Корпоративная финансовая отчётность. Международные стандарты.

Журнал и практические разработки по МСФО и управленческому учету.

Международные новости (ноябрь 2012)

Авторы публикации

Редакция КФО. МС

Редакция КФО. МС

Совет по МСФО предлагает поправки

 

Поправка к МСФО (IFRS) 1 «Первое применение Международных стандартов финансовой отчетности»

СМСФО получил значительное количество запросов с просьбой прояснить значение фразы «учетная политика должна соответствовать всем стандартам МСФО, действующим на конец первого отчетного периода, по которому предприятие составляет отчетность по МСФО», используемой в параграфе 7 стандарта МСФО (IFRS) 1.

Совет по МСФО согласился, что существует неопределенность в отношении того, какие именно версии МСФО должны применяться в первой финансовой отчетности предприятия по МСФО в условиях, когда новые или пересмотренные МСФО, которые еще не являются обязательными к применению, но которые могут быть приняты и раньше официального срока ввода в действие, были уже опубликованы. Таким образом, СМСФО решил уточнить, какая именно версия МСФО должна быть применена в такой ситуации.

 

В связи с этим было предложено изменить стандарт МСФО (IFRS) 1 в части параграфа BC11 и добавить параграф BC11A, для того чтобы уточнить, что если новый стандарт МСФО еще не стал обязательным, но имеется возможность его раннего применения, то предприятию разрешается (но от него не требуется), чтобы этот стандарт МСФО был применен в первоначальной финансовой отчетности предприятия в период перехода на МСФО.

 

Поправка к МСФО (IFRS) 3 «Объединение бизнеса»

СМСФО предложил поправку к МСФО 3 «Объединение бизнеса» (в редакции 2008 г.), связанную с областью его применения в части исключения из нее всех типов совместной деятельности (как определено в стандарте МСФО (IFRS) 11 «Совместная деятельность»), т. е. и совместных предприятий, и совместных операций, из сферы применения МСФО 3, а также уточнить, что сфера исключения относится только к финансовой отчетности самого совместного предприятия или совместной операции.

 

Поправка к МСФО (IFRS) 13 «Оценка справедливой стоимости»

Параграф 52 стандарта МСФО (IFRS) 13 определяет сферу применения специального исключения, которое позволяет предприятию измерять справедливую стоимость группы финансовых активов и финансовых обязательств на чистой (нетто) основе, при условии если предприятие действительно управляет группой финансовых активов и финансовых обязательств на нетто-основе в части его чистой остаточной подверженности либо рыночному риску, либо кредитному риску. Это называется «портфельное исключение».

 

Совет по МСФО предлагает изменить параграф 52, чтобы уточнить, что «портфельное исключение» распространяется на все контракты, находящиеся в сфере применения стандартов МСФО (IAS) 39 «Финансовые инструменты: признание и измерение» и МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты», независимо от того, удовлетворяют ли они определениям финансовых активов или финансовых обязательств, как они определены в стандарте МСФО (IAS) 32 «Финансовые инструменты: представление».

 

Поправка к МСФО (IAS) 40 «Инвестиционное имущество»

Совет по МСФО предлагает изменить МСФО (IAS) 40 с целью прояснить нижеследующее:

а) от предприятия требуется применить профессиональное суждение, для того чтобы определить, является ли приобретение инвестиционного имущества:

•    приобретением актива;

•    приобретением группы активов или

•    объединением бизнеса, находящимся в сфере применения стандарта МСФО (IFRS) 3;

б) решение, принятое в п. «а», должно основываться не на параграфах 7—15 стандарта МСФО (IAS) 40, а на соответствующих указаниях стандарта МСФО (IFRS) 3.

 

В Японии открыт первый международный филиал Фонда МСФО

 

15 ноября 2012 г. был открыт первый международный офис-филиал Фонда МСФО и Совета по МСФО за пределами их лондонской штаб-квартиры. Новый офис расположен в Токио (Япония) и будет оказывать поддержку всей деятельности Фонда МСФО в Азии и Океании для решения вопросов, связанных с разработкой, принятием и последовательным применением МСФО.

Открытие регионального офиса Азии и Океании отражает приверженность Фонда МСФО стратегии установления поистине глобальных стандартов финансовой отчетности. Данный филиал будет представительством Фонда МСФО и СМСФО, обеспечивающим постоянное местное присутствие в регионе Азии и Океании, поддержку более широкого регионального охвата и участие в нормотворческой деятельности Совета по МСФО.

Кроме того, новый офис СМСФО предполагается превратить в важный региональный центр исследований региональной финансовой отчетности, обеспечивая тем самым приток важной методологической информации от стран Азии и Океании для целей разработки новых стандартов МСФО.

Открытие представительства проходило под председательством Тошитаки Хагивары (Toshitaka Hagiwara), президента японского Фонда по стандартам финансовой отчетности, и Мишеля Прада (Michel Prada), председателя Попечительского совета Фонда МСФО. С докладом на открытии офиса выступил также Икко Накатсука (Ikko Nakatsuka), министр финансовых услуг Японии.

Комментируя открытие офиса, Мишель Прада сказал: «Регион Азии и Океании является домом для основных и крупнейших рынков капитала и быстро растущих экономик в мире. Также он является очень разно­образным регионом, и именно поэтому нам необходимо установить здесь свое локальное присутствие, чтобы мнения представителей профессии всего региона были услышаны и учтены в процессе разработки стандартов МСФО.

Многие страны в регионе Азии и Океании уже приняли  МСФО, в то время как их соседи  сделали существенный прогресс в переходе на МСФО. Я хотел бы особо поблагодарить японский Фонд по стандартам финансовой отчетности за их щедрый вклад и значительную поддержку в оказании помощи в создании первого международного офиса Фонда МСФО за пределами Великобритании».

 

Новым членом Совета по МСФО стала Мэри Токарь

 

Фонд МСФО объявил 12 ноября 2012 г. о назначении Мэри Токарь членом Совета по МСФО на срок, заканчивающийся 30 июня 2017 г., с правом его продления впоследствии еще на три года. Она присоединится к СМСФО в январе 2013 г.

Г­жа Токарь является уважаемой фигурой в области международной финансовой отчетности. В течение более десяти лет она работала в качестве мирового лидера Группы международной финансовой отчетности компании «КПМГ» и вела диалог «КПМГ» с международными органами по разработке стандартов финансовой отчетности.

Г­жа Токарь имеет значительный опыт в области применения МСФО как в развитых, так и развивающихся странах, работая с клиентами «КПМГ» по всему миру и помогая им решать вопросы перехода на МСФО и их применения. Также она была членом Комитета по Интерпретациям МСФО с 2001 по 2007 г. и является признанным экспертом в области учета вознаграждений работникам и выплат на основе акций.

Ранее г­жа Токарь работала в Комиссии США по ценным бумагам и биржам (SEC) в качестве старшего заместителя главного бухгалтера Комиссии. Г­жа Токарь получила степень МВА в бизнес­школе Штерн (Stern School of Business) Нью­Йоркского университета и является сертифицированным общественным бухгалтером (Certified Public Accountant) штата Нью­Йорк.

 

Совет по МСФО проведет общественный форум по проблеме «перегрузки раскрытиями»

 

Совет по МСФО объявил, что он выступит организатором общественного форума по вопросам раскрытия информации для рассмотрения  вопросов излишней «перегрузки» составителей и пользователей отчетности информацией, раскрываемой в финансовой отчетности.

Форум, который состоится в Лондоне 28 января 2013 г., предназначен для проведения широкого и откровенного диалога между составителями, аудиторами, регуляторами, пользователями финансовой отчетности по МСФО и о том, как повысить полезность и ясность раскрытия финансовой информации. Выводы по итогам работы форума, очевидно, повлияют на ход работы Совета по МСФО над  новыми Концептуальными основами.

В последнее время все более широко распространяется мнение, что не все из информации, требуемой СМСФО и представленной в финансовой отчетности, является полезным.

Различные факторы приводятся в качестве аргументов того, что стали теряться ясность и полезность раскрываемой информации. Некоторые комментарии в адрес СМСФО являются особенно критическими,  когда авторы прямо заявляют, что они видят чрезмерно обременительные требования к финансовой отчетности. Другие комментарии указывают на применение «шаблонного», чисто формального подхода к раскрытию, как заполнение принудительного «контрольного списка» с целью удовлетворить требования аудиторов или регуляторов.

Форум соберет участников, которые заинтересованы  в оптимизации раскрытия информации в финансовой отчетности, с тем чтобы получить более глубокое понимание вопросов, связанных с «перегрузкой» раскрытий, а также того, где и как можно добиться упрощения.

Программа форума включает доклады приглашенных докладчиков, а также открытые дискуссии, в ходе которых будут обсуждены следующие вопросы:

•    текущее состояние раскрытия информации в финансовой отчетности;

•    выявление и понимание основных проблем в области раскрытия со стороны составителей отчетности, аудиторов, регулирующих органов и пользователей, а также возможные причины этих проблем;

•    выявление потенциальных способов, которыми организации могут повысить ясность и четкость финансовых отчетов в кон­тексте современных требований МСФО;

•    презентация разделов Концептуальных основ МСФО.

 

Говоря о форуме, Ханс Хогерворст, председатель Совета по МСФО, сказал: «Становится все более очевидным, что мы страдаем от перегрузки раскрытиями в финансовой отчетности. Тем не менее есть много причин, почему это так. Составители отчетности здесь, конечно, тоже не без греха, но также нельзя отрицать и вину составителей отчетности, аудиторов и регуляторов. Таким образом, наша идея состоит в том, чтобы собрать всех в «одной комнате» и посмотреть, что мы можем сделать для решения проблемы перегрузки раскрытиями.

Никому не следует ожидать быстрых результатов. То, что один инвестор видит как нагромождение множества ненужных раскрытий, для другого инвестора является золотым самородком важной дополнительной информации. Получение действительно важной и полезной информации никогда не бывает легким».

 

Фонд МСФО предлагает создать Консультативный форум по стандартам МСФО (Accounting Standards Advisory Forum)

 

1 ноября 2012 г. Фонд МСФО опубликовал для общественного рассмотрения предложение создать новую консультативную группу по стандартам МСФО, состоящую из представителей национальных органов по разработке стандартов финансовой отчетности и региональных органов, заинтересованных в финансовой отчетности. Создание такой консультативной группы было одной из основных рекомендаций попечителей Фонда МСФО в их документе по обзору стратегии, опубликованном в феврале 2012 г.

Целью новой консультативной группы, которая будет известна как Консультативный форум по стандартам МСФО (Accounting Standards Advisory Forum), является предоставление технических консультаций и обратной связи Совету по МСФО.

Создание Форума логично вытекает из факта широкого международного признания МСФО. Компании в более чем 100 странах мира в настоящее время используют стандарты МСФО, которые требуются или разрешены законодательством этих стран (в том числе две трети членов «Большой двадцатки»). Около половины ведущих мировых компаний из списка Fortune Global 500 в настоящее время применяют МСФО. Учитывая высокую степень «интернационализации» окружающей среды МСФО, предполагается, что большая часть уже существующего диалога между Советом по МСФО с одной стороны и крупными национальными разработчиками стандартов и региональными органами с другой будет включена в деятельность Форума.

Документ с предложением об учреждении Консультативного форума будет открыт для комментариев до 17 декабря 2012 г., и его можно скачать для изучения на веб-сайте Фонда МСФО.

 

Вышли поправки к МСФО 10, МСФО 12 и МСФО 27 по вопросам учета у инвестиционных предприятий

 

Совет по МСФО опубликовал поправки к стандартам МСФО (IFRS) 10, МСФО (IFRS) 12 и МСФО (IAS) 27 по вопросам учета объектов инвестиций у компаний, которые подпадают под определение инвестиционных предприятий.

Данные поправки применяются только к определенному классу бизнеса, который квалифицируется как «инвестиционные предприятия». Совет по МСФО использует этот термин для обозначения компаний, бизнес-моделью которых является инвестирование средств исключительно для получения доходов от прироста стоимости капитала, доходов от инвестиций или обоих видов доходов. Инвестиционное предприятие должно также оценивать эффективность своих инвестиций на основе справедливой стоимости. Такие организации могут включать в себя фонды частного капитала, организации венчурного капитала, пенсионные фонды, суверенные фонды и другие инвестиционные фонды.

В соответствии со стандартом МСФО (IFRS) 10 «Консолидированная финансовая отчетность» такая отчетность предприятия должна включать в себя все инвестиции, которые предприятие контролирует т. е. все дочерние предприятия), на основе метода полной консолидации. Однако многие составители и пользователи финансовой отчетности полагают, что консолидация дочерних компаний инвестиционными предприятиями не приводит к получению полезной информации внешними инвесторами. Скорее наоборот, отражение инвестиций в дочерние компании не путем их консолидации, а в виде их оценки по справедливой стоимости обеспечивает наиболее полезную и актуальную информацию о деятельности инвестиционных предприятий.

Принимая в учет эти комментарии общественности, Совет по МСФО принял поправки, которые предусматривают исключение из требований к консолидации в МСФО 10 в части инвестиционных предприятий и требуют для таких предприятий измерять инвестиции в дочерние компании по справедливой стоимости через прибыль или убыток. Поправки также устанавливают требования к раскрытию информации для инвестиционных предприятий.

Ханс Хогерворст, председатель Совета по МСФО, сказал по этому поводу: «Эти поправки были внесены в результате запросов от составителей и пользователей, работающих в отрасли инвестиционного управления. Приняв изменения с учетом полученных нами отзывов, мы ожидаем, что поправки позволят значительно улучшить качество финансовой отчетности в этой области, повысить прозрачность и сопоставимость как внутри инвестиционных предприятий, так и между ними».

Поправки вступают в силу с 1 января 2014 г., при этом допускается их раннее применение. Это на один год позже, чем 1 января 2013 г. (дата вступления в силу стандарта МСФО 10), но раннее принятие позволит инвестиционным предприятиям применять новые правила одновременно с переходом на правила стандарта МСФО 10.