Корпоративная финансовая отчётность. Международные стандарты.

Журнал и практические разработки по МСФО и управленческому учету.

Международные новости (ноябрь 2009)

Авторы публикации

Редакция КФО. МС

Редакция КФО. МС

Работа над учетом финансовых инструментов
Продолжаются работы по всеобъемлющему пересмотру МСФО 39, причем
Совет по МСФО занимается этой сложной задачей одновременно с аналогич-
ными усилиями, предпринимаемыми Советом США (US FASB). В свете финансо-
вого кризиса многие силы, включая политическое руководство ведущих мировых
экономик, требуют ускорения пересмотра стандартов финансовой отчетности,
особенно в части определения справедливой стоимости и обесценения финан-
совых активов.
Многие компании недовольны наличием разниц между двумя ведущими систе-
мами отчетности. Например, решение Совета по МСФО разрешить реклассифи-
кацию ряда торговых бумаг в категории «имеющиеся в наличии для продажи»,
«кредиты» или «удерживаемые до погашения» было принято ввиду существо-
вания такого разрешения в ГААП США, что приводило к «бухгалтерскому преи-
муществу» для компаний, отчитывающихся по ГААП.
Приведенная ниже таблица дает представление о последних проектах по изме-
нению учета финансовых инструментов согласно МСФО и ГААП США:

Эти правила, предложенные Советами по МСФО и ГААП к рассмотрению,
все еще являются предметом дискуссии. Сам факт столь различных подходов к
одинаковым элементам отчетности в МСФО и ГААП США, а также смены терми-
нологии в документах Совета по МСФО говорит о неоднозначности и возможной
«неокончательности» позиций Советов. Например, несмотря на предложение
обоих Советов запретить реклассификацию между категориями финансовых
инструментов после их первоначального признания, такой запрет представля-
ется скорее правилом, направленным на предотвращение манипуляций с отчет-
ностью, а не реальным экономически обоснованным принципом учета.
Предложенный Советом по МСФО метод учета приводит к отказу от имею-
щегося в настоящий момент в МСФО (IAS) 39 исключения из принципа отра-
жения по справедливой стоимости для определенных долевых инвестиций, неко-
тируемых на рынке, которые не предназначены для торговли и справедливая
стоимость которых не может быть надежно оценена («исключение из оценки по
справедливой стоимости»). Возможно, что отмена такого исключения приведет
к возникновению трудностей, связанных с использованием сложных финансовых
моделей для оценки справедливой стоимости таких инвестиций, и затраты будут
превышать выгоду от таких действий.
Спорным также является вопрос о том, как и когда учитывать влияние собствен-
ного кредитного риска при оценке финансовых обязательств. Большое число обяза-
тельств (с элементами, не имеющими базовых признаков кредита, такими как встро-
енные производные инструменты) будет необходимо оценивать целиком по справед-
ливой стоимости через прибыль или убыток, включая влияние изменений справед-
ливой стоимости собственного кредитного риска. Это может открыть возможности
для манипуляции пассивами компании, например для уменьшения обязательств
в случае увеличения собственного кредитного риска из-за намерения компании не
расплачиваться или значительно отсрочить погашение своих обязательств.
МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты» –
проект оценки и обесценения финансовых активов
5 ноября 2009 г. Совет по МСФО опубликовал для комментариев обществен-
ности проект по вопросам оценки финансовых активов по амортизированной
исторической стоимости и обесценению финансовых инструментов. Эти пред-
ложения являются второй частью проекта, состоящего из трех компонентов, по
замене МСФО (IAS) 39 новым стандартом IFRS 9. Первый компонент – предло-
жения по классификации и оценке финансовых инструментов – был издан в июле
2009 г., а предложения по учету хеджирования (третий компонент проекта) еще
находятся в стадии разработки.
И МСФО и ГААП США в настоящее время используют модель «понесенных
потерь» для целей определения обесценения финансовых активов. Такая модель
потери предполагает, что все кредиты будут возмещены, пока нет свидетельства
об обратном. Только в этом случае (т. е. когда событие обесценения идентифици-
ровано) кредит считается обесцененным, что приводит к снижению его балан-
совой стоимости.
Однако глобальный финансовый кризис поднял значительную волну критики
модели «понесенных убытков» из-за того, что он ведет к представлению «сверхо-
птимистичной» оценки кредита, которая потом подвергается разовой значительной
корректировке, выглядящей для сторонних пользователей неожиданной.
Отвечая на вызовы кризиса и на призывы лидеров G20, в июне 2009 г. Совет
IASB изучил мнения общественности относительно практичности перехода
к модели «ожидаемых убытков», ранее применявшейся в основном только в управ-
ленческом учете.
Cогласно предложению, модель «ожидаемых убытков» предполагает более
ранее признание обесценения финансовых активов, оцениваемых по амортизи-
рованной стоимости (в настоящее время обесценение признается в момент, когда
событие обесценения уже случилось). Переход на модель «ожидаемых убытков»
позволит более реалистично признавать прибыль и более равномерно создавать
резервы на обесценение ссуд и займов, связанное с кредитным риском заемщика.
Значительное расширение раскрытий обеспечит инвесторов и других пользова-
телей отчетности информацией, необходимой для понимания оценок убытков
от обесценения, которые предприятие считает адекватными.
В связи со сложностью перехода на модель «ожидаемых убытков» Совет орга-
низовал группу экспертов-консультантов (Expert Advisory Panel), состоящую из
признанных экспертов в управлении кредитными рисками. Кроме того, восемь
месяцев отведено для подачи общественностью комментариев, предложений
и замечаний к данному предложению.
Очередные заседания Совета по МСФО
На заседаниях Совета были рассмотрены следующие вопросы и приняты
предварительные решения.
Договоры страхования
– Договоры страхования необходимо оценивать с использованием подхода,
разрабатываемого в рамках проекта по обязательствам и измененного таким
образом, чтобы исключить прибыль первого дня.
– Принцип, выбранный для реализации остаточной маржи, должен обеспечи-
вать ее признание в составе дохода таким образом, который лучше всего отражает
результаты деятельности страховщика в соответствии с договором, – на протя-
жении периода, в течение которого страховщик находится в состоянии посто-
янной готовности удовлетворить возможные требования.
– Остаточная маржа не должна корректироваться в течение следующих
отчетных периодов для учета изменений оценок.
– Ставка дисконтирования для страхового обязательства должна корректи-
ровать ожидаемые денежные потоки с учетом временной стоимости денег таким
образом, чтобы учитывать характеристики соответствующего обязательства, а не
ожидаемой доходности по активам.
Обязательства: поправки к МСФО (IAS) 37
Совет рассмотрел вопрос о том, каким образом формулировка «обосно-
ванная сумма, которую выплатила бы компания», содержащаяся в определении
оценки обязательства, будет применяться в отношении обязательств по обслужи-
ванию, например обязательств по демонтажу активов. Совет принял предвари-
тельное решение о том, что если для соответствующих услуг существует рынок,
то сумма, используемая для оценки обязательства, должна быть представлена
суммой, которую подрядчик назначил бы за оказание соответствующей услуги.
В отсутствие рынка компания должна определить сумму, которую она заплатила
бы какой-либо другой третьей стороне за оказание соответствующей услуги.
Принято решение отменить действующее в настоящее время ограничение
в отношении оценки прав на получение возмещения. Таким образом, права на
получение возмещения будут оцениваться на основе стоимости актива и не будут
ограничиваться суммой соответствующего обязательства.
Принято решение о внесении поправок в интерпретацию IFRIC 5, согласно
которым участник, не располагающий контролем, совместным контролем или
существенным влиянием в отношении фонда по выводу из эксплуатации, должен
признавать и оценивать право на получение возмещения в отношении признанных
обязательств согласно МСФО (IAS) 37.
Совет также принял следующие предварительные решения:
– Некоторые обязательства по осуществлению дополнительных взносов в фонд
по выводу из эксплуатации могут быть финансовыми обязательствами и попадать
в сферу применения МСФО (IAS) 32 и МСФО (IAS) 39, а не МСФО (IAS) 37.
– Исключить критерий, требующий от компании признания обязательства
только в том случае, если вероятность внесения взносов составляет более чем 50 %.
Переход на МСФО в США
Опрос мнения финансовых директоров в США, проведенный фирмой
«Делойт» в октябре 2009 г., показал, что более 70 % финансовых руководителей
одобряют переход от ГААП США к МСФО. Более конкретно речь в опросе шла
о «Дорожной карте» – документе, разработанном Комиссией по ценным бумагам
США (далее – КЦБ), определяющем сроки и параметры перехода публичных
компаний США на МСФО.
Несмотря на то что некоторые компании США замедлили подготовку к пере-
ходу на МСФО в связи с финансовым кризисом, нехваткой ресурсов и «охлаж-
дением» со стороны КЦБ к вопросу ускорения конвергенции, большинство
компаний продолжают выполнение планов, связанных с переводом своей системы
финансовой отчетности на стандарты МСФО.
Орган Американского института общественных бухгалтеров (AICPA) –
журнал Journal of Accountancy предлагает использовать службу внутреннего
аудита компаний и накопленный опыт по внедрению системы Sarbanes Oxley по
усилению внутреннего контроля над финансовой отчетностью (так называемая
Секция 404). Согласно «Дорожной карте» КЦБ, компании США будут в течение
трех лет вести параллельный учет по МСФО и ГААП США.
Несмотря на сомнения и скептицизм, который проявляет КЦБ, оба Совета
(FASB и IASB) 5 ноября 2009 г. заявили, что «удвоят» свои усилия по конвергенции
и сделают более частыми совместные заседания своих технических комитетов для
ускорения прогресса по следующим важным совместным проектам:
– финансовые инструменты;
– аренда;
– представление финансовых отчетов;
– признание выручки;
– разграничение капитала и обязательств;
– консолидация;
– прекращение признания элементов отчетности;
– учет пенсионных обязательств.
Дополнительные сомнения и дебаты в решении этих вопросов внес финан-
совый кризис, например обострив спор о том, какая стоимость более релевантна
для финансовых инструментов: историческая или справедливая.
С точки зрения практической перестройки систем компаний США на МСФО
многие из них предвидят повышенные риски, связанные с внедрением новых
учетных методик и процессов, примерами которых могут быть:
– начало покомпонетного учета составных основных средств (требуется
согласно МСФО 16, но отсутствует в ГААП США);
– новый подход к составлению промежуточной отчетности (каждый промежу-
точный период рассматривается как самодостаточный с точки зрения МСФО 34,
тогда как ГААП США разрешает «сглаживание» доходов и расходов в промежуточной
отчетности). Например, по-другому будут списываться капитализированные расходы
на маркетинг и рекламу;
– затраты на производство образцов продукции или пробных партий: в ГААП они
признаются запасами, тогда как согласно МСФО будут списаны на расходы периода.
Помимо потенциальных проблем и рисков, связанных с перестройкой информа-
ционных систем в связи с переходом на МСФО, многие компании США указывают
на такие проблемы, как консолидация отчетности, недостаток людских, финансовых
и технологических ресурсов и потребности в более глубоком обучении МСФО.
Все вышеперечисленные проблемы означают значительное усиление нагрузки
на органы внутреннего аудита, ведь финансовая отчетность в США сертифици-
руется подписью главного финансового руководителя относительно отсутствия
в ней известных ошибок или искажений.
Упрощены требования к раскрытию операций со связанными сторонами
Совет по МСФО выпустил пересмотренную версию МСФО (IAS) 24
«Раскрытие информации о связанных сторонах», которая упрощает требования
раскрытия для связанных с правительством юридических лиц, уточняет опреде-
ление связанной стороны и устраняет некоторую непоследовательность в требо-
ваниях, существующих в ныне действующей версии стандарта. Пересмотренный
стандарт будет эффективен в отношении отчетных ежегодных периодов, начина-
ющихся с 1 января 2011 г. При этом разрешается более раннее применение пере-
смотренного стандарта.
МСФО (IAS) 24 требует, чтобы предприятия раскрывали в финансовых
отчетах информацию о сделках со связанными сторонами. В самом общем смысле
две стороны связаны друг с другом, если одна из них управляет или значительно
влияет на другую сторону.
Совет пересмотрел МСФО (IAS) 24 в ответ на проблемы, связанные со слож-
ностями определения связанной стороны в старой версии стандарта и вытекаю-
щими трудностями применения на практике, особенно в экономической среде
со значительным государственным контролем. Пересмотренный стандарт решает
эти проблемы. В частности, облегчены требования к раскрытию для связанных
с государством юридических лиц. До сих пор если государство (правительство)
управляло, потенциально контролировало или значительно влияло на компанию,
то последняя была обязана раскрывать информацию обо всех существенных
сделках с другими юридическими лицами, также находящимися под контролем
или значительным влиянием правительства.
Новая версия стандарта устраняет требования по раскрытию информации,
которая является дорогостоящей для сбора и обработки по сравнению с реальной
ценностью для пользователя отчетности. Этим достигается баланс, требуемый
концепцией о непревышении стоимости получения информации над ее эконо-
мической пользой.