Будущее финансовой отчетности по стандартам ГААП США
1 июля 2009 г. произошло знаменательное в области ГААП США (Generally Accepted Accounting Principles, GAAP) событие: Кодификация стандартов бухгалтерского учета (Accounting Standards Codification), сформированная Советом по стандартам финансовой отчетности США (Financial Accounting Standards Board, FASB), была признана единственным официальным текстом положений ГААП США. С этой даты все иные редакции положений ГААП США не могут рассматриваться в качестве авторитетного источника. При этом определено, что Кодификация действует для промежуточной и годовой отчетности, относящейся к периодам, которые оканчиваются после 15 сентября 2009 г. Данная Кодификация является результатом напряженной работы на протяжении пяти лет более двухсот специалистов.
Таким образом, наконец-то была решена проблема излишней сложности структуры американских правил отчетности, когда положения, касающиеся одной и той же темы, были «разбросаны» по разным стандартам, разным документам. В Кодификации тысячи положений ГААП были систематизированы по 90 главам (topics), которые представляются в определенной согласованной последовательности. Специально для Кодификации Советом по стандартам финансового учета США (FASB) была разработана система нумерации глав, параграфов, разделов и т. д.
Однако факт утверждения Кодификации не означает, что эта ее редакция признается FASB окончательной и не подлежащей изменениям. Кроме того, мировой финансовый кризис вынудил международное профессиональное сообщество признать, что ни МСФО, ни ГААП США, ни иные национальные учетные системы при их применении не могут быть признаны в качестве абсолютно надежной гарантии достоверности и адекватности информации, содержащейся в финансовой отчетности компаний. В вводной части Кодификации отмечается, что FASB работает в тесной связи с Советом по МСФО (International Accounting Standards Board, IASB). Напомним, что в процессе своего развития финансовое регулирование США двигалось по пути конвергенции стандартов: за счет долгих обсуждений, проводившихся Советом по стандартам финансовой отчетности США (FASB) и Советом по МСФО (IASB), американская система приобретала все новые черты МСФО. Влияние было отнюдь не односторонним: IFRS также изменялись за счет расхождений с US GAAP и необходимости их устранения. Так, в октябре 2002 г. FASB и IASB подписали двустороннее соглашение об устранении различий между существующими системами бухгалтерского учета.
В настоящее время работа в рамках «Партнерства по конвергенции» между IASB и FASB включает следующие основные моменты:
– формальные совместные комитеты (организованные согласно Меморандуму от 2006 г.);
– совместный мониторинг IASB и FASB всех основных проектов (включая общий штат сотрудников, занятых в проекте);
– специальные краткосрочные проекты;
– отдельные рабочие группы (например, по унификации признания выручки, учету аренды, обязательств и капитала, консолидации, концептуальным основам);
– план действий Комиссии по ценным бумагам США (Securities and Exchange Commission, SEC), который представляет собой своеобразный план-график по признанию МСФО в США.
Работа по конвергенции продолжается и сейчас, несмотря на реалии мирового финансового кризиса. Так, 24 марта 2009 г. состоялась встреча представителей FASB и IASB, на которой в очередной раз была продекларирована совместная цель – конвергенция МСФО и ГААП США.
По мнению автора статьи, наиболее крупным совместным завершенным проектом по стандартам, новым для обеих систем, являются стандарты по объединению бизнесов и консолидированной отчетности – как известно, МСФО (IFRS) 3 и МСФО (IAS) 27 «Консолидированная и отдельная финансовая отчетность» (Consolidated and Separate Financial Statements) были переизданы в январе 2008 г., практически одновременно с соответствующими ГААП США.
В свою очередь, в ноябре 2007 г. Комиссия по ценным бумагам США (SEC) разрешила иностранным частным компаниям представлять отчетность, полностью подготовленную в соответствии с МСФО[1]. А в августе 2008 г. SEC официально объявила о своем намерении (в дополнение к уже имеющемуся разрешению для иностранных компаний) разрешить американским компаниям использовать МСФО начиная с отчетности за 2009 г.
В результате описанных событий у части мирового профессионального сообщества появилась идея о проведении в кратчайшее время полной унификации учетной информации и подходов к представлению финансовой отчетности. Однако текст Кодификации, представленной FASB, откладывает реализацию этого процесса на неопределенный срок. Ее содержание свидетельствует, что в FASB отсутствует желание кардинально и быстро менять в угоду МСФО сложившиеся к настоящему моменту суть, содержание и основные подходы ГААП США.
Необходимо учитывать, что новаторский подход SEC основан на позиции, что данные финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с МСФО, и данные, полученные на основе применения ГААП США, не будут существенно различаться. Эти идеи SEC вызвали в американском профессиональном сообществе большие споры. Согласно исследованию, проведенному по результатам 2006 г. консалтинговой фирмой R. G. Associates, Inc.[2], предметом которого были результаты сверки данных отчетности 137 компаний, подготовленной и в соответствии с МСФО, и с применением ГААП США, разница между двумя системами все еще очень значительна. В частности, приводятся следующие данные3: 64 % фирм продемонстрировали более высокий показатель ROE (return on equity) при использовании МСФО по сравнению с ГААП США, при этом 33 % из выборки компаний имеют обратную ситуацию. Специалисты R. G. Associates, Inc. утверждают, что подобная статистика сохраняется и в отношении отчетности более поздних периодов.
По-видимому, двойственная ситуация будет сохраняться до тех пор, пока не появятся ответы и на следующие вопросы:
– Какова роль FASB и IASB в будущем?
– Нужно ли ожидать слияния этих двух Советов?
– Каким образом будет финансироваться их деятельность?
– В чем заключается роль Комиссии по ценным бумагам и биржам (SEC) в плане надзора и финансирования, если она есть, по сравнению с Международной организацией комиссий по ценным бумагам (International Organization of Securities Commissions, IOSCO)?
По мнению автора, большая часть компаний, чьи ценные бумаги и/или их производные представлены на рынке ценных бумаг США, в обозримом периоде будут по-прежнему формировать свою финансовую отчетность в соответствии с американскими стандартами учета. Кроме того, скорость внесения изменений и дополнений в ГААП США, а также их объемы могут быть по сравнению с докризисными реалиями существенно увеличены.
[1] Данная позиция вызвала поток критических замечаний. Часть экспертов считает, что американские инвесторы предпочитают финансовую отчетность, подготовленную с соблюдением ГААП США и SEC надо было бы не столько разрешать применять МСФО, сколько концентрировать усилия на процессе конвергенции (например, см.: http:/papers.ssrn.com/so13/papers.cfm?abstract_id=1083679).
[2] Эта американская фирма занимается изучением вопросов конвергенции ГААП США и МСФО, активно консультирует Комиссию по ценным бумагам США по вопросам конвергенции, а также оказывает аналитические услуги в области исследования учетных систем и управления финансовыми инвестициями.