Корпоративная финансовая отчётность. Международные стандарты.

Журнал и практические разработки по МСФО и управленческому учету.

Международные новости (февраль 2013)

Авторы публикации

Редакция КФО. МС

Редакция КФО. МС

 

Министры финансов и управляющие центральных банков стран «Большой двадцатки»
по-прежнему обеспокоены медленными темпами конвергенции


Заключительное Коммюнике совещания министров финансов и управляющих центральных банков двадцати ведущих экономических держав мира (G20), состоявшегося в Москве 15—16 февраля 2013 г., содержит тезисы об их обеспокоенности по поводу задержки в конвергенции стандартов финансового учета МСФО и ГААП США, а также призывает к улучшению отчетности предприятий публичного сектора экономики.

В Коммюнике говорится следующее:

«Мы с обеспокоенностью отмечаем задержку в конвергенции стандартов финансового учета, в ее состоянии на сегодняшний день и обращаемся к Совету по МСФО (СМСФО) и Совету по стандартам финансового учета (ССФУ) США сделать все, чтобы до конца 2013 г. завершить свою работу по нерешенным ключевым проектам с целью достижения конвергенции и получения единого набора глобальных высококачественных стандартов финансовой отчетности».

 

Члены совещания «Большой двадцатки» получили совместный отчет от Совета по МСФО и Совета по СФУ США о состоянии проекта по конвергенции и о графике работ по оставшимся проектам в рамках ее скорейшего достижения. Этот доклад является ответом на запрос предыдущего (в ноябре 2012 г.) совещания министров финансов и управляющих центральных банков «Большой двадцатки», когда также была выражена озабоченность слишком медленным прогрессом в деле конвергенции и сделан особый акцент на выработку адекватных правил учета обесценения финансовых инструментов.

Совместный доклад СМСФО и ССФУ был представлен членам совещания «Большой двадцатки» представителями Совета по финансовой стабильности (Financial Stability Board, FSB). FSB также предоставил сопроводительное письмо к докладу и свой анализ ситуации, которые были отражены в отдельном документе председателя правления FSB под названием «Прогресс в деле продвижения финансовых и регуляторных реформ». В частности, этот документ содержал следующие важные тезисы:

 

«Совет по МСФО и Совет по СФУ подтвердили свои ожидания, что в ближайшее время они добьются прогресса по двум ключевым нерешенным вопросам:

1) обесценение кредитов (завершение обсуждений планируется в 2013 г.);

2) договоры страхования (обоим Советам предстоит провести консультации с общественностью в 2013 г.).

 

Из вышеуказанных двух нерешенных вопросов необходимость достижения конвергенции в вопросе совместного принятия нового подхода к обесценению финансовых активов в русле будущих ожидаемых потерь является самой важной для конечных пользователей отчетности, а также с точки зрения финансовой стабильности. Мы с обеспокоенностью отмечаем задержку в конвергенции по этому вопросу на сегодняшний день. Таким образом, мы рекомендуем членам «Большой двадцатки», чтобы они обратились с просьбой к членам СМСФО и ССФУ США подготовить к концу 2013 г. детальный рабочий план по достижению общего подхода к вопросу обесценения финансовых активов и в целом для достижения поставленной «Большой двадцаткой» цели формирования единого набора высококачественных стандартов финансового учета и отчетности».

 

Коммюнике также содержит в себе взгляды «Большой двадцатки» на многие другие темы, связанные в том числе с ответом ведущих экономик мира на глобальный финансовый кризис. В плане формирования такого ответа в Коммюнике признается важная роль финансовой отчетности для предприятий публичного сектора экономики для поддержания финансовой устойчивости. Кроме того, преследуя цель укрепления бухгалтерского баланса предприятий публичного сектора, «Большая двадцатка» подчеркнула необходимость проведения работы, позволяющей лучше оценивать риски, связанные с долговыми инструментами этих предприятий. Эта задача включает в себя, в частности, в рамках и с учетом особенностей конкретной страны, улучшение прозрачности и сопоставимости отчетности предприятий публичного сектора и мониторинг воздействия кризисных явлений в финансовом секторе на качество долговых инструментов.

 

Европейская федерация бухгалтеров опубликовала анализ
практики формирования комбинированной и выделенной (carve-out) финансовой отчетности
 

 

Европейская федерация бухгалтеров (The European Federation of Accountants, FEE) опубликовала документ, посвященный анализу общепринятой практики составления комбинированной и выделенной (carve-out) финансовой отчетности (т. е. отчетности отдельного подразделения предприятия). В работе обобщены наиболее распространенные практики, а также основные вопросы и проблемы, связанные с подготовкой комбинированной и выделенной финансовой отчетности в соответствии с МСФО.

Данный документ был выпущен в развитие предыдущего материала — дискуссионной бумаги FEE «Обсуждение комбинированной финансовой отчетности», выпущенной в апреле 2011 г. Последняя версия учитывает комментарии и замечания, полученные FEE от респондентов в ходе обработки обратной связи, а также вопросы, которые первоначально не были охвачены в ходе подготовки документа, выпущенного в апреле 2011 г. Кроме того, анализ общей практики включает в себя и дополнительные тезисы, предложенные Рабочей группой FEE по рынкам капитала (FEE Capital Markets Working Party), которые были признаны необходимыми в ходе разработки более всеобъемлющего и полезного документа.

FEE считает, что вновь выпущенный документ будет полезным для всех сторон, заинтересованных в предмете (составителей, пользователей, практиков, регуляторов, представителей науки и профессиональных организаций). Документ также призывает Совет по МСФО добавить проект по комбинированной финансовой отчетности к повестке дня своей будущей работы (в настоящее время Совет по МСФО не имеет конкретного стандарта МСФО или другого руководства в отношении подготовки комбинированной финансовой отчетности).

Документ может быть использован национальными регуляторами рынка ценных бумаг по меньшей мере как систематизированный источник информации. Кроме того, FEE надеется на начало широкой общественной дискуссии по поводу теории и практики формирования комбинированной и выделенной финансовой отчетности.

Совет FEE выразил готовность принимать и обрабатывать комментарии общественности, относящиеся к данной теме, и заявил, что будет обновлять документ по мере необходимости. С пресс-релизом и текстом документа с анализом общепринятой практики по вопросу можно ознакомиться на веб-сайте FEE (www.fee.be).

 

ACCA изложила свою позицию относительно отчетности и аудита предприятий государственного сектора экономики

 

Ассоциация присяжных сертифицированных бухгалтеров Великобритании (Association of Chartered Certified Accountants, ACCA) выпустила обновленный документ с изложением своих позиций по целому ряду тем, важных для отчетности предприятий государственного сектора экономики. В частности, в дополнение к ряду других тем в документе подчеркивается поддержка использованию метода начисления и специальной отчетности в сфере устойчивого развития (sustainability reporting) в государственном секторе, а также выдвигаются рекомендации в этих областях.

В этом документе, озаглавленном как «Установление высоких профессиональных стандартов в сфере оказания государственных услуг по всему миру» (Setting High Professional Standards for Public Services Around the World), определена политика АССА для сотрудников, работодателей и широкого спектра всех внешних сторон, заинтересованных в общественных услугах. Документ декларирует такие цели, как формулирование критериев по достижению мощного государственного финансового управления, надлежащее управление и сильная культура этики в государственном секторе.

 

Финансовая отчетность

В отношении финансовой отчетности в документе отмечается, что прозрачная финансовая отчетность является абсолютно необходимым фактором с точки зрения достижения реальной подотчетности государственного сектора. В документе сказано, что правительства должны стремиться формировать и обеспечивать финансовую информацию, основанную на международных стандартах отчетности – как в целях улучшения прозрачности и подотчетности, так и для получения более жесткого контроля над финансовым управлением.

В отношении вопроса, какие конкретно стандарты отчетности должны применять правительства, в документе отмечается, что приоритет отдается стандартам МСФО, развитие которых является основной обязанностью Совета по МСФО. Однако документ АССА также поддерживает и развитие Международных стандартов учета в государственном секторе (International Public Sector Accounting Standards, IPSAS), разрабатываемых Советом по Международным стандартам учета в государственном секторе (IPSASB), который делает это в контексте интерпретирования и применения стандартов МСФО к предприятиям государственного сектора.

В документе сотрудниками АССА сделан следующий важный вывод:

 

«По нашему мнению, не должно быть никакого конфликта между стандартами МСФО и стандартами IPSAS при их применении в государственном секторе. IPSAS играют важную роль в решении конкретных проблем государственного сектора, для которых нет соответствующих стандартов МСФО, таких как учет услуг, оказываемых в рамках концессии, учет у грантодателей, учет доходов и внеобменных операций, представление бюджетной информации в финансовой отчетности и раскрытие финансовой информации о секторе государственного управления».

 

Отмечается, что существует подход, принимаемый правительствами в некоторых юрисдикциях, когда финансовая отчетность государственного сектора формируется на основе кассового метода, который пока еще разрешен стандартами IPSAS, но при этом «в долгосрочной перспективе именно метод начисления является правильным путем вперед для учета средств государственного сектора, поскольку этот метод увеличивает прозрачность и подотчетность».

Кроме того, в данном документе АССА выражает мнение о том, что аудит финансовой отчетности является по своей сути одинаковой процедурой и для частного, и для государственного сектора и что, соответственно, АССА поддерживает принятие и внедрение Международных стандартов аудита (International Standards on Auditing, ISA) для государственных организаций.

 

Отчетность об устойчивом развитии

Относительно вопроса отчетности об устойчивом развитии и корпоративной социальной ответственности (КСО) АССА выдвигает мнение о необходимости быть в курсе различий между частным и государственным секторами для обеспечения такой отчетности. В документе отмечается обоснование того, что для государственных организаций отчетность об устойчивом развитии может быть связана с факторами иными, чем для частных предприятий, например такими как требования, предъявляемые внешними организациями. Кроме того, существующие рамочные положения Глобальной инициативы по отчетности (Global Reporting Initiative, GRI) создают особые стимулы для государственного сектора быть «на острие» развития отчетности об устойчивом развитии и даже служить в качестве примера для частного сектора в этом вопросе.

Полный текст документа, сопутствующий пресс-релиз АССА и соответствующая ветвь дискуссии находятся свободном доступе на сайте ACCA по адресу http://www.accaglobal.com/en/discover/news/2013/02/whistleblow-audit.html.

 

Совет по МСФО подготовил проект будущей программы своей работы с учетом трехлетних консультаций с общественностью  

 

Совет по МСФО завершил свои наиболее обширные — и по объему вопросов, и по охваченному периоду — общественные консультации относительно своей будущей программы работы. Члены СМСФО согласовали и опубликовали документ «Заявление об обратной связи», в котором изложили свое видение приоритетов работы Совета на будущее на основании полученных от международной общественности рекомендаций.

Консультации с общественностью включали в себя программу многочисленных дискуссий, встреч с инвесторами, обсуждений различных вопросов на дискуссионных форумах в Интернете. В целом в общественных консультациях приняли участие тысячи заинтересованных физических и юридических лиц из более чем 80 стран мира. Кроме того, Совет по МСФО получил более 240 писем-комментариев от респондентов в ответ на консультационный документ, который был опубликован как приглашение для рекомендаций по повестке дня СМСФО в июле 2011 г.

По результатам почти трехлетних обсуждений можно выделить пять широких тем, которые вырисовались из многочисленных ответов респондентов.

Во-первых, многие заинтересованные стороны обратились к Совету по МСФО с просьбой о том, чтобы после десятилетия почти непрерывных изменений в принципах и правилах международной финансовой отчетности последовал период относительного спокойствия.

Во-вторых, общественностью была высказана почти единогласная поддержка усилий Совета по МСФО по первоочередной работе над новыми Концептуальными основами МСФО, которые обеспечили бы формирование последовательного и практического фундамента для последующей разработки и улучшения индивидуальных стандартов.

В-третьих, Совету по МСФО было предложено внести некоторые целевые улучшения, направленные на облегчение перехода на МСФО и удовлетворение потребностей новых составителей отчетности по МСФО.

В-четвертых, Совету по МСФО было предложено уделять значительно больше внимания вопросам внедрения и сопровождения стандартов.

Наконец, многие респонденты обратились к Совету по МСФО с просьбой улучшить способы и процедуры, в ходе которых СМСФО разрабатывает новые стандарты. Комментаторы отметили, что Совет должен проводить более строгий и тщательный анализ требуемого на разработку времени, затрат и выгод, а также заблаговременное определение возможных проблем, которые могут возникнуть в процессе разработки новых стандартов.

Комментируя новую программу работы, председатель Совета по МСФО Ганс Хугерворст сказал:

 

«Я хотел бы поблагодарить тысячи людей, которые предоставили вдумчивые, глубокие ответы на наш консультационный запрос. Это действительно новая глава в истории Совета по МСФО и в нашей работе по созданию стандартов МСФО в качестве глобального языка финансовой отчетности».

 

Попечители Фонда МСФО опубликовали пересмотренный вариант Конституции Фонда  

 

Попечители Фонда МСФО, ответственные за управление и контроль над Советом по МСФО, завершили работу и опубликовали пересмотренную версию Конституции Фонда МСФО.

Поправки к Конституции были одобрены попечителями на встрече в январе 2013 г., после завершения процесса проведения консультаций с общественностью. Предложенные изменения Конституции предполагали разделение ролей председателя Совета по МСФО и главного исполнительного директора Фонда МСФО. Это изменение находится в полном соответствии с выводами Наблюдательного совета МСФО (Monitoring Board), которые были опубликованы в документе «Обзор управления» (Governance Review) в феврале 2012 г.

Предложенное разделение руководящих ролей на практике уже было реализовано Фондом и Советом по МСФО после внутренней структурной реорганизации в конце 2011 г. Председатель Совета по МСФО больше не может работать одновременно и в качестве главного исполнительного директора Фонда МСФО. Вместо этого ответственность за текущую работу Фонда была включена в должностные инструкции отдельного исполнительного директора Фонда. На эту должность в первом квартале 2012 г. был назначен Яэль Альмог.

 

Советы по МСФО и МИО формализовали сотрудничество
по совместной разработке интегрированной корпоративной отчетности
 

 

Совет по МСФО и Совет по Международной интегрированной отчетности (Совет по МИО, International Integrated Reporting Council, IIRC) объявили о заключении соглашения, согласно которому две организации углубят свое сотрудничество в работе Совета по МИО по разработке интегрированной корпоративной отчетности.

Меморандум о взаимопонимании, подписанный председателем правления Совета по МСФО Гансом Хугерворстом и главным исполнительным директором Совета по МИО Полом Друкманом, демонстрирует взаимный интерес обеих организаций в повышении качества и согласованности глобальной корпоративной отчетности в целях создания дополнительной ценности как для индивидуальных инвесторов, так и для экономики в целом.

Комментируя подписание меморандума, Ганс Хугерворст сказал:

 

«Это соглашение формализует уже достаточно сильную связь, которая практически существует на различных уровнях между нашими организациями. Мы поддерживаем видение Совета по МИО о развитии корпоративной отчетности, и благодаря этому меморандуму мы будем сотрудничать по важнейшим направлениям, представляющим взаимный интерес».

 

Пол Друкман, главный исполнительный директор СМИО, так прокомментировал подписание соглашения:

 

«Через два месяца Совет по МИО планирует опубликовать для комментариев общественности проект Концептуальных основ международной интегрированной системы отчетности. Важной частью нашей работы является создание условий для принятия интегрированной отчетности в качестве лучшего языка для бизнеса, чтобы общаться со своими инвесторами и обеспечивать более устойчивое создание стоимости и развитие более эффективных рынков капитала. Совет по МСФО сделал много для улучшения качества и сопоставимости финансовой отчетности во всем мире. Создание нового языка корпоративной отчетности, который будет лучше служить бизнесу и инвесторам и способствовать более устойчивому развитию мировой экономики, будет главным призом и итогом нашего сотрудничества».

 

Совет по МИО — это глобальная коалиция участников рынка и других заинтересованных сторон, которые работают над публикацией системы Международной интегрированной отчетности. Публикация Проекта Концептуальных основ МИО планируется 16 апреля 2013 г.

Затем после обсуждения общественностью и получения комментариев и замечаний сами Концептуальные основы МИО планируются к опубликованию в декабре 2013 г.

 

Совет по стандартам финансового учета США предложил руководство по признанию и оценке финансовых активов и финансовых обязательств

 

Совет по Стандартам финансового учета США (ССФУ) опубликовал проект стандарта финансового учета США «Признание и оценка финансовых активов и финансовых обязательств» (Accounting Standards Update (ASU) «Recognition and Measurement of Financial Assets and Financial Liabilities»). Предлагаемый стандарт является эквивалентом проекта стандарта, выпущенного Советом по МСФО в ноябре 2012 г. в отношении внесения предлагаемых ограниченных изменений в стандарт МСФО (IFRS) 9 в редакции 2010 г.

В январе 2012 г. члены ССФУ начали новый раунд переговоров и обсуждений со своими коллегами из Совета по МСФО вопросов взаимного сближения по ключевым аспектам их соответствующих подходов к классификации и оценке финансовых инструментов. Несмотря на то что существенные различия между ГААП США и МСФО в данной области так и останутся неустраненными, предлагаемый ССФУ новый стандарт ASU приведет к большему сближению двух глобальных систем учета в вопросах классификации и оценки финансовых инструментов.

Более подробная информация о предлагаемом стандарте ASU и сопутствующий ему пресс-релиз находятся в открытом доступе на интернет- сайте Совета по СФУ США по адресу www.fasb.org.

Комментарии общественности по предложенному стандарту АСУ будут приниматься на сайте ССФУ до 15 мая 2013 г.