Корпоративная финансовая отчётность. Международные стандарты.

Журнал и практические разработки по МСФО и управленческому учету.

Применение МСФО в России в соответствии с Законом «О консолидированной финансовой отчетности». Вопросы и ответы

Авторы публикации

Cпециалисты компании «Эрнст энд Янг»

27 июля 2010 г. был принят Федеральный закон № 208­ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» (далее Закон 208­ФЗ). Таким образом, в России было введено законодательное требование об обязательном применении Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) для консолидированной отчетности всеми общественно значимыми компаниями. В 2011—2012 гг. все Международные стандарты финансовой отчетности, выпущенные Советом по МСФО и обязательные для применения для годовых отчетных периодов, начинающихся до 1 января 2012 г. и на эту дату, были признаны для применения на территории Российской Федерации[1].

 

СПРАВОЧНО

 

В марте 2012 г. приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2012 г. № 148 при Министерстве финансов была создана Межведомственная рабочая группа по применению Международных стандартов финансовой отчетности (далее Межведомственная рабочая группа по МСФО).

В сферу полномочий рабочей группы входят среди прочего обобщение практики применения Закона 208­ФЗ и подготовка рекомендаций по вопросам, возникающим в ходе применения МСФО на территории Российской Федерации. В ноябре 2012 г. Межведомственная рабочая группа по МСФО выпустила обобщение практики применения МСФО на территории Российской Федерации ОП 1­2012 (далее ОП 1­2012).

 

Организации, обязанные публиковать консолидированную финансовую отчетность по МСФО

 

Согласно Закону 208­ФЗ консолидированная финансовая отчетность в соответствии с МСФО должна публиковаться:
•    кредитными организациями;
•    страховыми организациями;
•    иными организациями, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах.

 

В Законе 208­ФЗ указывается, что применению на территории РФ подлежат МСФО и Разъяснения МСФО, принимаемые Фондом МСФО и признанные в порядке, установленном с учетом требований законодательства РФ правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

 

Сроки вступления в силу требования о составлении консолидированной финансовой отчетности по МСФО

 

Согласно Закону 208­ФЗ организации, попадающие в сферу его действия, должны составлять, представлять и публиковать консолидированную финансовую отчетность начиная с отчетности за год, следующий за годом, в котором МСФО признаны для применения на территории Российской Федерации. С учетом того, что процедура признания для применения на территории РФ первых 63 стандартов и интерпретаций была завершена в 2011 г., консолидированная финансовая отчетность по МСФО должна представляться организациями (за исключением тех, для которых установлены особые сроки) начиная с отчетности за 2012 г.

На практике последствия официального признания МСФО в России не будут одинаковыми для всех компаний. Те организации, которые уже готовят и публикуют финансовую отчетность по МСФО на добровольной основе, теперь будут обязаны публиковать такую отчетность на русском языке и представлять ее своим собственникам и уполномоченным государственным органам. Прочие компании, которые также попадают в сферу применения Закона 208­ФЗ, но не публиковали ранее консолидированную финансовую отчетность по МСФО, должны будут применить МСФО (IFRS) 1 и подготовить свою первую финансовую отчетность по МСФО, представив в ней соответствующую сверку со статьями капитала в самой последней отчетности по российским ПБУ. Это относится и к тем дочерним/ассоциированным компаниям и совместным предприятиям крупных холдингов, которые, возможно, готовили пакеты отчетности по МСФО для консолидационных целей, но сами консолидированную отчетность по МСФО не публиковали.

 

Адресаты и сроки представления годовой консолидированной финансовой отчетности по МСФО

 

Годовая консолидированная финансовая отчетность на русском языке представляется участникам организации, в том числе акционерам, до проведения общего собрания участников организации, но не позднее 120 дней после окончания года, за который составлена данная отчетность.

Годовая консолидированная финансовая отчетность также представляется:
•    организациями, за исключением кредитных организаций, в Федеральную службу по финансовым рынкам;
•    кредитными организациями в Центральный банк Российской Федерации.

 

Особые сроки представления консолидированной финансовой отчетности по МСФО для отдельных категорий организаций

 

Указанные ниже организации представляют и публикуют консолидированную финансовую отчетность по МСФО начиная с отчетности за 2015 г.:
•    организации, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах и которые составляют консолидированную финансовую отчетность по иным, отличным от МСФО, международно признанным правилам;
•    организации, облигации которых допущены к обращению на организованных торгах.

 

Аудит консолидированной финансовой отчетности

 

Годовая консолидированная финансовая отчетность подлежит обязательному аудиту. Аудиторское заключение представляется и публикуется вместе с указанной консолидированной финансовой отчетностью.

 

Публикация консолидированной финансовой отчетности

 

Организация должна опубликовать годовую консолидированную финансовую отчетность не позднее 30 дней после ее представления.

Консолидированная финансовая отчетность считается опубликованной, если она:
•    размещена в информационных системах общего пользования (например, в сети Интернет), и (или)
•    опубликована в средствах массовой информации, доступных для заинтересованных в ней лиц, и (или)
•    в отношении указанной отчетности проведены иные действия, обеспечивающие ее доступность для всех заинтересованных в ней лиц.

 

Промежуточная консолидированная финансовая отчетность

 

Промежуточная консолидированная финансовая отчетность представляется участникам организации, в том числе акционерам, если такое представление предусмотрено ее учредительными документами.

Кредитные организации также представляют промежуточную консолидированную финансовую отчетность в Центральный банк Российской Федерации в случаях, установленных Центральным банком Российской Федерации. В установленных законодательством о ценных бумагах случаях промежуточная консолидированная финансовая отчетность также составляется и предоставляется и (или) раскрывается организациями — эмитентами эмиссионных ценных бумаг.

 

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

 

Сфера применения

 

Вопрос: Относятся ли к сфере применения Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 208­ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» (далее Закон 208­ФЗ) организации, разместившие ценные бумаги на иностранных организованных рынках ценных бумаг?
Ответ: Требования Закона 208­ФЗ распространяются на организации, разместившие ценные бумаги на российских организованных рынках. Однако согласно Федеральному закону от 22 апреля 1996 г. № 39­ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее Закон 39­ФЗ) и нормативным актам Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) российские эмитенты вправе размещать ценные бумаги за пределами Российской Федерации только на основании разрешения ФСФР. Для получения такого разрешения требуется включение акций компании в котировальный список хотя бы одной из российских бирж. Таким образом, по всей вероятности, компания, разместившая ценные бумаги на иностранных организованных рынках ценных бумаг, также является эмитентом ценных бумаг на российском организованном рынке и подпадает под требования Закона 208­ФЗ.

 

Вопрос: Включает ли формулировка «допущены к обращению» только ценные бумаги, включенные в котировальные списки, или в нее также входят обращающиеся на организованных рынках ценные бумаги, не включенные в котировальные списки (listed/traded)?
Ответ: В Законе 208­ФЗ речь идет как о ценных бумагах, включенных в котировальные листы (listed), так и о ценных бумагах, не включенных в котировальные листы, но торгующихся на организованных рынках ценных бумаг (traded).

 

Вопрос: Относятся ли к «допущенным к обращению» ценные бумаги, представленные на внебиржевом рынке (например, RTS Board)?
Ответ: Не относятся. Внебиржевой рынок не является организованным рынком ценных бумаг, и поэтому представленные на нем ценные бумаги не относятся к ценным бумагам, допущенным к обращению на организованных торгах.
При этом следует отметить, что организации, ценные бумаги которых представлены только на внебиржевом рынке РТС, в некоторых случаях могут подпадать под требование о представлении консолидированной финансовой отчетности по МСФО. Так, в п. 2 ст. 2 Закона 208­ФЗ указывается на то, что «консолидированная финансовая отчетность, составляемая в соответствии с Законом 208­ФЗ, может также требоваться согласно иным федеральным законам». В соответствии со ст. 30 Закона 39­ФЗ требование о представлении консолидированной финансовой отчетности распространяется на всех эмитентов, подпадающих под требования о предоставлении проспектов эмиссии и ежеквартальных отчетов эмитента.

 

Вопрос: Должна ли организация, которая не имеет дочерних обществ, но попадает в сферу применения Закона 208­ФЗ, составлять отчетность по МСФО в соответствии с Законом?
Ответ: Да. Закон 208­ФЗ, требуя представления консолидированной финансовой отчетности, не содержит исключений для случая отсутствия у компании, попадающей в сферу его действия, дочерних организаций. В ч. 2 ст. 1 Закона 208­ФЗ указано: «Для целей настоящего Федерального закона под консолидированной финансовой отчетностью понимается систематизированная информация, отражающая финансовое положение, финансовые результаты деятельности и изменения финансового положения организации, организаций и (или) иностранных организаций — группы организаций, определяемой в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности». Таким образом, даже в случае если у компании нет дочерних организаций, она должна представлять финансовую отчетность в соответствии с МСФО.

 

Вопрос: Должна ли организация, не имеющая ценных бумаг, допущенных к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, но имеющая дочернюю компанию, ценные бумаги которой допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, представлять консолидированную финансовую отчетность в соответствии с Законом 208­ФЗ?
Ответ: Не должна, поскольку требования Закона 208­ФЗ применяются к каждой организации в отдельности.

 

Вопрос: Относятся ли к сфере применения Закона 208­ФЗ учрежденные в форме ОАО организации, которые не выпускали ценные бумаги, допущенные к обращению на организованных торгах?
Ответ: Не относятся, если только организация не попадает в сферу применения Закона 208­ФЗ по другим критериям (например, являясь страховой или кредитной организацией). См. также ответ на следующий вопрос.

 

Вопрос: Должны ли составлять консолидированную финансовую отчетность организации, ценные бумаги которых не обращаются на организованных торгах, но которые обязаны осуществлять раскрытие и (или) предоставление информации в форме сводной бухгалтерской (консолидированной финансовой) отчетности эмитента в соответствии с требованиями Федерального закона «О рынке ценных бумаг»?
Ответ: Да, должны. В соответствии с Законом 208­ФЗ в случае если федеральными законами предусмотрены составление, и (или) представление, и (или) публикация консолидированной финансовой отчетности (сводной бухгалтерской отчетности, сводной (консолидированной) отчетности и баланса) либо если учредительными документами организации, не входящей в сферу применения Закона 208­ФЗ непосредственно, предусмотрены составление, и (или) представление, и (или) публикация консолидированной финансовой отчетности, такая финансовая отчетность составляется в соответствии с Законом 208­ФЗ.
В соответствии с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» в случае регистрации проспекта ценных бумаг и (или) в иных случаях, предусмотренных указанным Федеральным законом, эмитент обязан осуществлять раскрытие, а в случае регистрации проспекта ценных бумаг, предназначенных для квалифицированных инвесторов, — предоставление информации на рынке ценных бумаг в форме сводной бухгалтерской (консолидированной финансовой) отчетности эмитента. При этом, как разъясняется в ОП 1­2012, обязанность составлять консолидированную отчетность у таких эмитентов возникает в соответствии с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг».

 

Вопрос: Входит ли в сферу применения Закона 208­ФЗ организация, котирующаяся посредством компании специального назначения (т. е. в случае, если эмитентом ценных бумаг выступает компания специального назначения, передающая средства, полученные в результате эмиссии, материнской организации)?
Ответ: Не входит, поскольку требования Закона 208­ФЗ применяются к каждой организации в отдельности.

 

Вопрос: Организация, попадающая в сферу применения Закона 208­ФЗ, имеет дочерние и материнскую организации и соответствует условиям, указанным в параграфе 10 МСФО (IAS) 27 об освобождении от составления консолидированной финансовой отчетности. Вправе ли такая организация не составлять консолидированную финансовую отчетность?
Ответ: Не вправе, поскольку, несмотря на наличие соответствующего освобождения в МСФО (IAS) 27, Закон 208­ФЗ не предусматривает аналогичного освобождения от выполнения требования к представлению консолидированной финансовой отчетности. Как разъяснено в ОП 1­2012, круг субъектов, обязанных составлять консолидированную финансовую отчетность, установлен Федеральным законом «О консолидированной финансовой отчетности» и не может изменяться положениями МСФО.

 

Вопрос: Организация (ОАО) имеет ГДР, котирующиеся в Лондоне. Ее акции также котируются в РФ. Организация составляет отчетность в соответствии с ОПБУ США. Должна ли такая организация составлять консолидированную отчетность по МСФО согласно Закону 208­ФЗ?
Ответ: Должна, начиная с отчетности не позже чем за 2015 г.

 

Вопрос: Организация, не попадающая в сферу применения Закона 208­ФЗ, составляет консолидированную финансовую отчетность по МСФО добровольно. Означает ли это, что такая организация должна соблюдать положения Закона 208­ФЗ, регулирующие процесс составления, представления и опубликования консолидированной финансовой отчетности, в частности выполнять требования в отношении сроков представления и опубликования такой отчетности?
Ответ: Не означает. Сфера действия Закона 208­ФЗ не распространяется на организации, в отношении которых отсутствует законодательное требование о представлении консолидированной финансовой отчетности по МСФО.

 

Вопрос: Имеют ли право воспользоваться отсрочкой в отношении вступ­ления в силу требования об опубликовании консолидированной финансовой отчетности по МСФО, предусмотренной Законом 208­ФЗ, следующие организации:
•    страховая организация, выпускающая консолидированную финансовую отчетность согласно ОПБУ США для представления зарубежным банкам и партнерам;
•    страховая организация, ценные бумаги которой допущены к обращению на торгах российских фондовых бирж, выпускающая консолидированную финансовую отчетность по ОПБУ США?
Ответ: Не имеют, поскольку отсрочка не распространяется на страховые и кредитные организации.

 

Вопрос: Какие иные стандарты финансовой отчетности могут рассматриваться в качестве международно признанных правил, дающих право на отсрочку от представления консолидированной финансовой отчетности по МСФО до 2015 г. в соответствии с п. 2 ст. 8 Закона 208­ФЗ?
Ответ:
Официального перечня таких правил нет. Как разъяснено в ОП 1­2012, в целях ст. 8 Федерального закона «О консолидированной финансовой отчетности» под иными, отличными от МСФО, международно признанными правилами следует понимать национальные стандарты бухгалтерского учета США (US GAAP).

 

Объем/состав отчетности по МСФО

 

Вопрос: МСФО не определяют, что отчетным периодом должен быть календарный год. Могут ли российские организации принять решение об использовании финансового года, отличного от календарного, для целей подготовки консолидированной отчетности по МСФО?
Ответ:
Не могут. Хотя прямого указания на это в Законе 208­ФЗ не содержится, на наш взгляд, Закон 208­ФЗ подразумевает использование календарного года. Кроме того, в соответствии с требованиями ст. 14 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129­ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее Закон 129­ФЗ), «отчетным годом для всех организаций является календарный год — с 1 января по 31 декабря включительно». Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402­ФЗ «О бухгалтерском учете», вступающий в силу с 1 января 2013 г. (далее Закон 402­ФЗ), в свою очередь, содержит следующее определение в ст. 15: «Отчетным периодом для годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (отчетным годом) является календарный год — с 1 января по 31 декабря включительно, за исключением случаев создания, реорганизации и ликвидации юридического лица». Этот вывод согласуется с ОП 1­2012, в котором указывается, что «для организаций, составляющих консолидированную финансовую отчетность в соответствии с Федеральным законом «О консолидированной финансовой отчетности», отчетным годом является календарный год.

 

Вопрос: Может ли организация досрочно применить международный стандарт, выпущенный Советом по МСФО, но еще не признанный для применения на территории РФ?
Ответ: Не может, поскольку Закон 208­ФЗ указывает на то, что стандарты вступают в силу на территории Российской Федерации после их официального признания.

 

Вопрос: Может ли организация составлять два варианта консолидированной финансовой отчетности, если она обязана представить консолидированную отчетность по МСФО в соответствии с Законом 208­ФЗ и предоставляет финансовую отчетность зарубежным инвесторам по собственной инициативе, в которой применяет МСФО, еще не признанный к применению в РФ?
Ответ: Может, но при этом она должна четко указать основу представления информации в каждой из отчетностей, а также указать в отчетности, выпущенной позже, на существование первого комплекта финансовой отчетности.

 

Вопрос: Можно ли представлять консолидированную финансовую отчетность, подготовленную в соответствии с Законом 208­ФЗ, не на русском, а на ином языке?
Ответ: Можно — в дополнение к отчетности, представленной на русском языке.

 

Вопрос: Нужно ли раскрывать в консолидированной финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с Законом 208­ФЗ, стандарты, выпущенные Советом по МСФО, но еще не вступившие в силу, если они еще не были признаны для применения на территории РФ?

Ответ: Нужно, так как МСФО требуют раскрытия такой информации.

 

Вопрос: Может ли в консолидированной финансовой отчетности, составляемой в соответствии с Законом 208­ФЗ, использоваться не российский рубль, а иная валюта представления?
Ответ: Как разъяснено в ОП 1­2012, в силу требований Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402­ФЗ «О бухгалтерском учете» валютой представления консолидированной финансовой отчетности, составляемой в соответствии с Федеральным законом «О консолидированной финансовой отчетности», является валюта Российской Федерации. В то же время возможно составление консолидированной финансовой отчетности в иностранной валюте наряду с консолидированной отчетностью в валюте Российской Федерации.

 

Первое применение МСФО

 

Вопрос: Могут ли российские организации, которые ранее не готовили сводную бухгалтерскую отчетность, не представлять сверок капитала по РСБУ с капиталом по МСФО на дату перехода на МСФО и на дату окончания сравнительного периода, представляемого в первой годовой консолидированной финансовой отчетности по МСФО, а также сверку общего совокупного дохода за сравнительный период, представляемый в первой консолидированной финансовой отчетности согласно МСФО?
Ответ: Да, могут не представлять.

 

Вопрос: Будет ли организация считаться нарушившей требование Закона 208­ФЗ, если в качестве консолидированной финансовой отчетности за 2012 г. она подготовит предварительную финансовую отчетность без сравнительной информации за 2011 г. (как часть процесса перехода организации на МСФО)?
Ответ: Да, организация будет считаться нарушившей требования Закона 208­ФЗ, если за 2012 г. она подготовит предварительную финансовую отчетность (как часть процесса перехода организации на МСФО), а не полноценную консолидированную финансовую отчетность по МСФО, включающую сравнительную информацию за предшествующий год. Этот вывод согласуется с ОП 1­2012, в котором указывается: «При составлении консолидированной финансовой отчетности за 2012 г. организация, в том числе впервые подготавливающая консолидированную финансовую отчетность по МСФО, должна представить сравнительную информацию как минимум за один предшествующий период, т. е. за 2011 г., и составить вступительный баланс на 1 января 2011 г. (31 декабря 2010 г.)».

 

Вопрос: Будет ли считаться в соответствии с Законом 208­ФЗ организация, ранее публиковавшая финансовую отчетность согласно МСФО на иностранном языке, но не публиковавшая ее на русском языке, организацией, впервые применяющей МСФО?
Ответ: Нет, такая организация не будет считаться впервые применяющей МСФО.

 

Вопрос: Будет ли считаться в соответствии с Законом 208­ФЗ организация, ранее представлявшая своим собственникам или иным заинтересованным лицам консолидированную финансовую отчетность по МСФО, но не публиковавшая ее, организацией, впервые применяющей МСФО согласно Закону 208­ФЗ?
Ответ: Нет, такая организация не будет считаться впервые применяющей МСФО.

 

Вопрос: МСФО (IFRS) 1 устанавливает ряд исключений/освобождений для организаций, впервые применяющих МСФО. В частности, предусмотрено освобождение в отношении использования переоцененной согласно российским стандартам бухгалтерского учета (РСБУ) стоимости объекта основных средств на дату (или ранее) перехода на МСФО в качестве условной первоначальной стоимости на дату переоценки, если на дату переоценки переоцененная стоимость была в целом сопоставимой со справедливой стоимостью. Согласно РСБУ переоценка проводится по текущей (восстановительной) стоимости, которая может отличаться от справедливой стоимости, определенной в соответствии с МСФО. Может ли текущая (восстановительная) стоимость, рассчитанная в соответствии с РСБУ, считаться в целом сопоставимой со справедливой стоимостью для целей МСФО?
Ответ: В отдельных случаях может. Требуется подробный анализ каждого случая.

 

Вопрос: Компания, попадающая в сферу применения Закона 208­ФЗ, имеет зарубежные дочерние организации (ассоциированные организации или совместные предприятия), которые уже готовят финансовую отчетность согласно МСФО или МСФО, принятым в соответствующих юрисдикциях. Может ли указанная компания воспользоваться добровольным исключением, содержащимся в п. D17 МСФО (IFRS) 1, согласно которому она вправе в своей консолидированной финансовой отчетности оценивать активы и обязательства дочерней организации (ассоциированной организации или совместного предприятия) по их балансовой стоимости в финансовой отчетности такой дочерней организации (ассоциированной организации или совместного предприятия) с учетом корректировок в целях консолидации, применения метода долевого участия и учета объединения бизнеса, в котором данная компания приобрела дочернюю организацию (ассоциированную организацию или совместное предприятие)?
Ответ: Да, может, при условии что упомянутые дочерние организации (ассоциированные организации или совместные предприятия) четко и безоговорочно заявляют в своей отчетности о том, что она подготовлена согласно МСФО или МСФО, принятым в соответствующих юрисдикциях.

 

Вопрос: Организация, попадающая в сферу применения Закона 208­ФЗ, является дочерней организацией (ассоциированной организацией или совместным предприятием) зарубежной компании, которая уже готовит финансовую отчетность согласно МСФО, принятым в соответствующей юрисдикции. Может ли такая организация воспользоваться добровольным исключением, содержащимся в п. D16 МСФО (IFRS) 1, согласно которому она вправе оценивать в своей финансовой отчетности свои активы и обязательства по их балансовой стоимости, которая была бы включена в консолидированную финансовую отчетность материнской компании, основываясь на ее дате перехода на МСФО, после исключения эффекта корректировок в целях консолидации и учета объединения бизнеса, в котором дочерняя организация была приобретена материнской компанией (аналогичное право предоставляется ассоциированным организациям и совместным предприятиям)?
Ответ: Да, может, при условии что материнская компания (инвестор или участник совместного предприятия) четко и безоговорочно заявляет в своей отчетности о ее соответствии МСФО, принятым в соответствующей юрисдикции.

 

Вопросы утверждения, представления и аудита консолидированной финансовой отчетности

 

Вопрос: Будет ли организация считаться нарушившей требование Закона 208­ФЗ о том, что консолидированная финансовая отчетность составляется в соответствии с МСФО, если в результате проверки ее финансовой отчетности, подготовленной, по мнению организации, в соответствии с МСФО, в аудиторском заключении выражено мнение с оговорками, отрицательное мнение или содержится отказ аудитора от выражения мнения?
Ответ: Не будет.

 

Вопрос: Согласно п. 6 ст. 4 Закона 208­ФЗ от 27 июля 2010 г. консолидированная финансовая отчетность должна представляться на русском языке. Каким будет статус отчетности, подготовленной организацией на английском языке (какой вариант отчетности будет являться оригиналом)?
Ответ: Для целей Закона 208­ФЗ оригиналом будет считаться отчетность на русском языке. Для целей представления зарубежным пользователям, например биржам, компания может использовать перевод консолидированной финансовой отчетности на иностранный язык.

 

Вопрос: В п. 2 ст. 8 Закона 208­ФЗ содержится положение об освобождении отдельных организаций от обязанности представлять и публиковать консолидированную финансовую отчетность за отчетные периоды до 2015 г. Означает ли формулировка «не ранее чем с отчетности за 2015 г.» невозможность для организаций, подготавливающих консолидированную отчетность в соответствии с ОПБУ США, перейти на представление консолидированной финансовой отчетности по МСФО ранее 2015 г.?
Ответ: Не означает. В Законе 208­ФЗ указано, что обязанность представлять и публиковать консолидированную финансовую отчетность для таких организаций возникает не ранее чем при подготовке отчетности за 2015 г. Тем не менее организации вправе добровольно перейти к представлению и опубликованию консолидированной финансовой отчетности в соответствии с МСФО с более ранней даты.

 

Вопрос: Какое заявление о соответствии должно содержаться в консолидированной финансовой отчетности, подготовленной согласно Закону 208­ФЗ, и аудиторском заключении о такой отчетности? Следует ли указывать, что отчетность подготовлена в соответствии с МСФО или в соответствии с «МСФО, признанными для применения на территории Российской Федерации»?
Ответ: Как разъяснено в ОП 1­2012, при соответствии консолидированной финансовой отчетности организации всем требованиям МСФО заявление организации о таком соответствии должно содержать указание непосредственно на МСФО. В случае если консолидированная финансовая отчетность организации не соответствует каким-либо требованиям МСФО в силу того, что документы МСФО, признанные для применения на территории Российской Федерации, отличаются от МСФО, принятых Фондом МСФО, то заявление о соответствии этой отчетности МСФО должно содержать указание на МСФО, признанные для применения на территории Российской Федерации. Аналогичные указания следует применять при составлении аудиторского заключения по консолидированной финансовой отчетности.

 

Вопрос: Кем должна быть подписана консолидированная финансовая отчетность, подготовленная в соответствии с Законом 208­ФЗ?
Ответ: Как разъяснено в ОП 1­2012, консолидированная финансовая отчетность должна быть подписана руководителем организации, составляющей консолидированную финансовую отчетность, но при этом также допускается ее подписание наряду с руководителем организации и другими уполномоченными лицами.

 

Вопрос: Должна ли консолидированная финансовая отчетность утверждаться собранием акционеров или аналогичным органом в организациях, имеющих иную организационно-правовую форму?
Ответ: Как разъяснено в ОП 1­2012, законодательство Российской Федерации не содержит требование об утверждении консолидированной финансовой отчетности собранием акционеров или аналогичным органом в организациях других организационно-правовых форм.

 

Промежуточная консолидированная финансовая отчетность

 

Вопрос: Необходимо ли организациям-эмитентам готовить и публиковать промежуточную консолидированную финансовую отчетность за промежуточные отчетные периоды?
Ответ: Необходимо — в отношении отчетности за второй квартал (первое полугодие), а также за иные промежуточные периоды, если это предусмотрено учредительными документами организации (а для кредитных организаций также и в случаях, установленных ЦБ РФ).
В соответствии с п. 12 ст. 30 Закона 39­ФЗ «О рынке ценных бумаг» промежуточная консолидированная (сводная) финансовая отчетность эмитента раскрывается или предоставляется не позднее трех дней после даты ее составления, но не позднее 60 дней после даты окончания второго квартала текущего финансового года, а также включается в состав ежеквартального отчета за третий квартал текущего финансового года. Кроме того, согласно п. 2 ст. 4 Закона 208­ФЗ промежуточная консолидированная финансовая отчетность представляется участникам организации, в том числе акционерам, если такое представление предусмотрено ее учредительными документами.
Кредитные организации также представляют промежуточную консолидированную финансовую отчетность в Центральный банк Российской Федерации в случаях, установленных Центральным банком Российской Федерации.

 

Вопрос: Законом 208­ФЗ установлена обязанность представлять промежуточную консолидированную финансовую отчетность при наличии такого требования в учредительных документах организации. Возможно ли представление промежуточной консолидированной отчетности участникам без наличия соответствующего положения в учредительных документах?
Ответ: Возможно.

 

Вопрос: Является ли обязательным проведение обзора промежуточной консолидированной отчетности по МСФО?
Ответ: Нет, данное требование в законодательстве отсутствует.

 

Приложение

Статус признания МСФО для применения на территории Российской Федерации

 

Стандарты, признанные для применения на территории Российской Федерации

 

1. Международные стандарты финансовой отчетности (IAS):

 

1)  МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности»;
2)  Документ Международных стандартов финансовой отчетности «Представление статей прочего совокупного дохода (Поправки к МСФО (IAS) 1)» — вступил в силу с 1 июля 2012 г.;
3)  МСФО (IAS) 2 «Запасы»;
4)  МСФО (IAS) 7 «Отчет о движении денежных средств»;
5)  МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки»;
6)  МСФО (IAS) 10 «События после окончания отчетного периода»;
7)  МСФО (IAS) 11 «Договоры на строительство»;
8)  МСФО (IAS) 12 «Налоги на прибыль»;
9)  МСФО (IAS) 16 «Основные средства»;
10)  МСФО (IAS) 17 «Аренда»;
11)  МСФО (IAS) 18 «Выручка»;
12)  МСФО (IAS) 19 «Вознаграждения работникам» — действует до 1 января 2013 г.;
13)  МСФО (IAS) 19 «Вознаграждения работникам» (в новой редакции) — вступает в силу с 1 января 2013 г.;
14)  МСФО (IAS) 20 «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи»;
15)  МСФО (IAS) 21 «Влияние изменений обменных курсов валют»;
16)  МСФО (IAS) 23 «Затраты по займам»;
17)  МСФО (IAS) 24 «Раскрытие информации о связанных сторонах»;
18)  МСФО (IAS) 26 «Учет и отчетность по пенсионным планам»;
19)  МСФО (IAS) 27 «Консолидированная и отдельная финансовая отчетность» — действует до 1 января 2013 г.;
20)  МСФО (IAS) 27 «Отдельная финансовая отчетность» — вступает в силу с 1 января 2013 г.;
21)  МСФО (IAS) 28 «Инвестиции в ассоциированные предприятия» — действует до 1 января 2013 г.;
22)  МСФО (IAS) 28 «Инвестиции в ассоциированные и совместные предприятия» — вступает в силу с 1 января 2013 г.;
23)  МСФО (IAS) 29 «Финансовая отчетность в гиперинфляционной экономике»;
24)  МСФО (IAS) 31 «Участие в совместном предпринимательстве» — действует до 1 января 2013 г.;
25)  МСФО (IAS) 32 «Финансовые инструменты: представление информации»;
26)  МСФО (IAS) 33 «Прибыль на акцию»;
27)  МСФО (IAS) 34 «Промежуточная финансовая отчетность»;
28)  МСФО (IAS) 36 «Обесценение активов»;
29)  МСФО (IAS) 37 «Резервы, условные обязательства и условные активы»;
30)  МСФО (IAS) 38 «Нематериальные активы»;
31)  МСФО (IAS) 39 «Финансовые инструменты: признание и оценка»;
32)  МСФО (IAS) 40 «Инвестиционное имущество»;
33)  МСФО (IAS) 41 «Сельское хозяйство».

 

2. Международные стандарты финансовой отчетности (IFRS):

 

34)  МСФО (IFRS) 1 «Первое применение Международных стандартов финансовой отчетности»;
35)  МСФО (IFRS) 2 «Платеж, основанный на акциях»;
36)  МСФО (IFRS) 3 «Объединения бизнеса»;
37)  МСФО (IFRS) 4 «Договоры страхования»;
38)  МСФО (IFRS) 5 «Долгосрочные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность»;
39)  МСФО (IFRS) 6 «Разведка и оценка запасов полезных ископаемых»;
40)  МСФО (IFRS) 7 «Финансовые инструменты: раскрытие информации»;
41)  МСФО (IFRS) 8 «Операционные сегменты»;
42)  МСФО (IFRS) 10 «Консолидированная финансовая отчетность» — вступает в силу с 1 января 2013 г.;
43)  МСФО (IFRS) 11 «Совместная деятельность» — вступает в силу с 1 января 2013 г.;
44)  МСФО (IFRS) 12 «Раскрытие информации об участии в других предприятиях» — вступает в силу с 1 января 2013 г.;
45)  МСФО (IFRS) 13 «Оценка справедливой стоимости» — вступает в силу с 1 января 2013 г.

 

3. Разъяснения Международных стандартов финансовой отчетности (SIC):

 

46)  Разъяснение ПКР (SIC) 7 «Введение евро»;
47)  Разъяснение ПКР (SIC) 10 «Государственная помощь — отсутствие конкретной связи с операционной деятельностью»;
48)  Разъяснение ПКР (SIC) 12 «Консолидация предприятия специального назначения» — действует до 1 января 2013 г.;
49)  Разъяснение ПКР (SIC) 13 «Совместно контролируемые предприятия — немонетарные вклады участников совместного предпринимательства» — действует до 1 января 2013 г.;
50)  Разъяснение ПКР (SIC) 15 «Операционная аренда — стимулы»;
51)  Разъяснение ПКР (SIC) 25 «Налоги на прибыль — изменения налогового статуса предприятия или его акционеров»;
52)  Разъяснение ПКР (SIC) 27 «Анализ сущности сделок, имеющих юридическую форму аренды»;
53)  Разъяснение ПКР (SIC) 29 «Раскрытие информации — концессионные соглашения на предоставление услуг»;
54)  Разъяснение ПКР (SIC) 31 «Выручка — бартерные операции, включающие рекламные услуги»;
55)  Разъяснение ПКР (SIC) 32 «Нематериальные активы — затраты на веб-сайт».

 

4. Разъяснения Международных стандартов финансовой отчетности (IFRIC):

 

56)  Разъяснение КРМФО (IFRIC) 1 «Изменения в существующих обязательствах по выводу объектов из эксплуатации, восстановлению природных ресурсов и иных аналогичных обязательствах»;
57)  Разъяснение КРМФО (IFRIC) 2 «Доли участников в кооперативных предприятиях и аналогичные инструменты»;
58)  Разъяснение КРМФО (IFRIC) 4 «Определение наличия в соглашении признаков договора аренды»;
59)  Разъяснение КРМФО (IFRIC) 5 «Права, связанные с участием в фондах финансирования вывода объектов из эксплуатации, рекультивации и экологической реабилитации»;
60)  Разъяснение КРМФО (IFRIC) 6 «Обязательства, возникающие в связи с деятельностью на специфическом рынке — рынке отходов электрического и электронного оборудования»;
61)  Разъяснение КРМФО (IFRIC) 7 «Применение подхода к пересчету статей финансовой отчетности в соответствии с МСФО (IAS) 29 «Финансовая отчетность в гиперинфляционной экономике»;
62)  Разъяснение КРМФО (IFRIC) 9 «Повторная оценка встроенных производных инструментов»;
63)  Разъяснение КРМФО (IFRIC) 10 «Промежуточная финансовая отчетность и обесценение»;
64)  Разъяснение КРМФО (IFRIC) 12 «Концессионные соглашения на предоставление услуг»;
65)  Разъяснение КРМФО (IFRIC) 13 «Программы лояльности клиентов»;
66)  Разъяснение КРМФО (IFRIC) 14 «МСФО (IAS) 19 — предельная величина актива пенсионного плана с установленными выплатами, минимальные требования к финансированию и их взаимосвязь»;
67)  Разъяснение КРМФО (IFRIC) 15 «Соглашения на строительство объектов недвижимости»;
68)  Разъяснение КРМФО (IFRIC) 16 «Хеджирование чистой инвестиции в иностранную операцию»;
69)  Разъяснение КРМФО (IFRIC) 17 «Распределение неденежных активов в пользу собственников»;
70)  Разъяснение КРМФО (IFRIC) 18 «Передача активов от клиентов»;
71)  Разъяснение КРМФО (IFRIC) 19 «Погашение финансовых обязательств долевыми инструментами».

 

Стандарты, находящиеся на регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации:

 

1)  Документ Международных стандартов финансовой отчетности «Займы, предоставленные государством (Поправки к МСФО (IFRS) 1)»;
2)  Документ Международных стандартов финансовой отчетности «Раскрытие информации — взаимозачет финансовых активов и финансовых обязательств (Поправки к МСФО (IFRS) 7)»;
3)  Документ Международных стандартов финансовой отчетности «Консолидированная финансовая отчетность, совместная деятельность и Раскрытие информации об участии в других организациях: Руководство по переходным положениям (Поправки к Международному стандарту финансовой отчетности (IFRS) 10, Международному стандарту финансовой отчетности (IFRS) 11 и Международному стандарту финансовой отчетности (IFRS) 12)»;
4)  Разъяснение КРМФО (IFRIC) 20 «Затраты на вскрышные работы на этапе эксплуатации разрабатываемого открытым способом месторождения»;
5)  Документ Международных стандартов финансовой отчетности «Ежегодное совершенствование текста Международных стандартов финансовой отчетности, выпущенных в 2009—2011 гг.».

 

Стандарты, еще не признанные для применения на территории Российской Федерации:

 

1)  МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты»;
2)  Документ Международных стандартов финансовой отчетности «Инвестиционные организации (Поправки к МСФО (IFRS) 10, МСФО (IFRS) 12 и МСФО (IAS) 27)»;
3)  Документ Международных стандартов финансовой отчетности «Взаимозачет финансовых активов и финансовых обязательств (Поправки к МСФО (IAS) 32)»;
4) Документ Международных стандартов финансовой отчетности «Дата обязательного вступления в силу МСФО (IFRS) 9 и раскрытие информации при переходе к новому порядку учета (Поправки к МСФО (IFRS) 9 (2009 г.), МСФО (IFRS) 9 (2010 г.) и МСФО (IFRS) 7)».



[1]   Список МСФО, признанных для применения на территории Российской Федерации, приведен в приложении к статье.