал для публичных комментариев проект стандарта
(Exposure Draft) по оценке справедливой стоимости.
В Проекте представлено единое, унифицированное определение справедливой
стоимости, разъяснено, как следует поступать в тех случаях, когда определение
справедливой стоимости требуется согласно уже существующим стандартам.
Чтобы обеспечить соответствие МСФО и ОПБУ США, Проект разра-
ботан с учетом недавнего Руководства по определению справедливой стои-
мости, выпущенного ССФУ США. Разработчики проекта также приняли во
внимание положения Отчета консультативной группы СМСФО о проблемах
определения справедливой стоимости на неликвидных рынках, выпущенного
в октябре 2008 г.
Отправной точкой в разработке Проекта явился эквивалент в ОПБУ США –
СФУ 157 «Определение справедливой стоимости». В результате предложенные
определения идентичны таковым в СФУ 157; во многом сходно и руководство по
применению.
Проект стандарта доступен для публичных комментариев до 28 сентября 2009 г.

СМСФО на конференции Евросоюза «Финансовая отчетность
в меняющемся мире»

Джон Смит, член Совета по МСФО, выступая на конференции Евросоюза,
отметил следующее.
Финансовый кризис изменил мир. Он оказался сигналом для политиков,
регулирующих органов и разработчиков стандартов. Кризис выявил значи-
тельные недостатки в модели ведения бизнеса и финансовом регулировании. Он
пошатнул мнения, которые раньше принимались как аксиомы. СМСФО в курсе
повышенного внимания, которое уделяется в последние месяцы политиками по
отношению к стандартам учета.
Финансовый кризис научил разработчиков стандартов трем урокам:
1. Интегрированная природа рынков капитала во взаимосвязи с мобильностью
самого капитала требует существования общепринятых стандартов учета.
2. Финансовые институты, регулирующие органы и инвесторы не смогли
адекватно оценить принимаемый на себя риск. Именно учет должен стать тем
инструментом, который помогал бы в таких ситуациях. Соответственно, необхо-
димо обеспечить дополнительную прозрачность рискам, которые принимают на
себя финансовые институты, и обеспечить регулирующие органы и инвесторов
качественной информацией.
3. Правила учета, существующие на сегодня, создают вариативность, что
уменьшает сопоставимость финансовой отчетности и делает ее затруднительной
для понимания. Соответственно, назрела необходимость упростить сложный учет
финансовых инструментов, сделать учетные данные сопоставимыми и умест-
ными, что в конечном итоге станет еще одним шагом на пути сближения стан-
дартов учета во всем мире.
СМСФО делает соответствующие шаги по всем этим направлениям.
Финансовый кризис подчеркнул важность миссии СМСФО. Сейчас как
никогда ранее миру требуется единый свод стандартов учета. В Европе это поняли
чуть раньше, чем в других странах мира. Очевидно, что Евросоюз стал перво-
проходцем в начинании принятия единого свода стандартов – решение принять
МСФО было оформлено в 2005 г.
Сегодня многие страны требуют или разрешают применять МСФО. Основные
экономики в Азиатско-Тихоокеанском регионе (Япония), Северной Америке
(Канада и Мексика), Южной Америке (Аргентина, Бразилия и Чили) установили
сроки полного принятия МСФО.
Что касается США, то они явились еще одним катализатором к использованию
МСФО, поскольку отменили обязательную трансформацию отчетности, подго-
товленной по МСФО, в формат ОПБУ США для иностранных компаний. Совер-
шенно ясно, что США находятся на пути принятия МСФО. СМСФО продолжает
работать совместно с ССФУ США. В марте 2009 г. были подтверждены все обяза-
тельства, намеченные к выполнению к 2011 г. в Меморандуме о понимании.
Таким образом, совместная работа СМСФО и ССФУ США продолжается, что
способствует приближению к поставленным целям.

Новый стандарт – СФУ 164 «Некоммерческие организации: слияния
и поглощения»

ССФУ США выпустил стандарт финансового учета СФУ 164 – «Некоммер-
ческие организации: слияния и поглощения», который должен применяться для
всех слияний и поглощений начиная с 15 декабря 2009 г.
Цель стандарта – повысить информативность, полноту представления и сопо-
ставимость информации в отчете некоммерческой организации. Отчет может
включать в себя результаты работы нескольких некоммерческих организаций,
различных видов деятельности.
Для достижения поставленной цели СФУ 164:
– определяет, является ли операция слиянием или поглощением;
– предписывает непрерывный метод учета для слияний;
– содержит разъяснения, какая компания является компанией-приобрета-
телем;
– формулирует, какая информация должна быть раскрыта, чтобы позво-
лить пользователям финансовой отчетности оценить суть сделки и финансовый
эффект от слияний и поглощений.
Кроме того, стандартом внесены изменения в СФУ 142 «Гудвилл и прочие
нематериальные активы», направленные на повышение качества информации
о гудвилле и прочих нематериальных активах некоммерческих организаций.

Новый стандарт – СФУ 165 «События после отчетной даты»
СФУ 165 «События после отчетной даты» вступает в силу для всех промежу-
точных и годовых отчетов начиная с 15 июня 2009 г.
Цель данного стандарта – установить общие требования к учету и раскрытию
информации о событиях, произошедших после отчетной даты, но до выпуска
финансовой отчетности.
Согласно стандарту требуется раскрывать информацию о дате, когда компания
оценивает события после отчетной даты, а также основания для выбора этой даты.
Если эта дата – после подписания финансовой отчетности, то это должно насто-
рожить пользователей: на отчетную дату события после отчетной даты не были
проанализированы и учтены в отчетности.
В стандарте описаны следующие моменты:
– период после отчетной даты, в течение которого менеджмент компании
должен оценить события и операции, которые способны оказать существенное
влияние на финансовую отчетность;
– условия, при которых компания должна учесть события и операции после
отчетной даты;
– порядок раскрытия информации о событиях и операциях после отчетной
даты.

ССФУ США завершил работу над подготовкой проектов двух стандартов

Один проект относится к консолидации компаний с переменной долей
владения (variable interest entities), другой содержит дополнения к стандарту
о прекращении признания перемещения финансовых активов. Стандарты будут
выпущены в июне 2009 г. Оба новых стандарта потребуют раскрытия дополни-
тельной информации.
Пересмотренная интерпретация FIN 46(R) «Consolidation of Variable Interest
Entities» дополняет существующий стандарт по консолидации компаний с пере-
менной долей владения.
Компания с переменной долей владения – это бизнес-структура, которая
позволяет инвестору определять свой пакет акций как контрольный, даже если
он и не составляет абсолютное большинство, а прочие акции, только сложенные
вместе, могут стать контрольным пакетом.
Основным дополнением является разъяснение о том, как следует определять
необходимость консолидации компании с переменной долей владения.
В соответствии с ОПБУ США компания должна консолидировать все
компании, в которых она имеет контрольный пакет акций. Новый стандарт
требует, чтобы компании проводили качественный анализ при принятии решения
о консолидации компаний с переменной долей владения. В соответствии с ним,
если доля владения компании обеспечивает контроль над основной деятель-
ностью компании с переменной долей владения (права получать выгоды и обяза-
тельства нести убытки), они должны консолидироваться.
Количественный анализ, который широко применялся до этого, теперь
неприемлем по своей сути. Теперь требуется текущая переоценка необходимости
консолидации компании, что отличается от существующего порядка, согласно
которому компания должна пересматривать необходимость консолидировать
компании с переменной долей владения только при наступлении особых условий.
Если ожидаемые убытки, полученные от непредсказуемой рыночной ситуации,
становятся значительными, некоторые компании не пересматривают необходи-
мость консолидации. Новый стандарт требует пересмотра на постоянной основе.
Новый стандарт обязывает компанию раскрывать дополнительную инфор-
мацию о ее вовлеченности в деятельность компаний с переменной долей владения
и о существенных рисках, которые несет в себе эта вовлеченность. Компания
должна будет раскрывать, как ее участие в компании с переменной долей владения
скажется на ее финансовом результате. От материнской компании также потре-
буется раскрывать все существенные суждения и допущения, сделанные при
принятии решения о консолидации компании с переменной долей владения.
Второй стандарт, который должен быть доработан в ближайшее время, –
СФУ 140 «Accounting for Transfers and Servicing of Financial Assets and Extinguishments
of Liabilities» – расширяет объемы информации, которые должны быть представ-
лены квалифицированным пользователям финансовой отчетности для обеспечения
большей прозрачности операций по перемещению финансовых активов, а также
о продолжении вовлеченности компании в перемещенные финансовые активы.
Стандарт удаляет понятие «целевая компания» из ОПБУ США, изменяет
требования к прекращению учета финансовых активов, а также формулирует
требования по раскрытию информации о продолжении вовлеченности в финан-
совые активы компании, которая передает эти финансовые активы.
Целевая компания – это компания, созданная с определенной целью, специ-
фическими или непостоянными целями. Целевые компании, как правило, исполь-
зуются, чтобы обезопасить основную компанию от определенного финансового
риска. Материнская компания будет перемещать активы на целевую компанию
для того, чтобы она ими управляла, или использовать целевую компанию для
финансирования какого-либо проекта – т. е. будет достигнута четко определенная
цель без принятия риска на материнскую компанию.
Квалифицированные целевые компании, как правило, учитываются за
балансом и не входят в периметр консолидации. Новый стандарт больше не позво-
ляет исключать их из консолидации. Множество квалифицированных целевых
компаний станет объектом нового стандарта.
Стандарт по прекращению признания финансовых активов не разрешает
компаниям учитывать операции по перемещению финансовых активов как
продажу. Новый стандарт разрешает признавать продажу тогда и только тогда,
когда финансовый актив передается целиком и не делится на части.
Ожидается, что оба стандарта вступят в силу в начале 2010 г. и будут обяза-
тельны для всех компаний.

В июне в представительстве Европейской комиссии в России состоялся семинар
на тему «Компонент 2 «Надзорный процесс» Базеля II: вопросы внедрения»

Данный семинар проведен в рамках проекта «Банковский надзор (Базель II)»
в ходе программы сотрудничества Центрального банка РФ с входящими Евро-
пейским центральным банком и национальными банками восьми европейских
стран. Данная программа реализуется в 2008–2010 гг. и финансируется Европей-
ским союзом.
Цель проекта «Банковский надзор (Базель II)» – подготовка согласованных
предложений по нормативной базе, необходимой для внедрения в России трех
компонентов Базеля II. Проект предусматривает изучение экспертами Евроси-
стемы сложившейся в российских банках практики в области управления рисками
и капиталом, ее оценку на предмет соответствия положениям Компонента 2,
выявление несоответствий и выработку рекомендаций по их устранению.
Предполагается, что по итогам реализации проекта Банк России подготовит
и доведет до банков минимальные требования к внутренним процедурам по
оценке достаточности собственных средств (капитала), а также разъяснит подходы
к организации надзорного процесса в Банке России по оценке достаточности
собственных средств банков.
Внедрение в РФ Компонента 2 Базеля II должно стимулировать банки
к использованию современных методов управления рисками и капиталом, позво-
ляющих банкам учитывать при планировании собственных средств не только
установленные планами стратегического развития ориентиры роста бизнеса, но
и всестороннюю оценку рисков. Внедрение данного компонента будет способ-
ствовать повышению эффективности надзора за деятельностью банков со
стороны Банка России и дальнейшему развитию риск-ориентированных подходов
к осуществлению надзора.
Первоначально Банк России намеревался внедрить Базель II в 2009 г. Однако
характер задач, требующих решения, а также общее негативное влияние мирового
финансового кризиса привели к уточнению временных горизонтов внедрения.